Файл: Системы психофизиологического профессионального отбора и диагностики профпригодности.pdf
Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 117
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические обоснования психофизиологического профессионального отбора
1.1 Профессия и профессиональное самоопределение личности
1.2 Содержание понятия «профессиональная направленность»
1.3 Характеристика професиограммы
Глава 2 Анализ диагностики профпригодности
2.2 Виды психологических тестов, используемых при профотборе
Глава 3. Эмпирическое исследование профпригодности
• Интеллектуальные тесты
Предусмотрены для выяснения уровня интеллекта и образования кандидата. Могут использоваться как тесты всеобщего интеллекта, так и специальные, нацеленные на разные разновидности интеллекта. К примеру, для преподавателя, переводчика, специалиста по связям с общественностью, в том числе и для секретаря, принципиально владеть развитым вербальным интеллектом (то есть, отлично обладать родным языком, уметь разумно и грамотно изъясняться, обладать большим словарным запасом, точно понимать высказывания партнера и т.д.). Для коммерческого директора и маркетолога нужен высокий уровень аналитического мышления (умение разбирать и классифицировать большие объемы информации). Художник и дизайнер должен владеть пространственным мышлением и уметь решать неординарные творческие задачи.
Тесты на внимание и память
Могут быть включены в тест интеллекта, или даваться отдельно, если данные навыки профессионально важны. Можно тестировать разные виды памяти, измерять ее объем и продуктивность запоминания.
Личностные тесты
Предусмотрены для выявления личностных особенностей, черт характера. Набор выявляемых качеств находится в зависимости от теоретической концепции, положенной в основу теста. Как правило, они описывают поведенческие особенности человека, его социальные навыки, способность к адаптации и многое другое. Эти тесты могут выявлять уровень выраженности каждой характеристики (к примеру, тест Кеттелла), либо по совокупности данных, относить человека к тому либо иному типу (к примеру, тест Майерс-Бригс). Существуют как комплексные тесты, описывающие личность в целом, так и тесты на какое-либо определенное качество (к примеру, тесты на способность к самоконтролю, способ принятия решений, агрессию и др.). Некоторые тесты предусмотрены для выявления патологий характера и личностного становления (к примеру, ММРI). [11]
Особо можно выделить тесты на выявления уровня мотивации (хочет ли человек реально работать либо учиться, что может усилить его желание и сподвигнуть на реальные действия) и ценностные ориентации.
Изредка употребляются проективные тесты, к примеру, кандидата просят нарисовать что-либо, либо проинтерпретировать картину либо фотографию. Эти тесты трудоемки при обработке, однако дают довольно надежную информацию о кандидате при умелом с ними обращении.
Тесты межличностных взаимоотношений
Данные тесты выявлять стиль общения с людьми, конфликтность, способность идти на компромиссы, приходить на помощь другим, навыки общения в разных ситуациях. Тестам на конфликтность, как правило, уделяется особое внимание, так как сложные отношения в коллективе могут отнимать до 100% рабочего времени, в чем работодатель, естественно же, не заинтересован. Сюда же можно отнести тесты на выявление стиля руководства либо лидерства.[17]
Тесты способностей
Способностями называют индивидуально-психологические особенности человека, которые содействуют его успеху в какой-либо деятельности. Способности проявляются в деятельности, формируются в деятельности и существуют относительно конкретной деятельности. Выделяют общие и частные способности.
Тесты специальных способностей ориентированы на измерение способностей к определенным видам деятельности. Эти тесты наиболее широко используются при решении задач в области профотбора и профориентации.
Глава 3. Эмпирическое исследование профпригодности
3.1 Организация и методические исследования
Нами было проведено исследование индивидуальных особенностей личности студентов 3 курса по специальности «Финансы». Целью исследования было выяснение факта, действительно ли профессию финансиста выбирают студенты, изначально обладающие качествами, необходимыми профессиональному финансисту.
Гипотезы исследования:
1. Студенты, намеревающиеся получить профессию финансиста, не менее чем наполовину обладают основными качествами, необходимыми финансисту-профессионалу.
2. Банковские служащие обладают основными качествами, необходимыми финансисту-профессионалу
В исследовании приняли участие 27 студентов: 7 юношей и 20 девушек в возрасте от 17 до 21 года и 25 банковских служащих (операционисты, контролеры, кассиры, валютные кассиры и др.) – всего 52 человека.
