Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 108
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ПРОИЗВОДСТВО КАК ФУНКЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ. СОДЕРЖАНИЕ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВА
1.2 Виды логистических систем в производстве
1.3 Планирование и система планов на производстве
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНЦЕПЦИИ RP – «ПЛАНИРОВАНИЕ РЕСУРСОВ»
2.1 Сравнительный анализ систем планирования производства
2.2 Характеристики системы «Just in time» (точно в срок)
2.3 Теоретические основы MRP - подхода
ГЛАВА 3. МИКРОЛОГОИСТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ СТАНДАРТА MRP
3.1 Классификация систем стандарта MRP по уровням управления
3.2 Содержание систем MRP I и MRP II
ВВЕДЕНИЕ
Одной из наиболее важных составляющих производственного процесса является планирование производства, которое обеспечивает эффективность функционирования производственного предприятия в целом. Это обусловлено тем, что производственное предприятие не находится в вакууме, а функционирует в системе, которая, в свою очередь диктует свои условия, такие как, например, изменяющийся спрос на продукцию. Стоит помнить и о том, что производство само по себе является системой, которая так же подвержена изменениям и выдвигает свои требования, которым необходимо соответствовать.
Оперативные модели планирования процессов производства были разработаны для того, чтобы разрешить проблему нескоординированности таких процессов как подготовка производства, основного производства и обслуживающих производство операций. Эта нескоординированность приводит к таким проблемам на производстве как увеличение запасов сырья и готовой продукции, увеличение продолжительности производственного цикла, потерям рабочего времени и, как следствие, неритмичности работы.
В настоящее время существует ряд систем планирования производства, успешно применяемый на практике. Это системы стандарта MRP, система Just in time – «точно в срок», и другие.
Актуальность данной темы обусловлена большим количеством исследований и публикаций, в которой рассматривается как концепция RP – «планирование ресурсов», так и системы стандартов MRP в частности. При этом рассмотрение данных вопросов происходит с разных углов и в настоящее время исследование происходит на стыке нескольких групп изучаемых дисциплин, таких как: информационные технологии, планирование производства и логистические дисциплины.
Целью данной работы является рассмотрение концепции RP – «планирование ресурсов» в рамках производственного планирования и дать характеристику системам стандарта MRP, используемых на производстве, отразить их взаимосвязь и различие друг с другом.
Объектом исследования является производственное предприятие.
Предметом исследования – микрологистические системы стандарта MRP, как одного из подходов к планированию на производстве.
Задачами, для достижения поставленной цели будут являться:
- Дать определение и рассмотреть понятие микрологистической системы в структуре логистических систем в рамках производства.
- Рассмотреть систему планов на производстве.
- Сравнить два механизма планирования производства (вытягивающий и выталкивающий). Определить факторы выбора того или иного механизма.
- Дать краткое определение концепции RP – планирование ресурсов и рассмотреть характеристику MRP-подхода.
- Рассмотреть микрологистические системы стандарта MRP.
Структура курсовой работы:
В первой главе дается краткая характеристика производственного предприятия (определение, цели и функции), перечисляются виды логистических систем в производстве и их содержание, рассматривается система планирования на производстве, как одна из функций управления, также структура производственных планов. Так же приведена структура производственных ресурсов.
Во второй главе рассматриваются два типа систем планирования производства, проводится их сравнительный анализ, даются характеристики двух систем управления производством (JIT и MRP), основанных на данных типах, дается описание MRP-подходу.
В третьей главе рассматриваются микрологистические системы стандарта MRP в последовательности их функционального развития.
В заключении приведены краткие выводы по результатам исследования темы.
ГЛАВА 1. ПРОИЗВОДСТВО КАК ФУНКЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ. СОДЕРЖАНИЕ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВА
Краткая характеристика производственного предприятия
Предприятие – комплексная, открытая социально-экономическая система, объединённая множеством специфических связей с окружающей внешней средой.
Предприятие как объект – целостная совокупность структурных подразделений определенной организации: состава и взаимосвязей. Специфика внутренней организации и внешних связей обусловливается содержанием и характером его производственной деятельности.
Предприятие как объект так же характеризуется технологическим процессом (процессом создания продукции или услуг), и таким образом, в общем виде представляет собой «производственную функцию».
Предприятие как субъект – самостоятельное в хозяйственном, финансовом, и социальном отношениях организационно-правовая структура, в процессе деятельности которой под влиянием диспозитивного (управленческого) фактора происходит соединение всех необходимых элементарных факторов (средств труда, предметов труда и живого труда) для производства благ (продукции, услуг), предназначенных для удовлетворения потребностей с целью получения дохода (прибыли). [3, c.7]
Предприятие принято классифицировать по степени разделения труда и специализации производства, что позволяет выделить из них промышленные.
Выделяют следующие характерные черты промышленного предприятия:
- производство материальной продукции;
- глубокая специализация производства и разделение труда;
- преимущественное использование средств труда: машин, оборудования;
- использование значительных объемов капитальных и финансовых ресурсов; [3, с.8]
Главная цель любого производственного предприятия – удовлетворение потребностей запросов потребителей посредством своей продукции. Исходя из этой цели формируется содержание корпоративной миссии предприятия, которая в итоге конкретно отвечает на такие вопросы как:
- Какие конкретно потребности?
- Каким конкретно потребителям?
- С помощью какого оборудования?
- На каком конкретном рынке?
- На основе какого конкретного преимущества будут удовлетворены запросы потребителей?
Деятельность предприятия как социально-экономической системы носит целенаправленный характер, из чего вытекает система целей организации со своей определенной структурой и взаимосвязями.
