Файл: Особенности политики психологической поддержки персонала организаций бюджетной сферы (РОЛЬ подсистемы СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ поддержки В СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.05.2023

Просмотров: 111

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. РОЛЬ подсистемы СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ поддержки В СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

1.1.Понятие и сущность социально-психологической работы в организации

1.2 Социально-психологические методы управления персоналом в таможенной службе

Глава 2. ПРАКТИКА Построения подсистемы социально – психологической поддержки сотрудников В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ

2.1.Анализ проблем применения социально- психологических методов управления в таможенных органах

2.2 Анализ эффективности организации социально-психологической работы в таможенных органах

ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ

3.1 Разработка предложений по совершенствованию социально-психологических методов управления в таможенных органах

3.2.Оценка возможного эффекта от внедрения предложений

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Главная задача - это обеспечение для государственных служащих таких условий в формировании мотивации, которые будут стимулировать, дисциплинировать или способствовать творческой и профессиональной реализации. В том числе берем в расчет воспитание нравственных ценностей и этических принципов деятельности на службе. Решение вышеперечисленных проблем позволит повысить результативность и ответственность российской государственной таможенной службы.

2.2 Анализ эффективности организации социально-психологической работы в таможенных органах

Сегодня таможенные органы не располагают системой методов оценки персонала, особенно для руководящих должностей высшего руководства. Их эффективность в области психолого-педагогического сопровождения может основываться только на субъективной оценке самих же руководящих личностей, т.е. ограниченного круга лиц, оторванных от реальности. Их субъективная оценка и сложившееся мировоззрение оторвано от работающего коллектива, равно как и позиция нанятого психолога (по уровню он также стоит над личностными связями в коллективе).

Международные организации, и еще реже - российские, используют определенные инструменты оценки для оценки уровня эффективности управления. Общепринятые ключевые показатели эффективности называются от англ. KeyPerformanceIndicators - KPI. По этой методике происходит мониторинг эффективности управления и деятельности. Комплексная система показателей KPI - это «система нефинансовых и финансовых показателей, влияющая на качественное и количественное изменение результатов по отношению к ожидаемому результату или поставленной стратегической цели».

На практике выделяются следующие группы показателей:

  • «KPI затрат»: оценка объема затраченных ресурсов;
  • «KPI функционирования»: степень согласованности

процесса по отношению к полному алгоритму;

  • «KPI производительности»: соотношение между временем и полученным результатом;
  • «KPI результата»: характеристика полученного результата в количественном и качественном выражении;
  • «KPI эффективности» характеризуют затраты ресурсов по отношению к полученному результату.

KPI считается многосторонней системой, дающей многогранную оценку действительности. В таможенных органах используется своя система, во многом сопоставимая с KPI - это контрольные показатели эффективности деятельности таможенных органов (КПЭД). Они тоже измеряют степень выполнения задач, помогают понять плюсы и минусы таможенных процессов.

КПЭД и KPI позволяет систематизировать индикаторы КПЭД по трем смысловым группам:

  • оценка конечного результата;
  • оценка эффективности проведенных мероприятий;
  • оценка промежуточных результатов процесса.

Можно сделать вывод, что в системе оценки применяемой относительно деятельности таможенных органов и управленческих органов есть некоторая односторонность. Этот факт затрудняет значительно оценку эффективности менеджмента, и автор задумывается о рациональности ее применения.

В наши дни из-за происходящих изменений в системе организации таможенных органов к должностным лицам предъявляются очень жесткие требования по вопросам взаимодействия с представителями организаций и физическими лицами. Любое деловое общение: начальника и подчиненного, с коллегами по работе требует определенных психологических навыков и знаний.