Все испытуемые приняли участие в исследовании на добровольных условиях и изъявили желание сотрудничать. Для исследования влияния индивидуальных психологических особенностей на формирование личности профессионала использовались следующие методики:
1. Опросник Дж. Холланда.
2. 16-факторный опросник личности Р. Б. Кеттелла (PF-опросник).
Согласно типологии личности по Дж. Холланду, различают шесть психологических типов людей: реалистичный, интеллектуальный, социальный, конвенциальный, предприимчивый, артистический. Каждый тип характеризуется определенными особенностями темперамента, характера и т. д.
В связи с этим определенному психологическому типу личности соответствуют профессии, в которых человек может достичь наибольших успехов. Конвенциальный тип по Дж. Холланду отдает предпочтение структурированной деятельности, работе по инструкции, определенным алгоритмам. Имеются способности к переработке конкретной, рутинной (цифровой) информации.
Подход к проблемам носит стереотипный характер. Черты характера: консерватизм, подчиненность, зависимость. В поведении и общении придерживается стереотипов, хорошо следует обычаям. Слабый организатор и руководитель.
Чаще преобладают невербальные (особенно счетные) способности. Наиболее предпочтительны такие специальности, как бухгалтер, финансист, товаровед. Нами было сделано предположение о том, что будущим банковским служащим в большинстве своем должен быть свойственен конвенциальный тип личности. С целью выяснить, в какой степени у студентов, намеревающихся получить профессию финансиста развиты вышеперечисленные качества, мы в нашем исследовании использовали 16-факторный опросник Р. Б. Кеттелла.
Опросник диагностирует черты личности, которые Р. Б. Кеттелл называет конституционными факторами, а именно:
- фактор А «замкнутость – общительность»;
- фактор В «интеллект»;
- фактор С «эмоциональная неустойчивость – эмоциональная устойчивость»;
- фактор Е «подчиненность – доминантность»;
- фактор F «сдержанность – экспрессивность»;
- фактор G «подверженность чувствам – высокая нормативность общения»; фактор Н – «смелость – робость»;
- фактор I «жесткость – чувствительность»;
- фактор L «доверчивость – подозрительность»;
- фактор М «практичность – развитое воображение»;
- фактор N «прямолинейность – дипломатичность»; фактор О «уверенность в себе – тревожность»;
- фактор Q1 «консерватизм – радикализм»; фактор Q2 «конформизм – нонконформизм»;
- фактор Q3 «низкий самоконтроль – высокий самоконтроль»;
- фактор Q4 «расслабленность – напряженность»;
- фактор MD «адекватность самооценки».
В нашем исследовании была поставлена цель изучения степени выраженности индивидуальных психологических особенностей на формирование личности банковских служащих и студентов-финансистов.
3.2 Анализ результатов
Согласно результатам исследования взаимосвязи типа личности и сферы профессиональной деятельности, при помощи опросника Дж. Холланда, у 45% исследуемых нами студентов 3 курса по специальности «Финансы» Сарапульского техникума машиностроения и информационных технологий доминирующим типом личности является конвенциональный тип. У работников банка данный показатель проявился у 62% испытуемых.
У 5,89% испытуемых конвенциональный тип личности выражен в равной степени с предпринимательским типом личности и в равном соотношении с ним занимает ведущее место.
У работников банка данный показатель проявился у 7,4% испытуемых. У 17,5% испытуемых конвенциональный тип личности занимает второе место, но имеет значительно более высокие баллы по сравнению с остальными типами личности в связи со сферами профессиональной деятельности. У работников банка данный показатель проявился у 21,5% испытуемых.
Что касается студентов, у которых конвенциональный тип личности не был на первом месте, значительное систематическое преобладание какого-либо другого типа личности не было обнаружено. Таким образом, у 70,6% исследуемых студентов, планирующих получить профессию финансиста, конвенциональный тип личности с присущими ему качествами либо преобладает, либо выражен в значительной степени.
У работников банка данный показатель проявился у 89,8% испытуемых. При этом только у 5,88% студентов конвенциональный тип личности выражен в меньшей степени, чем у остальных. У оставшихся 23,63% исследуемых нами на предмет взаимосвязи типа личности и сферы профессиональной деятельности студентов приверженность к конвенциональному типу личности выражена в средней степени.
