Файл: Организация стратегического управления образовательным учреждением.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.05.2023

Просмотров: 324

Скачиваний: 17

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Информация для оценки. Для определения достоверности оценки, информация используется в удобной форме. Для этого существуетэффективная система сбора и обработки управленческой информации.

3. Критерии оценки. Для оценки стратегий существуют определенные критерии, которые сгруппированы следующим образом:

-последовательность осуществления стратегии;

- согласованность с внешней и внутренней средой;

- осуществимость стратегии, приемлемость;

- преимущество, устойчивостьк среде.

Оценка не является завершающим этапом, а только направляет в принятии решения о выборе стратегических альтернатив. Оценка стратегии осуществляется в виде анализа правильности и достаточности учета основных факторов, определяющих возможности осуществления стратегии.

Планирование стратегии организации, является подсистемой стратегического управления и представляет сущностную основу процесса стратегического планирования. [6]

Цели организации определены Уставом, стратегия адаптирована и обеспечивает эффективность работы организации.

2.2. Экономический анализ

Экономический анализ, играет важную роль в повышении экономической эффективности деятельности организаций, в укреплении её финансового состояния.

Экономический анализ проводится с точки зрения оценки работы по выполнению планов, для определения имущественно-финансового состояния организации и с целью выявления неиспользованных резервов повышения эффективности деятельности организаций. [12]

Предметом экономического анализа является имущественно-финансовое состояние и текущая хозяйственная деятельность организаций.

Содержание экономического анализа — это всестороннее и детальное изучение, на основе имеющихся источников информации, различных аспектов функционирования организации, направленное на улучшение её работы путем разработки и внедрения оптимальных управленческих решений, отражающих резервы, выявленные в процессе проведения анализа и пути использования этих резервов. [8]

Экономический анализ подразделяется на внутренний и внешний. Внутренний анализ, проводится функциональными отделами и службами данной организации. Внешний анализ, проводится налоговыми и ревизионными органами.

Объектами экономического анализа являются имущественно-финансовое положение организации, ее производственная, финансовая деятельность, работа отдельных структурных подразделений организации.


Метод экономического анализа обусловлен его предметом и стоящими перед ним задачами. [10]

Метод - это набор способов и приемов, применяемых для оптимального решения аналитических задач.

Используемые в экономическом анализе методики на отдельных этапах проведения аналитических работ предусматривают применение различных приемов и способов. [12]

Экономический анализ может делиться на виды финансовый и управленческий, в зависимости от содержания анализа, выполняемых им функций и задач.

В зависимости от времени проведения анализа существует предварительный, оперативный, итоговый и перспективный анализ.

Перспективный анализ имеет решающие значение для обеспечения успешной деятельности организации в будущем.

Важную роль в разработке оптимальных управленческих решений играет итоговый анализ. Источником информации для проведения такого анализа является отчетность организации.

Итоговый анализ дает уточненную оценку деятельности организации и ее результатов за определенный период, обеспечивает выявление обоснованных величин резервов повышения эффективности деятельности организации. Результаты итогового анализа, проведенного самой организацией, отражаются в пояснительной записке к годовому отчету.

Итоговый анализ является наиболее полным видом анализа хозяйственной деятельности организации. [11]

2.3. Система мер применяемых для реализации планов

Планирование является первоначальной стадией процесса управления и предусматривает разумную озабоченность тем, что может произойти в будущем, подготовку мер с целью предупредить те нежелательные события, которых можно избежать. Это процесс принятия решений, позволяющих обеспечить эффективное функционирование и развитие организации в будущем, уменьшить неопределенность. [2]

Процесс планирования в широком смысле – это принятие решений. В узком значении планирование заключается в составлении планов, определяющих конкретные шаги организации в деле осуществления принятых решений.

Планирование предполагает определение главных целей деятельности организации и ориентировано на определение намечаемых конечных результатов с учетом средств и способов достижения поставленных целей и обеспечения необходимыми ресурсами.


Разработанные и обоснованные планы, после их утверждения, принимают характер директивных. Поэтому главным этапом планирования является организация выполнения намеченных планов в установленные сроки и с заданными параметрами. В связи с тем, что планы различаются по временному горизонту, приоритетности, масштабности, механизм их реализации дифференцирован. Такой подход позволяет целенаправленно проводить управленческие действия по обеспечению достижения поставленных целей. Основные мероприятия, имеющие приоритетность в выделении ресурсов на их реализацию, находятся под более пристальным вниманием руководства. Главная цель- обеспечить гарантированное выполнение всех работ в соответствии с планом реализации.[4]

Для планов текущего и оперативного характера существует система мер по их реализации:

- порядок и сроки доведения плановых заданий до исполнителей;

- система контроля за ходом выполнения плановых заданий, включая сроки, частоту контрольных мероприятий, контролируемые показатели и их отражение в оперативной отчетности, определение ответственного лица за проведение контроля;

- ресурсное обеспечение реализации плановых заданий по номенклатуре, объемам, срокам, составление графиков, пополнение (переподготовка) кадров;

- мотивация персонала и ответственность исполнителей за своевременное и качественное выполнение плановых заданий;

- документооборот плановых и фактических показателей;

- оценка эффективности реализации плановых показателей.

