Файл: Модальные фразы в современном английском языке (Теория определения модальности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.05.2023

Просмотров: 162

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Отвлеченно-обобщенность научного стиля находит свое отражение и в выборе лишь одного из средств выражения какого-либо модального значения при наличии в распоряжении говорящего двух или большего количества этих средств. Примером этого служит более частое употребление в придаточном предложении, зависящем от выражения воли или желания, формы субъюнктива настоящего времени (а не конструкции с глаголом should) по сравнению с использованием этой формы в общелитературном языке, что можно объяснить большей степенью отвлеченности модального значения, передаваемого формой субъюнктива по сравнению с конструкцией с глаголом should, выражающей более конкретное модальное значение. Косвенным следствием этого является сохранение глаголом should своего лексического значения преимущественно в научном стиле, а не в обще-литературном языке, поскольку в научном стиле конструкция с глаголом should в большей степени испытывает влияние формы субъюнктива.

Еще одним примером стилистической обусловленности функционирования форм, выражающих модальное значение, может служить большая частотность в научных текстах (по сравнению с общелитературным языком) аналитических форм сослагательного наклонения для выражения необусловленного предположения как пред положения более отвлеченного характера, поскольку сам факт наличия условия придает предположению более конкретный характер. Употребление же необусловленного предположения, в котором стилистическое значение преобладает над грамматическим и которое начинает служить цели смягчения категоричности высказывания, также отражает специфику научного стиля, поскольку некатегоричность высказывания свойственна английскому научному стилю.

Форма выражения предположения также связана с характером научного стиля. В научной литературе, в особенности в естественнонаучной, преобладают проблематичные предположения, вызывающие неуверенность и сомнение, над нереальными предположениями. Это можно объяснить влиянием экстралингвистического фактора, поскольку в естественных науках при выдвижении новых гипотез или теорий большее место занимают предположения, относящиеся к будущему (проблематичные, но допустимые), чем предположения, относящиеся к прошлому (как правило, нереальные). Отсюда меньшая частотность в естественнонаучных текстах форм наклонения, выражающих нереальное предположение (аналитических перфектных форм сослагательного наклонения), и почти полное отсутствие в научных текстах конструкций с формой might, выражающих предположение, не соответствующее действительности, и нередко встречающихся в художественной литературе.


Как пример того, что можно было бы назвать внутристилевыми особенностями научных текстов, зависящими от внеязыкового фактора, являются различный характер и разная частота употребления глагольных форм, выражающих предположение, в зависимости от предмета науки. Обоснованные предположения, для которых их временная отнесенность не является решающим фактором, достаточно часты в научных текстах по любой специальности. Предположения же, относящиеся к прошлому и поэтому иногда трудно доказуемые, преобладают в литературе по специальностям, относящимся к более отдаленным периодам (археология, геология, палеонтология и т.п..). Рассмотренный материал позволяет сказать, что языковая категория модальности преломляется в научном стиле в таких оттенках модального значения, которые функционально обусловлены, и что для передачи этих модальных значений отбираются языковые средства, выражающие эти значения в соответствии с коммуникативным заданием научного стиля. Таким образом, совокупность модальных значений и способов их выражения в научном стиле представляет собой систему выражения модальных значений, являющейся составной частью всей системы научного функционального стиля

