Файл: Профессиональный стресс в управленческой деятельности (Профессиональный стресс, связанный с работой).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.05.2023

Просмотров: 107

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Стресс - это нарушение психологического состояния в результате травмирующих обстоятельств, негативных условий труда или других аспектов деятельности человека. Психологический стресс на рабочем месте - это реакция человека на трудную, неразрешимую, по его мнению, ситуацию. Многие из нас сталкивались со стрессом и испытывали при этом эмоциональный дискомфорт. Под стрессом принято понимать психические, физические и химические реакции человека на стрессоры. Небольших стрессовых ситуаций невозможно избежать. Как правило, стресс является следствием утомления и усталости. Число «больных», обратившихся за медицинской помощью из-за стресса, растет ежегодно. Основные факторы стресса проявляются во время труда, работы, когда человек не чувствует своей значимости, ему не доверяют определенный род занятий и т. д.

Проблема изучения психологических факторов профессионального стресса у руководителей является одной из наиболее актуальных тем, бурно разрабатывающихся на стыке биологии, медицины, экологии, социологии и психологии. В последние годы поток публикаций по прикладным аспектам изучения стресса увеличился в десятки раз и затрагивает самые разные аспекты жизни человека. Наиболее разработанными является проблематика изучения профессионального стресса, организационного стресса, экологического стресса, семейного стресса и «стресса в индивидуальной жизни».

Раньше к профессиям, наиболее часто вызывающие стресс, относили те, на которых людям приходится постоянно находиться в сосредоточенном напряженном состоянии. А также наиболее стрессовой работой считалась работа сотрудников экстренных служб. Теперь же взгляд на эти вещи несколько изменился. К наиболее стрессовым профессиям относят работу преподавателей, менеджеров, сотрудников области услуг, т.е. в тех отраслях, где приходится общаться с другими людьми. Довольно часто им приходится сталкиваться с недоброжелательными, некоммуникабельными людьми, что, естественно, приводит в стрессовое состояние.

Профессиональная деятельность руководителей заключается в уравновешивании, порой, взаимоисключающих задач, в балансировке между интересами службы, коллектива в целом, и личными интересами отдельных сотрудников. В условиях постоянного дефицита времени состояние высокой психической напряжённости становится непрерывно действующим фрустрирующим фактором служебной деятельности руководителя. Характер, частота и выраженность негативных последствий стресса, во многом зависят от силы интенсивности) испытываемого нервно-эмоционального напряжения и личной готовности руководителя к его преодолению. Негативные реакции на стресс, накапливаясь, формируют выраженные длительные дезадаптивные состояния.


Хронический стресс ведёт к увеличению риска развития ряда заболеваний стрессовой этиологии - «болезней стресса» (сердечно-сосудистые, язвенные болезни, невротические состояния и др.), а также к целому ряду социально-экономических и социально-психологических последствий: текучести кадров, неполному и несвоевременному выполнению поставленных задач, снижению удовлетворенности трудом, деформации личностных и характерологических качеств руководителей.

Цель исследования: изучить психологические факторы профессионального стресса в управленческой деятельности.

Объект исследования: профессиональный стресс у руководителя.

Предмет исследования: психологические факторы профессионального стресса в управленческой деятельности.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:

1. Осуществить психологический анализ профессиональной деятельности руководителей.

2. Провести оценку интенсивности профессионального стресса и стресс-факторов в профессиональной деятельности руководителей.

Гипотеза исследования: психологическими факторами профессионального стресса руководителей, проявляющегося в высокой выраженности синдрома эмоционального выгорания, могут являться следующие личностные характеристики: низкая удовлетворенность работой, высокая степень ипохондрической направленности, высокая степень алекситимии; а также - неустойчивая и низкая самооценка, неадекватно высокий уровень притязаний.

1 Понятие профессионального стресса

1.1 Профессиональный стресс, связанный с работой

Стресс, связанный с работой, является важной проблемой трудящихся всего европейского пространства. На решение проблем связанных с преодолением проблем профессионального стресса во всех европейских странах тратиться огромное количество средств, примерный объем вложений составляет около 4% валового национального дохода.

Синдромом эмоционального выгорания (СЭВ) называют состояние эмоционального, умственного истощения, физического утомления, возникающее в результате хронического стресса на работе.[1]


В некоторых литературных источниках этот синдром получил иное название – «синдром менеджера». Развитие синдрома эмоционального выгорания характерно для профессий, связанных с оказанием помощи людям (медицинские работники, учителя, психологи, социальные работники, работники правоохранительных органов и МЧС). Значительные стрессовые нагрузки и их последствия испытывают руководящие работники. 

СЭВ социальные психологи определяют как синдром физического и эмоционального истощения, включая развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе, утрату понимания и сочувствия по отношению к клиентам.[2]

Отечественные авторы определяют «эмоциональное выгорание» – как выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия. Бойко В.В.[3] указывает на отличие профессионального выгорания от различных форм эмоциональной ригидности, которая определяется органическими причинами: свойствами нервной системы, степенью подвижности эмоций, психосоматическими нарушениями.

