Файл: Системы психофизиологического профессионального отбора и диагностики профпригодности.pdf
Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 126
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические обоснования психофизиологического профессионального отбора
1.1 Профессия и профессиональное самоопределение личности
1.2 Содержание понятия «профессиональная направленность»
1.3 Характеристика професиограммы
Глава 2 Анализ диагностики профпригодности
2.2 Виды психологических тестов, используемых при профотборе
Глава 3. Эмпирическое исследование профпригодности
Нет однозначного определения термина «личность». С точки зрения Рубинштейна, личность - совокупность внутренних условий, чрез которые преломляются внешние действия. [4]
По Леонтьеву, личность - субъект деятельности. Карл Роджерс считает, что личность - организованная длительная субъективно воспринимаемая сущность, составляющая саму сердцевину наших переживаний.
По Гордону Олпорту, личность - индивид, который вступил во взаимодействие с миром. Эрик Эриксон считает, что личность - результат психосоматических кризисов, чрез которые проходит индивид в течение жизни. Келли: личность - неповторимый способ осознания жизненного опыта, присущий любому индивиду.
Альберт Бандура: личность - результат трудного и постоянного взаимодействия индивида, поведения и ситуации. Можно дать следующее обобщенное определение личности.
Личность - активный субъект деятельности, познания, общения и творчества, владеющей самосознанием и совокупностью устойчивых индивидуальных психофизиологических особенностей. Во второй половине XIX - XX веке возникло большое количество психологических теорий, в каждой из каких имел место свой особенный взгляд на личность и ее составляющие:
- психодинамическая теория Фрейда;
- индивидуальная психология Адлера;
- аналитическая психология Юнга;
- психосоциальная теория Эриксона;
- теория черт личности Олпорта;
- структурная теория черт личности Кеттелла;
- теория типов личности Айзенка;
- бихевиористическая теория Скиннера;
- теория социального научения Роттера;
- социально - когнитивная теория Бандуры;
- когнитивная теория Келли; [17]
- гуманистическая теория Маслоу;
- феноменологическая теория Роджерса.
У каждого из создателей данных теорий свое понятие о личности и ее составляющих. Индивидуальное своеобразие личности нередко именуют характером. Характер включает в себя как индивидуальные, так и социально-типичные черты, поскольку он создается как в зависимости от индивидуальных особенностей личности, так и под воздействием сообщества.
Черты характера появляются лишь в социально-типичных ситуациях. Примерами черт характера могут быть: добросовестность, ответственность, аккуратность, лень, невнимательность и др. Характер определяет линию и манеру поведения человека, содержательную сторону его переживаний и интеллектуальной деятельности, определяется качественными особенностями всей психики в целом.
Характер ярче всего проявляется в критических ситуациях, когда не достаточно времени на обдумывание, в обычной ситуации он может маскироваться. Характер отображает единство личности и потому позволяет прогнозировать и корректировать ожидаемые действия личности. Черты характера помогают или препятствуют личности устанавливать отнощения с людьми и отвечать за свое поведение. Характер тесно связан с направленностью личности.
Можно рассматривать его как психологический склад личности, выраженный в ее направленности. Первичные свойства индивида (темперамент) и вторичные свойства индивида (регулирующие и когнитивные процессы: ощущение, восприятие, мышление, воображение, память, внимание, эмоции и воля) считаются физиологической основой характера.
Темперамент представляет собой динамический симптомокомплекс разных свойств индивида, таковых как: пластичность, ригидность, интроверсия, экстраверсия, эмоциональность, инертность, реактивность и др. Данные характеристики упрощают или затрудняют формирование черт характера, однако не определяют их в полной мере, так как на создание черт характера также воздействует социальное существование индивида. Темперамент воздействует на динамическое проявление черт характера, однако не определяет их содержательную сторону. [5]
Характер и темперамент соединены единой физиологической основой, так как они находятся в зависимости от типа и свойств нервной системы. Вторичные свойства индивидума появляются в характере в настойчивости в достижении цели (динамика воли), в специфике проявления эмоций, интеллектуальных особенностях и т.п. Существенное место в структуре личности занимает мотивация - совокупность причин психологического характера, изъясняющих поведение человека, его направленность и активность.
