Файл: Совершенствование налоговой системы РФ: основные направления и особенности. Основные федеральные налоги.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Налоговая политика будет реагировать на современные глобальные вызовы, среди которых названы санкции, введенные против РФ, и низкие цены на нефть.

Рассмотрим основные направления налоговой политики Российской Федерации и дадим им детальный анализ.

1) Меры, направленные на легализацию капиталов и активов, в том числе их возврат в Российскую Федерацию[23]

08.06.2015 вступил в силу Федеральный закон от 08.06.2015 № 140-ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»[24]. Соответствующие изменения в НК РФ внесены принятым одновременно Федеральным законом от 08.06.2015 № 150-ФЗ.

Суть и значение добровольного декларирования состоит в том, чтобы обеспечить правовые гарантии тем, кто имеет капиталы, в том числе и за пределами Российской Федерации. Благодаря системе добровольного декларирования создадутся стимулы для добросовестного исполнения своих налоговых обязанностей перед государством[25].

Интересен тот факт, что субъектам налогообложения в Российской Федерации будет разрешено уменьшение до нуля минимального срока владения объектом недвижимости, а также понизить вплоть до нуля значение понижающего коэффициента.

Рассмотрим также необходимость увеличения первоначальной стоимости амортизируемого имущества для целей налогообложения. Налоговой политикой в перспективе до 2018 года указывается тот факт, что необходимо повысить пороговое значение стоимости амортизируемого имущества до 100000 рублей.

Также еще одним новшеством является тот факт, что ранее первоначальная стоимость основного средства для целей его признания как таковым основным средством составляла 40000 рублей. Сейчас предполагается, что данная сумма составит уже 100000 рублей.

2) Меры по налоговому стимулированию развития малого предпринимательства через специальные налоговые режимы[26].

Малое предпринимательство также можно стимулировать при помощи налоговых инструментов и налоговой политики в частности. Итак, рассмотрим данные направления:

1) расширение перечня видов деятельности, в отношении которых может применяться патентная система налогообложения;

2) распространение права на применение двухлетних «налоговых каникул» по упрощенной системе налогообложения и патентной системе налогообложения на деятельность в сфере бытовых услуг;


3) предоставление субъектам Российской Федерации права снижать ставки налога для налогоплательщиков, применяющих УСН с объектом налогообложения в виде доходов, с 6% до 1% в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности[27];

4) предоставление права представительным органам муниципальных образований, законодательным органам городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя снижать ставки ЕНВД с 15% до 7,5% в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности[28].

Таким образом, в завершении данного раздела можно прийти к следующим выводам.

- приоритеты налоговой политики Российской Федерации состоят в первую очередь, в недопущении налоговой нагрузки на налогоплательщиков. Это возможно реализовать посредством ввода системы добровольного декларирования налогоплательщиками своего имущества. При этом данная информация будет охраняться, как налоговая тайна и не будет разглашена против интересов декларанта.

- также планируется предпринять все меры, чтобы возвратить капитал обратно в Россию из иностранных государств. Эта мера направлена на стимулирование инвестиционной активности предпринимателей, которые готовы и желают вкладывать средства в развитие бизнеса и страны в целом.

- особое место в налоговой политике занимает патентная система налогообложения, которая призвана стимулировать активность малого предпринимательства. То есть все направления налоговой политики направлены в целом на развитие страны.

2.3 Сущность бюджетной политики

В странах с развивающейся экономикой стимулирующая фискальная политика ведет к росту дефицита и, следовательно, государственного долга. При этом обычно в периоды «перегрева» сдерживающая фискальная политика осуществляется не так активно, то есть оказывается асимметричной, смещенной в сторону стимулирования, что также приводит к постоянному наращиванию долга. Рост государственного долга в странах с формирующимся рынком служит неблагоприятным фактором и повышает риски для данной страны в будущем[29].

В частности, это может привести к тому, что ставки по внешним заимствованиям для таких стран оказываются завышенными, дополнительно усугубляя ситуацию. Еще одна серьезная проблема -- обеспечение «временности» стимулирующей фискальной политики. Если в кризисный период были снижены налоги или государство приняло на себя новые расходные обязательства, то даже при переходе к стадии подъема отменить такие изменения часто бывает политически сложно.


Поэтому в случае принятия решения о тех или иных стимулирующих мерах фискальной политики правительству необходимо тщательно проанализировать возможности по их сворачиванию в будущем. Один из важнейших факторов эффективности антикризисной фискальной политики -- адресность принимаемых мер, будь то меры социальной поддержки или стимулирования предприятий реального сектора.

Перед нашей страной стоят следующие задачи, касающиеся фискальной политики и требующие достаточно быстрых решений.

Использование мер монетарной и фискальной политики для стабилизации ситуации на финансовом рынке страны. Как уже было отмечено, решение данной задачи в основном обеспечивается мерами денежно-кредитной политики, однако и фискальные меры также могут использоваться, тем более при наличии значительных резервов (в том числе средств нефтегазовых фондов). Однако ключевой вопрос здесь: как определить оптимальные меры и объем бюджетных средств, которые оказали бы положительное влияние на финансовый сектор, но не привели бы к неблагоприятным средне- и долгосрочным последствиям - инфляции, резкому росту бюджетного дефицита и т. д.

Использование мер фискальной политики для решения острых социальных проблем. В условиях мирового финансового кризиса, экономической нестабильности и замедления темпов экономического роста при одновременном достаточно высоком уровне инфляции Россия, как и другие страны, может столкнуться с различными социальными проблемами. С одной стороны, это снижение уровня жизни граждан, рост безработицы, а с другой -- замедление развития отраслей социальной сферы. Здесь важен выбор мер стимулирующей политики, чтобы помощь получали именно те, кто в ней действительно нуждается, а бюджетные расходы не приводили к дополнительному росту инфляции.

