Файл: Политика мотивации персонала в системе стратегического управления кадровым направлением деятельности организации ( Теоретические основы мотивации персонала организации).pdf
Добавлен: 24.05.2023
Просмотров: 120
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы мотивации персонала организации
1.1. Понятие и теории мотивации персонала организации
1.2. Методы мотивации персонала современной организации
Глава 2. Анализ кадрового потенциала ООО «Конгломерат»
2.1 Общая характеристика деятельности ООО «Конгломерат»
Сущность стимула такова, что он одновременно может быть, как вознаграждением за проделанные усилия и старания сотрудника, так и быть целью, но в конечном итоге, работник, так или иначе, может быть вознагражден, или же наказан за результаты своей трудовой деятельности. Учитывая специфику психики сотрудника, чаще всего сам факт поощрения приравнивается к неосознанному стимулу. Как раз здесь проявляется вновь взаимосвязь вышеупомянутых определений, лежащих в структурной основе мотивации: ответная реакция персонала на стимулы предопределена разнообразными целями и потребностями, а также мотивами.
На данный момент, в теории менеджмента существует достаточное количество разнообразных теорий и подходов, которые дают свое объяснение и понимание мотива и системы мотивации в целом. Если же уделять особое внимание состоянию современной теории мотивации и стимулирования труда и трудовой деятельности, то их можно систематизировать следующим образом:
- традиционные;
- содержательные;
- процессуальные[12].
Традиционные теории мотивации применения метода «кнута и пряника» базирующегося на материальном стимулировании или наказании сотрудников. Основоположником данной теории выступил Ф.Тейлор и Г. Форд. Базовые принципы данной теории сводятся к тому, что для высокой мотивации персонала необходимо придерживать следующих правил:
- строго нормированный организованный труд;
- стремление к переходу на сдельную оплату труда при недоущении снижения сдельной ставки;
- создание равных для всех условий материальной мотивации;
- внедрение системы компенсаций повышенной оплаты труда на конвейерной работе.
К недостаткам данной теории можно отнести совершенное одинаковые условия ко всем сотрудникам в системе мотивирования. Кроме того, присутствует тенденция не принятия во внимание факторов внутренний мотивации, а лишь только доминирование материального стимулирования.
К содержательным теориям относят следующие работы:
- Иерархия потребностей Л. Маслоу. Данная теория является одной из широко распространённых теорий, в основе которой лежит формирование потребностей согласно уровням жизнедеятельности человека, причем самыми приоритетными потребностями являются первичные. По мере удовлетворения физиологически обусловленных потребностей человек стремится удовлетворить вторичные. Уровень социализации обусловливает и уровень потребностей, что позволяет увидеть пирамида А.Маслоу, представленная на рисунке 3.
- Рисунок 3. Пирамида потребностей по теории Л. Маслоу
Л. Маслоу выделяет потребности, образовывающие систему мотивации и побуждающие человека совершать поступки для достижения целей, формируя его мотивы. Данную закономерность отражает пирамида, где потребности распределены по уровням согласно которым, чем выше потребность расположен в пирамиде, тем больше сил требуется от человека для его удовлетворения[13].
- Теория приобретенных потребностей Д. МакКлеланда. Согласно данной теории существует основные три потребности, которые напрямую влияют на уровень мотивации сотрудника. Потребность достижения, или же потребность в эффективность, когда сотрудник стремится выполнять работу более результативно, чем раньше. Потребность соучастия - стремления сотрудника к дружеским отношениям с окружающими людьми. Потребность во власти представляет собой желание сотрудника воздействовать и контролировать других людей. Благодаря правильному пониманию потребностей сотрудника, можно адаптировать под него систему мотивации, а также понимать какие задачи для него лучше подходят.
- Двухфакторная модель мотивации Ф.Герцберга - существует две большие группы факторов: мотивирующие факторы и гигиенические факторы. К первой группе факторов относится стремление сотрудника в признании, продвижении и самореализации сотрудника на рабочем месте. Вторая группа факторов описывают окружение сотрудника и затрагивает такие аспекты, как справедливое распределение заработной платы, руководства, технические аспекты, условия работы, ее надежность и стабильность.