Конкретно мотивацией в огромной степени определяется не лишь выбор человеком профессии и степень его притязаний, однако и его формирование в целом. Если человек не мотивирован на ту либо иную деятельность, она не разовьется и напротив, если человек мотивирован ну какую-либо деятельность в значимой степени, он имеет возможность достигнуть в ней значимых результатов, в том числе и не имея некоторых нужных для совершения данной деятельности способностей.
Средством реализации разных сознательно обоснованных мотивов личность развивается и самовыражается в разных видах деятельности. Далее рассмотрим общие и особые способности как таковые, а также общие и специальные возможности. Способности - индивидуально-психологические особенности личности; условие успешного исполнения конкретного вида деятельности.
Общие способности - такие индивидуальные свойства личности, которые гарантируют относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении разных видов деятельности. Особые способности - система свойств личности, которые помогают добиться больших результатов в какой-либо области деятельности. Следует учесть, что возможно относительное преобладание либо общих, либо специальных способностей.
Бывает общая одаренность без ярко проявленных специальных способностей, как и относительно высокие специальные способности, которым не отвечают надлежащие общие способности. Высокое формирование общих способностей - подлинный залог выявления и всех специальных дарований. Условия становления способностей. Сенситивный период - более благоприятный период развития способностей в процессе изучения и обучения. [9]
Наличие подходящей социальной среды (окружение, которое обладает знаниями, и т.п.) В каждый момент времени деятельность должна находиться в зоне оптимальной трудности (простая деятельность - рутинна, снижение интересов; очень сложная деятельность - снижение темпа, мотивации).
Способности развиваются в процессе взаимодействия человека с предметами и вещами, продуктами исторического развития. Будучи предпосылкой успешного хода деятельности человека, его способности считаются так либо иначе и продуктом его деятельности. В этом состоит кольцевая взаимосвязь способностей человека и его деятельности. Формирование способности происходит по спирали: реализация возможности, которую предоставляет способность одного уровня, раскрывает новые возможности для дальнейшего становления, способностей более высокого уровня.
Способности человека - внутренние условия его становления, которые создаются в процессе взаимодействия человека с внешним миром. Предполагается, что процесс формирования способностей проистекает на основе задатков. Исследование конкретно-психологических характеристик разных способностей позволяет отметить общие качества индивида, соответствующие потребностям не одного, а многих видов деятельности, и специальные качества, соответствующие более узкому кругу требований данной деятельности. Степень и уровень становления способностей выражают понятие таланта и гениальности. [1]
Одной из важных особенностей психики человека считается возможность чрезвычайно широкой компенсации одних свойств иными, вследствие чего относительная слабость какой-нибудь одной способности вовсе не исключает возможности успешного исполнения даже такой деятельности, которая наиболее тесно связана с этой способностью.
Недостающая способность может быть в очень широких пределах компенсирована другими, высокоразвитыми у данного человека. Отдельные способности не просто сосуществуют рядом друг с другом и независимо друг от друга. Любая способность меняется, получает качественно иной характер в зависимости от присутствия и степени становления остальных способностей. Что касается конкретно нашего исследования, то мы рассматривали способность студентов психологического факультета к эмпатии, сделав предположение, что у них должен быть высокий уровень становления данной способности.
В психологии труда становление индивидуального профессионализма рассматривается как процесс профессионализации человека. Личность не может развиваться в отрыве от деятельности. Труд сопровождает человека на протяжении всей его жизни и определяет его развитие. В процессе труда человек и становится профессионалом. Как субъект труда человек развивается с самого раннего детства.
И каждый возрастной период в жизни человека может воздействовать на формирование у него различного рода способностей и на дальнейшее формирование его как профессионала. Е А. Климов предложил периодизацию становления человека как субъекта труда.
