Файл: Система психофизиологического профессионального отбора и диагностики профпригодности (Психофизиология в профориентации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.05.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1) курсы, посвященные планированию профессиональных и жизненных перспектив, где школьников должны научить, как это лучше (грамотнее) сделать, как ориентироваться в различных ситуациях жизненного и профессионального выбора;

2) работу с подгруппами и микрогруппами (в 2-4 человека), где в более узком кругу обсуждаются конкретные проблемы профессионального самоопределения;

3) индивидуальная работа с подростками, требующими особого отношения и внимания;

4) методы работы должны чередоваться и взаимно дополняют друг друга, и здесь уже накоплен определенный опыт использования тестов и опросников, профориентационных игр, различных активизирующих процедур индивидуальной и групповой работы (специально организованных дискуссий по наиболее острым вопросам, карточных консультационных методов, бланковых технологий, использование различных схем анализа и самоанализа ситуаций самоопределения и др.).

Таким образом, в результате проведенного исследования девушки предпочитают профессии, связанные обслуживанием людей, с общением, определяются склонности к планово-экономическим видам работ и склонность к работе с людьми. Можно выделить как внутренние индивидуально значимые мотивы, так и внутренние социально значимые мотивы.

Юноши предпочитают технические профессии, профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками; имеют склонность к работе на производстве и склонность к планово-экономическим видам работ, имеют внутренние индивидуально значимые мотивы. Имеет место переориентация молодежи от предпочтения нравственных, духовных ценностей к материальным.

Проходящие социально-экономические трансформации существенным образом повлияли на многие сферы жизни общества. Как показывают результаты исследования, усиливается стремление к материальному достатку, построению карьеры и тому, чтобы занять определенное место в обществе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Профессионализация, как форма становления субъекта деятельности, влияет на все уровни самосознания. Профессиональное самосознание является одним из важнейших компонентов самосознания человека, как субъекта деятельности. Формирование профессионального самосознания происходит на фоне социального опыта личности с включением этого опыта в «профессиональное Я» личности.

Подводя итог, можно сказать, что определение в выборе будущей профессии достаточно сложный процесс, включающий эмоциональные и когнитивные компоненты. Соответствие эмоционально-оценочных компонентов существенным содержательным компонентам профессии делает выбор обоснованным и реальным. Для обоснованности профессионального выбора необходимо также, чтобы требования со стороны профессии соответствовали возможностям человека. В противном случае в самосознании человека накапливается отрицательный жизненный опыт, формируются своеобразные способы решения встающих перед ним задач – уход от проблем, их игнорирование и т.д.


Правильный выбор профессии старшеклассниками предполагает наличие профессиональной пригодности, которую можно определить как соответствие личных интересов, склонностей и способностей школьника требованиям профессии.

Ведущими компонентами в структуре профессиональной пригодности являются такие качества личности, как интересы, склонности и некоторые индивидуальные свойства личности.

Полученные в ходе нашего исследования результаты и сделанные на их основании выводы подтвердили сформулированную гипотезу:

1 Девушки предпочитают профессии, связанные обслуживанием людей, с общением, определяются склонности к планово-экономическим видам работ и склонность к работе с людьми. Можно выделить как внутренние индивидуально значимые мотивы, так и внутренние социально значимые мотивы.

Юноши предпочитают технические профессии, профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками; имеют склонность к работе на производстве и склонность к планово-экономическим видам работ, имеют внутренние индивидуально значимые мотивы.

2 Как показало исследование, имеет место переориентация молодежи от предпочтения нравственных, духовных ценностей к материальным. Проходящие социально-экономические трансформации существенным образом повлияли на многие сферы жизни общества. Как показывают результаты исследования, усиливается стремление к материальному достатку, построению карьеры и тому, чтобы занять определенное место в обществе.

