Файл: Управление конфликтами в сфере органов государственной региональной власти (Современные методы управления конфликтами).pdf
Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 304
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические основы управления конфликтами в современных организациях
1.1 Понятие конфликта, структура и типы конфликтов в организациях
1.3 Современные методы управления конфликтами
3.1 Снижение конфликтности при принятии управленческих решений
3.3 Снижение конфликтности через разработку правил поведения на рабочем месте
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
26. Попов, Б. Психологическая подготовка руководителя // Кадры предприятия. – 2015 . – №2. – С. 13.
3) промежуточным (ежемесячным), т.е. проверка работы с помощью стандартов и показателей;
4) периодическим (ежеквартальным), т.е. проверка отчетных документов и приведение их в порядок.
Предлагаем ввести в Администрации муниципального поселения «Челно-Вершинский» на первых порах постоянный контроль, который в последствии может стать регулярным, затем промежуточным и в конце – концов, если делегирование полномочий оправдает себя, то периодическим. Для менее опытных работников на первых порах следует ввести детальный контроль, в то же время для опытных работников этот контроль может сразу быть еженедельным.
Детальный контроль может сыграть отрицательную роль, так как приводит к тому, что многие из работников постепенно утрачивают свою самостоятельность, сомневаясь в своих способностях. Они становятся неуверенными в себе, а поэтому начинают обращаться к руководителю по самым различным мелким вопросам, боясь брать на себя ответственность. Через некоторое время руководителю вновь самому придется делать то, что ранее делали его работники, вместо делегирования полномочий он начнет сам выполнять их работу, вникая во все мелочи.
Такой контроль требует огромного напряжения сил от руководителя, который сам уже не успевает уследить за всем ходом работ. Свое растущее недовольство работой он проецирует на работников, считая их неспособными выполнить даже минимум того, что они обязаны делать. Таблица 4
Методы эффективного вмешательства в конфликт по этапам его анализа
Аспект отношений |
Экспертный метод |
Завоевание авторитета у сторон |
Проявление, демонстрация независимости, разъяснение своих намерений |
Определение структуры взаимоотношений сторон |
Понимание внутренней структуры, структурирование взаимоотношений между центральной властью и участниками конфликта |
Поддержание "оптимального" уровня интенсивности конфликта |
Определение последствий затяжных конфликтов, исследование готовности сторон осуществлять изменения |
Дифференциация вмешательства по видам конфликта |
Выбор вмешательств, соответствующих данной классификации |
Детализация конфликта, конфронтация, синтез |
Поэтапное рассмотрение конфликта, конфронтация и исследование безвыходных ситуаций для дальнейшей детализации |
Определение процедур достижения компромисса для каждой стороны |
Рекомендация четких и ясных процедур, прекращение циклично повторяющихся обсуждений |
Высказывая им это открыто, эмоционально разряжаясь, он тем самым провоцирует конфликтные ситуации с исполнителями, которые не хотят с ним работать, и стремятся найти другое место работы.
В организации контроля руководителю важно исходить из закономерности: чем более развито взаимодействие работников, тем более общим становится контроль. Для того чтобы иметь представление о том, что делается, не нужно контролировать изо дня в день всех и вся. Вполне достаточно держать под контролем основные факторы, от которых зависят результаты в узловых видах деятельности.
Искусство руководства как раз и заключается в том, чтобы умело разработать факторную сеть контроля. Для этого необходимо, во-первых, определить перечень возможных слабых звеньев во взаимодействии работников между собой и, во-вторых, продумать систему наблюдения за ходом работ каждого.
Главе муниципального района в этом случае достанется организация факторного контроля. Она должна включать деятельность руководителя по преодолению негативных факторов и усилению позитивных, но так, чтобы компенсировать одно другим.
Глава муниципального района должен контролировать не столько факторы по отдельности, сколько соотношение позитивного и негативного их проявления. Кроме того, одни и те же факторы могут нести как отрицательные, так и положительные заряды[17].
Некомпетентность руководителя, например, может блокировать инициативу работников, а может, наоборот, ее стимулировать: выправляя ошибки руководителя собственной компетентностью, изобретательностью и находчивостью, не желая оказаться в ситуации «без вины виноватый», работник защищает себя своими инициативами в постановке и самоорганизации дела.
Руководитель также решает для себя, какие соотношения факторов контролировать: индивидуальные (по каждому работнику), совместные (для всех работников) или и те и другие вместе. Он также выбирает те сферы контроля, которые совершенствуют качество исполнения управленческих решений: рабочее время и инициативность работников.
Еще одним важным мероприятием при делегировании полномочий в Администрации должны стать оперативные совещания.
Опрос сотрудников показал, что они нуждаются в совместных совещаниях, при делегировании полномочий разбор ошибок и успехов всех участников процесса управления просто необходим. Объектом контроля на этом этапе становится уже не возникновение проблем, а то, как ответственные исполнители (менеджеры и специалисты) собираются решать их сами, помогая друг другу.
Ведь неудачи одного отдела так или иначе отразятся и на других, поскольку все «завязано» на финансовых показателях. Работники приучаются не только видеть стыковые проблемы в цифровых соотношениях, но и искать способы их разрешения в отработке персональных коммуникаций.
3.2 Эффективное применение должностных инструкций для сотрудников, как вариант снижения конфликтности в коллективе
Без правильных и грамотно составленных должностных инструкций просто невозможно эффективное управление персоналом, причем, вне зависимости от размеров организации.