Независимо от содержания цели классифицируются:
- индифферентные (достижение одной из которых не зависит от реализации других);
- комплементарные (эффект достижения одних характерен и для других);
- конкурирующие (эффект достижения одних оборачивается противоположным результатом для других); [3, c.9]
Цели так же можно классифицировать и по характеру содержания:
- социальные цели (направленные на достижение социального статуса как самого предприятия, так и социальных групп его сотрудников, так же на реализации корпоративно-социальной ответственности перед другими субъектами окружающей среды);
- экологические цели (направленные на достижение определенного взаимодействия с окружающей средой);
- экономические цели (направленные на достижение конкурентоспособного, эффективного функционирования и развития предприятия). Примерами таких целей может быть, например, занятие определенной конкурентной позиции, создание имиджа и др.
Таблица 1.1 – Структура экономических целей предприятия [3, c.10]
Экономические цели |
||
Предметные |
Результативные |
Финансовые |
Вид, тип, структура производства и сбыта продукции/услуг Объем производства и реализации продукции Размер и структура производственных мощностей площадей и складов Размещение и организация производства и сбыта (сбытовая сеть) Потребительские свойства и качество продукции (услуг) |
Объем и структура оборота Величина структуры издержек Размер и доля вновь созданной стоимости Прибыль и рентабельность продукции Структура распределения прибыли |
Платежеспособность Объем и структура ликвидных средств и резервов Оставляемая прибыль Объем и структура капитала Структура и объем инвестиций финансирования |
Чтобы корпоративная миссия предприятия была выполнена полноценно, путем выполнения всех заложенных в нее задач, предприятию необходимо системно организовать определенную совокупность видов деятельности – основных функций предприятия.
Таблица 1.2 – Основные функции предприятия [3, c.11]
Содержание
Наименование функции |
Примечание |
||
Сбыт |
Функциональная деятельность по распределению, продаже и доведению готовой продукции и услуг до потребителей |
Основной предмет функциональной деятельности – товар |
|
О Б Е С П |
Маркетинг |
Функциональная деятельность предприятия по изучению, анализу и формированию рынков, направленное на удовлетворение потребностей потребителей |
Основной предмет функциональной деятельности – информация |
Е Ч Е Н И Е |
Финансовое (Финансирование) |
Функциональная деятельность предприятия по мобилизации и привлечению финансовых и денежных ресурсов инвесторов и кредиторов |
Финансы – метаресурс, необходимый для приобретения всех других ресурсов |
Кадровое (Наем персонала) |
Функциональная деятельность предприятия по мобилизации и привлечению (поиск, подбор, отбор, наем, расстановка, подготовка, переподготовка, обучение диспозитивных и элементарных трудовых ресурсов – персонала предприятия (менеджеров, специалистов, рабочих и служащих) |
Кадры являются не только активным трудовым фактором производства, но и социальной среды и одновременно выступает как цель социально-экономического развития |
|
Материально-техническое обеспечение (МТО) |
Функциональная деятельность предприятия по приобретению, доставке, сохранению и подготовке к использованию материально-технических ресурсов (средств производства, материалов, сырья, полуфабрикатов и др.) во всех видах функциональной деятельности предприятия |
Материально-техническому обеспечению подлежит не только производственная, но и все другие виды деятельности предприятия |
|
Производство (изготовление) |
Функциональная деятельность предприятия по соединению материально-технических ресурсов под воздействием живого труда в продукт труда (продукцию предприятия) |
Производство как функция характерна для промышленного производства |
|
Управление |
Системная функциональная деятельность предприятия, направленная на формирование и достижение цели предприятия |
Особый вид целенаправленной деятельности предприятия |
1.2 Виды логистических систем в производстве
Тема курсовой работы требует рассмотрения производства с точки зрения логистической системы.
Производство – это объект управления, т. е. управление производством имеет дело с производством и производственными системами. Функционирование производственной системы представляет собой целенаправленный процесс, благодаря которому элементы производства превращаются в полезный результат. Так как производственные системы относятся к системам с управлением, в которых осуществляются функции целеполагания и целеосуществления, то совокупность элементов системы подразделяется на управляемые и управляющие объекты, т. е. управляемую и управляющую подсистемы. Управлять системой означает обеспечить ее целенаправленное поведение в изменяющихся условиях. — [4, c.17]
Система – это так или иначе упорядоченная совокупность элементов (компонентов) или частей, взаимодействующих между собой. При этом каждый компонент может представлять самостоятельную систему, включающую в себя более простые элементы.
Продвижение материальных потоков осуществляется квалифицированным персоналом с помощью разнообразной техники: транспортные средства, погрузочно-разгрузочные устройства и т. д. В логистический процесс вовлечены различные здания и сооружения, ход процесса существенно зависит от степени подготовленности к нему самой движущейся и периодически накапливаемой в запасах продукции. Совокупность производительных сил, обеспечивающих прохождение продукции, лучше или хуже, но всегда как-то организована. По существу, если имеют место материальные потоки, всегда имеет место какая-то товаропроводящая система.
Логистика ставит и решает задачу проектирования гармоничных, согласованных материалопроводящих (логистических) систем, с заданными параметрами материальных потоков на выходе. Отличает эти системы высокая степень согласованности входящих в них производительных сил в вопросах управления сквозными материальными потоками. [2, с.68]
Логистические системы делятся на макрологистические, мезологистиские и микрологистические.
Макрологистическая система представляет собой определенную инфраструктуру экономики региона, страны или группы стран. При формировании макрологистической системы, охватывающей разные страны, необходимо преодолеть трудности, связанные с правовыми и экономическими особенностями международных экономических отношений, с неодинаковыми условиями поставки товаров, различиями в транспортном законодательстве стран, а также ряд других барьеров.