Файл: Налогообложение физических лиц (Виды налогов, оплачиваемых физическими лицами).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.05.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В-третьих, от уровня развития распределительных механизмов налоговой нагрузки зависит социально-экономический баланс, функционирующий в государстве.[12]

Через цели любой экономической категории прослеживается предназначение и осуществляется связь ее теоретического значения с практикой (рис 1.1).

Несмотря на то, что главной целью развития общества выступает достаточный уровень жизни граждан, и социальной стабильности ее участников, тактическая цель правительства страны может с ней и пересекаться, а быть, наоборот, направленной, к примеру, на поддержку бизнес сообщества и развитие организаций. Если формировать климат преференций для развития предпринимательства, то возможное снижение налоговых поступлений от них в бюджетную систему понадобится восполнить за счет другой существенной категории налогоплательщиков - граждан. Потому, что существует только две главные категории налогоплательщиков плательщиков: физические и юридические лица. Еще есть индивидуальные предприниматели, но которые в нашем случае относятся к категории «физические лица» потому, что их доходные поступления облагаются в аналогичном порядке, что и для физических лиц, или по упрощенной схеме.

Цели налоговой политики в области налогообложения физических лиц

Фискальная

Социальная

Контрольная

Обеспечение своевременных поступлений бюджета

Баланс интересов государства и налогоплательщика

Осуществление функционирования перераспределительного механизма налогообложения доходов граждан, обеспеченной части населения, на поддержку интересов определенных социальных групп

Установление системы налогообложения доходов физических лиц осуществляющей поддержку малообеспеченных слоев населения

Дифференциация налогообложения различных групп налогоплательщиков с разным уровнем доходов

Контроль за своевременностью уплаты и поступления налога

Совершенствование администрирования налогообложения доходов физических лиц

Реорганизация действующего состава налоговых администраций

Рисунок 1.1 Цели налоговой политики государства в области налогообложения доходов физических лиц

При реализации вышерассмотренной налоговой политики сложно не столкнуться с общественными явлениями социальной напряженности потому, что существенная доля налоговой нагрузки будет перераспределена на граждан. Если физические лица не владеют необходимым культурным уровнем налоговых взаимоотношений, и уровень средней заработной платы в государстве не достаточен, то такая политика может привести лишь к обострению социальной напряженности и последующему уменьшению доходных поступлений. Поэтому следует обратить внимание на возможности НДФЛ как инструмента социально ориентированной налоговой политики.


Выводы:

Данный анализ развития системы налогообложения доходов граждан позволяет сделать следующие выводы:

1. Подоходное налогообложение способно выступать и реализуется в качестве одного из главных источников доходной части бюджетов.

2. В различные годы своего функционирования налог на доходы физических лиц выполнял важную роль в сохранении стабильности в государстве, что подтверждает потенциал налогообложения с доходов.

3. При остановки выбора на прогрессивных элементах в НДФЛ следует учитывать текущую социально-экономическую обстановку в государстве, что подразумевает формирование ответа на вопрос о целесообразности: 1) Повышение объема налоговых отчуждений в пользу бюджета за счет налогоплательщиков с более высокими доходами; 2) осуществление принципа социальной справедливости по по запросу общества или из-за необходимости снижения социальной напряженности.

4. Обложение налогом у источника выплаты представляется для государства одним из наиболее эффективных и простых способов взимания налога потому, что уменьшает возможности для маневра уклонений от налогообложения, и обеспечивает менее затратные процедуры администрирования. Хотя эффективность данного способа налогообложения нивелируется при наличии у налоговых агентов существенной экономического интереса в минимизации налоговой базы.

5. Уровень налоговой нагрузки должен быть таким, чтобы ее распределение между разными социальными слоями не привело к трансформации социально-экономического статуса каждого плательщика.

6. Для низкодоходных социальных групп общества существенную роль играет личный уровень налоговой нагрузки

7. Справедливость в обложении доходов граждан является фактором субъективным, но в то же время представляется одним из нескольких критериев введения налога на доходы граждан.

