Файл: Общение как взаимодействие (Понятие и сущность общения, его функции).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.05.2023

Просмотров: 180

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Управление инициативой (по А.А.Леонтьеву).

Во время беседы роль одного участника — лидер контакта: он держит нить разговора в своих руках. Другому партнеру нужно свою роль пассивного участника разговора (поддакивающего, подающего реплики) сменить на роль лидера — перехватить инициативу. Это удастся не сразу: очень вероятно, что собеседник будет стремиться удержать свое преимущество.

Другая ситуация. Готовясь к объяснению нового материала, нужно в течение 3 минут подумать, с чего начать урок. Затем приступить к объяснению с тем же выражением и эмоциональностью, как если бы это происходило перед классом.

Во время импровизированного объяснения нового материала или разговора с классом следует иметь в виду, что на последней парте в третьем ряду — озорники; разговаривая с классом, не следует терять их из виду. [14]

Техника интонирования. Даются различные фразы, и ставится задача произнести их с различными оттенками в зависимости от педагогической ситуации (фразы типа «Кто дежурный?», «Идите сюда», «Выполнили ли задание?», «Прошу внимания», «Да», «Будьте добры» и т.п.).

Ведущий зачитывает часть психолого-педагогического рассказа и предлагает участникам закончить его сначала в словах, а затем в действии.

Затем исполняется диалог педагогического содержания (материал берется из художественной литературы или составляется самостоятельно).

Развитие мимики, пантомимики. Занятия проводятся дома перед зеркалом: изобразите удивление, волнение, гнев, смех, иронию и т.п. Эти задания полезны для передачи целесообразных педагогических переживаний.

Упражнения на педагогически целесообразное переживание. Нужно попытаться найти в себе зачатки чувства, которого вы сейчас не испытываете: радость, гнев, безразличие, горе, отчаяние, негодование, возмущение и т.п., и в педагогически целесообразной форме выразить эти чувства в различных ситуациях. [14]

Развитие семантических движений. Ставится задача — поиск двигательных мимических и зрительных средств воплощения требования, например: «садитесь», «внимание», «тишина», «иди сюда» и т.п. Нужно найти пантомимические и мимические средства выражения этих требований.

Воспроизведение жеста в этюдной ситуации педагогического действия. Предлагается начать объяснять новый материал (в роли учеников — коллеги). Слушатели фиксируют жесты и оценивают их. Таким образом, прорабатываются все типичные педагогические жесты: во время работы у доски, вызова ученика и т.д. Одновременно проводятся занятия по мимике. Участники делятся на пары и дают друг другу мимические задания (не менее десяти каждый), затем меняются ролями. Это задание повторяется на других занятиях.


Мобилизация творческого самочувствия перед общением с классом. Участнику нужно действовать в следующей ситуации. Надо давать урок по творчеству Маяковского. Необходимо мобилизовать себя к уроку, следуя схеме. Мысленно пробежать конспект урока. Если не возникло желание преподавать эту тему, нужно попытаться найти в теме, в плане урока что-нибудь привлекательное. Представить себе класс, как вы входите, начинаете говорить... После того, как мысленно воспроизведена общая логика стимулирования творческого самочувствия перед уроком, предлагается проиграть все это.

Учитель должен «владеть своим вдохновением» (К.С. Станиславский). Представьте, что сегодня нет желания давать урок. Нужно мобилизовать свое творческое самочувствие перед общением, действуйте в ситуации «если бы»: «Если бы я был в хорошем настроении, я торопился бы в класс» и т.п. Почувствуйте потребность в энергичном движении, ускорьте шаг, вы в хорошем настроении, у вас много педагогических планов, рука ощущает тяжесть портфеля, в нем хорошие учебные пособия. Вы идете по коридору, улыбнитесь доброжелательно детям, вспомните интересные, привлекательные для вас моменты будущего урока... войдите в класс, начинайте урок. Эти задания сопровождаются контролем за мышечным напряжением. [14]

Упражнение продолжается на нескольких занятиях и предлагается в качестве систематической самостоятельной работы над собой. Участникам предлагается составить конспект урока дома, а на занятиях, опираясь на этот конспект, вызвать в себе творческое самочувствие и начать урок в хорошем, продуктивном состоянии.

Обучение целостному процессу педагогического общения. В этой группе упражнений можно выделить две большие подгруппы.

  1. Действия в типичных ситуациях: упражнения на развитие умений наблюдать, выделять главное и существенное, вдумчиво подходить к оценке, анализу и решению любого педагогического факта; упражнения на действия в типичных педагогических ситуациях сообразно условиям педагогической деятельности.
  2. Упражнения на развитие педагогического воображения, интуиции, навыков импровизации в общении.

Действия в типичных ситуациях. В этот раздел включены занятия по развитию навыков педагогической наблюдательности, педагогического зрения и внимания при наблюдении. Все эти упражнения можно проводить в одном и том же классе, так как лучшее знание учащихся поможет понять целенаправленность действий учителя, способствует устранению шаблона в педагогической деятельности. Полезно посещать уроки разных учителей. Это дает возможность выявить особенности «педагогического почерка» учителя, его творческую педагогическую индивидуальность.


Наблюдение за работой учителей. Наблюдения проводятся непосредственно в школе, но можно использовать и специально отснятые кинофрагменты. Предлагается пронаблюдать за тем, как коллега учитывает особенности восприятия познавательного материала учащимися на уроке, как он использует запланированные методы. Провести анализ логики решения целей урока, приемов общения и степень их адекватности методике преподавания и методической структуре воздействия в целом.

Затем надо сравнить план урока и процесс его непосредственного развития, найти отклонения, определить, насколько система общения на уроке соответствует запланированным методам. Определить стиль общения педагога с классом и степень управления им педагогическим общением.