Следует отметить то, что процессуальные теории в отличие от содержательных в своем развитии уделяли особое внимание самому процессу мотивации и тому, как сотрудник прилагает усилия для достижения целей и какой выбирает при этом тип поведения, так как только лишь совершенное понимание имеющихся потребностей у сотрудника не дает гарантии, что мотивация будет полностью направленна на достижение желаемых для организации целей и задач. На данном этапе развития управленческих наук существует следующий ряд процессуальных теории:
- Теория ожиданий В. Врума - говорит о том, потребности сотрудника не являются единственным источником мотивации, а необходимо то, чтобы его активная деятельность действительно привела бы к получению желаемого. Ожидание того, что приложенные усилия приведут к желаемому результату, который будет оценен и вознагражден соответствующим образом - это ключевые факторы, влияющие на мотивацию. Чем сильнее каждый из факторов, тем выше мотивация.
- Теория справедливости Дж. Адамса - гласит о том, что сотрудника субъективно подходят к оцениваю соотношения между затраченными усилиями и полученными вознаграждением за достижение цели, а также склонны сравнивать это же соотношение с другими сотрудниками, выполняющих аналогичную работу. Результатом данного сравнения может послужить следующие реакции на несправедливость: сокращение прикладываемых усилит, попытка добиться увеличения вознаграждения, снижение самооценки, попытка повлиять на трудовую деятельность других работников, выбор другого объекта для сравнения, попытка перейти в другое подразделение или компанию. Менеджер должен отслеживать на постоянной основе возникновения подобных противоречий и вовремя их ликвидировать[14].
- Теория мотивации Дугласа Мак Грегора - сформулированы две теории: теория «X» и «У», каждая из которых объясните модели поведения сотрудника с двух противоположных сторон. Теория «X» утверждает, что сотрудники не заинтересованы в рабочем процессе и не готовы брать на себя ответственность, и их действиями руководит чувство страха и деньги. Согласно теории «У», сотрудники активны и инициативны и могут быть задействованы в творческом труде, если подобрана правильная мотивация. Данные теории представляют собой целостный подход мотивации персонала, так как для грамотного управления менеджер должен применять обе теории вместе и помогать своим сотрудникам перейти из одного состояния в другое.
Развитие и становление всех этих теорий обусловлено специфичным условиями формирования различных периодов экономических отношений, которые, в свою очередь, послужили отправной точкой для возникновения определенных мотивов и стимулов трудовой деятельности.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что на мотивацию оказывает влияние психологические и физиологические потребности сотрудника, которые и лежат в ее основ, поэтому в теории менеджмента для повышении эффективности и результативности управления менеджеру необходимо анализировать мотивы сотрудников для понятия исходных причин выбора целей в процессе трудовой деятельность, чтобы грамотно выстраивать систему мотивации. Для улучшения эффективности деятельности организации, менеджер должен понимать сущность происхождения мотивов трудового поведения и характер мотивации. Чтобы система мотивации работала, прежде всего необходимо понимать, на что оказывают влияние факторы и причины объективного характера. Именно поэтому необходимо тщательно подходить к выбору системы мотивации, что позволит улучшить мотивацию работников и получить необходимый результат.
1.2. Методы мотивации персонала современной организации
В наше время в мире бизнеса огромное внимание акцентируется на мотивации персонала и его управлении. Персонал предприятия - это «детали» одного огромного «двигателя». Для функционирования этого «двигателя» надо, чтобы каждая «деталь» качественно выполняла цель, которая перед ней стоит.
Однако персонал не постоянно выполняет свои прямые задачи, и даже опытные специалисты не всегда справляются с работой, которая им достается, не всегда они довольны своим положением в кадровом составе организации. Можно сделать вывод, что эффективность персонала снижается, соответственно, снижается и эффективность работы всей организации. Для уменьшения числа подобных ситуаций высшее звено управления предприятия повышает мотивацию своих сотрудников.
Анализ сущности и механизма мотивации трудового поведения персонала позволяет выделить два основных их вида: внутреннюю и внешнюю. По определению Соболева Ю.П. внутреннюю мотивацию необходимо рассматривать как факторы, которые создаются людьми самостоятельно, и которые во многом определяют направленность их поведения. С точки зрения данного определения, в качестве основных внутренних стимулов необходимо рассматривать такие чувства, как счастье, признание, понимание, одобрение[15].
