Файл: «Роль кадровой службы в формировании и реализации кадровой стратегии» ..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.05.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица 4

Анализ обеспеченности трудовыми ресурсами[23]

Категории

работающих

Среднесписочная

Отклонение за 2018 г. от

численность

2016

2017

2016

2017

2018

Чел.

% прироста

Чел.

% прироста

Рабочие, в том числе:

Основные

вспомогательные

944

754

190

944

754

190

815

640

175

-129

-114

-15

-13,71

-15,12

-7,90

-129

-114

-15

-13,71

-15,12

-7,90

Служащие всего, в т.ч.:

Руководители

Специалисты

Прочие служащие

250

128

90

32

228

120

88

20

203

106

79

18

-47

-22

-11

-14

-18,80

-17,19

-12,22

-43,75

-25

-14

-9

-2

-10,97

-11,67

-12,50

-10,00

Всего работающих

1194

1172

1018

-176

-14,74

-154

-13,14

Проанализируем динамику структуры персонала предприятия за 2016-2018 гг. (таблица 5).

Таблица 5

Динамика структуры численности работающих по категориям (%)[24]

Категория

работающих

Структура численности, %

Отклонение за 2018 г. от

2016

2017

2018

2016

2017

Среднесписочная численность всего

100

100

100

-

-

в т.ч. рабочие, из них:

основные;

вспомогательные

79,06

63,15

15,90

80,55

64,33

16,21

80,02

62,87

17,15

0,96

-0,28

1,25

-0,53

-1,46

0,94

Служащих, из них:

20,94

19,45

19,98

9,26

0,53

Руководители;

Специалисты;

Прочие специалисты

10,72

7,54

2,68

10,24

7,51

2,30

10,41

7,79

1,78

-0,31

2,93

-0,90

0,17

0,28

-0,52


Из данных таблицы 5 видно, что за 2018 г. в структуре персонала произошли негативные изменения по сравнению с показателями 2017 г.: на 0,53 процентного пункта сократился удельный вес рабочих в общей численности персонала с соответствующим увеличением удельного веса служащих.

В таблице 6 представлены данные о возрасте персонала предприятия.

Таблица 6

Данные о возрасте персонала предприятия, %[25]

Возраст

2017

2018

Изменение

Рабочие

От 20 до 30 лет

24

30

+6

От 30 до 40 лет

32

36

+4

От 40 до 50 лет

29

33

+4

Старше 50 лет

15

1

-14

Специалисты

От 20 до 30 лет

27

32

+5

От 30 до 40 лет

35

37

+2

От 40 до 50 лет

24

29

+4

Старше 50 лет

14

2

-12

Из данных таблицы 6 можно сделать вывод, что наблюдается тенденция омоложения работников.

Удельный вес рабочих старше 50 лет сократился на 14 пунктов, а специалистов – на 12 пунктов.

Таким образом, проведенный анализ свидетельствует о низкой эффективности работы предприятия в 2018 г.: объём реализации продукции за 2018 г. уменьшился по сравнению с 2017 г. на 24,49 %. Затраты на производство продукции превысили выручку, в результате чего предприятием был получен убыток в размере 11 945 тыс.руб. Численность персонала в 2018 г. сократилась на 13,14 %.

2.2. Оценка эффективности работы кадровой службы предприятия

Кадровая работа в ООО «Завод приводной техники» проводится работниками отдела кадров, который является самостоятельным структурным подразделением предприятия. Основными направлениями кадровой работы являются следующие: подбор кадров в целях обеспечения рабочей силой цехов и отделов предприятия, прогноз потребности кадров, организация подготовки и обучения кадров, подготовка руководящих кадров, их повышение, продвижение по службе, создание резерва кадров, участие в подготовке премиального положения, способствующего привлечению, закреплению и сохранению кадров, учет кадров.


Для оценки эффективности работы кадровой службы предприятия использован чек-лист, представленный в таблице 7.

Таблица 7

Чек-лист оценки работы сотрудника кадровой службы[26]

Вопрос

Кто отвечает за составление кадровых документов в вашем отделе кадров?

Какими документами регламентируется деятельности вашего отдела кадров? Покажите, пожалуйста, эти документы.

Как распределяются функциональные обязанности в кадровой службе?

Что входит непосредственно в Ваши обязанности как сотрудника кадровой службы? Где (в каких документах) закреплены Ваши обязанности?

С какими подразделениями Вам приходится взаимодействовать при оформлении кадровой документации? Опишите, пожалуйста, как происходит это взаимодействие.

Какое специализированное программное обеспечение Вы используете в своей работе?

Какими нормативными актами Вы руководствуетесь в своей работе?

Какое количество времени требуется Вам для оформления документации по... (приему, увольнению, переводу (в зависимости от функциональных обязанностей проверяемого)) одного сотрудника?

Какими нормативными актами Вы руководствуетесь в своей работе?

Какие изменения произошли в последние полгода в действующем законодательстве, регламентирующем Вашу работу? Откуда Вы узнали об этих изменениях?

Как часто сотрудники кадровой службы имеют возможность повышать свою квалификацию? Каким образом определяется необходимость (потребность) в повышении квалификации?

Какой последний семинар (практикум) по профессиональной тематике Вы посетили? Какая информация, полученная Вами на обучении, используется Вами в работе?

Как давно Вы работаете в ООО «Завод приводной техники»

Как часто меняется состав кадровой службы?

Кто осуществляет контроль за Вашей работой?

На основе чек-листа, а также анализа документации заполнен специальный рабочий документ «Информация о кадровой службе», представленный в таблице 8.

По результатам диагностики работы кадровой службы составлен отчет, представленный в таблице 9.

Таблица 8


Информация о кадровой службе ООО «Завод приводной техники» [27]

Информация

Результат

Наличие

Комментарий

1

2

3

4

5

1

Сотрудники кадровой службы (образование, стаж работы в должности)

1. Сабирова Елена, руководитель кадровой службы: образование высшее, стаж работы в должности руководителя кадровой службы - 24 года.
2. Кольцова Светлана, ведущий специалист по кадрам: образование высшее, стаж работы в должности ведущего специалиста - 21 год.
3. Игнатова Наталья, ведущий специалист по кадрам: образование высшее, стаж работы в должности ведущего специалиста - 12 лет.
4. Юшкина Ирина, ведущий инженер по кадрам: образование среднее специальное, стаж работы в должности ведущего инженера по кадрам - 12 лет.
5. Козырева Наталья, инспектор по кадрам: образование среднее профессиональное, стаж работы в должности инспектора по кадрам - 5 лет

2

3

Наличие должностных инструкций в кадровой службе

Не разработаны

разработаны частично (для отдельных сотрудников кадровой службы)

разработаны для всех должностей и утверждены в документальном виде

+

Наличие положения о кадровой службе

Есть

+

Нет

Продолжение таблицы 8

1

2

3

4

5

4

Понимание сотрудниками отдела кадров своих обязанностей и сути выполняемой работы

Плохое

среднее

+

хорошее

5

Наличие четких зон ответственности

за каждым сотрудником закреплена своя зона ответственности

зоны ответственности нескольких сотрудников пересекаются

+

зоны ответственности не выделены

6

Знание в области законодательства, регламентирующего кадровый документооборот

Плохое

Среднее

+

Хорошее

7

Обучение сотрудников кадровой службы

проходит постоянно

Внешние семинары. Обучение проходил только руководитель
службы

проходит эпизодически

+

не проводится

8

Текучесть персонала в кадровой службе

высокая

умеренная

низкая

+

9

Оформление кадровой документации ведется в электронной системе кадрового документооборота

Да

+

Внутренняя разработка по предприятию

Нет

10

Среднее количество приказов по личному составу в месяц

420


Продолжение таблицы 8

1

2

3

4

5

11

Примерное количество времени, которое уходит на оформление приема человека на работу

50 минут

Время может быть сокращено в случае улучшения навыков работы сотрудников со специализированным ПО

12

Примерное количество времени, которое уходит на оформление увольнения работника

30 минут

13

Наличие системы внутреннего контроля за издаваемой кадровой документацией

существует в виде организованной системы процедур

существует частично и осуществляется стихийно

+

Проверки со стороны руководства нерегулярны

отсутствует

14

Взаимодействие между подразделениями, отвечающими за ведение кадровой документации, и подразделениями, участвующими в ее подготовке

плохое

среднее

+

хорошее

15

Степень участия юридической службы в составлении кадровых документов

готовит проекты

визирует проекты, подготовленные сотрудниками кадровой службы

+

Визируются только приказы
об увольнении
по инициативе
работодателя

не принимает участия в подготовке

16

Реакция на изменение действующего законодательства

плохая, изменения в практику вносятся с большим опозданием

+

хорошая, изменения в практику вносятся оперативно

Таблица 9

Отчет по итогам диагностики кадровой службы[28]

Содержание

Результат

1

2

1.Общие положения

1.1. Цели диагностики

Диагностика текущего состояния в кадровой службе ООО «Завод приводной техники» была проведена с целью выработки согласованного с руководством предприятия плана мероприятий по совершенствованию системы работы кадровой службы.

1.2. Задачи диагностики

Проведен первичный анализ документации, регламентирующей работу сотрудников кадровой службы предприятия

Проведен анализ функциональной загрузки сотрудников кадровой службы

Проведен анализ технологий и процессов работы кадровой службы на предмет их соответствия требованиям действующего законодательства, требованиям локальных нормативных актов, организацией аналогичных процессов в других организациях.

Проведен первичный анализ программного обеспечения, используемого для оформления кадровой документации.

1.3. Методы сбора данных

Интервью, наблюдение за работой сотрудников кадровой службы, анализ локальной нормативной документации.

2. Текущая ситуация и основные проблемные зоны

2.1. Общая характеристика сотрудников кадровой службы.

Деятельность кадровой службы возглавляет начальник кадровой службы, непосредственно подчиняющийся директору предприятия. Общая численность службы составляет 5 человек: руководитель кадровой службы, два ведущих специалиста по кадрам, инженер по кадрам, инспектор по кадрам. Из 5 сотрудников кадровой службы 3 человека имеют высшее профессиональное образование, 2 - среднее профессиональное образование. Знания сотрудников кадровой службы в области законодательства, регламентирующего кадровый документооборот, находятся на среднем уровне. Обучение сотрудников кадровой службы носит эпизодический и бессистемный характер. Выявлен ряд существенных пробелов в профессиональных знаниях сотрудников кадровой службы.

2.2. Регламентация деятельности сотрудников кадровой службы.

Положение о кадровой службе разработано и утверждено. Деятельность сотрудников службы регламентирована должностными инструкциями. Указанные в должностных инструкциях обязанности сотрудников службы дублируют друг друга, конкретные участки работ в инструкциях четко не обозначены. Процедуры выполнения кадровых работ и правила оформления сопровождающей их документации в локальных нормативных актах не зафиксированы.