Необходимо уловить настроение учителя на уроке и его возможности в управлении своим самочувствием, определить элементы целесообразного педагогического переживания в общении на уроке.

Тренировка педагогической наблюдательности.

Ставятся задачи:

а) определить эмоциональное состояние ребенка по снимкам (на фотографии изображены различные эмоциональные состояния — удовольствие, смущение при затруднении, состояние эмоционального конфликта, возбуждения, неудачи, хитрости, розыгрыша и т.п.);

б) определить эмоциональное состояние детей с помощью фотографий и специального меняющегося текста, прилагаемого к снимкам;

в) определить эмоциональное состояние группы детей (класса во время урока, отдельных учащихся). По окончании следует сопоставить наблюдения с информацией классного руководителя.

Эти упражнения развивают навыки неподготовленной коммуникации, формируют привычные педагогические действия, ощущение эмоционального благополучия в процессе педагогического общения. Для выбора ситуации можно использовать различные педагогические задачники, а также материалы уроков, педагогической и художественной литературы, детских и юношеских фильмов.

Занятия по действию в предлагаемых обстоятельствах предполагают, с одной стороны, выбор верной методики педагогического воздействия, а с другой — умение, используя тот или иной метод, найти верную систему коммуникативных средств для его реализации, верный тон для работы с учащимися.

Выводы по главе 2

Таким образом, в процессе коммуникации осуществляются: взаимное влияние друг на друга, а также обмен различными идеями, интересами, настроениями, чувствами. Чтобы описать процесс взаимовлияния, недостаточно знать только структуру коммуникативного акта, необходимо проанализировать также мотивы общающихся, их цели и установки


В ходе общения формируются цели, мотивы и программы поведения включенных в него индивидов. В это же время осуществляется также взаимная стимуляция и взаимный контроль поведения.

Упражнения на снятие барьеров общительности способствуют развитию внутренней собранности, решительности, готовности к преодолению неожиданных трудностей и решению непредвиденных педагогических задач. Кроме того, эти упражнения развивают воображение, интуицию, тренируют умение выражать педагогически целесообразное чувство.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе изучения проблемы общения можно выделить три подхода к изучению проблемы: информационный, интеракциональный, реляционный.

Общение - это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности.

Общение включает в себя обмен информацией между участниками совместной деятельности, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения; взаимодействие общающихся - обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками; предполагает восприятие общающимися друг друга. Таким образом, в едином процессе общения можно условно выделить три стороны: коммуникативную (передача информации), интерактивную (взаимодействие) и перцептивную (взаимовосприятие).

Общение проявляется в единстве пяти его сторон: межличностной, конгнитивной, коммуникативно-информационной, эмотивной и поведения.

Общение выполняет шесть основных функций (см. Приложение Б):

1. Програматическая функция - отражает потребностно-мотивационные причины общения и реализуется в процессе совместной деятельности при взаимодействии людей.

2. Функция формирования и развития - отражает способность общения оказывать воздействие на партнёров, совершенствуя и развивая их во всех отношениях.

3. Функция подтверждения - дает возможность людям познать, утвердить и подтвердить себя.

4. Функция объединения - разъединения людей - может в процессе общения с одной стороны способствовать передаче друг другу необходимых сведений, настраивая их на реализацию общих целей, задач, соединяя их в единое целое, а с другой стороны, она может способствовать изоляции или дифференциации личности в результате общения.

5. Функция организации и поддержания межличностных отношений - служит для налаживания и сохранения продуктивных и устойчивых связей, контактов, взаимоотношений людей в интересах их совместной деятельности.


6. Внутриличностная функция - реализуется в общении человека с самим собой. Это внутренняя или внешняя речь (построенная по типу диалога) с самим собой.

Общение может выступать в форме коммуникации. Когда говорят о коммуникации, то, прежде всего, имеют в виду, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, настроениями, чувствами и пр. Все это можно рассматривать как информацию, и тогда сам процесс коммуникации может пониматься как процесс обмена информацией.

Коммуникация между людьми имеет ряд специфических особенностей:

- в ней обязательно должны присутствовать два индивида, являющимися активными субъектами.

- должна присутствовать возможность взаимного влияния партнеров друг на друга посредствам системы знаков, т.е. обмен информацией предполагает воздействие на поведение партнера и изменение состояния участников коммуникативного процесса.

- влияние в коммуникации может осуществляться лишь при единой или схожей системы кодификации и декодификации у коммуникатора и реципиента.

- могут возникнуть коммуникативные барьеры.

Передача любой информации возможна лишь посредствам средств общения. Различают вербальные средства общения и невербальные средства общения, когда применяются неречевые средства общения. Вербальной коммуникацией является речь, т.е. процесс общения с помощью языка. Различают следующие виды речи: письменная и устная речь, последняя, в свою очередь, подразделяется на диалогическую и монологическую.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст]: Учебник для высш. учеб. заведений. / Г.М.Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2001. – 378 с.

2. Андриенко, Е.В. Социальная психология [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.В. Андриенко; Под ред. В.А.Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 264 с.

3. Еникеев, М. И. Общая и социальная психология. [Текст]: Учебник для вузов./ М.И. Еникеев. – М.: Издательская группа НОРМА–ИНФРА • М, 1999. – 624 с.

4. Камардина, Г.Г. Психологические трудности общения: основы психотехнологии [Текст]: Учебное пособие. - Ульяновск, 2000.- 52 с.

5. Киселев, И.Е. Основы социальной психологии [Текст]: Учеб. пособие. - Мн.: «Экоперспектива», 2000.- 214 с.

6. Клюев, Е.В. Речевая коммуникация [Текст]: Учеб. пособие для университетов и институтов.- М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002.- 320 с.