Файл: Система психофизиологического профессионального отбора и диагностики профпригодности»..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.05.2023

Просмотров: 47

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

При интерпретации полученных результатов мы исходили из того, что любой показатель, равный 70 Т или выше (пик «профиля»), принимается в качестве нормативного для выявления патологических отклонений. В то же время учитывалось, что значение одного и того же показателя как «патологического» может изменяться от шкалы к шкале. Мы старались избегать буквальной интерпретации шкал опросника; в частности, высокий показатель по шкале шизофрении не указывает на ее наличие, а на наличие симптомов.

Средневзвешенные профили экспериментальной и контрольной групп специалистов были рассчитаны на основании среднеарифметических значений каждой из 10 шкал опросника Mини-мульт, а также на аналогичных значениях оценочных шкал «лжи» (L), «достоверности» (F) и «коррекции (К). В целом, данные расчеты указывают на формирование профилей средних значений, значения шкал которых не выходят за рамки 30-60 Т-баллов. Это признается создателями адаптированный для России версии теста нормальными колебаниями.

Одним из весьма важных достоинств методики Mини-мульт является наличие в ее структуре оценочных шкал, или шкал достоверности, определяющих надежность полученных данных и установку испытуемых в отношении процедуры обследования. Это - шкала „лжи" - L, собственно шкала "достоверности" - F и шкала “коррекции” К. На основании анализа результатов данных шкал, возможно сделать косвенные выводы о групповых установках исследованных контингентов относительно внимательности к процедуре тестирования, влияния феномена социальной желательности в процессе прохождения первичного психологического обследования.

Следует отметить неявную выраженность в сверхнормативных значениях оценочных шкал L, F, K. Профиль, приведенный в нашей работе, образуемый оценочными шкалами в средневзвешенных результатах теста, интерпретируется как удовлетворенность собой, а также стремление при этом избежать излишней откровенности при прохождении обследования.

Таким образом, данные результаты, применительно к групповому профилю, указывают на наличие положительной мотивации к прохождению обследования и, в норме, присутствие достоверных результатов обследования.

Экспериментальная группа имеет общегрупповой профиль 9,4,3,1. При интерпретации значений соблюдался целостный подход, “оценивающий общую конфигурацию профиля в контексте соотношения шкал достоверности с высотой не только ведущих пиков, но и контрастирующих понижений - как абсолютных, так и относительных...” Таким образом, заслуживала внимания интерпретация “сверху вниз”, которая выявила следующие результаты. Ведущая шкала 9, образует наиболее выдающийся пик профиля. В соотношения с ней последовательно входят шкалы 4, 1 и 3.


Положительные факторы. Данная группа характеризуется как общность людей открытых, приятных и обаятельных, живых, энергичных. В деятельности присутствует умеренная активность. Энергичность может способствовать высокой продуктивности, а оптимистическая оценка деятельности - препятствовать эмоциональной дезорганизации при деятельности с непредсказуемым исходом. Характерна эмоциональность, образное мышление, оппортунистичность, энергичность, высокая работоспособность. Относительно доминирующей мотивации - отсутствует честолюбивость. Контактны, нуждаются в общении, легко подчиняются и идентифицируют себя с окружающими, готовы “служить ближнему”.

Отрицательные факторы. Группе характерно отсутствие приверженности твердому соблюдению правил. Возможно нарушение поведения. Присутствует склонность к ипохондрическим реакциям при повышенном настроении. Возможно проявление демонстративности при осуществлении социального поведения. Данные лица эгоцентричны и нуждаются в аудитории.

В целом, данная группа является базовой для формирования профессионально пригодных к врачебной деятельности, качества в основном соответствуют составленной нами психограмме.

Профиль шкал достоверности L, F и K в контрольной группе соотносится по общей характеристике с профилем аналогичных шкал для экспериментальной группы, указывая на наличие положительной мотивации к прохождению обследования среди представителей данной группы и, в норме, присутствие достоверных результатов обследования. Анализ выдающихся значений позволяет определить формулу данного профиля как 9,6,1,4.

Положительные факторы. Представители данной группы способны к высокой продуктивности, выносливости, жизнерадостны. Открыты, приятны в контактах и поведении, обаятельны. Энергичность и активность - как факторы продуктивности в деятельности и мышлении. Богатая эмоциональность, чувство юмора, образность мышления.

