Файл: Системы психофизиологического профессионального отбора и диагностики профпригодности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 122

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ученные считают, что психологическими механизмами профессионально-творческой направленности личности имеет возможность выступать многоуровневая структура ценностей, мотивов, личностных способностей и смыслов, характеризующих профессионально важные свойства субъекта творческой деятельности, действующие на продуктивность того либо другого вида специальной деятельности и успешность ее усвоения [14].

Л.М. Митина понимает профессиональную направленность как интегративную характеристику личности специалиста, выступающую, наряду с профессиональной компетенцией и психологической гибкостью, эмоциональной основой для всех видов профессиональной деятельности, включающих регулятивные и эмоционально-ценностные аспекты [14].

Е.А. Климов включает в структуру профессиональной направленности личности: интерес к миру труда, его смыслам и целям, средствам, орудиям, процессам, объектам, результатам, к системе трудовых постов в сообществе, потребности в продуктивной социально-значимой деятельности, соответствующие убеждения и остальные мотивы [8]. В рамках данной теории профессиональная направленность чаще рассматривается как направленность личности на ту либо другую сферу профессиональной деятельности, опирающуюся на типологию профессий, предложенную Е.А. Климовым [7].

Е.А. Климов называет 5 типов профессий сообразно принципу отношения человека к разным объектам окружающего мира: «человек – техника», «человек – природа», «человек – художественный образ», «человек – знаковая система» и «человек – человек». В пределах каждого типа профессий им выделяются их классы сообразно признаку целей: гностические (цель – распознать известное), изыскательные (изыскать неизвестное) и преобразующие (преобразовать нечто) и профессии [8].

Сообразно Е.А. Климову, в содержание понятия «профессионализм» наряду с высоким уровнем знаний, умений и результатов человека в предоставленной области деятельности входит определенная системная организация его сознания и нервной системы, включающая, как минимум, последующие компоненты:

• свойства человека как субъекта деятельности – представителя определенной профессиональной общности (направленность, образ мира, отношение к внешнему миру, людям, своей деятельности, себе, креативность, особенности саморегуляции, интеллектуальные черты индивидуальности, эмоциональность и ее проявления и др.);

• праксис профессионала (исполнительный аспект: навыки, умения, действия);


• гнозис профессионала (профессиональная особенность психических процессов);

• информированность, опыт, знания, культура профессионала;

• психодинамика психологических процессов и психических состояний;

• понимание вопросов своей возрастно-половой принадлежности в взаимосвязи с требованиями профессии.

Без указанных составляющих высокие результативные достижения профессионала невозможны, считает автор. Так, экспериментально подтверждено, что успешность обучения операторов зависит от целого ансамбля самых, казалось бы, неожиданных субъектных качеств, в частности, от уровня рефлексии (способности либо привычки смотреть на себя как бы со стороны и осознавать почти все стороны собственной активности), от типа локуса контроля (склонности полагаться на себя либо остальных при оценке событий) и др. [7].

В зарубежной психологической литературе используют типологию Дж. Холланда, который обозначил в качестве главных компонентов профессиональной направленности установки, ценностные ориентации, отношения, интересы, мотивы. Он подчеркнул 6 профессионально ориентированных типов личности: интеллектуальный, реалистический, социальный, конвенциональный, художественный и предпринимательский.

Модель любого вида личности конструируется сообразно последующей схеме: цели, ценности, способности, интересы, предпочитаемые профессиональные роли, возможные достижения и карьера [5]. К.К. Платонов, рассматривая профессиональное развитие личности, отмечает, что изменение профессиональной направленности подразумевает расширение круга интересов и изменения системы потребностей, актуализацию мотивов достижения, увеличение потребности в саморазвитии и самоактуализации[8].

Таковым образом, с одной стороны, профессиональная направленность (как и направленность личности) характеризуется проявлением мотивационных образований (потребности, установки, цели, смыслы, ценности и так далее). С иной стороны, профессиональная направленность обладает собственной особенностью и определяется отношением личности к специальности, к себе как специалисту, эмоционально-волевой готовностью, профессиональными компетенциями, социально-профессиональным статусом и так далее.

Для большего понимания сути профессиональной направленности проанализируем это понятие в контексте понятия «профессиональное развитие личности». Профессиональное развитие личности Ю.П. Поваренков рассматривает как сложное полисистемное образование, которое регулируется на основе общественной и индивидуальной детерминации, тесно соединено с реальной жизнедеятельностью человека, осуществляется на основе целенаправленной активности человека, включая проф обучение и научение, профессиональное воспитание и самовоспитание, профессиональное развитие и саморазвитие [12].


Конкретизируя понятие, Ю.П. Поваренков понимает под профессиональным становлением личности процесс поэтапного становления и реализации субъекта профессионального пути (профессионализации), который осуществляется на основе целенаправленной активности личности, комплексного учета наружных и внутренних, социальных и личных факторов профессионализации [10].

Э.Ф. Зеер рассматривает профессиональное становление как результативный процесс становления и саморазвития личности, освоения и самопроектирования профессионально ориентированных видов деятельности, определение собственного места в мире профессий, реализацию себя в профессии и самоактуализацию собственного потенциала для достижения вершин мастерства [4].

Им было зафиксировано, что развитие обязательно подразумевает потребность в развитии и саморазвитии, возможность и реальность ее удовлетворения. Профессиональное развитие считается также динамическим процессом «формообразования» личности, адекватной деятельности и выражается в развитии личности, субъекта и индивидуальности за счет приобретения мастерства и формирования индивидуального стиля деятельности.

