Файл: Аудиторская деятельность как вид предпринимательства: общая характеристика (Понятие и признаки аудиторской деятельности).pdf
Добавлен: 27.05.2023
Просмотров: 145
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Сущность и правовое регулирование аудиторской деятельности
1.1. Понятие и признаки аудиторской деятельности
2. Правовые основы осуществления аудиторской деятельности
2.1. Правовое регулирование аудиторской деятельности
2.2. Принципы аудиторской деятельности
2.3. Договорное обеспечение аудиторской деятельности
По мнению Исаяна А.А., договор оказания аудиторских услуг – это соглашение, по которому исполнитель (индивидуальный аудитор или аудиторская организация) обязуется совершить действия по проведению аудиторских проверок, обзорных проверок, согласованных процедур, компиляции финансовой информации, составлению обзоров, отчетов и иных документов о финансовом состоянии и ведении бухгалтерского учета аудируемого лица, а заказчик (аудируемое лицо или иное заинтересованное лицо) обязуется предоставить необходимую информацию, обеспечить иным образом оказание исполнителем аудиторских услуг, оплатить аудиторские услуги и совершить иные действия, предусмотренные договором.[15]
Объектом обязательства по оказанию аудиторских услуг являются сами аудиторские услуги. Другими словами, деятельность по проверке (аудиту) бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности и других документов по проверке их деятельности, которая должна отражаться в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в целях выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности и соответствии совершенных финансовых (хозяйственных) операций законодательству.
Субъектами обязательства по оказанию аудиторских услуг являются заказчик и аудитор. Заказчиками могут выступать не только сами аудируемые лица, но и иные лица, например, организации, которые являются вышестоящими по отношению к аудируемым лицам, пользователи финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица, которым и адресуется аудиторское заключение. Содержание обязательства по оказанию аудиторских услуг состоит в осуществлении аудитором комплекса проверочных действий и составлении аудиторского заключения.
Договоры оказания аудиторских услуг относятся к предпринимательским договорам, и, следовательно, обладают всеми присущими им признаками. Они подчиняются общим принципам гражданско-правового регулирования и вместе с тем обладают специфическими особенностями: взаимность договора (обязанности есть у каждой из сторон); консенсуальность договора, т.к. договор оказания аудиторских услуг считается заключенным с момента достижения сторонами соглашения по всем существенным условиям договора; возмездность, т.к. данные услуги оказываются на возмездной основе. Такие договоры заключаются с целью удовлетворения экономических потребностей субъектов хозяйствования, носят имущественный характер, не относятся к числу договоров в пользу третьего лица и, как правило, носят свободный характер, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Договор оказания аудиторских услуг заключается в письменной форме с соблюдением правил осуществления аудиторской деятельности. Как юридический документ он должен иметь наименование, номер, дату заключения, указание на наименование сторон договора, предмет договора, права и обязанности сторон, стоимость аудиторских услуг, форму расчетов, иные условия, а также положения об ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора. В договоре указываются также срок его действия, юридические адреса сторон и банковские реквизиты. Договор подписывается исполнителем и заказчиком и скрепляется печатями сторон.
Таким образом, договорное обеспечение аудиторской деятельности осуществляется на основе договора оказания аудиторских услуг, под которым следует понимать гражданско-правовое обязательство, по которому аудитор обязуется оказать заказчику аудиторские услуги, а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
3. Субъекты аудиторской деятельности
В юридической литературе единая трактовка понятия «субъекты аудиторской деятельности» отсутствует, при этом авторами используются различные по своему содержанию понятия: «субъекты аудита», «субъекты аудиторских правоотношений», «субъекты рынка аудиторских услуг». Так, субъектами аудита являются аудитор и аудиторская организация. В свою очередь субъектами аудиторского правоотношения выступают, с одной стороны, индивидуальный аудитор или аудиторская организация, осуществляющая проверку или оказывающая другие предусмотренные законом услуги, а с другой — аудируемые лица.
Субъектами рынка аудиторских услуг являются: аудитор; аудиторская организация; аудируемые лица и (или) лица, заключившие договор оказания аудиторских услуг; уполномоченный федеральный орган государственного регулирования аудиторской деятельности; совет по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе; аккредитованные профессиональные аудиторские объединения; иные лица.
По мнению Марьиной А.А., субъектов аудиторской деятельности следует понимать в широком и узком смыслах.[16] Субъектами аудиторской деятельности в широком смысле являются физические и юридические лица, их объединения, государство, в лице органов государственной власти, органы местного самоуправления, выступающие в качестве участников правоотношений в области аудиторской деятельности. Другими словами, это участники отношений, возникающих при проведении аудита и оказании услуг, сопутствующих аудиту и других отношений, тесно с ними связанных и урегулированных нормами права в сфере аудиторской деятельности.
В узком смысле под субъектами аудиторской деятельности понимаются лица, вступающие в правоотношения при непосредственном проведении аудита и оказании услуг, сопутствующих аудиту, т.е. аудиторов (аудиторские организации) и аудируемых лиц или лиц, которым оказываются услуги, сопутствующие аудиту.
В Федеральном законе «Об аудиторской деятельности» прямо указываются следующие субъекты аудиторской деятельности: аудиторские организации (ст. 3), аудиторы (ст. 4), государство в лице уполномоченного федерального органа (ст. 15), Совет по аудиторской деятельности (ст. 16), саморегулируемые организации аудиторов (ст. 17). Так же в законе упоминаются аудируемые лица.
Под аудиторской организацией понимается субъект аудиторской деятельности, представляющий собой коммерческую организацию, осуществляющую аудиторские проверки, а так же оказывающую сопутствующие аудиту услуги, и являющуюся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов.[17] Следует отметить, что аудиторская организация обладает исключительной правоспособностью, которая предполагает наличие у юридического лица только таких прав и обязанностей, которые соответствуют целям его деятельности и зафиксированы в его учредительных документах.
