Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 120
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 . Теоретические и методологические исследования у зарубежных и отечественных ученых
1.2. Формирование группы и ее основные характеристики
1.3. Потенциал группы и его результативность
Глава 2. Эффективность трудового коллектива ООО «Леспроект»
2.1. Общие сведения о предприятии
2.2. Исследование психологического климата в трудовом коллектива ООО «Леспроект»
Потребность в порядке – зависимость от социометрического статуса. Чем выше статус, тем больше желание запланированности, порядка.
Ориентация на игру – возникает при принятии взаимопомощи, стремлении оказывать помощь, много действий совершается в свободных времяпрепровождениях.
Потребность в поддержке – свидетельствует об отсутствии ответственности, желания заботиться о других; отвержение взаимопомощи как фактора говорит о низкой потребности в поддержке.
Потребность в хороших условиях работы и комфортной окружающей обстановке характера для более авторитетных людей.
Потребность в социальных контактах свидетельствует о большой степени доверительных отношений и связей с коллегами и не зависит от стажа, возраста, социометрического статуса.
Потребность ставить себе сложные цели и достигать их, характерна для людей с более высоким стажем работы.
Потребность во влиятельности и власти, стремление руководить другими не выражена в данных исследованиях и, следовательно, не вызывает конкуренции в коллективе.
Потребность в разнообразии особенно сильно выражается у людей с более высоким разрядом, большим стажем и возрастной категории. Можно увидеть взаимосвязь возраста, стажа и готовности к переменам. Чем выше данные характеристики, тем большую готовность к переменам мы можем увидеть.
В таблице 9 приведена групповая социометрическая матрица работников ООО «Леспроект».
Таблица 9
Групповая социометрическая матрица ООО «Леспроект»
№ п/п |
Кто выбирает |
Кого выбирают среди членов группы А Б В Г Д Е |
Количество отданных выборов + – всего |
|||||||
1. |
А |
X |
+ |
- |
0 |
0 |
- |
1 |
2 |
3 |
2. |
Б |
0 |
X |
0 |
0 |
0 |
+ |
1 |
0 |
1 |
3. |
В |
0 |
+ |
X |
+ |
+ |
0 |
3 |
0 |
3 |
4. |
Г |
0 |
0 |
+ |
X |
+ |
0 |
2 |
0 |
2 |
5. |
Д |
0 |
0 |
+ |
+ |
X |
0 |
2 |
0 |
2 |
6. |
Е |
- |
0 |
+ |
0 |
0 |
X |
1 |
1 |
2 |
Количество полученных «+» выборов |
0 |
2 |
3 |
2 |
2 |
1 |
10 |
- |
- |
|
Количество полученных «–» выборов |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
- |
3 |
- |
|
Всего полученных выборов |
1 |
2 |
4 |
2 |
2 |
2 |
- |
- |
13 |
Сплоченность группы может быть охарактеризована соотношением положительных, отрицательных и нейтральных выборов (табл. 10).
Таблица 10
Соотношение выборов
Всего получено выборов по группе |
Положительных выборов |
Отрицательных выборов |
Нейтральных выборов |
||||
ед. |
% |
ед. |
% |
ед. |
% |
ед. |
% |
13 |
100 |
10 |
76,9 |
3 |
23,1 |
0 |
0 |
Индекс социально-психологического климата:
К = М: В,
где: К – индекс социально-психологического климата в команде;
М – количество взаимовыборов в команде;
В-количество всех выборов в команде.
Таким образом, К = 6: 13 = 0,46
Индекс социометрического статуса:
Сi = Ri: (n-1),
где Сi – индекс социометрического статуса i-го работника в команде;
Ri – число полученных i-членом группы выборов;
n – число сотрудников в команде.
Сi = 6: (16–1) = 0,4
Индекс социометрической экспансивности:
Еj = Qj: (n-1),
где Еj – индекс экспансивности;
Qj – число выборов, отданных i-тым членом группы.
Еj (1) = 3: (16–1) = 0,2 Еj (2) = 2: (16–1) = 0,13
Индекс объема взаимодействия:
Аi = (R'i – R''i): (n-1),
где: R'i – количество положительных выборов, полученных i-тым членом группы;
R''i – количество отрицательных выборов, полученных i-тым членом группы;
n – число сотрудников в команде.
Аi (1) = (1 – 1): (16–1) = 0
Аi (2) = (1 – 0): (16–1) = 0,06
Аi (3) = (3 – 0): (16–1) = 0,2
Аi (4) = (2 – 0): (16–1) = 0,13
Интегральную характеристику сплоченности в группе можно получить с помощью индекса сплоченности 1 гр:
1 гр = [(Вn-Во) × 100]: n (n – 1),
где: Вn – число взаимно положительных выборов в группе;
Во-число взаимно отрицательных выборов в группе;
n – число членов группы, участвовавших в опросе.
