Файл: Профессиональный стресс в управленческой деятельности (Психологические условия принятия управленческих решений).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.05.2023

Просмотров: 58

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность курсовой. Современная профессиональная деятельность требует от руководителя систематического совершенствования управленческих навыков, так как в существующей практике управления значительно актуализировалась потребность в руководящих кадрах с высоким уровнем профессионализма, способных решать задачи в усложненных, стрессогенных ситуациях.

Научная задача состоит в уточнении сущности, содержания и психологических особенностей принятия управленческих решений руководителями в стрессогенных ситуациях, с учетом которых будут обоснованы психологические условия оптимизации данного процесса.

Цели: раскрыть психологические условия принятия управленческих решений руководителями в стрессогенных ситуациях и выявить пути их оптимизации.

В ходе работы было выдвинуто следующее предположение: принятие управленче­ских решений руководителями в стрессогенных ситуациях характеризующихся определенными субъективными репрезентациями риска и связанных с осо­бенностями формирования прогностических операций можно оптимизировать при следующих условиях:

- наличие устойчивых стратегий принятия управленческихррешений в стрессогенных ситуациях, использование которых приведет к формированию определенного типа поведения;

- выявление психологических условий и факторов оптимизации данного процесса.

Глава 1. Теоретико-методологическое исследование профессионального стресса в управленческой деятельности и принятия управленческих решений руководителями в стрессогенных ситуациях

1.1. Психологические условия принятия управленческих решений


Проблема формирования управленческих решений является одной из наиболее актуальных и значимых тем современной психологической науки и изучается в специальной литературе различных направлений.

Если рассматривать принятие решения как психологический процесс, то он включает в себя: переработку информации, формулирование задачи, поиск, накопление и переработку информации, понимание проблемной ситуации, предположение последствий достигнутых результатов, претворение в жизнь представленной программы действий, оценка результатов достигнутого.[1]

С точки зрения операционального обеспечения процесс принятия решения состоит из подготовительного этапа сбора информации и этапа непосредственного принятия решения.

Сама процедура принятия решения складывается из двух характеристик: понимание всех данных (на входе и на выходе), операциональное протекание самих процессов

В рамках нашего исследования необходимо рассмотреть психологические условия формирования управленческого решения. Феномен принятия управленческих решений исследовался в контексте проблемы формирования управленческой компетентности руководителя.[2]. В процессе управленческой деятельности реализуются специфические управленческие функции: планирование, прогнозирование, мотивирование подчиненных, принятие управленческого решения, контроль и др.

К внешним условиям относятся такие изменения среды, которые связаны: 1) с особенностями профессиональных трансформаций, требованиями общества к профессиональным качествам специалиста, соотношением значимости профессии с другими; 2) с трансформацией профессиональных знаний и навыков в новых экономических и технологических ситуациях; 3) с появлением новых средств, условий, результатов в профессиональной деятельности в изменяющемся обществе. К внутренним условиям, определяющим эффективность профессионального становления, относятся: 1) личностная рефлексия, связанная с изменением представлений субъекта о профессии, 2) изменение подходов к оценке значимости профессии в жизни самого субъекта, удовлетворенность от профессиональной деятельности, 3) изменение критериальных категорий и установок профессиональной самооценки.[3] При этом необходимо понимать, что внешние и внутренние условия всегда взаимосвязаны, личность имеет индивидуальную реакцию на эти воздействия. Особенности и тип личностных реакций детерминируется багажом профессиональных знаний, сложившимися профессиональными межличностными отношениями, реальным состоянием психических процессов человека здесь и сейчас, специфическими характеристиками саморегуляции[4]


Все выделенные психологические условия управленческих решений начальников караулов можно представить в виде трех основных групп: объективных, объективно-субъективных, субъективных.

  1. Объективные: психологические требования к профессии пожарного; должностные обязанности начальников дежурных караулов; выделение группы лиц для определения соответствия командным должностям.
  2. Объективно-субъективные: профессионализм начальника дежурного караула; наличие алгоритма и устойчивых критериев управленческих решений; психологическая и инструментальная готовность начальника дежурного караула к принятию управленческих решений в сложных ситуациях, возникающих во время несения боевой службы (тушение пожара, спасение людей).
  3. Общие субъективные: самоэффективность начальника караула; личностные характеристики, влияющие на своевременность и эффективность принятия управленческих решений (прогностичность, мыслительная деятельность, решительность).[5]

Реализация перечисленных требований обеспечивает выполнение управленческими решениями своего основного назначения – организации успешного выполнения задач, возложенных на подразделение.