В Международной классификации болезней СЭВ отнесен к рубрике Z73 – «Стресс, связанный с трудностями поддержания нормального образа жизни».[4]

Основной причиной СЭВ считается психологическое, душевное переутомление.[5] Профессиональные факторы риска имеются прежде всего у представителей «помогающих», альтруистических профессий, учителя, психологи, священнослужители, социальные работники, пожарные и спасатели, сотрудники правоохранительных органов и уголовно-исполнительной системы. 

Выделяют 3 основных фактора, играющих существенную роль в развитии СЭВ: личностный, ролевой и организационный.[6] 

Ролевой фактор. Установлена связь между ролевой конфликтностью, ролевой неопределенностью и эмоциональным выгоранием. Работа в ситуации распределенной ответственности ограничивает развитие СЭВ, а при нечеткой или неравномерно распределенной ответственности за свои профессиональные действия значимость этого фактора резко возрастает даже при существенно более низкой рабочей нагрузке.

Личностный фактор. «Сгорающие» это сочувствующе, гуманные, мягкие, увлекающиеся идеалисты, ориентированные на людей, и одновременно неустойчивые, интравертированные, одержимые навязчивыми идеями (фанатичные) и легко солидаризирующихся.


Организационный фактор. К основным организационным факторам, способствующим выгоранию, относятся: отсутствие или недостаток социальной поддержки со стороны коллег и руководства, высокая рабочая нагрузка; недостаточное вознаграждение за выполненную работу; невозможность влияния на принятие решений; постоянный риск штрафных санкций; однообразная, монотонная и бесперспективная деятельность; отсутствие выходных, отпусков и интересов вне работы.

Факторы профессионального стресса, связанные с трудовой деятельностью: чрезмерная загруженность работой или недостаточная загруженность работой; плохие физические условия труда; дефицит времени; необходимость самостоятельного принятия решения.[7]

Факторы стресса, связанные с ролью работника в организации: недостаточная информированность о профессиональных обязанностях и соответствующих ожиданиях со стороны коллег и начальства; ролевой конфликт, когда субъект считает, что он делает то, чего не должен или не желает делать; ответственность за других людей и материальные ценности; слишком низкая ответственность.

Факторы стресса, связанные с взаимоотношениями на работе: взаимоотношения с руководством, подчиненными, коллегами; трудности в делегировании полномочий. 

Факторы, связанные с деловой карьерой: профессиональная «неуспешность»; статус несоответствия, медленное или слишком быстрое продвижение; отсутствие гарантированной работы; несоответствие уровня притязаний профессиональному статусу.[8]

Существенная роль в борьбе с СЭВ отводится прежде всего самому пациенту. Для профилактики эмоционального выгорания[9] представляется целесообразным:

– освоение путей управления стрессом – изменение социального, психологического и организационного окружения на рабочем месте; обеспечение большей автономии работника; построение «мостов» между работой и домом; повышение квалификации; создание в организации благоприятного социально-психологического климата; организация специальных тренингов, обучение работников приемам релаксации, ауторегуляции, самопрограммирования; 

– определение краткосрочных и долгосрочных целей (это не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что пациент находится на верном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию);[10] 

– использование технических перерывов, что необходимо для обеспечения психического и физического благополучия (отдых от работы); 


– профессиональное развитие и самосовершенствование (циклы повышения квалификации, конференции, симпозиумы, конгрессы); 

– уход от ненужной конкуренции (бывают ситуации, когда ее нельзя избежать, но чрезмерное стремление к выигрышу порождает тревогу, делает человека агрессивным);

– достижение краткосрочных целей (успех, который повышает степень самомотивации); 

– поддержание хорошей физической формы (сбалансированное питание, ограничение употребления алкоголя, отказ от табака, коррекция веса).[11] 

Кроме этого, в целях направленной профилактики эмоционального выгорания следует стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки, учиться переключаться с одного вида деятельности на другой, проще относиться к конфликтам на работе, не пытаться быть лучшим всегда и во всем, помнить, что работа – всего лишь часть жизни.[12]

1.2 Виды профессионального стресса

Человек постоянно сталкивается с ситуациями, когда его психологическое здоровье подвергается опасности. Существует классификация, помогающая понять развитие негативных эмоций, и в ней особое место занимают профессиональные стрессы.

Стресс – это сильное эмоциональное напряжение, спровоцированное давлением совокупности негативных факторов.[13]

В последнее время термин «профессиональный стресс» получил широкое распространение.[14] Стало понятным, что именно на работе человек оставляет большую часть своих душевных и физических сил, человек буквально «сгорает», что делает его бесполезным и не дает ему эффективно исполнять свои обязанности. Утомление, физическая слабость, страх, невозможность сосредоточиться и выполнить поставленную задачу – хорошо знакомые симптомы, с которыми сталкивался каждый современный человек. Можно перечислить несколько причин, вызывающих их, они и определяют виды профессиональных стрессов.

Возникновению стресса на рабочем месте, способствует ряд причин, наиболее часто встречающихся в условиях профессиональной деятельности:

Конкретные условия труда. Многие профессии и отдельные трудовые задачи характеризуются уникальными условиями труда, которые не всегда совпадают с возможностями человека. Способность сотрудника справляться с отработкой необходимого количества рабочих часов, требуемой производственной скоростью выполнения поставленных задач и условиями труда, не всегда положительно характеризуется со стороны руководства.[15]