Файл: Особенности политики психологической поддержки персонала организаций бюджетной сферы (РОЛЬ подсистемы СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ поддержки В СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ).pdf
Добавлен: 24.05.2023
Просмотров: 114
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. РОЛЬ подсистемы СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ поддержки В СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1.Понятие и сущность социально-психологической работы в организации
1.2 Социально-психологические методы управления персоналом в таможенной службе
2.1.Анализ проблем применения социально- психологических методов управления в таможенных органах
2.2 Анализ эффективности организации социально-психологической работы в таможенных органах
Введение
Актуальность темы работы обусловлена тем, что сегодня условия работы способны влиять на успешность совместного труда, на удовлетворенность результатами и самим процессом труда. Условия работы складываются из нескольких составляющих, например, санитарно-гигиенические нормы, где работают сотрудники: влажность, просторность помещений, температурный режим, освещенность, удобное рабочее место.
В последнее время особое внимание стали уделять характеру взаимоотношений внутри группы, ее доминирующее настроение. В качестве обозначения психологического состояния используют такие термины как «климат организации» или «социально-психологический климат», «психологическая атмосфера» и др.
Также и коллектив - в одном климате он может зачахнуть, в другом - процветать. В одних условиях члены группы функционируют с максимальной пользой, каждый получает возможность полностью реализовать творческий и интеллектуальный потенциал, в противном случае члены коллектива ощущают дискомфорт, проводят в группе меньше времени, и в конечном итоге покидают группу ввиду отсутствия личностного роста.
Цель исследования - разработать предложения по совершенствованию социально-психологических методов управления в таможенных органах.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Проанализировать понятие и сущность социально-психологических методов управления.
- Рассмотреть отечественный и зарубежный опыт по применению социально-психологических методов управления (в т.ч. в таможенных органах).
- Проанализировать эффективность организации социально - психологической работы в таможенных органах.
- Выявить существующие проблемы в организации социально-психологической работы в таможенных органах.
- Разработать комплексные меры по совершенствованию социально-психологической работы в таможенных органах.
Объект исследования: психолого-педагогические методы управления в таможенных органах.
Предмет исследования: механизм формирования и воздействия психолого-педагогических методов управления в таможенных органах.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. РОЛЬ подсистемы СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ поддержки В СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1.Понятие и сущность социально-психологической работы в организации
Сегодня условия работы способны влиять на успешность совместного труда, на удовлетворенность результатами и самим процессом труда. Условия работы складываются из нескольких составляющих, например, санитарно-гигиенические нормы, где работают сотрудники: влажность, просторность помещений, температурный режим, освещенность, удобное рабочее место.
В последнее время особое внимание стали уделять характеру взаимоотношений внутри группы, ее доминирующее настроение. В качестве обозначения психологического состояния используют такие термины как «климат организации» или «социально-психологический климат», «психологическая атмосфера» и др.
Также и коллектив - в одном климате он может зачахнуть, в другом - процветать. В одних условиях члены группы функционируют с максимальной пользой, каждый получает возможность полностью реализовать творческий и интеллектуальный потенциал, в противном случае члены коллектива ощущают дискомфорт, проводят в группе меньше времени, и в конечном итоге покидают группу ввиду отсутствия личностного роста.
Макс Вебер в конце девятнадцатого века проводил исследования по изучению социально-психологических явлений. По сути, с него начались исследования предприятий в данном аспекте. Первая половина начала двадцатого века позволила сформироваться в США чикагской школе социальной психологии, а также социологии. Всем известны стали хоторнские эксперименты автора Элтона Мэйо. Социально-психологические исследования в России в сфере промышленного производства начались гораздо позже (в шестидесятых годах двадцатого века). Они проводились психологами и социологами под руководством таких ученых, как-то: В.П. Рожин, А.Г.Здравомыслов, В.А.Ядов, А.Л.Свенцицкий, Е.С.Кузьмин [1].
В качестве главных заказчиков прикладные социальнопсихологические разработки применительно к работникам традиционно выступали крупные организации. В основном их волновала достаточно распространенная проблема формирования производственных коллективов. По мнению ученых, самые узкие вопросы в данной сфере это:
- формирование и система обеспечения психологического климата в коллективе;
- текучка и ротация рабочей силы;
- получение удовольствия от труда;
- повышение квалификации и аттестация кадров, или адаптация новичков на рабочем месте.
Социально-психологическая работа имеет своей целью и направлена на формирование социально-психологического климата, т.е. все ее формы и методы воздействия в системе целенаправленных, согласованных мероприятий, проводимых с использованием достижений психологической науки в интересах жизнедеятельности трудового коллектива, по поддержанию психологической устойчивости основного персонала и сохранение психического здоровья сотрудников.
Социально-психологический климат (далее - СПК) состоит из элементов:
- психологический настрой в коллективе, сформированный по итогам прошедших лет;
- взаимосвязанные элементы системы отношений характеристик группы социально-психологического характера;
- состояние коллектива измеряемая в целом;
- взаимоотношения в коллективе и что является их результатом.
Как результат социально-психологической работы можно выделить:
- Благоприятный СПК: основные присущие черты - оптимизм, доверие, чувство защищенности, радость общения, безопасности и комфорта, теплота и внимание, взаимная поддержка, межличностные симпатии, уверенность, открытость коммуникации, бодрость, свободное мышление, творчество, возможность профессионально и интеллектуально расти, вносить общий вклад в развитие, совершение ошибок без страха быть наказанным.