1.2. Психологическая структура управленческих решений руководителей

В современной психологии процесс принятия управленческого решения, как показал анализ литературы, определяется как любой выбор одного из альтернативных способов выхода из проблемной ситуации и его реализации в исполнительских действиях субъекта.[6]

Характерной психологической особенностью процессов принятия решения является наличие у них закономерной последовательности основных этапов развертывания, которая обозначается понятием процессуального инварианта выработки и принятия решения. Он включает следующие основные этапы:[7]

1. Определение проблемной ситуации (производится мониторинг ситуации, дается характеристика ее особенностей, выявляются противоречия, и выделяется суть проблемы, определяются цели предстоящего действия).

2. Анализ содержания проблемной ситуации (сбор информации о ситуации; анализ проблемных, малоинформационных составляющих; выявление и анализ причин, порождающих проблему; формулировка основных требований к решению).


3. Формулировка альтернатив (поиск, выявление, генерация новых, не заданных нормативно-возможных выходов).

4. Оценка альтернатив (многоаспектное рассмотрение преимуществ и недостатков каждого альтернативного варианта в прогностическом плане и с учетом динамичности среды).

5. Выбор альтернатив (собственно принятие решения).

6. Реализация принятого решения (дополнительная конкретизация выбранной альтернативы, приведение к виду, допускающему наиболее эффективную реализацию).

7. Контроль исполнения, оценка эффективности, коррекция решения.[8]

Начальный этап процесса принятия решения имеет в основе мотивационный компонент профессиональной деятельности руководителя и состоит из следующих друг за другом действий: постановку проблемы; понимание сути проблемы; выделение критериев, по которым будет анализироваться успешность или неуспешность результата. Схематично этап подготовки управленческого решения может быть представлен как: а) сбор информации о ситуации; б) определение направлений и путей решения данной ситуации.[9]

В процессе организация выполнения поставленной задачи руководитель должен координировать работу подчиненных, для чего необходимо произвести следующие действия: составить план выполнения решения, произвести расстановку сил и определить меру ответственности среди подчиненных, выстроить надежную прямую и обратную связь, в процессе которой будет оперативно производиться обнаружение и коррекция ошибок по мере выполнения поставленной задачи.[10]

Такой алгоритм работы можно представить в виде рисунка:

СУ ОУ ОД ЦД

Рис. 1. Алгоритм работы руководителя при принятии решений

На рисунке раскрывается порядок работы начальника караула при принятии решения на тушении пожара. Субъект управления – начальник дежурного караула (СУ) принимает команды от вышестоящего начальника или других источников на выполнение задачи. Изучив обстановку с учетом своих сил он передает решение своим подчиненным, объекту управления (ОУ), которых у него может быть до 10. После получения команды подчиненные принимаются за практическую реализацию решения начальника дежурного караула, занимаясь ликвидацией пожара (объект действия – ОД). В результате совместной работы достигается цель действия (ЦД) – ликвидация существующего очага возгорания и возможности возникновения новых источников пожара. Особенностью данного алгоритма является то, что можно проследить потоки информации от вышестоящего командования до ОД и постоянную обратную связь о состоянии дел в реальном режиме времени.[11]


Если управленец ориентирован на мнение вышестоящего руководства, то он подсознательно будет старается угодить начальству, станет делегировать часть своей ответственности подчиненным. По данным автора, у таких руководителей отмечается высокий уровень притязаний и завышенная самооценка, хотя они понимают, что вышестоящее руководство даёт низкую оценку таким руководителям. [12]

В отечественной психологической представлены исследования, посвященные выявлению стилей и профилей управленческих решений: а) уравновешенный – у руководителей с обстоятельной подготовкой к процедуре принятия решения);

б) импульсивный – у руководителей, в действиях которых первичен процесс выдвижения гипотез, а действия по проверке и проработке гипотез – вторичны;

в) инертный – у неуверенных и осторожных руководителей;

г) рискованный – у руководителей с характеристиками, схожими с импульсивным типом, но имеющих свои особенности в разработке способов принятия решения;

д) осторожный – у руководителей, которые в процессе подготовки к принятию решения долго и тщательно взвешивают гипотезы и достаточно критичны к результату.[13]

Руководители рассудочного типа детально прорабатывают свои решения, согласовывают и прорабатывают каждый этап, активно вовлекая в процесс членов своих команд. Руководители прагматического типа принимают решения, опираясь на здравый смысл, в их действиях преобладают волевые усилия, они слышат свою интуицию.

Исследования автров позволили выделить структурные компоненты принятия управленческих решений руководителями, которые можно определить как совокупность психологических качеств, объединенных в блоки: ориентировочный, процессуальный, личностно-рефлексивный.[14]

1.3. Сущностная характеристика и психологические особенности профессионального стресса в управленческой деятельности

Труд начальников дежурных караулов пожарных частей по шкале сложности оценивается на семь баллов (из десяти), что связано с большим как физическим, так и нервно-психическим напряжением.[15]