Библиографический список

  1. Адмони В. Основы теории грамматики, ISBN 5-354-01016-0, Изд-во Флинта, 2004,
  2. Балли Ш. Язык и жизнь, ISBN 5-354-00227-3, Издательство Едиториал УРСС, , 2003
  3. Вагапова Л.Л. Языковые средства выражения модальности в высказываниях диалогической речи/ Л.Л. Вагапова; Псков. фил. Ленингр. гос. техн. ун-та. - Псков, 1991. -
  4. Виноградов, В.В. О категории модальности и модальных словах в русском языке Текст. / В.В. Виноградов // Избранные труды. Исследования по русской грамматике. М.: Наука, 1975. .
  5. Иванова И.П., Бурлакова В.В, Почепцов Г.Г. Теоретическая грамматика современного английского языка: М.: «Высшая школа», 1981.
  6. Красавина В., Английский язык. Времена и модальные глаголы, Идательство Флинта, 2015
  7. Кунн Томас, Фрумкина Ревекка, Актуальные проблемы современной лингвистики, Изд-во Флинта, 2015
  8. Плунгян В., Урманчиева А., Исследования по теории грамматики. Выпуск 3. Ирреалис и ирреальность,. ISBN 5-94244-001-8, 2004,
  9. Сафина A. Р.. Коммуникативно-прагматические функции модальных слов (на материале современного английского языка), Вестник Бурятского университета, 2015г. Вып 11.
  10. Угарова Е., Все модальные глаголы английского языка, 2015, ISBN 978-5-8112-5309-8, 978-5-8112-6110-9
  11. Хомутова Т.Н. Модальность и наклонение в современном английском языке. Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Лингвистика. 2008 №1
  12. Хомутова Т.Н. Система лексико-грамматических средств выражения ирреальной модальности в придаточных предложениях в современном английском языке: дис. ...канд. филол. наук. М., 1985.
  13. Barba Elena, Epistemic Modality in English and French, ISBN 9783843369947, Издательство:LAP Lambert Academic Publishing2010,
  14. Blakemore, D. (1994). Evidence and modality. In R. E. Asher (Ed.), The Encyclopedia of language and linguistics (pp. 1183–1186). Oxford: Pergamon Press. ISBN 0-08-035943-4.
  15. Elliott, Jennifer R. (2000). Realis and irrealis: Forms and concepts of the grammaticalisation of reality. In: Linguistic Typology
  16. Palmer, F. R., Mood and Modality, Cambridge University Presents, 2001,
  17. Bybee, Joan; Perkins, Revere; and Pagliuca, William. The Evolution of Grammar, Univ. of Chicago Press, 1994
  18. Sakoda, Kent, and Jeff Siegel, Pidgin Grammar, Bess Press, 2003.
  19. Sweetser, E. E.. Root and epistemic modality: Causality in two worlds. Berkeley Linguistic Papers (1982)
  20. Rodney Huddleston, A SHORT OVERVIEW OF ENGLISH SYNTAX Based on The Cambridge Grammar of the English Language The University of Queensland http://www.lel.ed.ac.uk/grammar/overview.html
  21. Saeed, John I.. Sentence semantics 1: Situations: Modality and evidentiality. In J. I Saeed, Semantics (2nd. ed) (Sec. 5.3, pp. 135–143). Malden, MA: Blackwell Publishing. ISBN 0-631-22692-3, ISBN 0-631-22693-1. (2003)
  22. http://www.gingersoftware.com/content/grammar-rules/verbs/
  23. Modal verb https://en.wikipedia.org/wiki/Modal_verb
  24. Linguistic Society of America Официальный сайт Американского лингвистического общества http://www.linguisticsociety.org
  25. Linguistic Inquiry Vol. 31, no. 4 (2000) through current issue http://muse.jhu.edu/journal/117
  26. International Journal of Linguistics and Language Resources https://www.benjamins.com/#catalog/journals/li
  27. Miller, Keith M. (2009). "While We Weren't Paying Attention". IEEE Technology and Society Magazine. 28 (1): 4. doi:10.1109/MTS.2009.931861. ISSN 0278-0097.
  28. Shurville, Simon; Greener, Sue; Rospigliosi, Asher. "Educational Technology: An Ecumenical Stance" (PDF). Readings in Education and Technology: Proceedings of ICICTE 2008
  29. Udechukwu, Isika G.; Enahoro, Assay B. (2010). "Chapter 12: Concepts, Dimensions in New Media Technology: Reinforcing the Contest Against Financial Crimes in Nigeria". In Nwokeafor, Cosmas Uchenna; Langmia, Kehbuma. Media and Technology in Emerging African Democracies. University Press of America. p. 252. ISBN 978-0-7618-5200-1.
  30. Semiotics: The Basics http://linguistlist.org/issues/14/14-2416.html#dir