Файл: Управление запасов на предприятиях гостиничного комплекса.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 171

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Процесс оснащения компьютерным обеспечением индустрии гостеприимства начался позднее,  чем в других областях экономики.  Многие отрасли были компьютеризированы уже в 60-х г. ХХ в., гостиничное хозяйство в широком масштабе не использовало возможности автоматизации до начала 70-х г. ХХ в. Это сравнительно позднее начало компьютеризации позволило гостиницам получить более совершенные и удобные компьютерные технологии с  меньшими издержками. В настоящее время, на предприятиях индустрии гостеприимства широко распространены компьютерные системы на базе персональных  компьютеров четвертого и пятого поколений, объединенные в сети и позволяющие при минимуме занимаемого объема создавать мощную программную поддержку,  что  повышает эффективность системы управления, обеспечивает безопасность гостей, позволяет расширить клиентскую базу гостиницы и решать ряд маркетинговых задач. Но, помимо этого, подобная система должна иметь в своём запасе функционал, позволяющий помочь в удовлетворении основных потребностей человека в конкретных гостиничных услугах, в зависимости от определённой цели прибытия постояльца в гостиницу. Для этой цели было принято решение рассмотреть основные системы, которые используются в настоящее время для того, чтобы изучить их функциональные возможности. Существующие системы управления гостиничным предприятием осуществляющие: управление ресурсами гостиницы, поддержку единой системы безналичных платежей для гостей, автоматизацию текущей деятельности, многофакторный анализ деятельности гостиницы, взаимодействие с внешними программами и устройствами (телефоном, платным TV). Такая система состоит из нескольких различных модулей, блоков, элементов или подсистем в зависимости от категории гостиницы, её вместимости и потребностей.

Базовые элементы автоматизации обязаны включать следующие модули: бронирование; поселение; выезд; бухгалтерию; администрирование; управление номерным фондом.

Одним из наиболее важных открытий стал Internet. Internet - это большое и сложное соединение компьютерных сетей, дающее возможность доступа к мировой информации. Также существует целый ряд программных приложений Internet. В первую очередь - это электронная почта (e-mail) и различные поисковые системы. Электронная почта на сегодняшний день является самым популярным приложением во всем мире. Ее преимущество не только в скорости связи, но и в том, что помимо текста, возможно, отправить любое графическое фото, анимационное приложение, которые дойдут до адресата мгновенно.


Компьютерные системы централизованного управления гостиничным комплексом позволяют организовывать работу даже крупного отеля без особых затрат времени и сил. Несмотря на множественность сложных систем автоматизации гостиничных комплексов, основные принципы построения подобных систем довольно схожи: все системы представляют собой интегрированные пакеты программ, автоматизирующих деятельность основных служб гостиницы: управление номерным фондом, административной, коммерческой, инженерной, службой общественного питания.

Одним из наиболее активно развивающихся направлений компьютерных систем для индустрии гостеприимства, является бронирование при помощи компьютерных технологий, создание которого позволило связать всю индустрию гостеприимства в единое целое. Компьютерные сети связывают различные отделы, действующие в отеле, улучшают коммуникации и повышают возможности гостиницы. Современное оборудование обеспечивает четкий и быстрый доступ к информации. Количество предоставляемых услуг компьютерных систем постоянно растет, и в скором будущем можно ожидать появление «Глобальных систем управления гостиничным хозяйством». 

Многие гостиницы сегодня предоставляют возможность рекламирования своих услуг через Internet. Это позволяет потенциальным клиентам из разных стран мира: деловым туристам, отдыхающим,  иностранным гостям – всем, кто имеет возможность выхода в Интернет,  использовать свои персональные компьютеры, чтобы заранее представить, куда он едет, какие услуги ему будут предоставлены в данной гостинице. Поскольку это становится все более и более популярным, гостиницы делают свои Web-сайты все более и более дружественными, с интуитивно-понятным для пользователя интерфейсом. При резервировании номеров в гостиницах, посетителю сайта – потенциальному клиенту предоставляется общая информация об отеле, фотографии номеров различных категорий, описание дополнительных услуг (питание, конференц-зал, сауна, спортивно-оздоровительный комплекс и т.д.), а также список расположенных в непосредственной близости от отеля мест культуры и отдыха. Для бронирования номера нужно ввести необходимые данные (фамилия, дата приезда и отъезда, число и тип номеров, контактный адрес и телефон) и отправить заявку, которая затем будет обработана, введена в компьютер гостиницы, а клиенту будет выслано подтверждение его бронирования. Обычно это делается по электронной почте, но по желанию клиента многие гостиницы могут прислать подтверждение по факсу или по почте. 


К числу дополнительных операций Internet относятся: возможность просмотра плана номера и плана гостиницы; возможность заказа дополнительных услуг; возможность ознакомиться с планом города и работой транспорта (метро, автобус, такси).

Сеть Internet и ее услуги развиваются стремительно во всем мире. Уже сегодня отели могут работать в Internet по конфиденциальным тарифам и использовать для оплаты, помимо кредитных карт, банковские переводы. В любом случае, уже сегодня TravelWeb и подобные разделы - это прекрасные информационные справочники адресов агентств, тур операторов, расписаний авиарейсов, отелей и многих сведений, столь нужных в современных условиях. Можно с уверенностью предположить, что именно те гостиницы, которые уже сейчас начали движение в этом направлении, и будут определять стратегию развития гостиничного бизнеса в сфере информационных технологий на ближайшие несколько лет.

Изучив таблицу 1, которая предоставлена в приложении к курсовой на странице 37, можно увидеть, с какими основными автоматизированными системами управления запасами работают гостиницы России.

