Файл: Совершенствование налоговой системы РФ: основные направления и особенности. Основные федеральные налоги.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 71

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Марксистская теория придерживается другого мнения. Согласно ее положениям, ущемлять со стороны налогообложения следует богатых. То есть в данной теории отдается предпочтение именно прогрессивной системе налогообложения. Данная теория против косвенного налогообложения, так как они считаются регрессивными и ухудшают положение малоимущих граждан[9].

Д. Милль разработал налоговую теорию услуг, суть которой со­стоит в следующем: граждане должны уплачивать налоги пропорцио­нально благам, получаемым ими от деятельности государства. С этой точки зрения в условиях роста коммерциализации образования, здравоохранения, культуры в России налоговую нагрузку на россий­ских граждан следует снижать[10].

В целях ослабления социальной напряженности Милль предло­жил внести изменения в сферу распределения доходов: при подоход­ном налогообложении граждан следует вводить необлагаемый мини­мум, равный прожиточному минимуму. При этом надо учитывать как суммы доходов членов семьи (домохозяйства), так и суммы про­житочных минимумов для всех членов семьи. Такая политика не­сколько лет используется во Франции, где обложению подлежит до­ход не отдельного физического лица, а доход семьи.

Конечно, и российские ученые не могли обойти такой важный вопрос стороной. Российскими учеными выдвигаются различные теории, которые предлагают проведение следующих мероприятий:

- необходимо освободить от налогообложения минимальные доходы граждан за счет установления необлагаемого минимума на уровне, достаточном для проживания самого работника и его семьи.

- реализация вышеперечисленного принципа возможна посредство одновременным снижением выплаты социального характера, которые финансируются из государственного бюджета[11].

- одновременно государством должно поощряться создание частных пенсионных фондов, как форма возможности заработка дополнительной пенсии.

Таким образом, в данном разделе были проанализированы элементы налоговой системы.

- элемент постановки приоритетных целей, которые базируются из общих целей социально-экономического развития государства, а также их соответствие с текущими целями и задачами, которые действуют на сегодняшний день в государстве.

-разработка таких методов, которые будут обеспечивать реализацию целей и задач государства в целом;

-подбор, расстановка и обучение кадров, которые будут эффективно реализовывать цели и задачи налоговой политики государства.


Следует выделить преимущества и особенности поимущественного обложения[12]:

- прибыль не скрывается, так как ее сокрытие все равно оказывается бессмысленным.

- приводит к тому, что падает заинтересованность корпораций не выдавать дивиденды акционерам в пользу наращивания нераспределенных прибылей.

- создает источник доходов региональных бюджетов;

- стимулирует рациональное, эф­фективное использование производственных ресурсов, поскольку платить приходится даже за неиспользуемое имущество.

7) В современных условиях существенное значение при­обретает воздействие налогов на ускорение научно-технического про­гресса. В этой сфере возможны различные методы и решения. На­пример, проведение политики ускоренной амортизации. Правда, этот прием имеет особую значи­мость для капиталоемких отраслей.

Особую роль в рамках неоклассического направления играет на­учная школа «экономики предложения».

Налоговая политика этой школы предусматривает:

- снизить предельные ставки налога на доходы граждан, что сразу же приведет к повышению производительности труда;

- снизить предельные ставки налога на прибыль предприятий с целью определения фактора роста инвестиций[13].

- сокращение непроизводительных расходов государства на регу­лирование экономики как фактор повышения производительных рас­ходов частного сектора и роста частных инвестиций[14];

- стабильность налоговой системы и налоговой политики как фактор снижения риска и неопределенности и повышения уверенно­сти предпринимателей и потребителей.

Таким образом, в заключении главы можно отметить следующее:

- было определено понятие налоговой политики, как важнейшего инструмента государственного регулирования экономики.

- без налоговой политики невозможно существование государства в принципе. Для того, чтобы реализовывать программы различной направленности, государство нуждается в средствах, которые оно получает посредство претворения налоговой политики в жизнь.

- налоговая политика преследует различные виды целей: экономические, фискальные, социальные и международные цели.

- налоговая политика должна быть эффективной и в равной и полной мере отражать интересы всех без исключения слоев и категорий общества, и должна базироваться на принципе справедливости.

- элемент постановки приоритетных целей, которые базируются из общих целей социально-экономического развития государства, а также их соответствие с текущими целями и задачами, которые действуют на сегодняшний день в государстве.


-разработка таких методов, которые будут обеспечивать реализацию целей и задач государства в целом;

-подбор, расстановка и обучение кадров, которые будут эффективно реализовывать цели и задачи налоговой политики государства.

- были рассмотрены основные проблемы, которые встречаются при реализации налоговой политики государства.

- большие дебаты и споры среди экономистов и ученых вызывает необходимость установления прогрессивных или регрессивных ставок налогообложения. Одни экономисты считают, что необходимо придерживаться прогрессивного налогообложения, то есть увеличивать ставку налога по мере роста доходов. Другие экономисты считают, что это будет тормозить предпринимательскую активность, и будет расти сокрытие доходов от налогов.

