Файл: Системы психофизиологического профессионального отбора и диагностики профпригодности.pdf
Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 125
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические обоснования психофизиологического профессионального отбора
1.1 Профессия и профессиональное самоопределение личности
1.2 Содержание понятия «профессиональная направленность»
1.3 Характеристика професиограммы
Глава 2 Анализ диагностики профпригодности
2.2 Виды психологических тестов, используемых при профотборе
Глава 3. Эмпирическое исследование профпригодности
Введение
Вопросы профессионального самоопределения человека являются одними из главных в сфере психологии труда. Сознательный выбор профессии, под которым мы понимаем соответствие предпочтений и особенностей личности сфере приложения труда, сказывается положительно на многие процессы и состояния человека. Он влияет на удовлетворенность трудом сотрудника, на уровень конкурентоспособности и карьерный успех, на становление человека как социально зрелой и активной личности. В последние десятилетия особенно возросло значение психологического изучения различных аспектов трудовой деятельности.
В связи с этим становится актуальным влияние индивидуальных психологических особенностей на формирование профессионализма личности. Для выявления этой взаимосвязи и необходима диагностика профессиональной пригодности. Она заключается в том, чтобы определить, какими склонностями, способностями и другими индивидуально-психологическими особенностями личности обладает человек, в выполнении какой деятельности он будет чувствовать себя максимально гармонично, и спрогнозировать степень влияния индивидуально-психологических качеств человека на формирование его личности как личности профессионала.
Использование диагностики профессиональной пригодности необходимо еще и потому, что она позволит снизить процент несоответствующих профессиограммам работников, а также психологического профессионального выгорания. Это может произойти потому что люди, правильно выбирая профессию, будут находиться на своем месте, работать по призванию, а значит, приносить максимальную пользу себе и обществу.
В отечественной психологической литературе имеется большое количество работ, посвященных различным психологическим аспектам проблемы профессиональной пригодности. Из достаточно известных исследований в этой области следует отметить труды Б. Г. Ананьева, В. А. Бодрова, К. М. Гуревича, В. Н. Дружинина, Е. А. Климова, Б. В. Кулагина, В. Л. Марищука, Б. М. Теплова. Таким образом, в настоящее время особенно актуальной становится проблема диагностики профпригодности людей. Эта проблема актуальна, так как в большинстве случаев молодые люди еще не могут определиться со своими склонностями и индивидуальными особенностями, наличием и степенью развития у себя тех или иных способностей и зачастую выбирают себе профессию, не соответствующую их личностным качествам.
Объект – психофизиология профпригодности
Предмет - диагностики профпригодности людей.
Таковым образом, цель изучения заключается в исследовании системы психофизиологического профессионального отбора и диагностики профпригодности
Задачи:
1. Проанализировать состояние проблемы взаимосвязи личностных особенностей с профессиональной деятельностью в современной психолого-педагогической литературе.
2. Изучить профессиональное самоопределение личности.
3. Провести сравнение персонограмм банковских служащих и студентов–финансистов.
4. Выявить особенности диагностики профпригодности людей, ее взаимосвязь с дальнейшим становлением профессионализма.
Теоретическая и практическая ценность работы содержится в определении личных характеристик, способствующих эффективности профессиональной деятельности представителей разных профессий, что расширяет теоретические представления по предоставленной теме.
Глава 1. Теоретические обоснования психофизиологического профессионального отбора
1.1 Профессия и профессиональное самоопределение личности
При всей очевидной семантической близости понятие «профессия» в общем случае не совпадает с понятием «профессиональная деятельность». Здесь же сформулированы главные условия, (либо признаки) при исполнении которых можно говорить о существовании специфического феномена, называемого «профессия», а еще о «профессионале» как носителе данных признаков.
Приведем данные условия:
1. Социальная необходимость предоставленной профессии. Сообщество в целом, либо какая-то его часть, имеет необходимость в некоторой услуге и готова предоставить осуществляющим ее людям конкретные жизненные блага, то есть оплатить ее. По другому говоря, в основе профессии лежат услуги, оказываемые иным, удовлетворяющие их потребности и, поэтому, имеющие конкретную цену.
2. Профессия - это что-то сложившееся исторически. Профессия подразумевает, что: этот (исторически сложившийся) способ удовлетворения общественной потребности:
• действует (реализуется) на протяжении некоторого времени (протяжённость во времени);
• исполняется не одним человеком, а категорией лиц - профессионалов, обладающих этим способом удовлетворения общественных потребностей;
• в обязательном порядке воспроизводится во времени. В общественном сознании конкретная профессия представляется в качестве дискретной единицы мира профессий и носителя определенного, лишь для нее отличительного, набора свойств. (К примеру, при всей близости профессий «столяр-плотник», тем не менее, даже на бытовом уровне они представлены как разные, отдельные профессии).
В тоже время профессия как дискретная единица и носитель определенных свойств, взаимосвязана с иными профессиями. Само существование данной специальности считается следствием существования остальных специальностей и условием существования 3 профессий.
Изучение профессией соединено с процессом профессиональной подготовки. Неважно какая профессия, - как это следует из определения, - это занятие, которому нужно специально обучаться, овладевая ансамблем особых теоретических познаний и практических умений. Любой труд, учиться которым без подготовки либо после кратковременной (от нескольких дней до нескольких месяцев) подготовки имеет возможность любой здоровый, то есть трудоспособный человек, обязан быть отнесен к непрофессиональному труду, а значит, - это не профессия.