Профориентационная работа должна включать в себя разнообразные, взаимодополняющие формы и методы, а не ограничиваться только профессиональной психодиагностикой и выдачей рекомендаций, кто к какой профессии «подходит». Настоящая профориентация должна включать в себя: 1) курсы, посвященные планированию профессиональных и жизненных перспектив, где школьников должны научить, как это лучше (грамотнее) сделать, как ориентироваться в различных ситуациях жизненного и профессионального выбора; 2) работу с подгруппами и микрогруппами (в 2-4 человека), где в более узком кругу обсуждаются конкретные проблемы профессионального самоопределения; 3) индивидуальная работа с подростками, требующими особого отношения и внимания; 4) методы работы должны чередоваться и взаимно дополняют друг друга, и здесь уже накоплен определенный опыт использования тестов и опросников, профориентационных игр, различных активизирующих процедур индивидуальной и групповой работы.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Бакаева Т. Н. Дмитриева И. А. О некоторых вопросах профотбора./ Журнал Инженерный вестник Дона Выпуск № 4-2 / том 32 -2014 .
  2. Бодров В.А. Проблемы профессионального психологического отбора// Психол. журнал.-2005.-Т.6.N 2.-с.85-94
  3. Дятлов М. Н., Мишустин О. А., Мишустина С. Н., Хантимирова С. Б. Престиж профессии и профессиональный отбор // Молодой ученый. — 2014. — №10. — С. 140-142.
  4. Дятлов М. Н. Приборы психофизиологического обследования // Молодой ученый. — 2013. — №4. — С. 59-61.
  5. Капцов А. В. Психолого-педагогическая концепция личностного развития студентов в условиях учебной группы : автореф. дис. ... д-ра психол. наук. Самара, 2017. 58 с
  6. Кисель А. Ю. Особенности профессионально-психологического отбора военнослужащих срочной военной службы // Молодой ученый. — 2015. — №2. — С. 450-455.
  7. Лукьянова Т Психофизиология профессиональной деятельности и безопасность труда персонала. Учебно-практическое пособие / Т. Лукьянова, Т. Сувалова.- 2015 г.- 66 с
  8. Ляско Е Психофизиология / Е. Ляско, А. Ноздрачев.- 2012 г.- 336 с
  9. Михайлов П Ошибки при проведении профотбора / П. Михайлов. Инженерный вестник Дона, №8, ч.2 (2014)
  10. Панкова Н Лекции по возрастной физиологии и психофизиологии / Н. Панкова.- Пробел- 200, 2014 г. – 214 с
  11. Пряжников Н Профориентация в школе и колледже. Игры, дискуссии, задачи-упражнения. Методическое пособие / Н. Пряжников, Л. Румянцева.- Академия.- 2014 г.- 304 с
  12. Романова Е Организация профориентационной работы в школе / Е. Романова.- Академия.- 2013 г.- 304 с.
  13. Сборник психологических тестов. Часть III: Пособие / Сост. Е.Е. Миронова Мн.: Женский институт ЭНВИЛА, 2006. — 120 с.
  14. Серова Л Профессиональный отбор в спорте / Л. Серова.- Человек.- 2011 г.- 160 с.
  15. Толочек В. А. Профессиональный отбор: история и перспективы постановки задач // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2018. Т. 7, вып. 2 (26). С. 118-128.
  16. Толочек В. А. Психология труда. СПб., 2016. 480 с.
  17. Чистякова С От учебы к профессиональной карьере / С. Чистякова, Н. Родичев.- Академия.- 2012 г.- 176 с
  18. Югова Е. Возрастная физиология и психофизиология / Е. Югова, Т. Турова.- Академия.- 2012 г.- 336 с

Приложение А

Рисунок 1 - Распределение профессиональных склонностей между юношами и девушками[50]

(1 – Склонность к работе с людьми; 2 – склонность к работе умственного характера; 3 – Склонность к работе на производстве; 4 – Склонность к эстетике и искусству; 5 - Склонность к планово-экономическим видам работ или степень материальной заинтересованности).