Аудитором является физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и осуществляющее аудиторскую деятельность в качестве работника аудиторской организации или в качестве лица, привлекаемого аудиторской организацией к работе на основании гражданско-правового договора, либо в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица, и являющееся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов.
Специфика правового положения аудитора и аудиторских организаций состоит в следующем: наличие особых изначальных требований к статусу аудиторов и аудиторских организаций; специфичность прав и обязанностей аудиторов и аудиторских организаций, заключающаяся, прежде всего, в следовании этическим принципам при исполнении предпринимательских договоров; специфика нормативного регулирования (при редком практическом наступлении) всех видов ответственности, предусмотренных для аудиторов и аудиторских организаций за ненадлежащее исполнение предпринимательских обязанностей.[18]
Уполномоченный федеральный орган осуществляет государственное регулирование аудиторской деятельности, функциями которого являются выработка государственной политики в сфере аудиторской деятельности; принятие нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность; ведение государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов, а также контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций; анализ состояния рынка аудиторских услуг в Российской Федерации; и другие. В этих целях уполномоченный федеральный орган вправе запрашивать у саморегулируемых организаций необходимую информацию и документацию.
Совет по аудиторской деятельности создается при уполномоченном федеральном органе в целях обеспечения общественных интересов в ходе осуществления аудиторской деятельности. Он выполняет функции по рассмотрению вопросов государственной политики, проектов нормативных, регулирующих аудиторскую деятельность; обращений и ходатайств саморегулируемых организаций аудиторов; осуществляет функции, необходимые для поддержания высокого профессионального уровня аудиторской деятельности в общественных интересах.
Саморегулируемая организация аудиторов представляет собой основанную на членстве некоммерческую организацию, учреждаемую аудиторами и аудиторскими организациями, осуществляющими аудиторскую деятельность. Саморегулируемые организации аудиторов создаются в целях обеспечения достойных условий эффективной профессиональной деятельности своих членов, защиты их интересов, и интересов их клиентов, соблюдения установленных правил и стандартов профессиональной этики, осуществления внешнего контроля качества работы своих членов. Важную роль в деятельности саморегулируемых организаций аудиторов играет Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» от 01.12.2007 г. № 315-ФЗ, который установил правовые основы деятельности саморегулируемых организаций, дал их определение и квалифицирующие признаки, установил порядок их создания и функционирования, определил порядок взаимоотношений саморегулируемых организаций и их членов, а также установил систему отношений между саморегулируемыми организациями и государством.
Что касается аудируемых лиц, то их правовое положение мало детализировано законодателем, в связи с чем, их права и обязанности должны быть более конкретизированы в Стандартах аудиторской деятельности, а так же в договорном порядке. По общему правилу аудируемые лица вступают в отношения с аудиторскими организациями (аудиторами) добровольно, т.е. проводят так называемый инициативный аудит, целью которого является проверка бухгалтерского учета, выявление недостатков его ведения, составления отчетности. Однако для некоторых аудируемых лиц действует законодательное правило о проведении обязательного аудита. Любое аудируемое лицо, вступая в отношения с аудиторской организацией при проведении аудита, начинает нести дополнительные обязанности и пользоваться дополнительными правами, которые обычно указываются в договоре на оказание аудиторских услуг.
Заключение
В современном обществе аудиторская деятельность является неотъемлемым элементом рыночной экономики, инструментом измерения качества бухгалтерской (финансовой) информации, обеспечивающим обратную связь между экономическими субъектами и пользователями.
Аудиторская деятельность (аудиторские услуги) представляет собой деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами. Аудиторской деятельности как виду предпринимательства присущи следующие признаки: самостоятельность, рисковый характер, систематичность получения прибыли, специальные субъекты, осуществление деятельности на профессиональной основе, объектом аудиторской деятельности являются бухгалтерский учет и финансовая (бухгалтерская) отчетность, направленность на защиту интересов не только аудируемых лиц, но и на защиту интересов третьих лиц, в том числе государства.
Аудит представляет собой независимую проверку аудиторскими организациями и аудиторами бухгалтерской (финансовой) отчетности организации и ведения бухгалтерского учета в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности, разработки предложений по оптимизации хозяйственной деятельности, рационализации расходов и увеличения прибыли. Это своеобразная экспертиза бизнеса, способствующая развитию предпринимательской деятельности и рыночной экономики в целом. Различают внешний и внутренний аудит, обязательный и инициативный аудит, специальный или отраслевой аудит.
Аудиторская деятельность носит многоотраслевой характер, что обуславливает комплексность источников ее правового регулирования. Перечень нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность, достаточно широк и включает в себя нормы международного права, кодифицированные акты, федеральные законы, акты федеральных органов исполнительной власти и другие, приоритетом среди которых обладает Федеральный закон «Об аудиторской деятельности», поскольку является системообразующим в данной сфере регулирования.
Принципами аудиторской деятельности являются независимость, объективность, профессиональная компетентность, конфиденциальность, а также честность, надлежащую добросовестность, профессиональное поведение аудиторов, следование техническим стандартам, применение новых информационных технологий, рациональность выводов и другие.
Непосредственная регламентация деятельности субъектов аудиторской деятельности осуществляется с помощью гражданско-правовых договоров, именуемых законодателем как договор на оказание аудиторских услуг – это гражданско-правовое обязательство, по которому аудитор обязуется оказать заказчику аудиторские услуги, а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Договоры оказания аудиторских услуг относятся к предпринимательским договорам, подчиняются общим принципам гражданско-правового регулирования и вместе с тем обладают специфическими особенностями: взаимность, консенсуальность, возмездность.