Файл: Система психофизиологического профессионального отбора и диагностики профпригодности»..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.05.2023

Просмотров: 52

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В рамках темы курсовой работы я исследовала проблему профессиональной пригодности специалистов, которая является актуальной на данном социальном этапе развития общества.

В настоящее время во многих организациях практикуется подбор кадров – деятельность, направленная на укомплектование штатной структуры организации персоналом, включающая набор, отсеивание, отбор и распределение новых сотрудников по рабочим местам. Часто термин «подбор» используется как синоним «приема на работу».

Менеджеры по персоналу компаний, кадровые агентства прибегают к различного вида опросникам, анкетам, тестам, на основании которых пытаются оценить профессиональные и психологические качества кандидата-соискателя.

Большинство существующих методов оценки персонала опубликованы, к ним известны ключи, и зачастую тесты дают оценку сиюминутного состояния соискателя, которая построена на субъективных ответах соискателя на вопросы тестов и анкет.

Применяемые методы сводятся к поиску людей, обладающих индивидуальными способностями и квалификацией и отвечающих требованиям конкретной работы. В основе деятельности по набору кадров лежит базисное допущение о том, что необходимо по мере возможности согласовывать индивидуальные потребности, ценности и ожидания с тем, что может предложить человеку данная организация и работа.

Прием на работу, как правило, начинается с детального определения, кто нужен организации. К сожалению, именно на этом этапе очень часто допускаются ошибки, за которые приходиться расплачиваться в течении долгого времени. Большинство руководителей, особенно в тех организациях, где службы управления персоналом слабые, не утруждают себя формализацией требований к кандидатам, считая это излишней тратой времени. К сожалению, такой подход ведет к плачевным результатам, что обуславливает актуальность выбранной темы.

Курсовая работа состоит из 3-х основных частей: первая часть - состояла из анализа рабочих функций (должностных обязанностей) практикующих врачей. Анализ производился путем изучения служебных документов, наблюдения за работой врачей, проведения собеседования с ними и их руководителями (главврачами, заведующими отделениями).

Во второй части на основе разработанной психограммы был составлен общий перечень профессиональных и личностно-профессиональных качеств (способностей, установок и личных качеств), которые могли бы рассматриваться как желательные для успешного выполнения рассматриваемых профессиональных качеств практикующего врача. Полученный перечень использовался в качестве исходной информации для дальнейшего исследования степени значимости различных компетенций для данной должности.


Для проверки составленной психограммы практикующего врача был использован метод эксперимента (третий этап). С этой целью в результате анализа полученных при проведении методики «Диагностика мотивационных состояний» данных были определены две группы специалистов с различными мотивационными побуждениями к своей профессиональной деятельности.

Следовательно, объектом исследования является профессиональная психологическая пригодность врачебной деятельности, предметом - индивидуально-психологические особенности личности специалистов соответствующие требованиям профессии.

В рамках данной работы были проанализированы литературные источники по проблеме профессиональной пригодности, рассмотрены теоретические основы методологии, принципы, методические особенности психодиагностических технологий профессионального психологического отбора, изучены основные теоретические подходы (модели) психологического отбора специалистов различного профиля деятельности, самостоятельно разработана программа психологического отбора и проведено психодиагностическое обследование практикующих врачей различного профиля деятельности с использованием психологических знаний, умений и навыков.

Методика исследования профессиональной психологической пригодности к деятельности практикующего врача включала: анализ документов, опрос, анкетирование, экспертную оценку, психологическое тестирование, наблюдение, анализ независимых характеристик, психологический эксперимент, методы математической статистики, методы содержательного анализа экспериментальных данных и их интерпретации.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРИГОДНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА

В последнее время диагностика профессиональной пригодности завоевывает все большую популярность среди ведущих организаций развитых стран, ее берут на вооружение е только корпорации, но и государственные учреждения, университеты, общественные организации.

Преимущество этого метода – возможность оценки сегодняшнего состояния кандидата с учетом особенностей организации и будущей должности. Независимо от особенностей конкретных программ диагностики профессиональной пригодности, используемых в организациях при приеме на работу, они собирают всю эту информацию для того, чтобы на ее основе принимать решения об отборе сотрудников.


Психологический отбор как один из компонентов профессио­нального отбора (включающего также отбор медицинский, отбор по уровню образования, по фактическому уровню знаний и т. д.) предполагает выбор лиц на основе оценки их способно­стей. Оценка способностей данного человека на основе непо­средственного изучения количественных и качественных показа­телей в конкретном виде деятельности, несмотря на часто встре­чающееся несовершенство практических приемов такого изуче­ния, является относительно простой задачей. Путем сопостав­ления показателей продуктивности данного человека с соответ­ствующими показателями других лиц, занятых этим же видом деятельности, а также с исторически сложившимися критериями оценок можно с большей или меньшей точностью охарактеризо­вать и оценить его способности, учитывая при этом этап обучения или степень профессиональной квалификации. В полученной таким образом оценке всегда содержатся элементы прогноза способностей, т. е. предполагаемый уровень их проявления в дальнейшем.

Экспериментальная деятельность в рамках моей курсовой работы включала следующие основные этапы: разработка психограммы практикующего врача; составление общего списка профессиональных и личностно-профессиональных качеств практикующего врача; разработка диагностических методик; сбор информации, обработка и анализ результатов.

Контингент испытуемых: 50 практикующих врачей различных специальностей, работающих в медицинских учреждениях г. Бобруйска.  