Поддержка реального сектора экономики в условиях возможной рецессии. Во избежание резкого спада в реальном секторе экономики (в силу неблагоприятных внешних условий и внутренней нестабильности) и связанных с этим экономических и социальных последствий необходимы стимулирующие меры со стороны государства. [30].

В данном разделе рассмотрим перспективы бюджетной и налоговой политики России на 2016 год.

В связи с высоким уровнем неопределенности трехлетний цикл временно заменен на однолетний (предыдущий переход на однолетний бюджет был в кризисном 2009 году). Однако рассматриваемые ниже документы (за исключением проекта бюджета на 2016 год) рассчитаны на период до 2018 года включительно[31].


В документах Правительства РФ проанализированы и структурированы основные неблагоприятные условия, которые в ближайшие годы будут ограничивать социально-экономическое развитие России. По мнению правительства, за последнее время усилились три ключевых дисбаланса экономического развития, а также возникли три вызова, с которыми в дальнейшем предстоит столкнуться России.

Также в перспективе налоговой и бюджетной политики на 2016 год ожидается и планируется завершение работы по формированию нормативных затрат на оказание услуг муниципального и государственного характера. Все это будет способствовать, и стимулировать прозрачность в определении стоимости государственных и региональных услуг[32].

В свою очередь, улучшение качества государственных услуг должно привести к тому, что повысится конкурентоспособность государственных юридических лиц среди общего количества юридических лиц.

В планы на будущее входит принятие федерального закона об оказании государственных (муниципальных) услуг от имени публично-правового образования физическим и (или) юридическим лицам на конкурентной основе. Это позволит вовлечь организации, не являющиеся госучреждениями, в процесс предоставления таких услуг.

Что касается государственных услуг населению и бизнесу, оказываемых органами власти, качество предоставления данных услуг предполагается радикально повысить:

1) В связи с тем, что будет введена система единого окна, ТОО эффективность государственных и муниципальных услуг повысится в несколько раз[33].

2) Перевод государственных и муниципальных услуг в электронный вид также будет способствовать повышению эффективности со стороны предоставления данных государственных и муниципальных услуг[34]. Причем доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, к 2018 году должна достичь не менее 70%;

3) Отныне граждане самостоятельно могут оценить качество работы государственных и муниципальных услуг.

4) Внедряется пластиковая электронная карта с удостоверением личности на электронном носителе информации[35].

Основные направления налоговой политики позволяют экономическим агентам определить свои бизнес - ориентиры с учетом предполагаемых изменений в налоговой сфере[36]. В течение очередного трехлетнего периода приоритетом Правительства РФ останется недопущение какого-либо увеличения налоговой нагрузки на экономику. Фактический мораторий должен обеспечить стабильность налоговой системы и повысить ее привлекательность для инвесторов. Одновременно планируется дальнейшее применение мер налогового стимулирования инвестиций, проведение антикризисных налоговых мер, повышение эффективности системы налогового администрирования[37].


Таким образом, в завершении главы можно прийти к следующим выводам.

- были рассмотрены основные направления налоговой политики РФ в 2016 году, определены цели и основные приоритеты данной налоговой политики.

- приоритетом налоговой политики РФ на 2016 год является обеспечение социальной справедливости между различными категориями населения посредством системы налогообложения.

- необходимо сформировать условия для достойного уровня ведения предпринимательской активности, стимулировать инвестиции и инновационное развитие.

- приоритеты налоговой политики Российской Федерации состоят в первую очередь, в недопущении налоговой нагрузки на налогоплательщиков. Это возможно реализовать посредством ввода системы добровольного декларирования налогоплательщиками своего имущества. При этом данная информация будет охраняться, как налоговая тайна и не будет разглашена против интересов декларанта.

- также планируется предпринять все меры, чтобы возвратить капитал обратно в Россию из иностранных государств. Эта мера направлена на стимулирование инвестиционной активности предпринимателей, которые готовы и желают вкладывать средства в развитие бизнеса и страны в целом.

- особое место в налоговой политике занимает патентная система налогообложения, которая призвана стимулировать активность малого предпринимательства. То есть все направления налоговой политики направлены в целом на развитие страны.

- определены перспективы бюджетной и налоговой политики Российской Федерации на 2016 год, которые чрезвычайно важны, особенно в условиях непростой экономической ситуации, в которой находится Россия на сегодняшний день.

Заключение

Действующая налоговая система угнетает экономику, особенно ее производственный сектор. Простые расчеты показывают, что среднее предприятие обязано перечислять в бюджет до 46% вновь созданной стоимости. Даже в развитых странах со стабильной социально-экономической обстановкой столь высокие ставки налогов являются редкостью и, как правило, ведут к низким темпам экономического роста.

Угнетая предприятия высокими налогами, государство одновременно пытается поддержать хотя бы часть из них с помощью адресных налоговых льгот. Но это только ухудшает экономическую ситуацию. Во-первых, адресные льготы предоставляются отельным предприятиям и организациям вне системы государственных приоритетов. Это искажает мотивацию руководителей предприятий, ориентирует их не на повышение эффективности работы предприятий, а на установление взаимовыгодных условий с органами власти. Во-вторых, льготы законном основании уклоняются от налогов, другие годами накапливают недоимки, а добросовестные плательщики оказываются в наименее выгодном положении, часто становясь способствуют развитию теневой экономики, создают основу для коррупции, позволяют льготникам оказывать услуги по выводу из-под налогообложения всех желающих путем заключения фиктивных сделок. В итоге одни предприятия на вполне неконкурентоспособными, и либо теряют позиции в конкурентной борьбе, либо начинают уклоняться от налогов.