В отличие от внутренней, внешняя мотивация формируется под влиянием на человека внешних факторов различной природы (экономических, физических или социально-психологических). Эти факторы приобретают форму конкретного стимула и включают в себя денежное вознаграждение, возможность продвижения по службе.
Сравнивая внешние и внутренние мотиваторы, необходимо отметить, что последние являются более глубокими, и способны оказывать более длительное воздействие на человека, так как непосредственно ему присущи. В то же время формирование внутренних мотиваторов – это гораздо более сложный процесс, так как он связан с большими затратами эмоциональной энергии. Сформировать внешние факторы гораздо проще, они оказывают более сильное, но при этом меньшее по продолжительности воздействие.
Анализ основных видов внешней мотивации трудовой деятельности проведен в таблице 1.
Таблица 1
Основные виды внешней мотивации
Тип мотивации |
Характерные особенности |
Экономическая мотивация |
Основана на: системе оплаты труда, системе дифференцированного учета и результативности труда, системе реализации полученных за труд денежных средств, системе предоставления дополнительных выплат и компенсаций |
Социальная мотивация |
Основана на нравственных ценностях человека, осознании ценности и полезности труда, побуждениях, связанных с насыщенностью, содержанием и условиями труда, взаимоотношениями в трудовом коллективе, возможностями самосовершенствования и самовыражения. |
Организационная (административная) мотивация |
Опирается на закрепленное законом право администрации требовать от работников соблюдения принятых правил трудовой деятельности, регламентированных трудовым законодательством и внутрифирменными документами. Ее основа – дисциплина труда, а результат – дисциплинарная ответственность, предусматривающая меры воздействия на работника за ненадлежащее выполнение им своих обязанностей, или поощрение за достижение определенных результатов деятельности. |
Как видно из таблицы, они разнообразны по своему составу и определяются в первую очередь тем, стимулы какой природы – экономические, социальные или административные – используются для воздействия на работников.
Что касается внутренней мотивации, то наиболее полная ее классификация проведена Филькина А.Д., которая в качестве основных рассматривает пять ее типов[16]. Их анализ проведен в таблице 2
Таблица 2
Основные виды внутренней мотивации
Тип мотивации |
Характерные особенности |
Коммерческий тип |
Свойственен работникам, которые осуществляют трудовую деятельность исключительно с целью получения заработной платы |
Хозяйский тип |
Свойственен работникам, обладающих лидерскими качествами, склонностью к принятию на себя ответственности за результаты деятельности |
Профессиональный тип |
Свойственен работникам, стремящимся к повышению своего профессионально – квалификационного уровня |
Патриотический тип |
Свойственен работникам, основной ценностью для которых является стабильность коллектива и рабочего места |
Люмпенский тип |
Свойственен работникам, у которых отсутствуют какие – либо четкие мотивы и стимулы |
Основная задача, решаемая в процессе мотивации труда персонала состоит в том, чтобы обеспечить уровень внутренней мотивации, достаточный для побуждения работников к достижению организационных целей. Ключевая роль данной задачи принадлежит стимулированию трудовой деятельности.
В соответствии с наиболее общим определением, принятым в теории управления, стимулирование трудовой деятельности – это стремление организации с помощью моральных и материальных средств воздействия побудить работников к труду, его интенсификации, повышению производительности и качества труда для достижения целей организации[17]. В составе стимулирования трудовой деятельности можно выделить два основных направления: материальное и нематериальное стимулирование.
Различают следующие виды мотивации сотрудников:
- Материальная
- Нематериальная
1. Материальная мотивация - это мотивация, включающая финансовую часть. Все способы материальной мотивации разделяются на два подвида:
А) Система поощрений - это оплата труда, различные прибавки, скидки, льготы, премии. При применении данной системы каждый работник понимает, чем эффективнее и качественнее он выполняет свои должностные обязанности, тем большее поощрение он получит, соответственно, сотрудник стремится выполнить свою работу эффективно и качественно.