Файл: Налогообложение физических лиц (Виды налогов, оплачиваемых физическими лицами).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.05.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Принцип соразмерности основан на взаимозависимости процессов наполняемости бюджетов за счет налоговых поступлений и негативного влияния налогообложения на экономическую активность налогоплательщиков. Данный принцип также характеризуют как принцип экономической, сбалансированности интересов налогоплательщиков и государственной казны. То есть при' установлении налога и определении его элементов необходимо соизмерять последствия как с точки зрения выгод для бюджета, так и с точки снижения уровня жизни физических лиц. Причем сопоставлять эти выгоды и потери следует не только в текущий момент времени, но и на перспективу, дабы не получить в дальнейшем не столько уменьшение налоговой базы и снижения налоговых поступлений при применении различных схем налоговой оптимизации, сколько развитие незаконных способов ухода от налогообложения физических лиц.

Принцип оптимального уровня налоговой нагрузки требует учета

фактической способности гражданина к уплате налога в соответствующем размере. «Человеку должны быть, как минимум, оставлены достаточные средства для поддержания жизнедеятельности себя и своей семьи»[4]. Как следует из статьи 23 Всеобщей декларации прав человека и гражданина, достаточный жизненный уровень семьи достигается, прежде всего, за счет достаточного уровня заработной платы ее членов.[5] Поэтому, если части заработной платы, оставшейся после уплаты налога, не хватает для поддержания достаточного жизненного уровня, регулирование должно осуществляться, прежде всего, ограничением налогов или освобождением от них и лишь затем путем их перераспределения в форме социальных выплат. Это важный принцип в системе налогообложения доходов физических лиц. Выведение из-под налогообложения части валового дохода, необходимого для поддержания жизнедеятельности налогоплательщика нельзя охарактеризовать как предоставление льгот. Определение необлагаемого минимума дохода - конкретная форма реализации конституционных прав граждан.

Принцип сочетания стабильности и подвижности налогообложения заключается в том, что в целях приведения- в соответствие с объективно изме­няющимися государственными потребностями некоторые обязательные элементы налога и даже сам налог могут быть изменены как в сторону ослабления, так и в сторону усиления' его фискальной или иной функции. Кроме того, подвижность налогообложения проявляется в регулярном заполнении обнаруживающихся в налоговом законодательстве пробелов и различных нестыковок. Так, часть первая НК РФ, вступившая в силу 31 июля 1998 года, к настоящему времени претерпела 36 редакций. Вторая часть НК РФ была принята 5 августа 2000 года и редактировалась около 90 раз.


Данный принцип направлен на эволюционное, а не революционное развитие системы обложения НДФЛ. Однако это упрощенная форма данного принципа. Принцип подвижности налогообложения должен также заключаться в учете фактора времени и фазы экономического цикла, состоянии экономического субъекта, его фактической способности уплачивать налог. Это один из наиболее существенных принципов, на котором должна строиться система налогообложения доходов физических лиц. Представляется важным закрепить в НК РФ положения, позволяющие индексировать абсолютные величины, установленные в РЖ РФ, не внося изменений в законодательный акт.'

Принцип формирования налоговой культуры играет важную роль при построении системы обложения НДФЛ. Налогоплательщиками НДФЛ являются физические лица, получающие доход. Соблюдение данного принципа со стороны государства может позволить уменьшить развитие такого социально-опасного явления как уклонение' от налогообложения. Задачи государства состоят в том, чтобы объяснить налогоплательщикам необходимость уплаты налога, чего можно достичь, проводя, грамотную политику формирования налоговой культуры.

Проведенный анализ показывает, что невозможно построить оптимальную систему обложения НДФЛ, учитывая лишь некоторые аспекты. Данная система должна быть нацелена на решение комплекса вопросов и являться многозадачной, то есть максимально реализующей все функции-, налогов и являясь максимально удобной и понятной для налогоплательщиков, а также налоговых органов. Достичь, всех поставленных целей возможно благодаря реализации рассмотренной системы принципов.

1.3. Формирование системы обложения налогом доходы физических лиц в Российской Федерации

Определение «налог с дохода» или «подоходный налог» представляется комплексным и в большей части теоретическим. В промышленно развитых странах данный термин употребляется как «income tax»,что в переводе означает налог с дохода, или подоходный налог, а также на практике чаще используется «individual income tax»,что означает персонифицированный налог на доходы физических лиц (НДФЛ) или индивидуальный.

Данный налог формируется из различных источников, денежных и не денежных, доходов населения, потому что тесным образом соприкасается с всевозможными областями деятельности граждан- плательщиков налога. Он выступает в качестве средства отчуждения определенной области заново сформированной стоимости, которая впоследствии передается каждому плательщику налога физическому лицу.[6]


Финансовая природа налоговых платежей с граждан, в том числе налога на доходы физических лиц, определяется финансовыми отношениями, возникающими у правительства с гражданами в период образования денежных потоков при возникновении и создании бюджетных и других различных экономических фондов. Налоговые сборы и платежи с граждан являются механизмом прямой и обратной коммуникации населения с государственными органами и власти на федеральном, региональном и местном уровнях. Они позволяют отразить влияние налога при формировании бюджетных поступлений в масштабе всего государства, а также осуществляют возможность управления ими, предоставляют право каждому налогоплательщику почувствовать себя активным и важным звеном общества и общественных механизмов при осуществлении контроля за грамотным использованием государственных средств, формируемых населением, как активным плательщиком налогов в гражданском обществе.

Рассматриваемый налог способствует и обеспечивает изъятие определенной доли дохода налогоплательщика и гражданин.[7]

Исследуемый налог в своей природе содержит, как экономические составляющие, так и психологические категории.

Экономическая природа сборов и платежей с граждан заключается в их функциях, а именно регулирующей и фискальной.

Регулирующая функция налогов заключается в возможности управления государством в лице правительства налоговым механизмом налога на доходы физических лиц при осуществлении поставленных текущих и будущих задач социального и экономического характера.

Фискальная функция налога выражается в обеспечении налогом на доходы с граждан стабильных поступлений в бюджеты соответствующих уровней.

НДФЛ (налог на доходы физических лиц) выступает одним из главных составляющих налоговой политики и системы ее образующей. Изучение потенциала данного вида платежа требует детерминирования природы и роли определенной категории финансовой и экономической системы, а также исследования зависимостей между родственными категориями.

Рассмотрим определение налога, зафиксированное в законодательстве Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации под налогом заключается индивидуальный, обязательный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения, принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и ( или ) муниципальных образований.[8] Так же, из названия налога - налог на доходы физических лиц - следует, что, налогоплательщиками данного налога являются физические лица, а объектом налогообложения выступают доходы, полученные вышеуказанными лицами.


Представляется интересным, что в вышеуказанном экономическом понятии уже включены основные категориальные детерминанты налога на доходы физических лиц.

Во-первых, налог в своей природе включает принудительный и обязательный критерий функционирования. Данный факт может выступать аксиоматическим, поскольку в ранних формах налога на доходы физических лиц выступали такие явления как дань с населения, контрибуции с пленных на захваченных территориях и другие. Кроме того, налоги и платежи начали выступать настолько стандартным и регулярным источником пополнения бюджетных средств стран, что известный экономический и государственный деятель соединенных штатов Америки Бенджамин Франклин говорил, что "платить налоги и умереть должен каждый".[9]

Во-вторых, сбор налога не позволяет говорить о взаиморасчете и предоставлении особой эквивалентной «замене» каждому определенному лицу, однако соотношение между полученными от правительства страны благами и уплаченными сборами, платежами и налогами являлось базисом индивидуалистических теорий налогообложения, получивших распространение к началу 18 века.

В-третьих, налог на доходы физических лиц способствует функционированию элементов, составляющих государство и государственный аппарат. С помощью налога в современных условиях обеспечивается функционирование основополагающих государственных задач, а именно: обеспечение правоохранительного порядка, финансирование обороноспособности страны, медицина, образование, социальная сфера и т.п.

В четвертых, одним из объектов налогообложения выступают денежные средства, полученные налогоплательщиком. Данная проблема тесным образом связана со справедливостью механизмов и порядка налогообложения и с исследованием теории платежеспособности, заключающейся в рассмотрении имущественных возможностей и уровня получаемых доходов налогоплательщиков. Принудительная природа налога и возможная неопределенность его заменителя, предоставляемого по механизму обратной связи до этого, сильно искажали налоговую нагрузку на сословия граждан в отечественной истории. Таким наглядным примером может выступать существовавшая в Российской империи подушная подать с населения. Подушная подать была установлена в России в конце 17 века, другими словами, она выступала налогом на крестьянское сословие империи. Каждый кому вменялась подушная подать, обязан был уплачивать в государственный бюджет определенную величину, не беря в расчет различные обстоятельства или невозможность исполнить установленные обязательства. Важное преимущество данного сбора заключалось в простоте администрирования, однако присутствовал также непозволительный, особенно с учетом современных реалий, недостаток - повсеместная индифферентность в степени и тяжести условий для каждого отдельно взятого налогоплательщика такого вида сбора.[10]


Вышерассмотренные характеристики рассматриваемого налога иллюстрируют многогранность природы и явления данной экономической категории. В то же время эти характеристики и представленное определение не отражает всех составляющих, и присущих ему функций (кроме фискальной), которые включаются в потенциал налога на доходы физических лиц.

НДФЛ выполняет одну из главных и важных функций - регулирующую. Данная налоговая функция проявляется с помощью корректировки и поиска баланса элементов, составляющих налог на доходы физических лиц (налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, налоговые льготы, налоговые вычеты, порядок уплаты налога и т.п.) и предоставляет возможность действенно влиять на социально- экономические явления и процессы, происходящие в государстве.

НДФЛ в Российской Федерации считается федеральным налогом, но в полном объеме зачисляется в доходную часть бюджетов субъектов Федерации, и в доходную часть бюджетов местного уровня. Отчисления от данного вида налогов в большей степени перечисляются на осуществление социальных задач граждан, различных программы, направленных на поддержку социально незащищенных слоев общества, поддержание жилищно-коммунального хозяйства на местах проживания физических лиц и т.п. Итак, НДФЛ путем осуществления своих первостепенных функций (фискальной и регулирующей) выступает элементом перераспределительного механизма доходов граждан, а значит и разных по уровне достатка слоев общества.[11]

Таким образом, подводя итог исследованию природы налога на доходы физических лиц, можно сформировать следующее промежуточное заключение.

Налог на доходы физических лиц, также как и любой аналогичный ему платеж и или сбор, по своей природе направлен на обеспечение существования и развитие механизмов государственного устройства, другими словами данный налог заключает в себе значительную степень фискального характера.

Одновременно и в дополнении, рассматривая тот факт, что налогоплательщиками являются граждане, данный налог содержит в себе существенные социальные характеристики.

Во-первых, денежные средства, аккумулированные с помощью НДФЛ, в большей степени, распределяются правительством страны на социальные потребности граждан.

Во-вторых, встроенные налоговые характеристики способствуют управлению социальными процессами, например, противодействию расширения беднейших слоев в обществе, развитие всесторонней системы научных разработок и изысканий.