Файл: Общение как взаимодействие (Человек как субъект общения).pdf
Добавлен: 27.05.2023
Просмотров: 429
Скачиваний: 6
а) деление единого процесса деятельности между его участниками;
б) изменение деятельности каждого.
Каким же образом соединяется непосредственный результат деятельности каждого участника с конечным результатом коллективной деятельности? Средством такого соединения выступают развившиеся в процессе коллективной деятельности взаимоотношения, которые реализованы, в первую очередь, в кооперации.
Существенным критерием «тесноты» кооперативного взаимодействия является включенность в него всех участников данного процесса. Поэтому экспериментальные исследования кооперации нередко имеют дело с оценкой вкладов участников взаимодействия и степени их включенности в него.[7,с.93]
Что касается другого типа взаимодействий - конкуренции, то здесь чаще всего оценка сконцентрирована на наиболее яркой ее форме, а именно на конфликте. При исследовании конфликта социальной психологией, в первую очередь, необходимо установление личного отношения к данной проблеме, так как конфликты выступают предметом исследования и в ряде других дисциплин: политологии, социологии.[7,с.94]
Структуру конфликта обычно описывают по-разному, но основные составляющие практически не измены. Это - позиции участников (оппонентов), конфликтная ситуация, объект, «инцидент» (пусковой механизм), развитие и разрешение конфликта. Данные элементы ведут себя по-разному в зависимости от типа конфликта. Типичные представление о том, что каждый конфликт непременно имеет отрицательное значение, опровергнуто рядом исследований. Так, в работах М. Дойча, называются две разновидности конфликтов: продуктивные и деструктивные.[8,с.83]
Деструктивный конфликт ведет к разрушению всякого взаимодействия. Данный вид конфликта нередко порождает стрессовые ситуации. Для него характерно характерное созревание, а именно увеличение количества вовлеченных участников, их конфликтных действий, рост количества отрицательных установок в адрес друг друга и резкости высказываний («экспансия» конфликта). Другой чертой является - «эскалация» конфликта, она означает наращивание напряженности. Единственный способ разрешения данного конфликта - компромисс - реализовать здесь достаточно трудно.
Продуктивный конфликт обычно возникает в том случае, когда разногласия касаются различных точек зрения на какую-либо проблему, на способы ее разрешения. Представление о двух возможных вариациях конфликтного взаимодействия дает основание для обсуждения существенной общетеоретической проблемы конфликта: пониманию его сущности как психологического явления. В самом деле: конфликт выступает в форме психологического антагонизма или это обязательно наличие конфликтных действий. Детальное описание различных конфликтов в их многообразии и сложности позволяет сделать вывод о том, что названные ранее компоненты есть обязательные признаки конфликта.[9,с.149]
При оценке всяких типов взаимодействия принципиально важна проблема содержания деятельности, в рамках которой определены те или иные формы взаимодействия. Так можно установить кооперативную форму взаимодействия не только в условиях производства, но, к примеру, и при реализации каких-либо противоправных, асоциальных поступков - совместной кражи, ограбления. Поэтому кооперация в социально-негативной деятельности не обязательно та форма, которую следует стимулировать: наоборот, деятельность, конфликтная в условиях асоциальной деятельности, может интерпретироваться положительно. Конкуренция и кооперация лишь формы «психологического рисунка» взаимодействия, содержание же и в том и в другом случае задается более широкой системой деятельности, куда конкуренция или кооперация включены. Поэтому при анализе как конкурентных, так и кооперативных форм взаимодействия непозволительно подвергать анализу их обе стороны вне общего контекста деятельности.
Экспериментальные схемы регистрации взаимодействий. Выделение двух противоположных типов взаимодействия играет некоторую позитивную роль в оценке интерактивной стороны коммуникативного акта. Тем не менее, только такой дихотомический разбор видов взаимодействия оказывается недостаточным для экспериментальной оценки. Поэтому в социальной психологии наличествуют поиски и другого рода - выделить «незначительные» типы взаимодействия, которые могли бы быть применены в эксперименте в качестве единицы наблюдения.[9,с.83]
2.2. Взаимодействие как организация совместной деятельности
Одним единственным условием, при котором данный содержательный момент может быть уловлен, является анализ взаимодействия как формы организации какой-то определенной активности людей. Общепсихологическая концепция деятельности, созданная в отечественной психологической науке, задает и в данном случае некоторые принципы для социально-психологического анализа.
Подобно тому, как в субъективной деятельности ее цель обнаруживается не на уровне отдельных действий, а лишь на уровне активности как таковой, в социальной психологии смысл взаимодействий обнаруживается лишь при условии участия их в некоторой совместной деятельности.[11,с.111]
Теоретическим содержанием всяких форм коллективной деятельности является обусловленное соотношение субъективных «вкладов», которые совершаются участниками.
Так одна из схем предлагает выделить три потенциальные формы, или модели:[11,с.83]
1) когда каждый участник делает свою часть общей работы автономно от других - «коллективно-индивидуальная активность»;
2) когда совместная задача реализовывается последовательно каждым участником - «коллективно-последовательная активность»;
3) когда имеет место одновременная активность каждого участника со всеми остальными - «коллективно-взаимодействующая деятельность».
Психологический рисунок взаимодействия в каждой из этих моделей типичен, и дело экспериментальных исследований установить его в каждом конкретном случае.
3. Исследование общения как взаимодействия на примере группы студентов
Актуальность изучаемой темы обусловлена тем, что далеко не все понимают, что между способностями и темпераментом существует взаимосвязь. В современных школах существует единый подход ко всем типам школьников, что не недопустимо при разных темпераментах детей, так как одни склонны к более быстрому восприятию чего-то нового, а другие напротив более медленно перерабатывают материал. Поэтому теме взаимосвязи способностей и темперамента необходимо уделить особое внимание.[5,с.163]
Гипотеза исследования: общительному индивиду не обязательно быть приятным собеседником, и напротив, индивид не очень общительный, но умеющий хорошо слушать, может быть более приятным собеседником, чем общительный, но не умеющий слушать окружающих.[5,с.223]
Цель исследования: доказать, что общительный человек, далеко не всегда является приятным собеседником.
Объектом исследования являются студенты СПбИГО в количестве 10 человек.
Предметом исследования является общение как взаимодействие.
Методы исследования: В качестве методов исследования нами были использованы: тест на общительность и методика «Приятный ли вы собеседник?».
3.1. Тест на общительность
Инструкция: Батарея теста состоит из 30 вопросов, на каждый вопрос дано три варианта ответов. Вам необходимо выбрать наиболее подходящий Вам вариант. Важно отвечать честно, не пытаясь угадать правильный ответ и подогнать свои ответы под желаемый результат. Только так можно будет получить достоверный результат тестирования. В тесте присутствует балльная система оценки (обычно да -2 балла, иногда – 1 балл, редко – 0 баллов) [6,с.73]
1.Вы общительный человек?
а) обычно да - 2, б) иногда - 1, в) редко - 0 .
2.Вам легко находить компромисс в трудных ситуациях?
а) обычно да - 2, б) иногда - 1, в) редко - 0.
3.Вы быстро можете расположить к себе людей?
а) обычно да - 2, б) иногда - 1, в) редко - 0.
4.Вы любите рассказывать о своих достижениях и победах?
а) обычно да - 2, б) иногда - 1, в) редко - 0.
5.Вы артистичны?
а) обычно да - 2, б) иногда - 1, в) редко - 0.
6.Вы оптимист?
а) обычно да - 2 , б) иногда - 1, в) редко - 0.
7.Вы легко радуетесь чужим успехам?
а) обычно да - 2, б) иногда - 1, в) редко - 0.
8.Вы обычно ярко выражаете свои эмоции?
а) обычно да - 2, б) иногда - 1, в) редко - 0.
9.Вы любите развлечения?
а) обычно да - 2, б) иногда - 1, в) редко - 0.
10.Вы любите шумные компании?
а) обычно да - 2, б) иногда - 1, в) редко - 0.
11.Вы любите рассказывать анекдоты и смешные истории?
а) обычно да - 2, б) иногда - 1, в) редко - 0.
12.Вы любите одиночество?
а) обычно да - 0, б) иногда - 1, в) редко - 2.
13.Вы любите все делать с внешним блеском?
а) обычно да - 2, б) иногда - 1, в) редко - 0.
14.Вы любите однообразную и монотонную работу?
а) нет - 2, б) иногда - 1, в)обычно да - 0.
15.Вы любите давать советы?
а) обычно да - 2, б) иногда - 1, в)редко - 0.
16.Вы любите публично выступать?
а) обычно да - 2, б)иногда - 1, в)редко - 0.
17.Вы умеете убеждать и уговаривать?
а) обычно да - 2, б)иногда - 1, в)редко - 0.
18.Вы любите высказывать свое мнение?
а)обычно да - 2, б)иногда - 1, в)редко - 0.