В общем случае можно говорить о профессионализме как о интегральной характеристике деятельности, общения и личности человека. Профессионализм имеет возможность быть описан чрез соответствие мотивационной сферы человека (профессиональные притязания и мотивы, профессиональные ценности, профессиональное целеполагание и так далее) и операциональной сферы (профессиональные способности, обучаемость, профессиональное самосознание, приемы и технологии как составляющие профессионального мастерства и творчества и так далее).
Профессионализм соотносится с разными аспектами зрелости работника, поэтому, выделяются следующие виды профессиональной компетентности:
• специальная либо деятельностная профессиональная компетентность, - характеризует владение деятельностью на высоком профессиональном уровне;
▪ социальная профессиональная компетентность, - характеризует владение методами совместной профессиональной деятельности и сотрудничества, принятыми в обществе приемами профессионального общения; личностная профессиональная компетентность, - характеризует владение способами саморазвития и самовыражения, средствами противостояния профессиональной деформации личности; индивидуальная профессиональная компетентность, - характеризует владение приемами саморазвития и самореализации индивидуальности в рамках профессии, способность к творческому проявлению своей индивидуальности и тому подобное.
Наличие всех качеств компетентности значит приобретение человеком зрелости в собственной профессиональной деятельности, общении и сотрудничестве, характеризует развитие личности и индивидуальности профессионала.
Подчеркнем, что у человека имеют все шансы быть представлены не все виды компетентности, что нужно учитывать в его профессиональной характеристике. Уровни профессионализма, его этапы и ступени связаны последующим образом: они предъявляют неодинаковые требования к профессионально важным качествам (ПВК) личности. К примеру, на ступени «самодиагностики» важными качествами считается оптимизм, самосознание, позитивная «Я-концепция». На ступени мастерства - профессиональное целеполагание, интуиция, мышление, импровизация, владение рациональными приемами и технологиями. Выбор профессии, либо профессиональное самоопределение, рассматривается как основа самоутверждения человека в сообществе.
Выбор специальности, - это не одномоментный акт, а процесс, состоящий из ряда шагов, длительность которых находится в зависимости от внешних условий и индивидуальных особенностей человека, осуществляющего таковой выбор.
Таковым образом, можно дать последующее определение профессии. Профессия – вид трудовой деятельности человека, который обладает комплексом теоретическим знаний и фактических умений, приобретённых в итоге особой подготовки и опыта работы.
1.2 Содержание понятия «профессиональная направленность»
Профессиональная направленность считается одним из видов направленности личности. В психологической литературе одной из тенденций анализа профессиональной направленность заключается в ее определении как проявления единой направленности в профессиональной деятельности. В тоже время профессиональная направленность обладает собственной спецификой, особенным содержанием и характеристиками. Суть данного понятия рассматривают в связи с таковыми близкими категориями как профессиональное самоопределение и профессиональное становление.
Для определения содержания понятия профессиональная направленность рассмотрим представления разных авторов, исследовавших этот психологический феномен. Сообразно мнению А.К. Марковой [11], профессиональная направленность считается интегративной чертой мотивации профессиональной деятельности, характеризуемой также всеми побуждениями в мотивационной сфере и выражающейся в отношениях, интересах, целенаправленных усилиях и так далее. С точки зрения Е.М. Ивановой [9], составляющими профессиональной направленности считаются мотивы, интересы, ценностные ориентации.
Н.Д. Левитов переносит структуру направленности личности на профессиональную направленность и включает в нее как интересы, потребности, идеалы, так и широкий кругозор, любовь к собственной профессии, эмоционально- волевую готовность. Э.Ф. Зеер, рассматривая структуру личности как субъекта профессиональной деятельности, описывает направленность как систему доминирующих мотивов и потребностей.
Э.Ф. Зеер выделает последующие составляющие профессиональной направленности:
• мотивы (интересы, намерения, склонности, идеалы),
• ценностные ориентации (значение труда, материальное благополучие, заработная плата, квалификация, социальное положение, карьера, и др.),
• профессиональная точка зрения (отношение к профессии, ожидания, установки и подготовленность к профессиональному развитию),
• социально-профессиональный статус [3].
В.П. Парамзин определяет профессиональную направленность чрез профессиональные интересы, склонности, намерения, мотивы, отношение к выбору профессии [12]. Н.К. Котиленков рассматривает профессиональную направленность как своеобразную форму направленности личности, выражающуюся в избирательном отношении к профессии, обусловленной ее индивидуальными особенностями, знаниями и формирующейся в процессе жизнедеятельности [8].
А.П. Сейтешев показывает, что структура профессиональной направленности представляет собой сложное образование, которое включает в себя предметное содержание (специализация профессиональной направленности), мировоззрение и динамику протекания психических состояний и процессов. Профессиональная направленность личности, с его точки зрения, проявляется чрез эмоции, интересы, установки, идеалы, склонности, убеждения.
Данные формы проявления находятся меж собой в многофункциональной взаимосвязи, и отображают динамику профессиональной направленности [8]. В.И. Жуков, А.А. Бодалев, Л.Г. Лаптев, В.А. Сластенин в структуру профессиональной направленности включают последующие составляющие:
• внутренние ресурсы и состояние человека (внутренние информационно-энергетические ресурсы, психическое состояние здоровья, физическое состояние здоровья),
• способности (специальные, творческие, общие способности),
• потребности (материальные, духовные, побуждения к профессионально- творческой деятельности),
• убеждения и взгляды (мировоззрение),
• идеалы, влечения и желания, интересы и склонности, цели и установки, самоопределение, творческую активность, самоорганизацию, самоактуализацию, самовыражение, саморазвитие, саморегуляцию.