Приложение Б

Рисунок 1 - Распределение типов профессий между юношами и девушками[51]

(1 - Человек-природа; 2 - Человек-техника; 3 - Человек-человек; 4 - Человек-знак; 5 - Человек-художественный образ).

Приложение В

Рисунок 1 - Распределение мотивов выбора профессии между юношами и девушками (1-внутренние индивидуально значимые мотивы; 2- внутренние социально значимые мотивы).

  1. Кисель А. Ю. Особенности профессионально-психологического отбора военнослужащих срочной военной службы // Молодой ученый. — 2015. — №2. — С. 450-455.

  2. Серова Л Профессиональный отбор в спорте / Л. Серова.- Человек.- 2011 г.- 160 с.

  3. Дятлов М. Н. Приборы психофизиологического обследования // Молодой ученый. — 2013. — №4. — С. 59-61.

  4. Югова Е. Возрастная физиология и психофизиология / Е. Югова, Т. Турова.- Академия.- 2012 г.- 336 с

  5. Толочек В. А. Психология труда. СПб., 2016. 480 с.

  6. Лукьянова Т Психофизиология профессиональной деятельности и безопасность труда персонала. Учебно-практическое пособие / Т. Лукьянова, Т. Сувалова.- 2015 г.- 66 с

  7. Романова Е Организация профориентационной работы в школе / Е. Романова.- Академия.- 2013 г.- 304 с

  8. Лукьянова Т Психофизиология профессиональной деятельности и безопасность труда персонала. Учебно-практическое пособие / Т. Лукьянова, Т. Сувалова.- 2015 г.- 66 с

  9. Югова Е. Возрастная физиология и психофизиология / Е. Югова, Т. Турова.- Академия.- 2012 г.- 336 с

  10. Бодров В.А. Проблемы профессионального психологического отбора// Психол. журнал.-2005.-Т.6.N 2.-с.85-94

  11. Дятлов М. Н., Мишустин О. А., Мишустина С. Н., Хантимирова С. Б. Престиж профессии и профессиональный отбор // Молодой ученый. — 2014. — №10. — С. 140-142.

  12. Панкова Н Лекции по возрастной физиологии и психофизиологии / Н. Панкова.- Пробел- 200, 2014 г. – 214 с

  13. Дятлов М. Н., Мишустин О. А., Мишустина С. Н., Хантимирова С. Б. Престиж профессии и профессиональный отбор // Молодой ученый. — 2014. — №10. — С. 140-142.

  14. Серова Л Профессиональный отбор в спорте / Л. Серова.- Человек.- 2011 г.- 160 с.

  15. Лукьянова Т Психофизиология профессиональной деятельности и безопасность труда персонала. Учебно-практическое пособие / Т. Лукьянова, Т. Сувалова.- 2015 г.- 66 с

  16. Панкова Н Лекции по возрастной физиологии и психофизиологии / Н. Панкова.- Пробел- 200, 2014 г. – 214 с

  17. Толочек В. А. Профессиональный отбор: история и перспективы постановки задач // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2018. Т. 7, вып. 2 (26). С. 118-128.

  18. Бакаева Т. Н. Дмитриева И. А. О некоторых вопросах профотбора./ Журнал Инженерный вестник Дона Выпуск № 4-2 / том 32 -2014 .

  19. Чистякова С От учебы к профессиональной карьере / С. Чистякова, Н. Родичев.- Академия.- 2012 г.- 176 с

  20. Дятлов М. Н., Мишустин О. А., Мишустина С. Н., Хантимирова С. Б. Престиж профессии и профессиональный отбор // Молодой ученый. — 2014. — №10. — С. 140-142.

  21. Бакаева Т. Н. Дмитриева И. А. О некоторых вопросах профотбора./ Журнал Инженерный вестник Дона Выпуск № 4-2 / том 32 -2014 .

  22. Лукьянова Т Психофизиология профессиональной деятельности и безопасность труда персонала. Учебно-практическое пособие / Т. Лукьянова, Т. Сувалова.- 2015 г.- 66 с

  23. Дятлов М. Н., Мишустин О. А., Мишустина С. Н., Хантимирова С. Б. Престиж профессии и профессиональный отбор // Молодой ученый. — 2014. — №10. — С. 140-142.