Можно сказать, что предположение о наличии связи между выбором профессии финансиста и приверженностью к конвенциональному типу личности подтвердилось в нашем исследовании. Данная тенденция взаимосвязи типа личности и сферы профессиональной деятельности в контексте влияния приверженности к конвенциональному типу личности на формирование профессионализма у банковских служащих или же студентов, планирующих получить профессию финансиста, вызывает интерес и требует дальнейшего изучения.
Нами было высказано предположение, что студенты, планирующие получить профессию, обладают основными качествами, перечисленными в профессиограмме банковского служащего, которые впоследствии помогут им стать настоящими профессионалами в финансовой сфере. Предполагалось, что отличие результатов выраженности черт идеального финансиста между банковскими служащими и студентамифинансистами не превысит 16%. Мы рассматривали в нашем исследовании следующие факторы: A, C, E, F, G, H, I, M, N, Q1, Q2, Q3.
При этом такие факторы, как M, Q1, являются факторами, характеризующими интеллектуальные способности. Факторы C, G, I, O, Q3 (рисунок) имеют непосредственное отношение к рассмотрению эмоционально-волевых особенностей личности. Коммуникативные свойства и особенности межличностного взаимодействия представлены факторами A, H, F, E, Q2, N, L.
Исследуемые нами студенты оказались выдержанны, работоспособны, для них характерна эмоциональная зрелость. Они настроены реалистически, способны следовать требованиям группы, характеризуются постоянством интересов. Это и для банковских служащих имеет большое значение. Финансист должен четко осознавать свои цели и возможности, быть готовым к контактам с представителями смежных профессий с целью обмена опытом.
Таким образом, исследование при помощи 16-факторного опросника Р. Б. Кеттелла личностных черт студентов, намеревающихся получить профессию финансиста, показало, что студентам свойственны: логическое и аналитическое мышление; хорошие математические способности; способность мыслить глобально; хорошо развитая память; умение грамотно выражать свои мысли; педантичность; предусмотрительность; коммуникабельность; стрессоустойчивость; умение работать в команде. Иными словами, они характеризуются развитыми интеллектуальными способностями (согласно предложенной выше классификации факторов), развитой волевой сферой, эмоциональной зрелостью, активностью и необходимыми для коммуникативного взаимодействия межличностными свойствами.
Выбор профессии – один из самых важных выборов в жизни человека. От того, насколько профессия будет соответствовать способностям и склонностям человека, насколько эффективно человек будет выполнять необходимые в его профессии действия – решающим образом будет определять качество его жизни. В связи с этим очень актуален вопрос диагностики профессиональной пригодности, рассмотрению которого мы и посвятили нашу работу. Диагностика профессиональной пригодности заключается в том, чтобы определить, какими склонностями, способностями и другими индивидуальнопсихологическими особенностями личности обладает человек, в выполнении какой деятельности он будет чувствовать себя максимально гармонично, и спрогнозировать степень влияния индивидуально-психологических качеств человека на формирование его личности как личности профессионала.
Использование диагностики профессиональной пригодности необходимо еще и потому, что оно позволит снизить процент несоответствующих профессиограммам работников, а также психологического профессионального выгорания.
Так как люди, правильно выбирая профессию, будут находиться на своем месте, становиться профессионалами, а значит, приносить максимальную пользу себе и обществу. Обе гипотезы нашего исследования подтвердились. Студенты, намеревающиеся получить профессию финансиста, более чем наполовину обладают основными качествами, необходимыми финансиступрофессионалу (70,6%). Банковские служащие обладают профессиональноважными качествами, необходимыми финансисту-профессионалу (89,8%). Таким образом, был сделан вывод, что испытуемые банковские служащие в большей мере, чем студенты-финансисты, обладают основными качествами, необходимыми финансисту-профессионалу. Наличие и дальнейшее развитие этих качеств дает им возможность успешного формирования профессионализма в области финансовой деятельности. Наметившиеся в нашем исследовании тенденции представляют интерес и побуждают к дальнейшему изучению взаимосвязи между индивидуальными психологическими особенностями и формированием профессионализма.