8. Думается, что налоговые вычеты при нынешнем уровне инфляции должны стать более адекватными, в особенности, при покупке жилья.

9.Одним из наиболее эффективных и динамично развивающихся инструментов налогового регулирования в современной налоговой системе Российской Федерации являются налоговые вычеты. Принимая по внимание указанные выше ставки стандартных вычетов с учетом существующей в РФ экономической ситуации, уровня цен, можно сделать вывод о том, что существующая система стандартных вычетов не обеспечивает в полной мере реализацию вышеуказанного принципа учета фактической способности налогоплательщика к уплате налога. Суть необлагаемого минимума - определять минимальный размер дохода налогоплательщика, не подлежащего налогообложению. По мнению автора, для достижения максимальной эффективности необлагаемого минимума последний необходимо установить не в твердой денежной сумме, а определить как сумму, равную минимальному размеру оплаты труда.


Глава 2. Роль налогов, уплачиваемых физическими лицами в экономике

2.1. Динамика поступления налогов, уплачиваемых физическими лицами

Хоть большинство налоговых доходов бюджетов РФ образуются за счет налогов с организаций, налоги с физических лиц приносят немалые поступления, например, можно выделить один из бюджетообразующих налогов - налог на доходы физических лиц .

Среди всех налогов, взимаемых с физических лиц в РФ, налог на доходы физических лиц по значимости источников государственных доходов стоит в приоритете.

Рассмотрим показатели налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации за период 2015-2017 гг. (таблица 1..

Таблица 1.Динамика налоговых поступлений в бюджетную систему РФ за 2015-2017 гг. в млрд. руб.

Наименование показателя

2015 г.

2016 г.

2017 г.

Изменение в 2017г., млрд. руб.

Темп роста в 2017г., %

Всего поступило в консолидированный бюджет:

12 670,2

13 788,3

14 482,9

694,6

105,0

в федеральный бюджет

6 214,6

6 880,5

6 929,1

48,6

100,7

в консолидированные бюджеты субъектов РФ

6 455,6

6 907,8

7 553,8

646

109,35

в том числе НДФЛ

2 702,6

2 807,8

3 017,3

209,5

107,46

Проанализировав поступления НДФЛ за период 2015-2017 гг., можно сделать вывод о положительной динамике с каждым годом по поступлениям налога. Поступления по НДФЛ в 2017 г. по сравнению с 2016 г. выросли на 7,46% или на 209,5 млрд. руб. и составили 3 трлн. руб.

Таким образом, доля поступлений по налогу на доходы физических лиц имеет стабильный характер за последние года. Объём поступлений зависит от заработной платы и роста доходов населения.

Рассмотрим показатели по поступления транспортного и земельного налогов с физических лиц, а также налога на имущество физических лиц за 2015-2016 гг. (таблица 2).


Таблица 2 Поступления по транспортному налогу и по местным налогам за 2015-2016 гг., млн. руб.

Вид налога

2015 г.

2016 г.

Изменение, млн. руб.

Темп роста, %

Транспортный налог с физ. лиц

123 793,9

132 600,4

8 806,5

107,1

Земельный налог с физ. лиц

36 051,3

43 164,9

7 113,6

119,7

Налог на имущество физ. лиц

27 130,0

30 295,5

3 165,5

111,67

Проанализировав поступления транспортного налога в бюджет за 2015-2016 гг., можно сделать вывод о положительной динамике по поступлениям налога. На основании представленных данных можно констатировать, что поступления по транспортному налогу в 2016 г. по сравнению с 2015 г. выросли на 7,1% или на 8 млрд. 806 млн. руб. и составили 132,6 млрд. руб. Рост поступлений по налогу обусловлен увеличением количества автотранспортных средств и их мощности, приобретенных физическими лицами.