Данная система мер предваряет управленческие действия по организации выполнения планов.

Центральным аппаратом ДОСААФ России разработаны методические указания и рекомендации по оценке качества результатов деятельности организации, таких как самообследование и мониторинг или комплексные проверки организации контрольно-ревизионными органами ДОСААФ.

В АНО ПО «Советский РУСЦ КРОО ДОСААФ» разработана внутренняя система оценки качества подготовки курсантов (по средствам проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации, с учетом утвержденных критериев). Также существуют критерии оценивания всех видов деятельности организации: финансово – хозяйственная, УМБ, арендной, спортивно – массовой работы и т.д.

Совокупность взаимосвязанных показателей, критериев, способов, механизмов и процедур оценивания основных качественных характеристик организации, свидетельствующих о выполнении установленных нормативов, стандартов, требований, информационное обеспечение, т.е. получение максимально полной информации для принятия обоснованных и своевременных управленческих решений, является основной для определения качества всех процессов в организации.


Главной задачей координации деятельности является достижение согласованности в работе всех звеньев системы путем установления рациональных коммуникаций между ними. Характер коммуникаций зависит от того, какие элементы процесса управления требуют координации. Наиболее часто применяемыми формами и средства координации в АНО ПО «Советский РУСЦ КРОО ДОСААФ» является предоставление отчетов и анализов, различных документов, проведение собраний и производственных совещаний. Таким образом устанавливается взаимодействие между различными подсистемами.

Регулирование, как функция управления, выражено в согласовании по нормативам соответствия, что позволяет всему коллективу работать в нормальном режиме.

В процессе реализации функций директор осуществляет координацию внешних связей в рамках регионального и муниципального управления.

Координация и регулирование существенно дополняют функцию организации, обеспечивая взаимодействие отдельных частей системы управления.

3. Стратегическое планирование в Автономной некоммерческой организации профессионального образования "Советский РУСЦ КРОО ДОСААФ"

Сформулированная миссия позволяет:

- представить образовательную организацию во внешней среде и оказать влияние на формирование ее имиджа, определяя, к чему она стремится, в чьих интересах она действует и что для этого намерена делать;

- сплотить коллектив, сформировать командный дух, определить смысл совместной деятельности и стать основой для формирования организационной культуры образовательной организации.

Характерными чертами миссии, таким образом, являются:

- детализация в ней статуса организации;

- определение принципов ее работы и важнейших характеристик организации;

- манифестация намерений руководства, формулирование миссии высшим руководством, которое несет основную ответственность за ее воплощение в жизнь путем постановки и реализации целей организации.[5]

Невозможно достижение высоких результатов без грамотного осуществления процесса целеполагания. Цели переводят ключевые идеи миссии в практическую плоскость и, в отличие от нее (ориентированной на целое), выражают желаемое конечное состояние отдельных характеристик образовательной организации, связанных с конкретными направлениями деятельности.


Подразумевается, что стратегия может выбираться из ряда альтернативных вариантов на основе заранее составленного плана и с учетом реальных изменений во внешней и внутренней среде организации, которые происходят все время.

Стратегический план:

— задает направления  деятельности организации и позволяет ей лучше понимать структуру маркетинговых исследований, процессы изучения образовательных потребностей, их планирования и  продвижения, а также планирования цен на образовательные услуги;

— стимулирует координацию усилий различных функциональных направлений;

— заставляет организацию оценивать свои сильные и слабые стороны с точки зрения конкурентов, возможностей и угроз со стороны окружающей среды;

— определяет альтернативные действия или комбинации действий, которые может предпринять организация;

— создает основу для распределения ресурсов;

— демонстрирует важность применения процедур оценки деятельности с точки зрения общественной значимости и перспектив развития.

Формирование стратегического плана  представляет собой тщательную, систематическую подготовку к будущему, осуществляемую руководством образовательного учреждения. Такая подготовка включает в себя:

— выбор миссии – формирование целей (долгосрочных, среднесрочных, краткосрочных);

— разработку  обеспечивающих  планов – политики, стратегии, процедур, правил, бюджета.

Данные положения реализуются, прежде всего, во взаимодействии  организации с внешней средой. Внешняя среда оказывает значительное влияние на организацию, что, естественно, сказывается на ее культуре. Как свидетельствует практика, две организации, функционирующие в одном и том же окружении, могут  иметь очень разные организационные культуры. Это происходит потому, что через свой совместный опыт члены организации по-разному решают проблемы. [3]

Первая  –  это внешняя адаптация: что должно быть сделано организацией для того, чтобы выжить в условиях жесткой внешней конкуренции.

Вторая  –  это внутренняя интеграция: как внутриорганизационные процессы и отношения способствуют ее внешней адаптации.

Процесс внешней адаптации и выживания связан с поиском и нахождением организации  своей ниши на рынке образовательных услуг и ее приспособлением к постоянно меняющемуся внешнему окружению. Это процесс достижения организацией своих целей и  осуществления взаимодействия с представителями внешней среды.

Стратегия развития организации оценивается в процессе анализа правильности и достаточности учета, при выборе основных факторов определяющих возможности осуществления стратегии. Стратегия развития соответствует целям организации. [6]