Файл: Общение как взаимодействие (Понятие и сущность общения, его функции).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.05.2023

Просмотров: 175

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Если рассмотреть этот подход подробнее , то в историческом аспекте (информационный и интеракциональный подходы) изучение общения и межличностных взаимоотношений считалось двумя различными сторонами исследований.

С развитием реляционного подхода укрепилась тенденция к интеграции этих сфер исследования: делать акцент на изучение таких параметров процесса общения, которые характеризуют отношения между людьми в «реальных» видах человеческих взаимоотношений. Основная посылка состоит в том, что любой акт общения - это акт участия во взаимоотношениях. С этой точки зрения можно считать, что взаимоотношения не существуют, как отдельные реальные сущности в каком-либо смысле; скорее их природа выводится из потока взаимообменов между индивидами, являющимися частью их взаимоотношений. Другими словами, ключевой элемент концепции: взаимоотношения – это «нечто», что существует между и вне индивидов; т.е. взаимоотношения существуют на надиндивидуальном или «трансактном» уровне. Главная позиция нового подхода состоит в следующем: природа взаимоотношений существует в процессе общения в реальном времени и пространстве [7].

Три направления теоретических исследований оказались инструментальными и способствовали появлению реляционной теории коммуникаций: а) кибернетика и теория общих систем; б) теория логических типов, которая индетифицирует разрывы непрерывности между различными уровнями абстракции (например, «индивид-общение», «индивид-взаимоотношения» и т.д.); в) биологические исследования экосистем и динамики взаимоотношений между организмами и средой обитания. Наиболее интересные и важные исследования, проведенные на основе реляционного подхода, были осуществлены в области психопатологии. Реляционная теория общения, несмотря на длительный период существования, находится на начальной стадии своего развития. Эта теория представляет один из самых перспективных подходов к изучению социальных явлений общения, взаимодействия и поведения.

1.2 Понятие и сущность общения, его функции

Взаимодействие человека с окружающим его миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни.

Объективные отношения и связи (отношения зависимости, подчинения, сотрудничества, взаимопомощи и др.) неизбежно и закономерно возникают в любой реальной группе. Отражением этих объективных взаимоотношений между членами группы являются субъективные межличностные отношения, которые изучает социальная психология.


Общение - это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности.

Общение включает в себя обмен информацией между участниками совместной деятельности, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения.

Вторая сторона общения - взаимодействие общающихся - обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками.

Наконец, третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга. Таким образом, в едином процессе общения можно условно выделить три стороны: коммуникативную (передача информации), интерактивную (взаимодействие) и перцептивную (взаимовосприятие) [5].

Если отношения определяются через понятие «связи», то общение понимают как процесс взаимодействия человека с человеком, осуществляемый с помощью средств речевого и неречевого воздействия и преследующий цель достижения изменений в познавательной, мотивационной, познавательной и поведенческой сферах участвующих в общении лиц. Общаясь, участники обмениваются не только своими действиями, результатами труда, но и намерениями, мыслями, идеями, переживаниями и т.д.

Человек учится общению с детства и овладевает разными его видами в зависимости от среды, в которой живет, от людей с которыми взаимодействует. Происходит это часто стихийно, в ходе накопления житейского опыта. В большинстве этого опыта бывает недостаточно, например, для овладения особыми профессиями (актера, педагога, следователя), а иногда и просто для продуктивного и цивилизованного взаимодействия. По этой причине в знании его закономерностей, накоплении навыков и умений их учета и использования необходимо постоянно совершенствоваться.

Любая общность людей располагает своими средствами воздействия, которые используются в различных формах коллективной жизни. Все это проявляется в обычаях, традициях, праздниках, сказаниях, мифах, в изобразительном, театральном и музыкальном искусстве, в художественной литературе, кино и телевидении. Эти свободные массовые формы общения обладают мощным потенциалом взаимовлияния людей. В истории человечества они всегда служили средствами воспитания, включения человека через общение в духовную атмосферу жизни.

Человек как существо социальное находится в центре влияния всей совокупности проявлений и форм общения. При неизбежном научно-аналитическом расчленении общения на коммуникативную сферу и сферу развития взаимоотношений важно не потерять в них человека как духовную и активную силу, преобразующую в этом процессе себя и других. Вот почему общение по своему содержанию выступает и в форме сложнейшей психологической деятельности партнеров ( Приложение А) [4].


Обычно общение проявляется в единстве пяти его сторон: межличностной, конгнитивной, коммуникативно-информационной, эмотивной и поведения.

Межличностная сторона общения взаимодействие человека с непосредственным окружением: с другими людьми и теми общностями, с которыми он связан своей жизнью. Это семья, профессиональная группа, которые пользуются сложившимися шаблонами поведения. Вместе с этими шаблонами поведения человек усваивает национально-этнические, социально-возрастные, эмоционально- эстетические и другие стереотипы общения.

Конгнитивная сторона общения позволяет ответить на вопросы, связанные с личностью партнера, что он за человек, какой собеседник, чего от него можно ожидать, и др. Она охватывает не только познание другого человека, но и самопознание. В процессе общения формируются образы- представления о себе и партнерах, которые регулируют этот процесс.

Коммуникативно-нформационная сторона общения представляет собой обмен между людьми различными идеями, представлениями, чувствами, настроениями, установками. Если все это рассматривать как информацию, то процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информацией, однако такой подход к человеческому общению является очень упрощенным.

Эмотивная сторона общения связана с эмоциями и чувствами, настроением в личных контактах партнеров. Они проявляются в выразительных движениях субъектов общения, их поведении, поступках, действиях. Через них проступают взаимные отношения, которые становятся социально-психологическим фоном взаимодействия, предопределяя успех совместной деятельности.

Поведенческая сторона общения служит для согласования внутренних и внешних противоречий в позициях партнеров. Она воздействует управляющее на личность во всех процессах жизнедеятельности, раскрывает стремление человека к тем или иным ценностям, выражает побудительные силы человека, регулирует взаимоотношения партнеров в совместной деятельности.

Психологическая структура общения структура общения включает в себя четыре компонента.

Мотивационно-целевой компонент представляет собой систему мотивов и целей общения. Мотивами членов общения могут быть: а) интересы одного человека, проявляющего инициативу в общении; б) интересы обоих партнеров, побуждающие их включиться в общение; в) потребности, вытекающие из совместно решаемых задач. Общение может носить дружественный или конфликтный характер. Цели участников общения могут совпадать или противоречить, исключать друг друга от этого зависит характер общения.


Коммуникационный компонент общения представляет собой обмен информацией между общающимися людьми. В ходе совместной деятельности члены общения обмениваются между собой различными мнениями, чувствами, интересами и т. д. Этому процессу обмена информацией присущи следующие особенности: а) в условиях человеческого общения информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается; б) в отличие от простого «обмена информацией» между двумя устройствами в общении людей он сочетается с отношением друг к другу; в) характер обмена информацией между людьми определяется тем, что посредствам используемых при этом системных знаков партнеры могут оказывать воздействие на поведение друг друга; г) коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда коммуникатор и реципиент обладают сходной системой кодификации или декодификации, т. е. говорят на одном языке.

Интерактивный компонент общения состоит в обмене не только идеями, знаниями, но и взаимными побуждениями, влиянием, действиями. Взаимодействие может быть в виде согласия или конфликта, конкуренции или кооперации, приспособления или оппозиции.

Перцептивный компонент общения проявляется в восприятии друг друга общающимися, взаимном изучении и оценке. Это связано с восприятием внешнего облика, действий человека и их истолкованием. Взаимная социальная перцепция при общении очень субъективна, и проявляется в не всегда правильном понимании целей партнера по общению, его отношений, мотивов, установок на взаимодействие [4].

Функции общения многообразны. Их можно выявить при сравнительном анализе общения человека с разными партнерами, в различных условиях, в зависимости от используемых средств и влияния на поведение и психику участников общения.

Общение выполняет шесть основных функций (см. Приложение Б):

1. Програматическая функция - отражает потребностно-мотивационные причины общения и реализуется в процессе совместной деятельности при взаимодействии людей.

2. Функция формирования и развития - отражает способность общения оказывать воздействие на партнёров, совершенствуя и развивая их во всех отношениях. В процессе общения человек усваивает общечеловеческий опыт, сложившиеся социальные нормы, знания и способы деятельности, формируется как личность.

3. Функция подтверждения - дает возможность людям познать, утвердить и подтвердить себя.

4. Функция объединения - разъединения людей - может в процессе общения с одной стороны способствовать передаче друг другу необходимых сведений, настраивая их на реализацию общих целей, задач, соединяя их в единое целое, а с другой стороны, она может способствовать изоляции или дифференциации личности в результате общения.


5. Функция организации и поддержания межличностных отношений - служит для налаживания и сохранения продуктивных и устойчивых связей, контактов, взаимоотношений людей в интересах их совместной деятельности.

6. Внутриличностная функция - реализуется в общении человека с самим собой. Это внутренняя или внешняя речь (построенная по типу диалога) с самим собой. Такое общение рассматривается как универсальная форма общения человека [4].

Выводы по главе 1

Таким образом, основой общения являются материальные, групповые, социально-ролевые отношения. Общение может быть включено в деятельность (игра, учение, труд) либо определятся самой потребностью в общении как таковой: может быть непосредственным «лицом к лицу», либо опосредованным различными системами коммуникации; вербальным либо невербальным; социально либо личностно ориентированным и т.д. Важнейшим средством общения является язык. В процессе общения используются различные невербальные средства (жесты, мимика, пантомимика, паралингвистика, физическая дистанция и т.д.)

Одним из самых перспективных подходов к изучению социальных явлений общения, взаимодействия и поведения является реляционная теория общения.

ГЛАВА 2. Общение как коммуникация, средства общения

2.1 Коммуникативная сторона общения

Общение может выступать в форме коммуникации. Когда говорят о коммуникации, то, прежде всего, имеют в виду, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, настроениями, чувствами и пр. Все это можно рассматривать как информацию, и тогда сам процесс коммуникации может пониматься как процесс обмена информацией. Однако следует рассмотреть и некоторые важнейшие характеристики человеческой коммуникации, которая не сводится только к процессу передачи информации при всяком рассмотрении человеческой коммуникации с точки зрения теории информации фиксируется лишь формальная сторона дела: как информация передается, в то время как в условиях человеческого общения информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается.

В коммуникативном процессе происходит не простое движение информации, а как минимум активный обмен ею. Главная «прибавка» в специфически человеческом обмене информацией заключается в том, что здесь особую роль играет для каждого участника общения значимость информации (Андреева, 1981), потому, что люди не просто «обмениваются» значениями, но, как отмечает А.Н. Леонтьев, «стремятся при этом выработать общей смысл» (Леонтьев, 1972. С. 291). Это возможно при условии, когда информация не просто принята, но и понятна, осмыслена.