Были определены цели исследовательской деятельности:

· разработать психограмму практикующего врача;

· на основании психограммы провести интервью с экспертами и определить достаточно полный набор требований к профессионально важным качествам;

· исследовать профессионально важные качества и произвести оценку содержательной валидности и значимости этих требований к ним;

· выявить качества, являющиеся наиболее существенными, и определить степень их важности для качественного исполнения должностных обязанностей практикующего врача.

Первый этап состоял из анализа рабочих функций (должностных обязанностей) практикующих врачей. Анализ производился путем изучения служебных документов, наблюдения за работой врачей, проведения собеседования с ними и их руководителями (главврачами, заведующими отделениями). В результате была составлена психограмма практикующего врача (см. Приложение А).

На втором этапе на основе разработанной психограммы был составлен общий перечень профессиональных и личностно-профессиональных качеств (способностей, установок и личных качеств), которые могли бы рассматриваться как желательные для успешного выполнения рассматриваемых профессиональных качеств практикующего врача (Приложение Б). Полученный перечень использовался в качестве исходной информации для дальнейшего исследования степени значимости различных компетенций для данной должности.


Для проверки составленной психограммы практикующего врача был использован метод эксперимента (третий этап). С этой целью в результате анализа полученных при проведении методики «Диагностика мотивационных состояний» (см. Приложение В) данных были определены две группы специалистов с различными мотивационными побуждениями к своей профессиональной деятельности:

  1. Врачи с чрезвычайно выраженным и оптимальным уровнем профессиональной мотивации – 70 % опрошенных (35 человек, участвующих в эксперименте).
  2. Врачи с низким уровнем или с полным отсутствием побуждения к профессиональной медицинской деятельности – 30 % опрошенных (15 человек).

С помощью корреляционных вычислений в формуле (1) доказана значительная разница между выборочными средними данных двух групп, т.е. статистически достоверно отличие показателей экспериментальной и контрольной групп друг от друга.

t = = = =3,82 (1)

Сравнивая его значение с табличным для числа степеней свободы 15+15-2=28 задали вероятность допустимой ошибки 0,05 и убедились в том, что для данного числа степеней свободы и заданной вероятности допустимой ошибки значения t должно быть не меньше 2,05. У нас этот показатель равен 3,82, т.е. больше табличного. Следовательно, выборочные средние различны, т.е. статистически достоверно отличны друг от друга.

Производственный эксперимент проводился в естественных для изучаемых специалистов условиях труда, на обычном для них рабочем месте (в кабинете). Экспериментальная ситуация создавалась открыто, сами врачи были активными участниками создания экспериментальной ситуации и проведения эксперимента.

Далее на основании общего перечня профессионально важных качеств были подобраны анкеты, предназначенные для оценки степени значимости каждого из них с помощью рейтинговых шкал. Она ставила своей целью изучить их собственные представления о своей работе и соответствующей ей квалификации. Анкеты состояли из двух частей. В первой части рассматривалось небольшое количество качеств формального характера (фамилия, имя, отчество, возраст, стаж работы, должность и др.), которые представляли для исследования меньший интерес. Кроме того, соответствующие им вопросы требовали особого формата, поэтому оказалось возможным отделить их от основного списка требований. Вторая часть являлась более важной и содержала 40 профессионально важных качеств, подлежащих оценке с целью определить профессиональный портрет практикующего врача. Каждое из качеств оценивалось по пятибалльной шкале в зависимости от точки зрения самих специалистов на степень его важности для успешного выполнения своей работы (см. Приложение Б).


Также на данном этапе исследования у членов каждой группы с помощью методик, включающих оценку профессионально значимых специфических и неспецифических качеств у практикующих врачей, определяющих их пригодность к медицинской деятельности, проверялись свойства, признанные в составленной психограмме профес­сионально-важными.

С целью диагностики личностных качеств практикующих врачей и оценки уровня их профессиональной пригодности в соответствии с составленной психограммой был использован опросник Мини-мульт. Были оценены следующие свойства личности: ипохондрия, депрессия, истерия, психопатия, паранойяльностъ, психастения, шизоидность, гипотония.

Следующим шагом был произведен анализ полученной информации для определения содержательной валидности требований к профессионально важным качествам, относящейся к определению их набора, необходимого для выполнения рассматриваемой работы. Определение степени значимости компетенции производилось по их рейтингу, зависящему от полученных оценок. Обработка исходной информации сводилась к вычислению средних арифметических значений оценок каждого профессионально важного качества, а также среднего отклонения для каждого из них.

Результаты экспериментального исследова­ния сопоставляются с психограммой при по­мощи метода корреляции. Лишь в том случае, когда получается достаточно большое совпадение между экспе­риментальными оценками и практикой (высокий коэффициент корреляции), можно признать данные профессиографического анализа правильными и обоснованными.

Следует отметить, что в рамках исследовательской деятельности обязательным было соблюдение требований к процедуре диагностического исследования спо­собностей и к методическим приемам, используемым в процеду­ре профессионального отбора, сформулированые В. А. Бодровым.

1. Прогностическая (информативная) ценность методик. Это показатель, характеризующий степень возможности методики выявлять различия в выраженности изучаемого с ее помощью свойства у лиц с разным уровнем развития этой функции и в конечном итоге — с разным уровнем успешности обучения или практической деятельности. Иными словами, величина про­гностической ценности методики определяет степень возмож­ности правильного предсказания профессиональной эффектив­ности обследованных лиц.

2. Надежность методик. Это мера стабильности результатов, полученных с помощью конкретной методики при повторных исследованиях одного и того же испытуемого.