Файл: Аудиторская деятельность как вид предпринимательства: общая характеристика (Понятие и признаки аудиторской деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.05.2023

Просмотров: 145

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По мнению Исаяна А.А., договор оказания аудиторских услуг – это соглашение, по которому исполнитель (индивидуальный аудитор или аудиторская организация) обязуется совершить действия по проведению аудиторских проверок, обзорных проверок, согласованных процедур, компиляции финансовой информации, составлению обзоров, отчетов и иных документов о финансовом состоянии и ведении бухгалтерского учета аудируемого лица, а заказчик (аудируемое лицо или иное заинтересованное лицо) обязуется предоставить необходимую информацию, обеспечить иным образом оказание исполнителем аудиторских услуг, оплатить аудиторские услуги и совершить иные действия, предусмотренные договором.[15]

Объектом обязательства по оказанию аудиторских услуг являются сами аудиторские услуги. Другими словами, деятельность по проверке (аудиту) бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности и других документов по проверке их деятельности, которая должна отражаться в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в целях выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности и соответствии совершенных финансовых (хозяйственных) операций законодательству.

Субъектами обязательства по оказанию аудиторских услуг являются заказчик и аудитор. Заказчиками могут выступать не только сами аудируемые лица, но и иные лица, например, организации, которые являются вышестоящими по отношению к аудируемым лицам, пользователи финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица, которым и адресуется аудиторское заключение. Содержание обязательства по оказанию аудиторских услуг состоит в осуществлении аудитором комплекса проверочных действий и составлении аудиторского заключения.

Договоры оказания аудиторских услуг относятся к предпринимательским договорам, и, следовательно, обладают всеми присущими им признаками. Они подчиняются общим принципам гражданско-правового регулирования и вместе с тем обладают специфическими особенностями: взаимность договора (обязанности есть у каждой из сторон); консенсуальность договора, т.к. договор оказания аудиторских услуг считается заключенным с момента достижения сторонами соглашения по всем существенным условиям договора; возмездность, т.к. данные услуги оказываются на возмездной основе. Такие договоры заключаются с целью удовлетворения экономических потребностей субъектов хозяйствования, носят имущественный характер, не относятся к числу договоров в пользу третьего лица и, как правило, носят свободный характер, за исключением случаев, предусмотренных законом.


Договор оказания аудиторских услуг заключается в письменной форме с соблюдением правил осуществления аудиторской деятельности. Как юридический документ он должен иметь наименование, номер, дату заключения, указание на наименование сторон договора, предмет договора, права и обязанности сторон, стоимость аудиторских услуг, форму расчетов, иные условия, а также положения об ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора. В договоре указываются также срок его действия, юридические адреса сторон и банковские реквизиты. Договор подписывается исполнителем и заказчиком и скрепляется печатями сторон.

Таким образом, договорное обеспечение аудиторской деятельности осуществляется на основе договора оказания аудиторских услуг, под которым следует понимать гражданско-правовое обязательство, по которому аудитор обязуется оказать заказчику аудиторские услуги, а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

3. Субъекты аудиторской деятельности

В юридической литературе единая трактовка понятия «субъекты аудиторской деятельности» отсутствует, при этом авторами используются различные по своему содержанию понятия: «субъекты аудита», «субъекты аудиторских правоотношений», «субъекты рынка аудиторских услуг». Так, субъектами аудита являются аудитор и аудиторская организация. В свою очередь субъектами аудиторского правоотношения выступают, с одной стороны, индивидуальный аудитор или аудиторская организация, осуществляющая проверку или оказывающая другие предусмотренные законом услуги, а с другой — аудируемые лица.

Субъектами рынка аудиторских услуг являются: аудитор; аудиторская организация; аудируемые лица и (или) лица, заключившие договор оказания аудиторских услуг; уполномоченный федеральный орган государственного регулирования аудиторской деятельности; совет по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе; аккредитованные профессиональные аудиторские объединения; иные лица.

По мнению Марьиной А.А., субъектов аудиторской деятельности следует понимать в широком и узком смыслах.[16] Субъектами аудиторской деятельности в широком смысле являются физические и юридические лица, их объединения, государство, в лице органов государственной власти, органы местного самоуправления, выступающие в качестве участников правоотношений в области аудиторской деятельности. Другими словами, это участники отношений, возникающих при проведении аудита и оказании услуг, сопутствующих аудиту и других отношений, тесно с ними связанных и урегулированных нормами права в сфере аудиторской деятельности.


В узком смысле под субъектами аудиторской деятельности понимаются лица, вступающие в правоотношения при непосредственном проведении аудита и оказании услуг, сопутствующих аудиту, т.е. аудиторов (аудиторские организации) и аудируемых лиц или лиц, которым оказываются услуги, сопутствующие аудиту.

В Федеральном законе «Об аудиторской деятельности» прямо указываются следующие субъекты аудиторской деятельности: аудиторские организации (ст. 3), аудиторы (ст. 4), государство в лице уполномоченного федерального органа (ст. 15), Совет по аудиторской деятельности (ст. 16), саморегулируемые организации аудиторов (ст. 17). Так же в законе упоминаются аудируемые лица.

Под аудиторской организацией понимается субъект аудиторской деятельности, представляющий собой коммерческую организацию, осуществляющую аудиторские проверки, а так же оказывающую сопутствующие аудиту услуги, и являющуюся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов.[17] Следует отметить, что аудиторская организация обладает исключительной правоспособностью, которая предполагает наличие у юридического лица только таких прав и обязанностей, которые соответствуют целям его деятельности и зафиксированы в его учредительных документах.