Вопрос профессионально-психологической подготовленности таможенника - это непременная часть профессионального мастерства. Она предполагает коммуникабельность, культуру общения, способность установить психологический контакт с человеком, вежливость, умение строить межличностное взаимодействие, коррекция поведения, стиль взаимоотношений и модель общения с окружающими в процессе исполнения поставленных задач, овладение навыком нейтрализации конфликтов в ситуациях, уметь визуально диагностировать личность партнера, читать жесты, общение, понимать истинный смысл движений, слов, мимики, уметь работать в острых психологических условиях, осваивать новые методики по снятию стресса и улучшать собственное самочувствие.

В 2017 году проходила масштабная работа в ФТС по комплексной оценке показателей психологического климата служащих. Оно касалось как штатных сотрудников, так и кандидатов на посты.

В общей численности из тридцати тысяч человек (кандидатов в том числе) доля штатных составила 60%.

Максимально полное представление о профессионально - психологических характеристиках должностных лиц можно сделать на основе результатов обследований.

В результате исследований были выявлены сотрудники, склонные к совершению правонарушений, склокам и жалобам по отношению к коллегам по работе. Для придания объективности полученным результатам используются достижения современной науки в области информационных технологий. Всем известное устройство полиграф прошли практически все высшие руководящие посты. Однако его показания не всегда можно интерпретировать правильно: где гарантия, что малейшие колебания вызваны изменениями в психологической реакции человека, а не тряской стола, например, или неисправностью оборудования.


На рисунке 2 представлены результаты обследования

таможенных служащих на полиграфе. Были получены следующие интересные результаты исследования.

Результаты мониторинга служащих
таможни на полиграфе

  • внеслужебные личные или деловые связи с криминальными элементами

  • наличие в прошлом фактов злоупотребления служебным положением
  • противопоказания медицинского характера
  • предоставили искаженные анкетные данные
  • прошли проверку

Рисунок 2 - Результаты мониторинга служащих таможни
на полиграфе

Из 400 человек, прошедших тестирование, у 47,5 % были определены как люди, потенциально имеющие угрозу девиантного или недостойного поведения.

У 8 % людей выявили связи с криминальными авторитетами по служебным вопросам.

В 14 % случаев выявили факты коррупционного правонарушения или использования служебного положения в целях получения личной выгоды.

  1. % не признались, что имеют серьезные медицинские проблемы со здоровьем.
  2. % неверно заполнили резюме при подаче заявления на работу (скорее это было сделано намеренно).

Остальные успешно прошли проверку на полиграфе и по всем показаниям могли быть допущены к государственной таможенной службе.

Статистические исследования доказывают, что прошедшие психологическую аттестацию и получившие положительную оценку служащие остаются работать долгое время и являются надежными работниками, тогда как не прошедшие не прорабатывают и года. Работа психологической службы позволит во многом сократить издержки таможни на обучение ненадежных сотрудников и потратить ресурсы на выращивание преданных квалифицированных кадров [15].

Особенное внимание уделяется мерам по пресечению коррупции и ее предотвращению.

Социально-психологические исследования (далее - СПИ) в таможенных органах проводимые психологами, важная часть общей работы. Проведенные 450 СПИ психологами, были нацелены на изучение причин конфликтных ситуаций, уровня и эффективности управленческого взаимодействия, а также эффективность антикоррупционных мероприятий.

В итоге, как показала практика, СПИ имеют положительный результат. Он выражен в полученной информации и итогах разрешения сложных ситуаций. Самое важное - активизировать должностные лица действовать на позитивные изменения, ощущать свое позитивное влияние для достижения общей цели.

Информация, полученная психологами по результатам СПИ, позволяет определить основные проблемные вопросы, связанные с исполнением должностными лицами своих обязанностей, выявить зоны риска в части возможных коррупционных проявлений, дает возможность принимать обоснованные кадровые решения.


Согласно плану ФТС России по противодействию коррупции, отдел координации работы психологов Управления государственной службы кадров организовал проведение СПИ для оценки уровня эффективности антикоррупционных мероприятий и как таковой коррупции.

Участие в исследовании приняли 12230 должностных лиц региональных таможенных управлений и таможен, подчиненных непосредственно ФТС России. Причины, порождающие коррупцию в таможенной системе, по мнению респондентов, следующие (рисунок 3):

  • низкая заработная плата федеральных государственных гражданских служащих (85,6 % «За»);
  • желание участников ВЭД ускорить процедуру оформления посредством коррупционной сделки (75,3 % «За»);
  • низкие моральные и нравственные качества отдельных должностных лиц (68,4 % «За»).

- недостаточный контроль руководителей подразделений (последнее место - 22 % «За»).

Самыми эффективными мерами по борьбе с коррупцией большинство посчитало:

  • повышение заработной платы государственным служащим (95,6 %, при этом в размере от 40000-100000 рублей, 79,1 %);
  • увеличение социальных гарантий (95,3 %);
  • совершенствование механизмов морального и материального стимулирования (93,3 %);
  • укрепление правовой системы государства, в том числе, совершенствование законодательства (86,4 %);
  • ротация кадров и улучшение воспитательно-профилактической работы по коррупции (по мнению 51 %).

Психологическое сопровождение становится особенно сложным в условиях экономических кризисов. Они отражаются на работе коллективов также, как и любые кризисы в рамках организационно-штатных мероприятий, сокращение штата (финансирования и численности), и негативно влияют в общем на психологическое состояние таможенников. Это снижает мотивацию к исполнению профессиональной деятельности эффективно. Часто приводит к уклонению от работы, коррупции, хищениям, абсентеизму (отсутствие сотрудника на работе по уважительным или неуважительным причинам), прокрастинации (склонность к переносу в долгий ящик неприятных дел), рестрикционизм (сознательное ограничение производительности труда, неполное использование физических и умственных способностей).

Это обобщенно называется конртпродуктивным организационным поведением. Для эффективности психологической поддержки должностных лиц были разработаны методические рекомендации «Комплексное психологическое сопровождение организационно-штатных мероприятий».

Цель этих рекомендаций - помощь в сопровождении организационно-штатных мероприятий психологам, особенно тех, что связаны с увольнениями. Они вызывают напряженность и нестабильность в социально-психологическом климате, отрицательные эмоциональные состояния, неконструктивные поведенческие реакции, повышение конфликтности, снижение эффективности профессиональной деятельности и мотивации труда, иногда лояльности к организации в целом.


Выросла роль психокорекционной и консультативной работы, исследований психологического характера, направленных на выявление «болевых» точек в межличностных и служебных взаимоотношениях.

В 2018 году психологи провели 8645 консультаций по различным вопросам должностных лиц в таможенных органах. Вопросы в основном касались сферы служебной деятельности эффективной постановки кадров, решения конфликтных ситуаций и взаимодействия в коллективе.

Консультации психологического характера затрагивали темы личного характера также по вопросам семейных взаимоотношений и детско-родительских кризисных состояний. Понимается, что личные вопросы и их разрешение имеют не менее важное значение, чем консультации по работе.

Человек под гнетом сложных психологических ситуаций, в неустойчивом состоянии эмоционально-психологическом из-за личных или семейных проблем не будет успешен и эффективен в служебной деятельности.

Таким образом, автор делает следующие выводы:

  1. Успех в профессиональной деятельности таможенника зависит от социально-психологической компетентности, и понимается как способность к использованию умений, знаний, навыков, нужных для взаимодействия с людьми в рамках профессиональной деятельности.
  2. Психодиагностика социально-психологической компетентности предполагает оценку ее предпосылок: интеллектуального потенциала, коммуникативных способностей, волевых качеств, системы отношений, направленности личности, мотивационных факторов;
  3. Социально-психологическая компетентность - есть характеристика субъекта определенного вида деятельности, ее содержание непосредственно зависит от целей и структуры профессиональной деятельности и ее специфических требований;
  4. Различные компоненты социально-психологической компетентности определяют успешность и неуспешность в разных видах таможенной деятельности;
  5. Социально-психологическая компетентность обеспечивает соответствие субъекта деятельности самой деятельности, профессиональной группе, предмету деятельности.

ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