Стадия предыгры (от рождения до 3-х лет) - происходит освоение функций восприятия, движения, речи, простейших правил и моральных оценок, которые становятся основой дальнейшего становления и приобщения человека к труду.
Стадия игры (от 3-х до 6-8 лет) - происходит овладение «основными смыслами» человеческой деятельности, а еще знакомство с конкретными специальностями (игры в шофера, доктора, торговца, учителя и т.д.). Стадия овладения учебной деятельностью (от 6-8 до 11-12 лет) - интенсивно развиваются функции самоконтроля, самоанализа, дееспособность планировать собственную деятельность и т.п. [9]
Стадия оптации (от лат. optatio - желание, выбор; от 11-12 до 14-18 лет). Стадия подготовки к жизни, к труду, сознательного и ответственного планирования и выбора профессионального пути. Поэтому, человек, находящийся в ситуации профессионального определения считается оптантом.
Парадоксальность данной стадии содержится в том, что в ситуации оптанта вполне может очутиться и взрослый человек, к примеру, безработный. Как отмечает сам Е.А. Климов, «оптация - это не столько указание на возраст, сколько на ситуацию выбора профессии».
Так же, по мере собственного становления и взросления, профессионального определения и вхождения в профессиональную деятельность, человек, по мнению Е.А. Климова проходит последующие стадии, характеризующие степень успешности становления личности в профессиональной деятельности: Стадия адепта - профессиональная подготовка, которую проходит большая часть выпускников школ.
Стадия адаптанта - вхождение в профессию после окончания профессионального обучения, продолжающаяся от нескольких месяцев до 2-3х лет.
Стадия интернала - вхождение в профессию в качестве полноценного коллеги, способного стабильно действовать на нормальном уровне.
Стадия мастера - когда о работнике можно заявить, что он наилучший среди обычных и хороших, т.е. работник заметно отличается на общем фоне.
Стадия авторитета - работник наилучший среди мастеров. Не любой работник может добиться данного уровня.
Стадия наставника - высший уровень работы любого специалиста. Работник становится не просто прекрасным специалистом в своей области, однако и учителем, способным дать наилучший свой опыт воспитанникам и воплотить в них лучшую часть своей души.
В свою очередность, освоение человека в профессии не происходит мгновенно.А.К. Маркова выделяет главные этапы освоения человека в профессии: Адаптация человека к профессии. Самоактуализация человека в профессии - выработка персональной профессиональной нормы. Гармонизация человека в профессии - человек просто исполняет поручения по освоенным технологиям. [7]
Преобразование, обогащение человеком своей профессии - уровень творчества (значительную роль на данном уровне играет личный стиль деятельности).
Этап свободного владения несколькими профессиями - специалист выходит за рамки формальной деятельности и все больше становится наставником. Мы исходим из того, что профессионализация сопровождается изменением человека в целом - развитием его индивидных, личностных, субъектных качеств, формированием индивидуальности.
Итогом процесса профессионализации считается развитие профессионализма - специфического свойства, характеризующего человека-профессионала. В многочисленных исследованиях проблем профессионализации отсутствует строгое определение профессионализма как психологического феномена. Авторы под термином "профессионализм" подразумевают высшую успешность человека при исполнении профессиональной деятельности. [12]
Под профессиональной деятельностью понимается непростая деятельность, которая предстает пред человеком как конституированный способ исполнения чего-либо, имеющий нормативно установленный характер. Профессиональная деятельность объективно сложна и субъективно трудна для освоения. Именно сложность трудовых функций для человека и предает деятельности профессиональный характер.
2.2 Виды психологических тестов, используемых при профотборе
Работник должен иметь довольно развитые психофизиологические свойства: нервно-эмоциональную устойчивость, мышление, внимание, память, сильную, уравновешенную и подвижную нервную систему, высокую работоспособность и выносливость в сложных условиях и т.д. Для данного есть определенные тесты: