Файл: Общение как взаимодействие (Понятие и сущность общения, его функции).pdf
Добавлен: 27.05.2023
Просмотров: 166
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. Общение как форма социального взаимодействия
1.1 Теоретические подходы к исследованию общения в социальной психологии
1.2 Понятие и сущность общения, его функции
ГЛАВА 2. Общение как коммуникация, средства общения
2.1 Коммуникативная сторона общения
ВВЕДЕНИЕ
Говоря об общении, обычно имеют в виду процесс передачи и приема сообщений с помощью вербальных и невербальных средств, включающий обратную связь, в результате чего осуществляются обмен информацией между участниками общения, ее восприятие и познание ими, а также их влияние друг на друга и взаимодействие по достижении изменений в деятельности.
Категория «общения» является одной из центральных в психологической науке. «Сквозной характер» проблемы общения сразу становится понятен, если вспомнить одно из определений межличностного общения: это специфическое межличностное взаимодействие людей как членов общества, представителей определенных социальных групп, направленное на взаимное познание, на установление и развитие взаимоотношений, оказание взаимовлияния на их состояния, взгляды и поведение, а также на регуляцию их совместной деятельности. Общение является важной составной частью социального бытия человека как общественного существа. Потребность в общении – одна из базовых потребностей общественного индивида. Изучение проблемы общения за последние 20 лет стало одним из ведущих направлений в психологической науке в целом и социальной психологии, прежде всего.
Общение так же, как и деятельность, сознание, личность и ряд других категорий, не является предметом только психологического исследования. Поэтому встает задача выявления специфически психологического аспекта этой категории. При этом принципиальным является вопрос о связи общения с деятельностью. Генетической основой общения является материальная деятельность. Общение, возникнув на ее основе, превращается в самостоятельный социальный фактор, особую социальную форму активности индивида, предметом которой являются отношения с другими людьми.
Механизмом регуляции деятельности людей, является установка, которая уходит своими корнями в подсознание и поэтому с трудом поддаётся рациональным способам согласования. Разобраться в теоретических аспектах этого вопроса поможет данная курсовая работа.
Партнёры по общению, которые имеют различные установки, плохо понимают друг друга, плохо сотрудничают, быстрее рвут свои отношения. Данные обстоятельства и определяют актуальность разработки данной темы.
Цель работы – рассмотреть проблемы общения в социальной психологии.
Объектом исследования является общение.
Предметом исследования курсовой работы послужила проблема общения в социальной психологии
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- осветить теоретические подходы к исследованию общения в социальной психологии;
- раскрыть понятие и сущность общения, его функции;
- дать характеристику коммуникативной стороне общения;
- описать основные средства общения.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования материалов на семинарах-практикумах, тренингах для руководящего состава предприятий. Данные могут быть полезны специалистам в области организационного менеджмента и управления персоналом.
Исследование основано на разработках А.Л. Журавлева, В.Г. Крысько, В.Г., Куницыной, А.Н. Сухова, А.А. Деркача, В.А.Соснина, Е.А. Красниковой.
ГЛАВА 1. Общение как форма социального взаимодействия
1.1 Теоретические подходы к исследованию общения в социальной психологии
В историческом плане можно выделить три подхода к изучению проблемы: информационный, интеракциональный, реляционный. Несмотря на очевидное сходство терминологии и исследовательской техники, каждый подход опирается на разные методологические традиции и предлагает хотя и взаимодополняющие, но тем не менее, разные аспекты анализа проблемы общения.
Информационные подходы (ориентированные на передачу и прием информации) были развиты в основном в 30-40-е гг. и с тех пор широко используются. Объектом исследований является передача сообщений, главным образом фактических, реальных между «участниками» - сообществами, организациями, индивидами, животными, техническими устройствами, которые способны посылать и принимать информацию при помощи определенной системы сигналов или символов.
Теоретические основания подхода базируются на трех основных положениях:
- содержание информации может преобразовываться в различные символы (кодироваться/декодироваться в слова, жесты, образы, предметы и другие символы);
- человек (его тело, глаза, лицо, руки, поза) образует своеобразный «экран», на котором «проявляется» передаваемая информация после её восприятия переработки (в форме высказываний, эмоций, установок); принятие аристотелевской и ньютоновской картины мира: существует нейтральное пространство, в котором взаимодействуют дискретные организмы и объекты ограниченного объема.
В рамках информационного подхода существуют два основных направления исследований. Первое направление занимается теорией и практикой общения или изменения сообщений в различные изображения, знаки, сигналы, символы, языки или коды и их последующей декодировкой. Наиболее известная модель была разработана К. Шенноном и В.Вивером (1949). Первоначальная модель состояла из пяти элементов: источник информации, передатчик информации (шифратор), канал для передачи сигналов, приемник информации (дешифратор), получатель информации (место получения информации). Считалось, что все элементы организованы в линейном порядке. Дальнейшие исследования позволили улучшить первоначальную схему. Были введены разграничения между «сообщением» как таковым и «источником» и введены важные дополнительные понятия: «обратная связь» (отклик получателя информации, дающий возможность источнику кодифицировать и корректировать последующую передачу информации); «шум» (искажения и помехи в сообщении при его прохождении по каналу); «избыточность» или «дублирование» (излишние повторения в кодировании информации для того, чтобы сообщение могло быть корректно декодировано); «фильтры» (преобразователи сообщения, когда оно достигает шифратора или покидает дешифратор).
Данная теоретическая модель обладала множеством положительных качеств: простотой и наглядностью, возможностью быстрой квантификации, универсальностью, но эти же обстоятельства привели к недооценке исследователями потенциальной полезности или даже возможности существования других подходов в изучении проблемы общения. К.Черри в 1957 г. дал первый аналитический обзор этой теоретической модели коммуникаций в различных дисциплинах и сферах исследований [7].
Второе направление исследований возникло в 60-х гг. Основным предметом этого направления явился анализ социальных условий для передачи информации между членами конкретной социальной группы или в межличностных взаимодействиях, включая диадические. Основные исследования в этой области были выполнены И.Гофманом (1963, 1969, 1975). Гофман в своих исследованиях разработал и использовал для анализа общения модель коммуникационного обмена, состоящую из четырех элементов:
- коммуникационные условия или общения, устанавливаемые индивидам в конкретных ситуациях социального взаимодействия;
- коммуникационное поведение или стратегия общения, которые используют участники общения во взаимоотношениях друг с другом;
- коммуникационные ограничения, включающие технические, экономические, интеллектуальные и эмоциональные факторы, ограничивающие выбор участниками общения той или иной стратегии;
- основы или критерии интерпретации, определяющие и направляющие способы восприятия и оценки людьми своего поведения по отношению друг к другу.
Именно разработка и использование этой модели в анализе межличностного общения помогли навести мосты между информационным и интеракциональным подходами к изучению проблемы общения [7].
Интеракциональные подходы были развиты главным образом в 60-70-е гг. В отличие от информационного подхода, рассматривающего общение как трансакции по передаче информации (отдельные коммуникационные акты), в интеракциональном подходе общение рассматривается как ситуация совместного присутствия, которая взаимно устанавливается и поддерживается людьми при помощи различных форм поведения и внешних атрибутов (внешности, предметов, обстановки и т. п.). И это поведенческое управление ситуацией совместного присутствия, ее поддержание происходит относительно независимо от намерений участвующих видов. Хотя они обладают действительным контролем над входом или выходом из ситуации в соответствии со своими намерениями, но до тех пор, пока участники воспринимают присутствие и поведение друг друга в ситуации, они не могут избежать постоянной координации поведения по отношению друг к другу.
