Файл: Общение как взаимодействие (Понятие и сущность общения, его функции).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.05.2023

Просмотров: 171

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Суть коммуникативного процесса - «не просто взаимное информирование, но и совместное постижение предмета. Поэтому в каждом коммуникативном процессе реально даны в единстве деятельность, общение и познание».

Коммуникация между людьми имеет ряд специфических особенностей:

- в ней обязательно должны присутствовать два индивида, являющимися активными субъектами. Их взаимное информирование предполагает налаживание совместной деятельности. Специфика обмена информацией заключается в особой роли для каждого участника общения значимости той или иной информации. Такая значимость информации обусловлена тем, что люди, обмениваясь информацией, стремятся выработать общий смысл.

- должна присутствовать возможность взаимного влияния партнеров друг на друга посредствам системы знаков, т.е. обмен информацией предполагает воздействие на поведение партнера и изменение состояния участников коммуникативного процесса.

- влияние в коммуникации может осуществляться лишь при единой или схожей системы кодификации и декодификации у коммуникатора и реципиента.

- могут возникнуть коммуникативные барьеры. Они носят социальный или психологический характер. В этом случае выступает связь, существующая между общением и отношением [1].

Распространение информации в обществе происходит через своеобразный фильтр «доверия» и «недоверия». Этот фильтр действует так, что абсолютно истинная информация может оказаться непринятой, а ложная – принятой. Существуют средства, способствующие принятию информации и ослабляющие действие фильтров. Совокупность этих средств называется фасцинацией. В качестве фасцинации выступают различные сопутствующие средства, выполняющие роль сопроводителя информации, создающие некоторый дополнительный фон, на котором основная информация выигрывает, т. к. фон частично преодолевает фильтр недоверия. Примером фасцинации может быть музыкальное сопровождение речи, пространственное и цветовое ее сопровождение.

Сама по себе информация, исходящая от коммуникатора, может быть двух типов: побудительной и констатирующей. Побудительная информация выражается в форме приказа, совета или просьбы. Она рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-то действие. Стимуляцию подразделяют на:

- активизацию, т.е. побуждение к действию в заданном направлении

- интердикцию, т.е. запрет нежелательных видов деятельности

- дестабилизацию, т.е. рассогласование или нарушение некоторых автономных форм поведения или деятельности


Констатирующая информация выступает в форме сообщения и не предполагает непосредственного изменения поведения, хотя косвенно способствует этому. Она имеет место в различных образовательных системах. Вариант сообщения задается коммуникатором.

Модель коммуникативного процесса обычно включает в себя пять элементов: коммуникатор - сообщение (текст) - канал – аудитория - обратная связь.

В процессе коммуникации осуществляются: взаимное влияние друг на друга, а также обмен различными идеями, интересами, настроениями, чувствами. Чтобы описать процесс взаимовлияния, недостаточно знать только структуру коммуникативного акта, необходимо проанализировать также мотивы общающихся, их цели и установки.

2.2 Средства общения

Передача любой информации возможна лишь посредствам знаковых систем. Существует несколько знаковых систем, которые используются в коммуникативном процессе. Различают вербальные средства общения (когда в качестве знаковых систем используются устная и письменная речь) и невербальные средства общения, когда применяются неречевые средства общения (см. Приложение В).

Понимание общения как производство общего, объединяющего людей в процессе их взаимодействия и совместной деятельности, предполагает, что этим общим, прежде всего, является язык как средство общения. Язык, обеспечивает коммуникацию между общающимися, потому что его понимает как тот, кто сообщает информацию, кодируя ее в значениях слов, отобранных для этой цели, гак и тот, кто принимает эту информацию, декодируя ее, т.е. расшифровывая эти значения и изменяя на основе этой информации свое поведение.