Проанализировав поступления по местным налогам за 2015-2016 гг., можно сделать вывод о положительной динамике по поступлениям налога. Зачисления земельного налога с физических лиц в 2016 г. возросли по сравнению с 2015 г. на 19,7% или на 7 млрд. 113 млн. руб. и составили 43,16 млрд. руб. Поступления по налогу на имущество физических лиц в 2016 г. возросли на 11,67% или на 3 млрд. 165 млн. руб. и составили 30 млрд. 295 млн. руб.

На сегодняшний день существует немало проблем, связанных с взиманием всех налогов, в частности и налогов с физических лиц. Поэтому, для целей совершенствования налога на доходы физических лиц необходимо:

  1. Ввести прогрессивную ставку налогообложения. На данный момент в РФ действует пропорциональная процентная ставка в размере 13%. Перспективным вариантом будет установление прогрессивной процентной ставки, при которой увеличение размера налогообложения будет происходить при росте налогооблагаемой базы [1, с. 165].
  2. Ввести необлагаемый минимум. Если в РФ не будет введена прогрессивная шкала налогообложения, то целесообразно установить необлагаемый минимум в размере 7500 рублей, то есть на уровне минимального размера оплаты труда.
  3. Ужесточить контроль за собираемостью налога.

Для совершенствования взимания транспортного налога необходимо:

  1. Сохранить данный налог в имеющемся виде;
  2. Ввести пропорциональное увеличение налоговых ставок. На данный момент в РФ транспортный налог взимается исходя из мощности транспортного средства, при этом существующая дифференциация по ставке налогообложения нуждается в доработке. Так, налогоплательщики - физические лица за автомобиль мощностью 150 лошадиных сил уплачивают налог при ставке в 25 руб. за л.с., а за 151 л.с. уже. 45 руб. за л.с. (ставка может меняться в зависимости от субъекта РФ) [2].

Для совершенствования взимания местных налогов необходимо:

  1. В полном объеме провести кадастровую оценку объектов налогообложения. В РФ до 2020 г. предусмотрен переход всех субъектов на исчисление местных налогов по кадастровой стоимости.
  2. Создать единую централизованную базу данных о налогоплательщиках. Так, при формировании базы данных для исчисления местных налогов инспекции налоговых служб могут формировать эту базу только по сведениям различных информационных ресурсов, а именно с помощью: органов местного самоуправления, БТИ и Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии. Однако информационный обмен, на сегодняшний день остается достаточно несовершенным и имеется ряд недоработок. Поэтому для решения данной проблемы требуется создать единую централизованную базу данных с возможностью автоматизированного учета.
  3. Ввести минимальный пороговый уровень суммы уплаты местных налогов и сборов. Так, затраты осуществляемые в процессе взимания местных налогов и сборов могут превышать саму сумму налога по отдельным налогоплательщикам. Решением данной проблемы может послужить введение минимального порогового уровня суммы уплаты местных налогов и сборов.
  4. Увеличить меры ответственности за неуплату местных налогов и сборов.

2.2.Основные направления совершенствования взимания налога на доходы с физических лиц

Ни один из вопросов формирования экономики Российской Федерации в рыночные реалии не выступает таким существенным и сложным, как вопрос трансформации отношений в налоговой системе страны. Он тесным образом пересекается с созданием финансовых источников на всех ступенях и стадиях экономики, переплетается с различными интересами плательщиков налога, взаимосвязан с экономическими и социальными целями, которые выдвигаются государством и населением, формирует стиль отношений правительства страны и заинтересованных сторон, участников данного процесса.

Налоговая политика выступает активным, существенным звеном в экономических, рыночных отношениях государства. Грамотно выстроенная, отражающая динамическую реальность экономических процессов, она должна положительно влиять на них, сглаживать вредные процессы, формировать современные правовое поле в стране. Для достижения этого следует грамотно определить направления и цели, выбрать пути и инструменты достижения их, и создать условия для эффективного функционирования. Сбалансированная налоговая политика - это располагающая к себе инвестиционная среда и социальный процессы в обществе, курс инвестиций, направленных в реальный сектор финансово- экономических процессов, увеличение и стабилизация финансов и доходных поступлений домашних хозяйств.