- Неблагоприятный СПК: характеризуется высоким
пессимизмом, скукой, раздражительностью коллектива, напряженностью и конфликтностью в отношениях, неуверенностью, постоянной боязнью ошибиться/произвести плохое впечатление, даже страхом наказания, непониманием, неприятием и враждебностью по отношению друг к другу, подозрительностью, а самое главное, нежеланием вкладывать усилия в совместный продукт и развитие коллектива.
Психолог в процессе изучения психологического климата организации выявляет тип двусторонних отношений: как относятся друг к другу руководители и подчиненные, а также, какую обратную связь они держат. Параллельно выявляется, насколько сплоченный коллектив, насколько члены команды подходят друг другу для работы вместе, межличностные конфликты, считают ли члены коллектива личные достижения достижениями командной работы и общей заслуги.
Психологический климат на предприятии подразумевает необходимость значительной работы с коллективом, копание в их социально-психологических проблемках. Психолог должен уметь разворачивать ситуацию таким образом, чтобы иметь свою точку зрения на любую ситуацию, но в то же время быть беспристрастным, и знать область применения разных методик в каждой ситуации.
Социальный психолог может определить для себя любую роль исходя из трех позиций в коллективе на его усмотрение:
- «Прикладной психолог» - это человек, не входящий в основной штат, но имеющий определенный статус в коллективе.
Эта позиция позволяет иметь независимость и может решать однократные задачи.
Несмотря на статус, он не знает коллектив, не имеет возможности выявить первопричины происходящего. Он не может глубоко копать ситуацию, потому что сотрудники ему не доверяют.
- «Практикующий психолог». Как правило, находится на службе, на ставке психолога. Ставок может быть несколько, не обязательно одна. Его задача решать социально-психологические проблемы коллектива, тогда как производственные проблемы решаются уже другими специалистами.
- «Практический психолог». Как правило, такому психологу выделяют одно место.
Ему необходимы знания из всех областей наук, поскольку он принимает участие во всех проблемах психологического характера в организации. Социально-психологические характера проблемы достаточно распространенное явление, возникающее с постоянной периодичностью. Поэтому работодателям больших организаций приходится выделять ставку на такую штатную единицу.
В 1990-х годах в связи с экономическими трудностями количество социально-психологических исследований в организациях значительно уменьшилось, большинство психологических служб были сокращены за ненадобностью или закрыты [2].
Сегодня ситуация изменилась: любого типа фирмы, будь то акционерные, индивидуальные предприниматели, или другие субъекты малого и среднего предпринимательства делают заказы на исследования.
Всегда есть сторонники и противники социально-психологических знаний, поэтому не все считают психологию необходимой для успешного существования организации.
Как и в любой области существуют людские ожидания. Они могут быть завышены, или, наоборот, значительно занижены. Иллюзии относительно психологической работы также мешают руководителям адекватно воспринимать информацию к сведению и делать из них управленческие решения.
Таким образом, автор делает вывод, что психологи в организации должны и одновременно держаться обособленно, но и в, тоже время чувствовать себя частью организации. В противном случае пристрастность психолога мешает объективно воспринимать ситуацию и давать объективную оценку всему происходящему в коллективе.
1.2 Социально-психологические методы управления персоналом в таможенной службе
Сегодня одна из более явных проблем, стоящих перед социальной практикой и отечественной наукой, есть повышение уровня профессионализма государственных служащих властных органов, развитие компетенций, например, психологических. Эти вопросы в последнее время стали волнуют отечественных и зарубежных авторов.
В 1995 году была создана психологическая служба таможенных органов Российской Федерации. В штатное расписание таможен и региональных таможенных управлений были введены должности психологов. Среди приоритетных направлений можно выделить: проведение профессионально-психологического обследования всех кандидатов для службы, осуществление динамического психологического наблюдения в течение продолжительного времени (повторное регулярное тестирование, анализ факторов поведения и т.д.); психологическое обследование кандидатов на руководящие должности или даже руководителей. Оценка с учетом статуса должности производится в разрезе организационной структуры, задачи и специфики профессиональной деятельности; формирование резерва для выдвижения на высшие должности; работа по прогнозированию развития процессов социально-психологического характера в таможне, рекомендации для руководства; рост профессионально-психологических компетенций и психологической культуры сотрудников, эффективности и качества закрепления профессиональных навыков. Нормативная база психологической работы развивается. Организационно-штатная структура психологической службы таможни совершенствуется.
Задачей психологов является профессионально-психологический отбор потенциальных кандидатов в службу (например, в 1999 г. обследовали 5963 кандидата, а в 2018 г. - 16870 человек), участие в процессе аттестации, дальнейшей расстановки, ротации кадров [6].
Психологи в таможенных органах включены в обязательном порядке в систему профессиональной подготовки должностных лиц, где особое внимание отдается развитию и формированию стрессоустойчивости, подготовка к работе в нестандартных условиях и совершенствованию управленческих черт характера.
Сегодня активно используют эффективные и современные виды психолого-педагогического воздействия (помимо привычных всем лекционных/семинарских занятий), чаще в ходе психологической подготовки сотрудников, руководителей организации. В отдельно взятом региональном управлении существуют специалисты, испытавшие методическую подготовку для ведения занятий с таможенниками и с коллегами-психологами работающих в таможнях. Темы для занятий разные: бывают, например, лекции как «Психология взятки» (по словам сотрудников социально-психологических служб, вызывающая особый интерес) и бывают практические занятия по обнаружению поведенческих психологических черт нарушителей правил таможни и контрабандистов (часто с реальным результатом).