Регламентация работы каждого сотрудника организация является чрезвычайно важной и, в определенной степени, основополагающей задачей. От качества ее решения во многом зависит и качество реализации других, смежных задач.
В конечном итоге это должно приводить к оптимизации выполняемых работ и, как следствие – к оптимизации профессионально-квалификационной структуры персонала.
Основной смысл должностных инструкций – в придании большей прозрачности трудовому процессу. То есть, должностные инструкции должны описывать прямые обязанностей специалиста, сферу его компетентности и ответственности, критерии оценки эффективности его работы, управленческую структуру, имеющую отношение к специалисту.
И если все это в них отражено, и, более того, соответствует действительности, то компания получает в руки отличный инструмент управления персоналом, значительно облегчающий решение таких центральных проблем как, например, адаптация и мотивация персонала.
По мнению специалистов, содержание должностной инструкции может использоваться для следующих целей:
1) рационального разделения труда;
2) правильного подбора, расстановки и использования кадров;
3) контроля за соблюдением трудовой дисциплины;
4) создания организационно – правовой основы деятельности работников;
5) стимулирования результатов работы персонала;
6) составления трудовых договоров;
7) обеспечения объективности оценки деятельности работников в процессе их аттестации, поощрении или наложении взысканий;
8) разрешения трудовых споров.
К перечисленному выше следует добавить еще следующее:
- формулирование требований к вакансии,
- проверку соответствия претендента на должность нормативным профессиональным критериям,
- планирование продвижения по «служебной лестнице», составление профиля должности.
Должностная инструкция является важнейшим документом, регулирующим взаимоотношения между работником и работодателем.
Грамотно составленная должностная инструкция дает четкое представление о трудовых обязанностях работника и помогает разрешать возникающие трудовые споры.
На рисунке 4 схематично представлены общие и специальные цели создания должностных инструкций.
ЦЕЛИ
ОБЩИЕ
СПЕЦИАЛЬНЫЕ
Рациональное
разделение труда
Правильный подбор кадров, их расстановка и
использование
Укрепление служебной
дисциплины в организации
Создание организационно-правовой основы служебной деятельности
сотрудников
Повышение ответственности сотрудника за результаты его
деятельности, осуществляемой на основании трудового контракта
Повышение
эффективности деятельности предприятия
Обеспечение объективности при
аттестации сотрудника, его
поощрении и при наложении на него дисциплинарного взыскания
Разрешение трудовых споров
Рис. 4 Цели разработки должностных инструкций сотрудников
Определяющую роль при формировании условий труда работника играет трудовой договор. Однако получить полное представление о служебных обязанностях из текста договора довольно сложно. Поэтому между работником и работодателем часто возникает непонимание, доходящее порой до открытого конфликта, а то и до судебного разбирательства.
Должностная инструкция как раз и является документом, призванным устранить все возможные разногласия сторон по поводу служебных обязанностей и максимально конкретизировать функции подчиненного.
Преимущества должностных инструкций:
- должностная инструкция, подписанная работником, позволяет работодателю расторгнуть трудовой договор в связи с несоответствием работника занимаемой должности;
- должностные инструкции служат основой для аттестации персонала
- при наличии должностных инструкций трудовые споры часто разрешаются внутри организации без привлечения государственных органов;
- инструкции помогают равномерно распределять обязанности между сотрудниками с похожими должностями (например, между бухгалтером и главным бухгалтером), избегать дублирования обязанностей;
- инструкции позволяют работодателю доказать в суде, что дисциплинарное взыскание за неисполнение обязанностей было наложено правомерно.
3.3 Снижение конфликтности через разработку правил поведения на рабочем месте
На основе проведенного ранее анализа разработаны следующие мероприятия:
Доведение до каждого сотрудника его должностной инструкции. Регламентация работы каждого сотрудника предприятия является чрезвычайно важной и, в определенной степени, основополагающей задачей. Основной смысл должностных инструкций – в придании большей прозрачности трудовому процессу.
То есть, должностные инструкции должны описывать прямые обязанностей специалиста, сферу его компетентности и ответственности, критерии оценки эффективности его работы, управленческую структуру, имеющую отношение к специалисту.
И если все это в них отражено, и, более того, соответствует действительности, то компания получает в руки отличный инструмент управления персоналом, значительно облегчающий решение таких центральных проблем как, например, адаптация и мотивация персонала.
Сотрудники нуждаются в самостоятельности, поэтому необходимо внедрить систему делегирования полномочий от вышестоящих руководителей к нижестоящим по всей иерархии управления.
Переходя к методу делегирования полномочий, руководитель не только определит сроки исполнения, качество и объемы работы, но и конечные результаты, наделяя руководителей ответственностью за полную реализацию управленческого решения.
Причем делегирование полномочий должно быть закреплено документально. Это может быть сделано в должностных инструкциях сотрудников.
На первых порах работы делегирование может осуществляться без дополнительной оплаты, но надо быть готовыми к тому, что передача полномочий по решению производственных задач потребует выделения из общего ряда тех работников, которые могут сами принимать решения и нести за них ответственность из тех, кто это делать не хочет или не может.
Предложено ввести в Администрации муниципального района «Челно-Вершинский» на первых порах постоянный контроль, который в последствии может стать регулярным, затем промежуточным и в конце – концов, если делегирование полномочий оправдает себя, то периодическим.
Для менее опытных работников на первых порах следует ввести детальный контроль, в то же время для опытных работников этот контроль может сразу быть еженедельным.