19.Вы в равной степени можете руководить и подчиняться?
а) обычно да - 2, б)иногда - 1, в)редко - 0.
20.Вы любите быть в центре внимания?
а) обычно да - 2, б)иногда - 1, в)редко - 0.
21.Вы любите престижные знакомства?
а)обычно да - 2, б)иногда - 1, в)редко - 0.
22.Вы стараетесь задействовать в своих делах как можно больше людей?
а)обычно да - 2, б)иногда - 1, в)редко - 0.
23.Вы любите приключения?
а)обычно да - 2, б)иногда - 1, в)редко - 0.
24.Вы любите путешествия?
а)обычно да - 2, б)иногда - 1, в)редко - 0.
25.Вы любите участвовать в художественной самодеятельности?
а) обычно да - 2, б)иногда - 1, в)редко - 0.
26.Вы любите организовывать совещания, собрания?
а) обычно да - 2, б)иногда - 1, в)редко - 0.
27.Вы считаете, что взаимоотношения в коллективе должны быть неформальными?
а) обычно да - 2, б) иногда - 1, в)редко - 0.
28.Вы любите поручения, которые необходимо выполнять с фантазией?
а) обычно да - 2, б)иногда - 1, в)редко - 0.
29.Вы любите творческий процесс в работе?
а) обычно да - 2, б)иногда - 1, в)редко - 0.
30.Вы легко переключаетесь с одной идеи на другую?
а)обычно да - 2, б)иногда - 1, в)редко - 0.
Обработка результатов[6,с.284]
№ вопроса |
1-ый исп. |
2-ой исп. |
3-ий исп. |
4-ый испыт. |
5-ый испыт. |
6-ой испыт. |
7-ой испыт. |
8-ой испыт. |
9-ый испыт. |
10-ый испыт. |
1 |
а |
а |
б |
а |
б |
в |
а |
б |
б |
в |
2 |
б |
в |
а |
а |
б |
в |
а |
б |
а |
а |
3 |
а |
а |
б |
б |
а |
в |
а |
б |
в |
а |
4 |
б |
б |
в |
а |
а |
б |
в |
б |
а |
а |
5 |
б |
в |
б |
а |
в |
б |
а |
б |
а |
в |
6 |
а |
а |
б |
а |
а |
б |
а |
б |
а |
в |
7 |
б |
а |
а |
в |
а |
б |
а |
а |
в |
б |
8 |
а |
б |
б |
в |
б |
б |
а |
в |
б |
в |
9 |
а |
а |
б |
б |
в |
б |
а |
а |
б |
б |
10 |
б |
а |
в |
в |
б |
б |
а |
б |
а |
в |
11 |
а |
а |
б |
б |
в |
а |
б |
в |
в |
б |
12 |
в |
в |
б |
б |
в |
в |
б |
б |
в |
в |
13 |
а |
а |
б |
а |
б |
а |
в |
б |
а |
а |
14 |
а |
б |
б |
а |
а |
б |
б |
а |
б |
б |
15 |
а |
в |
в |
б |
а |
б |
в |
в |
а |
б |
16 |
б |
в |
в |
б |
в |
в |
б |
в |
б |
в |
17 |
б |
а |
а |
б |
в |
а |
б |
а |
б |
в |
18 |
а |
б |
а |
а |
б |
б |
в |
б |
в |
а |
19 |
в |
в |
б |
в |
а |
а |
в |
б |
б |
б |
20 |
а |
а |
б |
в |
б |
а |
а |
б |
б |
в |
21 |
а |
а |
б |
б |
а |
б |
а |
а |
б |
а |
22 |
а |
в |
в |
б |
б |
в |
а |
б |
б |
в |
23 |
а |
б |
б |
а |
в |
в |
а |
б |
в |
б |
24 |
б |
б |
а |
в |
а |
б |
б |
а |
в |
б |
25 |
б |
а |
а |
б |
в |
б |
а |
в |
б |
в |
26 |
а |
а |
б |
в |
б |
а |
в |
б |
в |
в |
27 |
а |
а |
б |
а |
а |
а |
б |
а |
а |
а |
28 |
б |
б |
а |
в |
в |
а |
а |
б |
б |
в |
29 |
а |
а |
а |
б |
а |
б |
б |
б |
а |
б |
30 |
а |
а |
б |
в |
а |
а |
б |
а |
б |
в |
Итого баллов |
48 |
41 |
33 |
31 |
35 |
34 |
39 |
33 |
33 |
25 |