Человек, адресующий информацию другому человеку (коммуникатор), и тот, кто ее принимает (реципиент), для осуществления целей общения и совместной деятельности должны пользоваться одной и той же системой кодификации и декодификации значений, т.е. говорить на «одном языке». Если коммуникатор и реципиент используют различные системы кодификации, то они не могут добиться взаимопонимания и успеха совместной деятельности. Обмен информацией становится возможен, если значения, закрепленные за используемыми знаками (словами, жестами, иероглифами и т.д.) известны участвующим в общении лицам.

Значение - это содержательная сторона знака как элемента, опосредствующего познание окружающей действительности. Подобно тому, как орудие опосредствует трудовую деятельность людей, знаки опосредствуют их познавательную деятельность и общение.


Система словесных знаков образует язык как средство существования, усвоения и передачи общественно-исторического опыта.

Благодаря общению с помощью языка отражение мира в мозгу отдельного человека постоянно пополняется тем, что отражается или было отражено в мозгу других людей, - происходит обмен мыслями, передача информации.

В общении человек постоянно учится отделять существенное от несущественного, необходимое от случайного, переходить от образов единичных предметов к устойчивому отражению их общих свойств в значении слов, в котором закрепляются существенные признаки, присущие целому классу предметов и тем самым относящиеся и к конкретному предмету, о котором идет речь.

Вербальной коммуникацией является речь, т.е. процесс общения с помощью языка. Средством вербальной коммуникации являются слова с закрепленными за ними в общественном опыте значениями. Слова могут быть произнесены вслух, про себя, написаны или же заменены у глухих людей особыми жестами, выступающими носителями значений (так называемая дактилология, где каждая буква обозначается движениями пальцев, и жестовая речь, где жест заменяет целое слово или группу слов).

Различают следующие виды речи: письменная и устная речь, последняя, в свою очередь, подразделяется на диалогическую и монологическую.

Наиболее простой разновидностью устной речи является диалог, т.е. разговор, поддерживаемый собеседниками, совместно обсуждающими и разрешающими какие-либо вопросы. Для разговорной речи характерны реплики, которыми обмениваются говорящие, повторения фраз и отдельных слов за собеседником, вопросы, дополнения, пояснения, употребление намеков, понятных только говорящим, разнообразных вспомогательных слов и междометий. Особенности этой речи в значительной мере зависят от степени взаимопонимания собеседников, их взаимоотношений. Сплошь и рядом в семейной обстановке педагог строит диалог совсем не так, как в классе при общении с учениками. Большое значение имеет степень эмоционального возбуждения при разговоре. Смущенный, удивленный, обрадованный, испуганный, разгневанный человек говорит не так, как в спокойном состоянии, не только употребляет иные интонации, но часто пользуется другими словами, оборотами речи.

Вторая разновидность устной речи – монолог, который произносит один человек, обращаясь к другому или многим лицам, слушающим его: это рассказ учителя, развернутый ответ ученика, доклад и т.п. Монологическая речь сложна в композиционном отношении, требует завершенности мысли, более строгого соблюдения грамматических правил, строгой логики и последовательности при изложении того, что хочет сказать произносящий монолог. Ее развернутые формы в онтогенезе по сравнению с диалогической речью развиваются позднее, и поэтому формирование ее у учащихся представляет специальную задачу, которую педагогам приходится решать на протяжении всех лет обучения. Не случайно встречаются взрослые люди, умеющие свободно, без затруднений беседовать, но затрудняющиеся, не прибегая к заранее написанному тексту, выступить с ясным сообщением (докладом, публичным выступлением и т.п.). В немалой степени это следствие недостаточного внимания учителей школы к работе по формированию у учащихся монологической речи.


Письменная речь появилась в истории человечества много позднее устной речи. Она возникла как результат потребности общения между людьми, разделенными пространством и временем, и развилась от пиктографии, когда мысль передавалась условными схематическими рисунками, до современного письма, когда тысячи слов записываются с помощью нескольких десятков букв.