Аудитором является физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и осуществляющее аудиторскую деятельность в качестве работника аудиторской организации или в качестве лица, привлекаемого аудиторской организацией к работе на основании гражданско-правового договора, либо в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица, и являющееся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов.

Специфика правового положения аудитора и аудиторских организаций состоит в следующем: наличие особых изначальных требований к статусу аудиторов и аудиторских организаций; специфичность прав и обязанностей аудиторов и аудиторских организаций, заключающаяся, прежде всего, в следовании этическим принципам при исполнении предпринимательских договоров; специфика нормативного регулирования (при редком практическом наступлении) всех видов ответственности, предусмотренных для аудиторов и аудиторских организаций за ненадлежащее исполнение предпринимательских обязанностей.[18]

Уполномоченный федеральный орган осуществляет государственное регулирование аудиторской деятельности, функциями которого являются выработка государственной политики в сфере аудиторской деятельности; принятие нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность; ведение государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов, а также контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций; анализ состояния рынка аудиторских услуг в Российской Федерации; и другие. В этих целях уполномоченный федеральный орган вправе запрашивать у саморегулируемых организаций необходимую информацию и документацию.


Совет по аудиторской деятельности создается при уполномоченном федеральном органе в целях обеспечения общественных интересов в ходе осуществления аудиторской деятельности. Он выполняет функции по рассмотрению вопросов государственной политики, проектов нормативных, регулирующих аудиторскую деятельность; обращений и ходатайств саморегулируемых организаций аудиторов; осуществляет функции, необходимые для поддержания высокого профессионального уровня аудиторской деятельности в общественных интересах.

Саморегулируемая организация аудиторов представляет собой основанную на членстве некоммерческую организацию, учреждаемую аудиторами и аудиторскими организациями, осуществляющими аудиторскую деятельность. Саморегулируемые организации аудиторов создаются в целях обеспечения достойных условий эффективной профессиональной деятельности своих членов, защиты их интересов, и интересов их клиентов, соблюдения установленных правил и стандартов профессиональной этики, осуществления внешнего контроля качества работы своих членов. Важную роль в деятельности саморегулируемых организаций аудиторов играет Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» от 01.12.2007 г. № 315-ФЗ, который установил правовые основы деятельности саморегулируемых организаций, дал их определение и квалифицирующие признаки, установил порядок их создания и функционирования, определил порядок взаимоотношений саморегулируемых организаций и их членов, а также установил систему отношений между саморегулируемыми организациями и государством.

Что касается аудируемых лиц, то их правовое положение мало детализировано законодателем, в связи с чем, их права и обязанности должны быть более конкретизированы в Стандартах аудиторской деятельности, а так же в договорном порядке. По общему правилу аудируемые лица вступают в отношения с аудиторскими организациями (аудиторами) добровольно, т.е. проводят так называемый инициативный аудит, целью которого является проверка бухгалтерского учета, выявление недостатков его ведения, составления отчетности. Однако для некоторых аудируемых лиц действует законодательное правило о проведении обязательного аудита. Любое аудируемое лицо, вступая в отношения с аудиторской организацией при проведении аудита, начинает нести дополнительные обязанности и пользоваться дополнительными правами, которые обычно указываются в договоре на оказание аудиторских услуг.


Заключение

В современном обществе аудиторская деятельность является неотъемлемым элементом рыночной экономики, инструментом измерения качества бухгалтерской (финансовой) информации, обеспечивающим обратную связь между экономическими субъектами и пользователями.

Аудиторская деятельность (аудиторские услуги) представляет собой деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами. Аудиторской деятельности как виду предпринимательства присущи следующие признаки: самостоятельность, рисковый характер, систематичность получения прибыли, специальные субъекты, осуществление деятельности на профессиональной основе, объектом аудиторской деятельности являются бухгалтерский учет и финансовая (бухгалтерская) отчетность, направленность на защиту интересов не только аудируемых лиц, но и на защиту интересов третьих лиц, в том числе государства.

Аудит представляет собой независимую проверку аудиторскими организациями и аудиторами бухгалтерской (финансовой) отчетности организации и ведения бухгалтерского учета в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности, разработки предложений по оптимизации хозяйственной деятельности, рационализации расходов и увеличения прибыли. Это своеобразная экспертиза бизнеса, способствующая развитию предпринимательской деятельности и рыночной экономики в целом. Различают внешний и внутренний аудит, обязательный и инициативный аудит, специальный или отраслевой аудит.

Аудиторская деятельность носит многоотраслевой характер, что обуславливает комплексность источников ее правового регулирования. Перечень нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность, достаточно широк и включает в себя нормы международного права, кодифицированные акты, федеральные законы, акты федеральных органов исполнительной власти и другие, приоритетом среди которых обладает Федеральный закон «Об аудиторской деятельности», поскольку является системообразующим в данной сфере регулирования.

Принципами аудиторской деятельности являются независимость, объективность, профессиональная компетентность, конфиденциальность, а также честность, надлежащую добросовестность, профессиональное поведение аудиторов, следование техническим стандартам, применение новых информационных технологий, рациональность выводов и другие.

Непосредственная регламентация деятельности субъектов аудиторской деятельности осуществляется с помощью гражданско-правовых договоров, именуемых законодателем как договор на оказание аудиторских услуг – это гражданско-правовое обязательство, по которому аудитор обязуется оказать заказчику аудиторские услуги, а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Договоры оказания аудиторских услуг относятся к предпринимательским договорам, подчиняются общим принципам гражданско-правового регулирования и вместе с тем обладают специфическими особенностями: взаимность, консенсуальность, возмездность.