  24. Бодров В.А. Проблемы профессионального психологического отбора// Психол. журнал.-2005.-Т.6.N 2.-с.85-94

  25. Толочек В. А. Профессиональный отбор: история и перспективы постановки задач // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2018. Т. 7, вып. 2 (26). С. 118-128.

  26. Лукьянова Т Психофизиология профессиональной деятельности и безопасность труда персонала. Учебно-практическое пособие / Т. Лукьянова, Т. Сувалова.- 2015 г.- 66 с

  27. Бодров В.А. Проблемы профессионального психологического отбора// Психол. журнал.-2005.-Т.6.N 2.-с.85-94

  28. 10 Дятлов М. Н. Приборы психофизиологического обследования // Молодой ученый. — 2013. — №4. — С. 59-61

  29. Югова Е. Возрастная физиология и психофизиология / Е. Югова, Т. Турова.- Академия.- 2012 г.- 336 с

  30. Романова Е Организация профориентационной работы в школе / Е. Романова.- Академия.- 2013 г.- 304 с.

  31. Михайлов П Ошибки при проведении профотбора / П. Михайлов. Инженерный вестник Дона, №8, ч.2 (2014)

  32. Дятлов М. Н., Мишустин О. А., Мишустина С. Н., Хантимирова С. Б. Престиж профессии и профессиональный отбор // Молодой ученый. — 2014. — №10. — С. 140-142.

  33. Михайлов П Ошибки при проведении профотбора / П. Михайлов. Инженерный вестник Дона, №8, ч.2 (2014)

  34. Бакаева Т. Н. Дмитриева И. А. О некоторых вопросах профотбора./ Журнал Инженерный вестник Дона Выпуск № 4-2 / том 32 -2014 .

  35. Михайлов П Ошибки при проведении профотбора / П. Михайлов. Инженерный вестник Дона, №8, ч.2 (2014)

  36. Михайлов П Ошибки при проведении профотбора / П. Михайлов. Инженерный вестник Дона, №8, ч.2 (2014)

  37. Серова Л Профессиональный отбор в спорте / Л. Серова.- Человек.- 2011 г.- 160 с.

  38. Михайлов П Ошибки при проведении профотбора / П. Михайлов. Инженерный вестник Дона, №8, ч.2 (2014)

  39. Пряжников Н Профориентация в школе и колледже. Игры, дискуссии, задачи-упражнения. Методическое пособие / Н. Пряжников, Л. Румянцева.- Академия.- 2014 г.- 304 с

  40. Михайлов П Ошибки при проведении профотбора / П. Михайлов. Инженерный вестник Дона, №8, ч.2 (2014)

  41. Пряжников Н Профориентация в школе и колледже. Игры, дискуссии, задачи-упражнения. Методическое пособие / Н. Пряжников, Л. Румянцева.- Академия.- 2014 г.- 304 с

  42. Сборник психологических тестов. Часть III: Пособие / Сост. Е.Е. Миронова Мн.: Женский институт ЭНВИЛА, 2006. — 120 с.

  43. Сборник психологических тестов. Часть III: Пособие / Сост. Е.Е. Миронова Мн.: Женский институт ЭНВИЛА, 2006. — 120 с.

  44. Сборник психологических тестов. Часть III: Пособие / Сост. Е.Е. Миронова Мн.: Женский институт ЭНВИЛА, 2006. — 120 с.

  45. Результаты собственного исследования

  46. Результаты собственного исследования

  47. Пряжников Н Профориентация в школе и колледже. Игры, дискуссии, задачи-упражнения. Методическое пособие / Н. Пряжников, Л. Румянцева.- Академия.- 2014 г.- 304 с

  48. Результаты собственного исследования

  49. Результаты собственного исследования

  50. Результаты собственного исследования

  51. Результаты собственного исследования