1 гр = [(4 – 1) × 100]: 13 (13 – 1) = 1,92
Таким образом, можно говорить о том, что группа ООО «Леспроект», в которой проводился опрос, является довольно сплоченной.
Заключение
Организационное поведение является научной дисциплиной, которая занимается изучением поведения работающих людей и тем, как они осуществляют деятельность в рамках определенных организационных структур или организаций.
Основу любой организации составляет трудовой коллектив. Люди объединяются в организации, что бы совместно осуществлять трудовую деятельность, которая имеет существенные преимущества перед индивидуальной деятельностью.
В организационном поведении выделяются два аспекта: поведение организации как целостного образования и поведение людей, ее составляющих.
В данной курсовой работе мы исследовали сущность группового поведения организации. В 1 главе мы рассмотрели теоретические аспекты формирования группового поведения. Во второй главе исследовали психологический климат коллектива в ООО «Леспроект» и его влияние на групповое поведение. Таким образом можно сделать выводы:
1. Успех любого дела определяется тем, насколько активно и сознательно участвуют в нем люди. Вот почему обеспечивающими и основополагающими для руководителя являются социально-психологические методы менеджмента. Руководители команды должны быть заинтересованы в своих подчиненных не только по долгу службы. Улучшение результатов деятельности происходит в том случае, если менеджеры активно заинтересованы в способности команды компетентно выполнять свою работу. Это является следствием того, что эффективность команды зависит как от выполнения задачи, так и от личных взаимоотношений. Особую важность приобретает стиль поведения лидера, ориентированный на личные взаимоотношения.
2. Успешный руководитель команды в процессе деятельности уделяет внимание трем основным составляющим: достижению целей; развитию навыков людей; формированию команды.
Руководитель команды несет особую ответственность по поддержанию равновесия между личной свободой и обязанностями перед командой. Необходимо находить решения, усиливающие команду, одновременно позволяя членам команды принимать свои, важные для них решения. Необходимо определить, насколько далеко команда может вторгаться и ограничивать личную свободу каждого, не нарушая при этом приверженности всей команды общим целям.
Управленческая позиция руководителя, особенно в коммерческой фирме, проявляется, прежде всего, в свободе организационного маневра. Она может быть большей, если есть простор в «коммуникативном пространстве», и наоборот. Организационный маневр предполагает расстановку сил в «коммуникативном пространстве». Руководитель обязан знать, кто его поддержит; кто только создаст видимость поддержки, а потом откажется; кто выступит оппонентом; кто будет категорически против; кто выразит сомнения.
Находясь между этими позициями, руководитель оказывается перед необходимостью так организовать работу, чтобы преодолеть расхождение в «коммуникативном пространстве», создав мобильную команду единомышленников в фирме и обеспечив надежность предпринимательских связей вне нее.
3. Создание профессиональной команды требует от руководителя определенных личностных качеств. В последнее время наблюдается тенденция смещения акцентов при выборе объектов внимания в управленческих процессах: если раньше руководитель в своей политике управления персоналом исследовал моменты, связанные исключительно с работником, на которого было направлено управленческое воздействие, то теперь разрабатываются целые стратегии поведения самих руководителей по отношению к своим подчиненным. Осуществляя их, руководитель должен работать, прежде всего, над собой.
4. Лидерство является ключевым инструментом эффективной команды и представляет собой специфический метод управленческого воздействия, основанный на сочетании властных полномочий, интересов организации и побуждению людей к достижению общих целей.
5. Создание команды начинается с развития групповой сплоченности. На групповую сплоченность имеют влияние различные факторы, такие как:
- психологическая характеристика индивида;
- квалификация членов команды;
- психологический климат внутри команды.
Взаимосвязь этих факторов и их благополучие сказывается, прежде всего, на работе каждого члена команды, на работе всей команды, и, в итоге, на деятельности всей организации в целом.
Существует целый ряд экспериментальных работ по выявлению групповой сплоченности, или, как часто их обозначают, по выявлению группового единства. Новый подход к исследованию сплоченности опирается на идею о том, что главным интегратором группы является совместная деятельность ее членов. В этом случае процесс формирования группы и ее дальнейшего развития предстает как процесс все большего сплачивания этой группы, а не на основе увеличения лишь эмоциональной ее привлекательности, а на основе все большего включения индивидов в процесс совместной деятельности.