Отрицательные факторы. Присутствует стремление реализовать непосредственно в поведении эмоционально заряженные установки. Способны к насилию, склонны к неподчинению, присутствуют фрагментарные проявления агрессивности.

Характеризуются склонностью к ипохондрическим реакциям при повышенном настроении, к конфликтности и асоциальным проявлениям в поведении.

Приведенные в нашей работе общегрупповые профили можно охарактеризовать как “линейные” - все показатели его находятся в пределах между 40 и 60 Т.

Среди представителей контрольной группы доминирует тропизм к видам деятельности, где можно реализовать физическую и социальную активность, тягу к общению, доминированию, стремление быть на виду. При этом достаточно быстро происходит пресыщение однообразием, проявляется тенденция к изменению места или вида деятельности. Толчком к этому является ощущение неуспеха и стремление к поискам лучшего варианта или просто новизны.


Вместе с тем, представители данной группы более склонны к подчинению, нежели представители экспериментальной группы. У них выражена способность к идентификации с положительной реальной референтной группой. Следует обратить особое внимание на профилактику негативных личностных состояний в данной группе, а также на социально-психологическую компетентность кандидатов - знаниях о способах ориентации в различных ситуациях и свободном владении средствами общения. Необходимо развивать адекватное восприятие явлений социальной действительности, формировать мотивацию достижения успеха и уходить от мотивации избегания неудач - с целью профилактики дезадаптации.

Обобщая полученные результаты в экспериментальной и контрольной группах можно выделить следующие проблемные моменты:

Наличие в 17% результатов пика шкал 9,4 - наличие наиболее выдающейся, концентрированной группы лиц, основная характеристика которых, в целом, совпадает с общегрупповой.

Пик 9,1 в 10% результатов говорит о наличии второй основной группы в выборке. Характеризуется с положительной стороны аналогично первой - способность к высокой продуктивности, выносливость, активность и жизнерадостность. Открытость, обаяние, энергичность. Присутствует энергичность и оптимистическая оценкой перспективы. Среди отрицательных черт данного профиля - склонность к ипохондрическим реакциям при повышенном настроении. Количество жалоб при этом не увеличивается, наблюдается повышенное нестроение, которое объяснимо с позиций стойкости перед лицом страдания - тип “не собираюсь уступать болезни”.

Пик 5,9 в 9% результатов выявляет самостоятельную группу, характеризующуюся ведущей шкалой мужских-женских черт характера. Следует отметить их широкий диапазон интересов, меньшую выраженность агрессивных тенденций в конфликтной ситуации, а также подчиняемость. Повышение данной шкалы говорит о запоздалом созревании, эмоциональной незрелости и инфантилизме. Инфантилизм ведет к неспособности самостоятельно принимать решения, а пассивность и чувствительность к нестабильности и заторможенности, ступору в ситуациях требующих немедленных, четко обоснованных действий.

Пик 4,9 наблюдается в 9% результатов, выделяя также особую группу лиц, характеризуемых постоянным и грубым нарушением социальных и морально-этических норм. Следует отметить, что данная тенденция, в зависимости от настроения лиц, принадлежащих к данной группе, может реализовываться агрессивно, сопровождаться гневом или быть более-менее пассивной. Подобное поведение может быть направлено на семью, на какую-либо негативную референтную группу, имеющую статус иллюзорной или реальной, так и на общество в целом. При высоком интеллекте, что вероятно для указанной группы, ее представители могут быть внешне приятными и благовоспитанными людьми и при поверхностном общении производит хорошее впечатление. Однако при конфликтах между личными интересами и социальными требованиями обычно они активно проявляют свои негативные особенности.


Иные пики определяют внутренние группы, характерные, прежде всего, малым информационным значением для нашего исследования. Вместе с тем, 31% результатов не поддается стойкой классификации и представляет собой набор уникальных профилей, анализ которых следует проводить индивидуально, что также не является темой нашего исследования.