Процесс профессионального развития занимает огромную часть онтогенеза человека. Потому возникает необходимость разделения предоставленного процесса на периоды либо стадии.

1.3 Характеристика професиограммы

Профе́ссиогра́мма (от лат. professio – профессия и gramma – запись) – представляет собой систему: 1) признаков,которые описывают профессию и специальность; 2) требований, предъявляющихся к работнику; 3) психологических характеристик, коим обязан соответствовать специалист определенной профессии. Возникновение первых профессиограмм и их внедрение для отбора сотрудников приписывают к истоку XX в., когда после разбора содержания работ и определения соответственных требований к трудящимся специалисты авто заводов Форда пришли к выводу, будто некоторые специальности вполне под силу инвалидам.[3]

Профессиограмма, во-первых, обрисовывает особенности и структуру проф деятельности и главные требования к психологическим и физиологическим чертам специалиста; во-вторых, дает разработанную научно аргументированную систему общепризнанных норм и требований профессии к определенным видам деятельности, а еще к индивидуальным личностным свойствам специалиста, позволяющим выполнять эффективно требования профессии, которая совместно с тем создает условия, которые нужные для становления личности самого специалиста. [6]


До последнего времени профессиограммы почаще только разрабатывались в больших индустриальных организациях для глобальных профессий, однако в последнее время их составлением очень активно занялись большие агентства по устройству на работу и подбору персонала. К тому же создание профессиограммы становится важным в связи с требованиями Федеральных муниципальных образовательных стереотипов верховного профессионального воспитания (ФГОС ВПО) последнего поколения.

Главными различиями профессиограммы от официальный инструкции считаются отсутствие декларативности, т.е. разделов, которые содержат сведения о нравах и ответственности работника, присутствие описания условий труда на рабочем месте, большой объем требований к работнику. В теории и практике управления персоналом профессиограмма наравне с тарифно-квалификационными справочниками характеризуется как документ, способствующий лучшему подбору работников особенно принципиальных специальностей. [2]

Понятие личности, ее конструкция, структура и остальные, связанные с личностью трудности, обширно обсуждаются в правовой, философской, психологической и социологической литературе. Здесь принимается, что личность юриста это субъект, исполняющий профессиональную юридическую деятельность, затрачивая на нее психические и физические усилия, личное время, переживая удачи и невезения, преследуя те либо другие, добропорядочные либо не всегда добропорядочные цели. Из профессиограммы человек приобретает информацию о реальном содержании труда и нужных эмоциональных качествах, без которых тяжело соответствовать специальности и должности. [13]

Профессиограмма позволяет человеку понять:

1) сущность избранной специальности;

2) чем он будет непосредственно заниматься как специалист в предоставленной области;

3) каковы условия труда;

4) какой обязан быть уровень подготовки;

5) возможности трудоустройства предоставленной специальности;

6) величина оклада и материально-финансового снабжения и ступень комфортности жизни;

7) способности карьерного роста;

8) публичный авторитет избранной профессии;

9) негативные стороны специальности, ее проблемы и возможные оплошности, опасности и экстремально-стрессовые ситуации;

10) воздействие профессии на домашнюю жизнь.

Познание и понимание требований специальности разрешают человеку верно сориентироваться в выборе специальности, избежать погрешностей, которые воруют годы жизни и часто роковым образом сказываются на судьбе человека и его семьи. Чем ранее человек ознакомится и осмыслит требования специальности и примерит их к себе, тем вернее станет его выбор.


Глава 2 Анализ диагностики профпригодности

2.1 Особенности диагностики профпригодности людей, ее взаимосвязь с дальнейшим становлением профессионализма

Диагностика личности и свойств профессиональной пригодности обуславливается совокупностью исходных возможностей человека, а еще создается, развивается на этапах профессионального пути в процессе деятельности. [3]

Суть диагностики личности в профориентационной работе содержится в том, что она отображает:

- выбор рода деятельности (профессии), наиболее полно соответствующей предрасположенностям и возможностям определенного человека;

- удовлетворение интереса к избранной профессии и удовлетворенность процессом и результатами конкретного труда;

- меру оценки эффективности, надежности, безопасности исполнения трудовых функций, индивидуальную меру результативности труда;

- одно из проявлений социального (профессионального) самоопределения личности, ее самосовершенствования, самоутверждения, самореализации в труде;

- формирование «я-концепции», возникновение и развитие образа «я - профессионал» и стремление субъекта деятельности к достижению эталонной модели профессионала.

Прогнозирование профессиональной пригодности и путей ее формирования никогда не потеряет собственного актуального значения. Так как, исполняя работу, соответствующую собственным природным задаткам, можно достигнуть гораздо больших результатов и гораздо быстрее, чем, исполняя работу, этим задаткам не соответствующую.

Диагностика личности дает картину профессиональной пригодности человека, характеризуя соответствие требований профессии к личным особенностям человека; имеет определенный объект реализации - систему «человек – профессия».

То есть конкретную категорию людей, вид деятельности, этап профессионализации. Отражает состояние, степень совокупности личных свойств человека (черт личности, возможностей, мотивации, физического состояния, профессиональной подготовленности и т.д.). Отображает формирование субъекта труда и изменчивость объекта труда. Личность считается не лишь предметом психологии, но и предметом философского, общественно-исторического познания, на определенном уровне разбора личность выступает со стороны собственных природных, биологических особенностей как предмет антропологии, соматологии и генетики человека.