Проведенный анализ сплоченности ООО «Леспроект». Группа ООО «Леспроект», в которой проводился опрос, является довольно сплоченной.
Таким образом, наша гипотеза, поставленная во введении курсовой работы доказана: на формирование группового поведения (групповая сплоченность) зависит от благоприятного психологического климата в коллективе
Список использованной литературы
- Артамонова, Н.В. Организационное поведение: учеб. пособие / Н.В. Артамонова, Л.П. Фрумкин, И.Г. Головцова. – СПб.: СПбГУАП, 2015. – 52 с.
- Аширов Д.А. Организационное поведение: учебник. – М.: Инфра-М, 2014. – 375 с.
- Валиева О.В. Управление персоналом. – М.: Приор, 2015. – 176с.
- Варламов А. Командообразование или мысли о командном строительстве. // Менеджмент в России и за рубежом. – 2014. - №9. – С. 17-25.
- Васильев Д.А. Организационное поведение/ Д.А. Васильев, Е.М. Деева. М.:ЮНИТИ-ДАНА,2012. – 402 с.
- Глумаков В.Н. Организационное поведение. Учебное пособие / ВЗФЭИ. - М.: ЗАО «Финстатинформ», 2013., 1. - 256с.
Званковский А.Н. Организационная психология: Учебное пособие для вузов/ Москов. психол. – социал. ин- т. – М.: Флинта: МПСИ, 2014. – 647 с.
- Казначевская Г.Б. Менеджмент. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. – 352с.
- Комаров А. Г., Кудашев А. Р., Брандукова А. А., Муфтиев Г. Г. Современный менеджмент: теория и практика / Под ред. А. Г. Комарова, Г. Г. Муфтиева. — СПб.: Питер, 2014. – 396 с.
- Ломов Б.Ф. Личность в системе общественных отношений. – СПб.: Питер, 2014. – 316 с.
- Лютанс, Ф. Концепция организационного поведения: прошлое как пролог к настоящему и будущему / Ф. Лютанс -http://www.big.spb.ru.
- Меньшова В.Н. Формирование профессиональной команды. – Новосибирск: СибАГС, 2012. 225 с.
- Мункоев, А.К. Организационное поведение: учеб. пособие / А.К. Мункоев – Улан-Удэ: ВСГТУ, 2015. – 184 с.
- Построение команды по Мередиту Белбину (интервью с М.Белбином). // Менеджмент в России и за рубежом. – 2014. - №3. – С. 32-36.
- Савеленок, Е. Идеология управления в организации / Е. Савеленок -http://hghltd.yandex.net
- Сарычев, С.В, Социально-психологические аспекты надежности группы в напряженных ситуациях совместной деятельности / С.В. Сарычев, А.С. Чернышев - Курск: Изд-во КГПУ, 2015. – 295 с.
- Серый А.В, Яницкий М.С. Ценностно-смысловая сфера личности / А.В. Серый, М.С. Яницкий. - Кемерово: КГУ, 2014. - 92 с.
- Тейлор, Ф.У. Принципы научного менеджмента / Ф.У. Тейлор - http://rusneb.ru
Приложение 1
Штатное расписание предприятия
Наименование подразделений и должностей |
Число штатных единиц |
Месячный должностной оклад, руб. |
Персональная надбавка, руб. |
Итого зарплата, руб. |
1. Руководство предприятия |
||||
01 Директор предприятия |
1 |
15000 |
15000 |
|
02 Заместитель директора по производству |
1 |
13000 |
1000 |
14000 |
03 Заместитель директора по коммерции |
1 |
13000 |
500 |
13500 |
Итого |
3 |
21000 |
1500 |
22500 |
2. Специалисты при руководстве |
||||
04 Секретарь-референт |
1 |
12000 |
- |
12000 |
05 Юрисконсульт-кадровик |
1 |
12000 |
500 |
12500 |
Итого |
2 |
14000 |
500 |
14500 |
3. Производственно-технический отдел |
||||
06 Начальник отдела |
1 |
12500 |
500 |
13000 |
07 ст. Экономист по планированию |
1 |
12000 |
400 |
12400 |
08 Программист-оператор |
1 |
11800 |
- |
11800 |
09 Инженер-диспетчер |
1 |
11600 |
- |
11600 |
10 Инженер по новой технике и качеству |
1 |
11600 |
200 |
11800 |
Итого |
5 |
109500 |
1100 |
110600 |
Всего по предприятию |
40 |
17200 |
8000 |
18000 |
В расчете на 1 работника |
1 |
11800 |
200 |
12000 |