Благодаря письму оказалось возможным наилучшим образом передавать от поколения к поколению опыт, накопленный людьми, так как при передаче его с помощью устной речи он мог подвергаться искажению, видоизменению и даже бесследно исчезать. Письменная речь играет важную роль в развитии сложных обобщений, которыми пользуется наука, в передаче художественных образов. Пользование письменной речью вынуждает добиваться максимально правильных формулировок, строже соблюдать правила логики и грамматики, глубже продумывать содержание и способ выражения мыслей. Нередко записать что-либо – значит хорошо уяснить это и запомнить.

Общение людей не может быть уподоблено передаче информации по телеграфу, где коммуникатор и реципиент обмениваются вербальными сообщениями. В общение людей оказываются закономерно включены эмоции общающихся, которые определенным образом относятся и к коммуникации, и к тем, кто вовлечен в общение. Это эмоциональное отношение, сопровождающее речевое высказывание, образует особый, невербальный аспект обмена информацией, особую, невербальную коммуникацию.

Невербальные средства общения делятся на: визуальные, акустические, тактильно-кинестезические и ольфакторные.

1. Визуальные средства общения – это:

- кинесика – движение рук, ног, головы, туловища;

- направление взгляда и визуальный контакт;

- выражение глаз;

- выражение лица;

- поза (в частности, локализация, смена поз относительно словесного текста);

- кожные реакции (покраснение, появление пота);

- дистанция (расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство);

- вспомогательные средства общения, в том числе особенности телосложения (половые, возрастные) и средства их преобразования (одежда, косметика, очки, украшения, татуировки, усы, борода, сигарета и т.п.).

2. Акустические (звуковые) средства общение – это:

- паралингвистические, т.е. связанные с речью (интонация, громкость, тембр, тон, ритм, высота звука, речевые паузы и их локализация в тексте);

- экстралингвистические, т.е. не связанные с речью (смех, плачь, кашель, вздохи, скрежет зубов, «шмыганье» носом и т.п.).


3. Тактильно-кинестезические средства общения – это:

- физическое воздействие (ведение слепого за руку, контактный танец и др.);

- такесика (пожатие руки, хлопанье по плечу).

4. Ольфакторные средства общения включают в себя:

- приятные и неприятные запахи окружающей среды;

- естественные и искусственные запахи человека [4].

Универсальным механизмом регуляции общения как деятельности людей является установка, во многом определяющая стратегию жизни, пронизывающая все уровни функционирования человека и его психику. Установки всех видов уходят корнями в подсознание и поэтому с трудом поддаются рациональным способам согласования.

Партнёры с разными установками плохо понимают друг друга, плохо сотрудничают, быстрее идут на радикальный разрыв. Благоприятному развитию общения способствует совместимость установок партнёров.

Согласование и координация позиций партнёров происходят посредством обмена взглядами, мыслями, чувствами. Этот процесс подчинён целям корректировки планов совместной деятельности. В ходе общения формируются цели, мотивы и программы поведения включенных в него индивидов. В это же время осуществляется также взаимная стимуляция и взаимный контроль поведения.

2.3 Снятие барьеров общительности

Упражнения, разработанные В.А. Канн-Каликом, предназначены для тех, кто решил заняться систематической работой по овладению основами педагогического общения. Заниматься самовоспитанием в общении лучше после знакомства с теоретическими основами коммуникативного процесса и тщательного анализа особенностей собственного общения.

Система, направленная на овладение основами педагогической коммуникации, включает в себя упражнения по развитию простейших навыков общения.

Требуется войти в воображаемый класс и поздороваться с учениками и привлечь к себе внимание без речевого общения – средствами мимики, пантомимики, зрения. Затем надо обратиться к ученику, использовав разные приемы (просьба, требование, предупреждение, похвала, шутка, вопрос, намек, приказ, пожелание и т.д.). Необходимо найти не только нужные интонации, но и пластику мимико-пантомимического интонирования, правильное положение тела (следить за мышечной свободой и снимать излишнее мышечное напряжение). Нужно быть готовым среагировать в неожиданных ситуациях (например: войдя в класс, вы слышите взрыв смеха).