Цели регулирования и сферы государственного вмешательства в экономику обширны и весьма различны по странам и историческим периодам, но почти всегда и везде заметную роль в процессе регулирования играли налоги. Не является исключением из этого правила и современная Россия. Призывы к усилению налогового стимулирования производства были и остаются неотъемлемой частью всех политических лозунгов и экономических программ. При этом налогам вменяется поистине безграничная область применения. В этой связи совершенно необходимо правильно определить действительные возможности налогов по эффективному влиянию на экономику.

Вопрос о функциях налога нельзя считать решенным. По существу бесспорной может быть признана только одна функция — фискальная: все прочие предназначения налогов, включая и их регулирующую (экономическую, стимулирующую) функцию, содержат в своем обосновании неустранимые изъяны. В то же время и отрицать воздействие налогов на многие социально-экономические процессы невозможно[15].

Разрешение этого кажущегося противоречия состоит в том, что налог, как любое сложное общественное явление, обладает очень широким спектром действия и поэтому может использоваться вне внутренне присущей ему роли. Если взять, к примеру, деньги, то их эффективность как стимула чрезвычайно высока, однако никому не придет в голову вменять деньгам стимулирующую функцию. Стимулирующая роль денег — вторична, они потому и могут стимулировать (поощрять, наказывать), что имеют “способность” быть средством платежа или сохранять стоимость. Стимулирующей функции у денег нет потому, что стимулом, собственно говоря, является получение или неполучение денег[16].


Так, налоги как орудие фиска, изымая деньги прежде всего из рук активных и сильных плательщиков, безусловно тормозят накопление, ослабляют стимулы к зарабатыванию средств. Вместе с тем, та же фискальная сущность налогов лежит в основе формирования бюджета и тем самым создает общие условия для нормального развития производства, расширения социальных гарантий и политической стабильности. Деньги, изымаемые из производства, направляются затем на финансирование непроизводственной сферы, что в определенной мере расширяет спрос и поощряет производство.

Глава 2. Роль налогов в формировании финансов государств

2.1. Особенности налоговой политики РФ

Социально-экономическая сущность и роль налогов проявляется в их функциях, т.е. в основных направлениях воздействия налогов па развитие общества и государства. Функции налогов являются способом выражения их различных свойств. Функции показывают, каким путем реализуется общественное назначение налогов как инструмента распределения и перераспределения государственных доходов.

Налоги используются всеми рыночными государствами как метод прямого влияния на бюджетные отношения и опосредованного (через систему льгот и санкций) воздействия па производителей товаров, работ и услуг. Через налоги достигается относительное равновесие общественных потребностей и ресурсов, необходимых для их удовлетворения, через налоги обеспечивается рациональное использование природных богатств, в частности путем введения штрафов и иных ограничений на распространение вредных производств. Посредством налогов государство решает экономические, социальные и другие общественные проблемы.

Особенности формирования налоговой политики в Российской Федерации состоит в том, что налоговая политика формируется на трех уровнях: федеральном, региональном и местном уровнях. Однако на каждом уровне налоговая политика реализует свои цели в соответствии с установленными компетенциями.

Важнейшей приоритетной целью формирования налоговой политики на будущий год является ориентир на инновационное развитие предприятий, главным образом в отношении уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды. Данное новшество состоит в том, чтобы от пониженной ставки постепенно переходить к установленным 34% вплоть до 2020 года[17].


К мерам инновационной поддержки Минфин России относит завершение реформы системы начисления налоговой амортизации. Предлагается формировать амортизационные группы по функциональному признаку, а не по каждому объекту, с сокращением сроков амортизации отдельных видов основных средств, что создаст стимулы к технологическому обновлению[18].

Также в будущем планируется уменьшить объем и перечень документов, которые необходимы для подтверждения целесообразности применения нулевой ставки НДС при экспортных операциях. Также планируется освободить от налогообложения оборудование с высокой степенью энергетической эффективности сроком на три года от момента его эксплуатации.

Особые льготы предусматриваются для предприятий, осуществляющих деятельность в области науки, здравоохранения, образования (причем как некоммерческих, так и коммерческих), вплоть до введения нулевой ставки по налогу на прибыль.

Министерство Финансов также преследует цель рассмотрения новых правил системы налогообложения. В частности необходимо рассмотреть возможность ограничения принятия убытков юридических лиц, которые реорганизованы в ходе процесса слияния между двумя или несколькими предприятиями[19].

Также предусматривается принятие новых правил отнесения процентов по долговым обязательствам к расходам и правил предотвращения недостаточной капитализации. В области акцизов предполагается индексация ставок акцизов на табачную продукцию, а также переход на авансовую уплату акцизов на алкогольную продукцию.

Стратегической целью остается введение налога на недвижимость. Запланировано реформирование упрощенной системы налогообложения в виде патента и единого налога на вмененный доход[20].

2.2. Основные федеральные налоги

Правительством РФ одобрены Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017–2018 годов. В перспективе на данные годы сохраняется приоритет недопущения какого-либо увеличения налоговой нагрузки[21].

Главная мысль налоговой политики в перспективе вплоть до 2018 года состоит в том, чтобы не допустить налоговую нагрузку[22]. Это связано с тем, что государство хочет добиться справедливости налоговой системы для инвесторов с целью привлечения капитал, в том числе и иностранного. Наряду с недопущением налоговой нагрузки, также стимулируется проведение различных мер антикризисного характера, повышается налоговое администрирование.