Файл: Организация стратегического управления образовательным учреждением.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.05.2023

Просмотров: 315

Скачиваний: 17

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Организация процесса стратегического планирования в Автономной некоммерческой организации профессионального образования "Советский РУСЦ КРОО ДОСААФ"

Цель образовательной деятельности состоит в том, чтобы подготовить в установленный срок выпускника, обладающего высокими профессиональными знаниями, умениями и навыками по специальности.

Целью профессиональной подготовки является ускоренное приобретение обучающимися (курсантами) навыков, необходимых для выполнения определенной работы, и не сопровождается повышением образовательного уровня обучающихся.

Основным видом деятельности является обучение граждан водительским специальностям.

Основной задачей профессиональной подготовки граждан по специальностям массовых технических профессий является обучение специалистов, отвечающих требованиям современного производства, научно-технического прогресса, перспективам их развития, удовлетворение потребностей государственных и негосударственных предприятий, организаций и учреждений, отдельных граждан в обучении техническим профессиям и специальностям.

Основным элементом организации деятельности является планирование.

Планирование дает возможность руководящему и преподавательскому составу, глубже уяснить цели и этапы выполнения своей работы, полнее учитывать межпредметные связи и необходимость взаимодействия при изучении отдельных тем разных предметов, увязывать теоретический материал с практикой, чётко и продуманно строить весь учебно-воспитательный процесс, правильно расставить силы и средства.

Планирование основывается на глубоком анализе основных итогов прошедшего года, что способствует выявлению достигнутых положительных результатов и определению путей их дальнейшего развития, помогает выявить недостатки и найти средства их устранения в ходе последующей работы.

Постоянный контроль за выполнением намеченных мероприятий обеспечивает своевременное внесение изменений, вызванных складывающимися обстоятельствами, с целью оперативной коррекции планирующих документов с целью обеспечения качественного выполнения задач по подготовке специалистов и недопущения формализма в проведении мероприятий. [3]

Текущая работа АНО ПО «Советский РУСЦ КРОО ДОСААФ» строится на основе годовых планов подготовки специалистов, воспитательной, военно-патриотической, методической и спортивно-массовой работы, совершенствования учебно-материальной базы и составленных на их основе месячных планов.


Стратегическими задачами организации является сохранение позиции в подготовке специалистов массовых технических профессий, а также в развитии прикладных видов спорта. Организация продолжает развивать мотоциклетный и стрелковый виды спорта, возрождает картинг, и проводит военно-тактические игры.

Организация взаимодействует с органами государственной власти всех уровней в реализации государственных программ и проектов.

Стратегическая цель воспитательного процесса - это комплексное воздействие на личность и коллектив в системе мероприятий, проводимых на базе образовательных, спортивных и других первичных организаций оборонного общества в интересах формирования и развития патриотического самосознания.

Для определения, а затем и выполнения стратегических целей и задач Организации, руководителю необходимо:

- понимать важность постановки целей и задач;

- уметь работать с иерархией целей, строить «дерево целей»;

- строго подходить к формулированию целей для коллектива и согласованию их понимания с педагогами и другими участниками совместной работы.

Для формулирования достижимой и реальной цели необходимо учитывать параметры, полученные при анализе организации. Цель должна объединять цели основных участников процесса. Первая группа результатов, значимая для организации - социально и личностно значимые образовательные результаты учащихся. Для организации, обеспечение качества образовательного процесса - главная стратегическая цель, которая поможет достичь конкурентных преимуществ. [4]

Вторая, возможная группастратегического целеполагания, основывается на интересах участников воспитательного процесса:

- интерес граждан к возможности заниматься спортом и т.д.;

- работников организации развивать их профессионализм и личностный рост.

Разработка стратегии организации основана на ряде принципов:

- теории постепенного роста, что предполагает постепенное приспособление организации к условиям нестабильной внешней среды;

- сохранение главной особенностиорганизации - её направленность. Отсюда и возможность применения нестандартных методов в области достижения поставленных целей.

Особенностями выработки стратегии образовательного учреждения является ее направленность на решение следующих задач:

- разработка стратегических целей;

- оценка ее возможностей и ресурсов;

- анализ маркетинговой деятельности;

- оценка альтернативных путей деятельности;


- определение стратегии на перспективу;

- подготовка детальных оперативных планов и бюджетов;

- оценка деятельности на основе определенных критериев с учетом намеченных целей и планов.

В процессе разработки стратегии производится оценка потенциала организации, ее возможностей и ресурсов для достижения целей. Разработка стратегии происходит путем формирования стратегического мышления, а именно путем обсуждения и согласования с управленческим, линейным аппаратом, концепции развития в целом.

Принятие и проведение своевременных решений в связи с возникновением неожиданных ситуации требуют применения в управлении системы ранжирования стратегических задач.

Стратегическое управление организацией основывается на будущей структуре деятельности, на создаваемом научном, производственном, кадровом потенциале. [4]

Стратегия развития представляется в форме стратегического плана, нацеленного на повышение конкурентоспособности. После составления плана необходимо дать оценку его гибкости. При оценке разработанной стратегии применяется комплекс индикаторов внешней и внутренней среды. Об успехе стратегии свидетельствует сбалансированность бюджета образовательного учреждения, нацеленность педагогов на внедрение инноваций, формирование системы ценностей организации, отсутствие конфликтов, что позволяет успешно преодолевать влияние негативных фактов внешней среды.