Пик 9,3 в 17% результатов говорит - способность к высокой продуктивности, выносливости, активности, жизнерадостность у представителей данной группы. Открытость, обаяние, энергичность. Высокая активность и оптимистическая оценка перспективы. Вместе с тем у представителей данной группы проявляются демонстративные черты, посредством которых они стремятся утвердить свою социальность. Они готовы “служить ближнему”, но при этом следует обратить особое внимание на их эгоцентричность и потребность в аудитории.

Пик 9.0, обнаруженный также в 17% результатов указанной выборки, полностью соответствует вышеописанной. Отличает данную группу наличие затруднений в межличностных контактах, депривация общения. Следует обратить внимание на особенность профессиональной деятельности врачей, эффективность которой напрямую зависит от коммуникаций с внешними лицами.

Пик 6,4 в 8% результатов указывает на формирование группы, представители которой характеризуются обидчивостью, сензитивностью и склонностью к подозрительности, жалобами на недостаточность внимания окружающих.

Пик 3,1 выявленный в 6% результатов, определяет наличие подгруппы, характеризуемой в основном повышенным уровнем желания избежать конфликтов и снизить свою ответственность. При угрожающих представителям данной группы ситуациях, они будут стремиться переложить ответственность на окружающих.

Сегодня почти треть всех работающих в Республике Беларусь – акцентуированные личности, то есть лица, занимающие промежеточное положение по своим психическим особенностям между лицами с психическим отклонением и среднестатистической личностью. При этом некоторые акцентуации способствуют достижения высот профессионализма, а некоторые – предопределяют профессиональную деформацию личности, низкий профессионализм, профессиональную непригодность, несмотря на наличие профессиональных знаний. Для каждого типа личности, для каждой профессии сочетание этих акцентуаций всегда индивидуально.

Однако наличие той или иной акцентуации, даже при высоких значениях шкалы методики Мини-мульт , далеко не всегда служит противопоказанием для той или иной деятельности. Личность человека в процессе профессиональной деятельности включает механизмы компенсации и гиперкомпенсации, которые позволяют и при наличии каких-то неблагоприятных для данного вида деятельности акцентуаций, умело их блокировать.


Конечно, личность весьма сложна и индивидуальна. Считать, что с помощью перечисленных методов (наблюдение, психобиографический, тестирование, анализ результатов деятельности, экспертная оценка, анализ документов, эксперимент) можно получить исчерпывающую информацию о каждом - явное преувеличение. Профессионально важные особенности каждой конкретной личности могут варьировать в весьма широком диапазоне. Для их познания необходимы порой весьма разнообразные тесты, причем для каждой конкретной личности, для каждой конкретной ситуации - различные.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ современных литературных источников показал, что в последнее время диагностика профессиональной пригодности завоевывает все большую популярность среди ведущих организаций развитых стран, ее берут на вооружение е только корпорации, но и государственные учреждения, университеты, общественные организации. Преимущество этого метода – возможность оценки сегодняшнего состояния кандидата с учетом особенностей организации и будущей должности. Независимо от особенностей конкретных программ диагностики профессиональной пригодности, используемых в организациях при приеме на работу, они собирают всю эту информацию для того, чтобы на ее основе принимать решения об отборе сотрудников.

Правильно определить суть работы и разработать требования к профессионально важным качествам сотрудников - это значит создать объективные предпосылки для успешной деятельности специалистов. Все области управления персоналом так или иначе связаны с использованием требований к сотрудникам и вытекающих из них должностных инструкций. Они ложатся в основу принятия любых кадровых решений и таких процедур, как наем, аттестация, служебные перемещения, увольнение, повышение квалификации и, конечно же, связаны с формированием адекватной мотивации к труду. На основе требований к профессионально важным качествам можно разработать программу подбора специалистов на основе их профессиональной психологической пригодности.

Таким образом, если многочисленные и разнообразные спо­собы развития и компенсации профессионально значимых свойств личности оказываются недостаточными для достижения профессиональной успешности в связи с повышенными требова­ниями к тем или иным психическим свойствам, возникает необ­ходимость в профессиональном психологическом отборе. Проф­отбор эффективен лишь в том случае, если ему предшествуют психологическое изучение конкретной деятельности и тщатель­ная научная разработка системы диагностики и прогнозирова­ния способностей и если диагностическая процедура отвечает требованиям научности, практичности, объективности.