В интеракционном подходе признается положение о том, что само взаимодействие включает обмен сообщениями, но главный исследовательский интерес больше направлен на организацию поведения. Теоретические основания этого подхода: ориентация на многоаспектность анализа человеческого поведения во множестве жизненных условий и обстоятельств; поведение является не столько функцией внутренних побуждений индивида, его мотивационных или личностных факторов, а больше – функцией самой ситуации взаимодействия и социальных взаимоотношений; положения общей теории систем, вводящей в исследовательский и концептуальный аппарат такие фундаментальные понятия, как «система», «динамическое равновесие», «саморегуляция» и «программа».
В рамках интеракционального подхода были разработаны теоретические модели, пытающиеся объяснить главный вопрос: какими способами структурируются и управляются ситуации социального присутствия при помощи средств поведения. Условно можно выделить пять наиболее важных моделей [7].
Лингвистическая модель, предложенная в начале 60-х гг. (Бедвистел, 1970) для невербального общения. Основное положение модели: несмотря на многообразие взаимодействий, все они образуются и комбинируются из одного и того же ограниченного набора, состоящего из 50-60 элементарных движений и поз тела человека. Предполагается, что следующие друг за другом поведенческие акты, сформированные из элементарных единиц, организуются так же, как организуется последовательность звуков как элементарных единиц языка в словах, фразах и предложениях.
Модель социального навыка (Аргайл, Кендон, 1967). Модель опирается на положение о том, что межличностные трансакции (коммуникационные акты), подобно другим видам социальных умений и навыков (например, танцы, вождение автомобиля и т.п.), иерархично организуются и формируются посредством серии простых, целенаправленных, но часто пробных и допускающих двоякое толкование шагов, т.е. высказывается идея научения общению в самом общении.
Равновесная модель (Аргайл, Дин, 1965). Модель опирается на положение о том, что взаимодействующие участники стремятся поддержать определенный общий баланс различных форм своего поведения, т.е. любое поведение типа Х обычно компенсируется соответствующими изменениями в использовании поведения типа У и наоборот (например, диалог - монолог, сочетание вопросов и ответов).
В программной модели социального взаимодействия (Шефлен, 1968) постулируется, что общая структура межличностной встречи или ситуации взаимодействия порождается благодаря действию трех видов программ: первый вид программы имеет дело с простой координацией движений; второй - контролирует изменение видов активности индивидов в ситуации, когда возникают помехи или неопределенности; третья программа модифицирует сами процедуры изменений, т.е. управляет комплексной задачей метаобщения. Эти программы усваиваются индивидами по мере научения функционированию в качестве полноценных членов конкретной группы, сообщества и культуры; а также позволяют организовать разнородный поведенческий материал в осмысленные и подходящие взаимообмены. Именно контекст ситуации, конкретная задача и конкретная социальная организация «запускают» действие конкретной программы.
Системная модель (Кендон, 1977) рассматривает взаимодействие как конфигурацию систем поведения, каждая из которых управляет отдельным аспектом межличностной трансакции. До настоящего времени выделены и проанализированы две такие системы: первая управляет обменом речевых высказываний, вторая – использованием пространства взаимодействия [7].
Реляционный подход начал развиваться с середины 50-х гг. (Бедвистел, 1968; Бэйтсон, 1973). Основное положение этого подхода: социальный контекст и человеческая среда не образуют условия и обстоятельства, в которых преобразуется информация и происходит межличностное взаимодействие, а являются самим общением как таковым и понимаются как системы взаимоотношений, которые люди развивают друг с другом, с общиной и средой обитания, в которой они живут. Любое изменение какой-либо части этой системы, вызывающее изменение других частей, называется «информацией». Согласно этому подходу, нельзя сказать, что люди, животные или другие организмы вступают в общение (информационный подход) или участвуют в нем (интеракциональный подход), поскольку они уже являются неотъемлемой частью этого процесса независимо от того, хотят они этого или нет, частью как локальной, так и глобальной экосистемы взаимоотношений. Они включаются в эту систему с момента рождения и не покидают до смерти.