Глава 2. Запасы на предприятии гостиничного комплекса.

2.1 Виды материальных запасов на предприятии гостиничного комплекса

Для того чтобы управлять запасами на предприятии гостиничного комплекса, прежде всего, давайте разберем, какие бывают типы запасов и чем вообще предстоит управлять.

 Существует три основных типа запасов:

1. Запасы исходных материалов, закупленных комплектующих деталей и расходуемых материалов для создания защитного потенциала (буфера) между объемом закупок и объемом их потребления в производстве.

2. Запасы незавершенного производства, создающие определенный защитный потенциал (буфер) между последовательными производственными операциями.

3. Запасы готовой продукции, которые являются защитным потенциалом (буфером) между производительностью операционной системы и скоростью отгрузки или продажи продукции.

Эти защитные потенциалы (буферы) обеспечивают эффективную гибкость. В том числе, присутствие запасов позволяет делать закупки различных материалов или производить товары экономически выгодными для себя партиями, даже в условиях непременного спроса на продукцию компании.


Когда речь заходит о запасах на любом из видов производства, мы представляем себе в первую очередь материальные запасы. [http://econom-lib.ru/1-172.php]

Учебное пособие: Лук’янов В. О. Організація готельно-ресторанного обслуговування : навч. посіб. / В. О. Лук’янов, Г. Б. Мунін. – 2-е вид., перероб. і доп. – К. : Кондор, 2012.

Источник: [Сычева О.А. Конспект лекций по курсу «Логистика». 2010]

Материальные запасы – часть имущества организации (исключая здания, сооружения и  оборудование),используемая в производстве и иной хозяйственной деятельности. Как показано на рисунке 1 (Из источника: [Сычева О.А. Конспект лекций по курсу «Логистика». 2010], такие запасы делятся на производственные и товарные запасы, каждый из которых в свою очередь делится на 3 вида:

Запасы страховые

запасы сезонные

запасы текущие

рисунок 1

основные виды материальных запасов

Запасы производственные — запасы, которые присутствуют во всех отраслях сферы материального производства, рассчитанные для производственного потребления. Цель создания производственных запасов создание исправного производственного процесса. Например, запасы материалов для нормального функционирования гостиничного комплекса на складах снабжения этого комплекса (постельные, туалетные, кухонные и т.д. принадлежности).

Запасы товарные — запасы готовой продукции у предприятий изготовителей, а также запасы на пути следования товара от поставщика к потребителю, то есть на предприятиях оптовой, мелкооптовой и розничной торговли, в заготовочных организациях и запасы в пути.

Товарные запасы делятся, в свою очередь, на запасы средств – производства и предметов потребления. Например, запасы готового металлопроката на складах службы сбыта металлургического комбината относятся к товарным запасам средств – производства (металлопрокат подготовлен к реализации, однако пустит его в производство покупатель). Примером товарного запаса предметов потребления может служить запас готовых шин на складе готовой продукции производства по изготовлению шин.

Запасы делят на текущие, страховые и сезонные.

Запасы текущие — главная часть производственных и товарных запасов. Они гарантируют постоянство производственного или торгового процесса между очередными поставками.

Запасы страховые — предназначены для постоянного снабжения материалами или товарами производственного или торгового процесса в случае непредвиденных обстоятельств: неточность в периодичности и величине партий поставок, предусмотренных договором, допустимость задержек материалов или товаров в пути при доставке от поставщиков, непредсказуемость возрастания спроса.


Запасы сезонные — образуются при сезонном характере производства, потребления или транспортировки. Например, производство сельскохозяйственной продукции, потребление бензина во время уборочной страды, отсутствие постоянно функционирующих дорог в определённые сезоны.

Такие запасы разделяются на два вида спроса:

материалы с зависимым спросом;

материалы с независимым спросом

Материалы с зависимым спросом обычно являются таким типом запасов, использование которых прямо связано с планами производства других изделий. Из этого следует, что данный вид спроса в основном присутствует на комплектующие изделия и материалы, которые применяются при выпуске продукции. Возьмем для примера компанию, выпускающую бензопилы. Спрос на цепи для пил прямо зависит от  планов производства последних.

Если же спрос на предметы снабжения не определен планами производства других изделий, то такие предметы пользуются независимым спросом. Спрос на большую часть готовых изделий, например посуда, а также изделия, имеющиеся в оптовых и розничных продажах, является независимым. Обычно прогнозировать независимый спрос намного сложнее, чем зависимый.

Однако бывают предметы снабжения, которые имеют как зависимый, так и независимый спрос. Изготовитель, например, телефонов может производить какие-то платы и микросхемы, применяемые в его телефонах. Какая-то часть спроса на эти микросхемы и платы, будет конечно зависеть от планов производства телефонов, в которых она используется. Но в то же время, определенная часть плат и микросхем может заказываться торговцами для ремонта уже существующих телефонов.

2.2 Расчет запасов материальных ресурсов и методика их нормирования.

[http://mirznanii.com/a/137489-3/materialno-tekhnicheskoe-obespechenie-gostinits-3]

Для обеспечения нормальной работы, гостиничный комплекс должен иметь в наличии материальные ресурсы не только в количестве, необходимом для его повседневных нужд, но и располагать определенным запасом. В связи с этим в плане материального снабжения вместе с расчетами текущих потребностей материальных ресурсов учитывают также размер необходимых запасов и остатков на начало и конец планируемого периода времени.

В целях определения размера текущего запаса все материалы делятся на четыре группы: