Файл: Общение как взаимодействие (Человек как субъект общения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.05.2023

Просмотров: 431

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, во всех анализированных видах общения предметом выступает не конкретный субъект, а либо взаимодействие (в социально-ориентированном могут выступать и коллективные взаимоотношения), либо психологические взаимоотношения субъектов. «Следовательно, мы приходим, - пишет А.А. Леонтьев, - к правомерности «совокупного объекта коммуникативного акта» и к хорошо сформулированной А.У. Харашем мысли, что в общепсихологическом плане, «с позиции принципа деятельности, изучение процесса коммуникации - это выявление его личностно-смысловой стороны, имеющей своим поведенческим фасадом систему коммуникаций», которая и по мнению Т. Шибутани - это, в первую очередь, способ активности, который облегчает взаимную адаптацию поведения людей.[6,с.88]

Базируясь на теории А.Н. Леонтьева и его анализе общения как деятельности и обозначая его как «коммуникативную деятельность», разберем порядок построения процесса коммуникативного акта.

Процесс коммуникативного акта в социальной психологии ПР будем определять как «совокупность сопряженных актов» (Б.Ф. Ломов). Всякий такой «сопряженный акт» - это взаимодействие двух субъектов, наделенных способностью к деятельному общению людей. В этом может проявляться (согласно М.М. Бахтину) диалогичность коммуникативного акта, а диалог может определяться как способ организации «сопряженных актов».[6,с.165]

Следовательно, диалог является реальной единицей коммуникативного акта. Примитивными единицами диалога являются высказывания, действия и слушания. При всем том, на практике личность выполняет роль не просто субъекта коммуникации, но и субъекта - организатора коммуникативного акта другого субъекта. Таким субъектом может стать группа, отдельная личность, массы (применительно к системе ПР - отдельные специалисты, сама ее структура).

Общение субъекта-организатора с другим субъектом определяется как межличностный уровень коммуникативного акта, а процесс коммуникации с группой - как личностно-массовый. Коммуникативная активность определяется как единство этих трех уровней, так как все уровни опираются на единое организационно-методологическое основание - личностно-деятельное. Данный подход предполагает, что в центре коммуникативного акта находятся два субъекта коммуникации, взаимодействие которых осуществляется через деятельность и в деятельности. В рамках социальной психологии ПР деятельный подход применительно к коммуникативной психологии означает, в первую очередь, интерпретацию ее как организации и управления формированием системы гармоничных, взаимовыгодных взаимоотношений, достижения взаимопонимания, общих оценок и взглядов, доверительных взаимоотношений. Общение же, как всякая активность представляет собой систему примитивных актов. Каждый акт обусловливается:


а) субъектом - инициатором коммуникативного акта;

б) субъектом - партнером, которому адресована инициатива;

в) нормами, по которым сформируется коммуникативный акт;

г) целями, которые преследуют участники коммуникативного акта;

д) ситуацией, в которой совершается взаимодействие.

Всякий акт коммуникации состоит из цепи (алгоритма) взаимосвязанных коммуникативных действий.[7,с.90]В зависимости от уровня психологического единства группы, применяемой модели функционирования системы ПР каждый такой акт может осуществляться в трех основных коммуникативных формах:[7,с.99]

1) монологической;

2) диалогической;

3) полилогической.

В данном случае речь идет именно о коммуникативных формах, а не о коммуникативном процессе. Смешение терминов коммуникация и общение берет свое начало в середине ХХ века вследствие этологических исследований в западной науке. Общение, как коммуникативный акт, тогда стало определяться не как специфическое человеческое явление. Оно было обличено в мире животных, в связи с чем получили популяризацию такие термины, как «зоосоциология» или «зоосемиотика». «Биологизация коммуникативного акта привела к стиранию коренного различия между общением и коммуникацией, т.е. между взаимодействием субъектов и информационной связью индивидов, передачей сообщений от некоего «отправителя» к некоему же «получателю». Данная «коммуникативная редукция» получила поддержку в новой научной дисциплине - теории коммуникации. В свое время мы рассматривали систему коммуникации, построенную на основе методов теории К. Шенона, отнеся ее к известным в литературе социально-психологическим моделям ПР. Отличительным признаком в работе таких моделей являются содержательные аспекты взаимоотношений субъектов, т.е. то, что вкладывается в сам процесс коммуникативного акта.[8,с.77]

Письменный язык  и речь - важнейшие, но не единственные системы коммуникации. «Социальная коммуникация» использует жесты и мимику, манеры и всевозможные формы поведения, а в современном мире все большее значение получают технические средства коммуникации (теперь уже и Интернет). Коммуникативный акт делает осуществимым процесс общественной жизнь, поэтому «коммуникация» синонимична понятию «организация».

1.2. Человек как субъект общения

Когда говорят об общении в узком смысле слова, то в первую очередь подразумевают тот факт, что в процессе коллективной деятельности люди обмениваются между собой всевозможными идеями, представлениями, настроениями, интересами, чувствами. Но коммуникативный акт не может быть приравнен ни к передаче сообщений, ни даже к обмену информацией. Информация в ходе коммуникации не только передается, но и уточняется, формируется, развивается. Поэтому коммуникативное сообщение всегда является процессом выработки новой информации, общей для общающихся людей и рождающей их единство.[9,с.90]


Отправной предпосылкой коммуникативного акта является, в первую очередь, факт наличия субъектов, которые оказываются в состоянии наладить между собой хоть какое-то взаимодействие. Соединяющим оба полюса является содержание коммуникации (текст, сообщение). В свою очередь, для аналиа каждого из выделенных элементов можно предложить свои показатели и критерии.

Передача всякой информации возможна при помощи знаковых систем. В психологии выделяют вербальное общение (коммуникация посредством речи) и невербальное, использующее всевозможные неречевые знаковые системы. Самым примитивным и распространенным средством общения выступает речь. Речь - процесс коммуникации индивида с другими людьми при помощи естественного языка. Язык общественно - социален и историчен. Разнообразные общественные условия, разнообразные пути становления порождают разный строй языка, разную лексику. Поэтому действенность коммуникативного акта предполагает единый для общающихся язык.

Немаловажны и такие факторы, как общая культура, образование и культура речи.[10,с.13] В психолингвистике и психологии речь разделяют на внешнюю, ориентированную на внешний мир, и внутреннюю, ориентированную на себя. В свою очередь, внешняя речь может быть письменной и устной. Устную речь разделяют на диалогическую и монологическую.

Монологическую речь можно встретить в форме свидетельских показаний, оперативного доклада. Каждый из выделенных видов речи имеет свои социально-психологические характеристики. Диалогическая речь является важнейшим способом коммуникации, т.е. разговор, поддерживаемый собеседниками, совместно разрешающими и обсуждающими какие-либо вопросы. К примеру, деловые переговоры по заключению гражданско-правового соглашения.

Полнота, развернутость и расчлененность диалогической речи могут быть различными. Речь может быть сжата настолько, что разговаривающие могут понимать друг друга буквально "с полуслова". Это обусловливается тем, насколько они представляют то, о чем идет речь; тем, как много общего между общающимися, как велико их желание понять друг друга. И наоборот, отсутствие духовного контакта между собеседниками, разница в отношении к предмету речи может создавать трудности в понимании подлинного смысла речи и требует более развернутого и полного построения речи.[10,с.94]

В ходе коммуникативного акта наиболее часто встречаются информационный, фактический, исповедальный и дискуссионный типы диалогов.

Фактический диалог - обмен информацией только для поддержания разговора, диалога. Во многих культурах фактическое общение имеет направленность ритуала, ибо создает индивиду ощущение сопричастности своим соплеменникам.


Информационный диалог заключается в обмене информацией самого различного свойства. Часто имеет место в юриспруденции (в форме выступления, сообщения и последующего обсуждения).[10,с.86]

Дискуссионный тип диалога возможен при столкновении различных воззрений, в случае, когда проявляется рассогласованность в толковании тех или иных фактов, событий. Дискутанты особым способом влияют друг на друга, убеждают друг друга, стремятся достичь обусловленного изменения поведения. Дискуссионный диалог, возможно, встретить во всех сферах жизни, так как взаимодействие в каждой из них обычно требует согласования персональных усилий партнеров, что, нередко, происходит в ходе дискуссии.[11,с.73]

Исповедальный диалог - процесс доверительного общения – возможен тогда, когда индивид стремится выразить и разделить свои глубокие переживания и чувства. Это интимно-личностное общение, образованное на взаимопринятии индивидов, на разделении ими общих ценностей и смыслов жизни.[11,с.84]

Не смотря на то, что вербальная речь является распространенным средством коммуникации, она дополняется применением неречевых средств общения. В психологии выделяют четыре формы невербального общения: визуальное общение, паралингвистику, кинесику, проксемику. Каждая из форм коммуникации использует свою систему знаков. Кинесика - система средств коммуникативного акта, включающая в себя жесты, пантомимику, мимику. Кинетическая система предстает как отчетливо воспринимаемое свойство общей моторики, различных частей тела. Эта общая моторика разных частей тела отражает эмоциональные проявления субъекта общения. Включение оптико-кинетической системы в ситуацию общения придает общению нюансы.

Данные нюансы оказываются неоднозначными при использовании одних и тех же жестов в различных общенациональных культурах. К примеру, кивок головы у болгар и русских имеет прямо противолежащее значение: у болгар – отрицание, у русских - согласие.

Выразительные движения выступают в качестве "подтекста" к некоторому тексту, который необходимо знать, чтобы верно интерпретировать смысл происходящего. Язык движения определяет внутреннее содержание во внешнем действии. "Данный язык, - писал С. Л. Рубинштейн, - располагает тончайшими средствами речи.

Наши выразительные движения - это метафоры. Когда индивид горделиво выпрямляется, стараясь возвысится над остальными, либо наоборот, униженно, почтительно склоняется перед другими людьми, он своей персоной изображает образ, которому придается иное значение. Выразительное движение перестает быть просто органическим проявлением; в ходе коммуникации оно само становится действием и притом социальным действием, существеннейшим актом воздействия на людей".[8,с.63]


Экстралингвистическая и паралингвистическая знаковые системы представляют собой также "добавки" к вербальному общению. Паралингвистическая система выступает в качестве системы вокализации, т.е. сюда относятся качество голоса, его тональность, диапазон. Экстралингвистическая система - включение в речь пауз, других вкраплений, к примеру, плача, покашливаний, смеха, темпа речи.

Проксемика - область психологии, изучающая нормы временной и пространственной организации общения. Организация времени и пространства процесса общения выступают в качестве специфической системы знаков, они несут смысловую нагрузку, являются составляющими коммуникативных ситуаций. Так, к примеру, расположение партнеров по общению лицом друг к другу способствует возникновению контакта, символизирует интерес к говорящему; окрик в спину может иметь значение отрицательной направленности. Опытным путем обосновано достоинство некоторых пространственных форм организации коммуникации как для двух партнеров по общению, так и в массовых аудиториях. Точно так же некоторые нормативы, сформированные в различных культурах, относительно временных характеристик коммуникативного акта выступают как своего рода дополнения к семантически значимой информации.[9,с.184]

1.3. Общение как взаимодействие

Интерактивная сторона коммуникации нередко проявляется при организации коллективной активности людей. Обмен идеями и знаниями по поводу этой активности неотвратимо предполагает, что достигнутое взаимопонимание осуществляется в новых попытках развить общую деятельность, организовать ее. Участие одновременно многих людей в этой деятельности означает, что каждый должен внести свой особый вклад в нее. Это и позволяет истолковать взаимодействие как процесс коллективной деятельности.

В психологии все возможные виды взаимодействия разделяются на два противоположных вида:[7,с.94]

-кооперацию (сотрудничество)

-конкуренцию (конфликт).

Кооперация выступает в качестве взаимодействия, способствующего организации коллективной деятельности, достижению групповой цели. Конфликт определяют как столкновение противоположно направленных интересов, целей, взглядов, позиций субъектов коммуникативного взаимодействия. Традиционно конфликт определялся как отрицательный тип взаимодействия. Сегодня в психологии проведено множество исследований, обнаруживающих и положительные стороны конфликта.