Одним из основных условий оптимизации системы стратегического планирования является целевая ориентация на достижение максимальной экономической эффективности и результативности, а также учет недостатков и преимуществ, стратегий интеграции организации.

Не смотря на наделение полномочиями руководящего состава, стиль руководства можно описать как производственно-социальный. Решение принимает директор единолично при обязательном участии сотрудников, ведь они являются исполнителями решений.

В организации ведется постоянный контроль:

- за ведением учебно-воспитательного процесса;

- за выполнением плановых заданий, достоверностью показателей;

- за ведением документации, своевременной сдачей отчетности;

- расходованием средств на достижение стратегических целей;

- за состоянием учебно-метериальной базы и показателями жизнедеятельности организации.

Внутренний контроль состоит из следующих этапов:

- предварительный;

- текущий;

- заключительный.

Предварительный контроль производится еще до фактического начала рабочего процесса. Целью является обеспечить все необходимые условия для функционирования всех систем в организации. Готовность персонала, учебно-материальной базы, оценка финансовых и материальных ресурсов организации и т.д.


Текущий контроль проводится непосредственно в процессе деятельности организации. Основное предназначение - усовершенствовать производственный процесс и максимально скорректировать его для качественной и своевременной подготовки специалистов.

Заключительный контроль производится после окончания процесса. Проводится подведение итогов, анализируются результаты работы, чтобы скорректировать планы организации на будущее. [4]

Связь контрольной функции с функцией планирования проявляется в формулировании целей и контрольных показателей, которые фиксируются в соответствующих планах и отчетах. Контроль - это процесс проверки и сопоставления фактических результатов с задачами.В процедуре контроля образуются следующие этапы: выработка стандартов и критериев, сопоставление с ними реальных результатов и принятие необходимых корректирующих действий. На каждом этапе реализуется комплекс мер.

Ограничение ресурсов и достижение планируемой эффективности требуют постоянного сопоставления расходов и полученных результатов. Данные о производственных затратах постоянно должны сопоставляться с данными о будущих затратах, которые в большой степени зависят от влияния внешней среды.

Основными задачами контроля и анализа выполнения плановых заданий являются:

- проверка выполнения плана;

- изучение причин, положительно и отрицательно влияющих на выполнение плана;

- выявление резервов дальнейшего роста и повышения эффективности процесса;

- разработка мероприятий по использованию резервов, выявленных в ходе анализа, и условий увеличения объема предоставляемых услуг;

- установление календарных сроков внедрения отдельных мероприятий, назначение должностных лиц, ответственных за их выполнение, а также определение эффективности этих мероприятий.

Внутренний контроль – это комплекс мер, направленных на обеспечение эффективности деятельности организации. Деятельность внутреннего контроля регламентирована внутренними документами и  осуществляться с целью помощи руководителю в управлении организацией. Целью внутреннего контроля является контроль, за соблюдением законодательства и внутренних процедур, предоставление своевременной  и достоверной информации о состоянии дел, для выявления проблемных вопросов и возможности их решения.

К осуществлению контроля в организации предъявляются следующие требования:

- создание единой системы контроля по всем направлениям деятельности;


-   цели и задачи контроля вытекают из целей и задач организации;

- планирование контроля – тщательно намечаемые цели, задачи; контроль по всем направлениям работы, по воспитанию и обучению планируется в единстве;

- выявление причин вызывающих недостатки, выработка эффективных мер по их устранению;

Внутренний контроль является системным. Он способствует всестороннему совершенствованию образовательной деятельности путём предупреждения, выявления и устранения недостатков, поиска резервов повышения качества учебно-воспитательного процесса, обобщения и распространения передового опыта.

Планирование контроля является органической составной частью общего плана на год и связан с другими его разделами.

Необходимые условия осуществления эффективного контроля:

условие индивидуализации;

условие дифференциации.

Последовательность организации и проведения контроля:

Цель контроля; объект контроля; разработка плана контроля; сбор информации; первичный анализ; выработка рекомендаций; проверка исполнения рекомендаций.

Стратегия развития организации оценивается в процессе анализа правильности и достаточности учета при выборе основных факторов определяющих возможности осуществления стратегии. Стратегия развития соответствует целям организации.

2.1. Стратегический анализ

Стратегический анализ предполагает исследование положений организации, для чего изучаются изменения во внешней среде организации и оцениваются преимущества (недостатки) ресурсов организации, которые она может иметь при данных изменениях. Основная цель стратегического анализа – оценка ключевых воздействий на нынешнее и будущее положение организации. [5]

Проведём оценку по двум направлениям:

1. Оценка выработанных конкретных стратегических вариантов для определения их оптимальности для поставленных задач, а также их осуществимости, приемлемости и последовательности для организации.

2. Сравнение результатов реализации стратегии с уровнем достижения целей.

Система оценки успешной реализации стратегии состоит из трех основных компонентов:

1. Мотивация для оценки. Прежде чем производить оценку, у руководителя организации возникает желание оценить свои показатели или стратегию, которую он и его команда собираются реализовать. Такое стремление обусловлено осознанием необходимости достижения соответствия организации стратегией. Существует и другой потенциальный мотивирующий фактор - вознаграждение в соответствии с объективно оцененными критериями реализуемой стратегии.