Файл: Общение как взаимодействие (Человек как субъект общения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.05.2023

Просмотров: 429

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

а) деление единого процесса деятельности между его участниками;

б) изменение деятельности каждого.

Каким же образом соединяется непосредственный результат деятельности каждого участника с конечным результатом коллективной деятельности? Средством такого соединения выступают развившиеся в процессе коллективной деятельности взаимоотношения, которые реализованы, в первую очередь, в кооперации.

Существенным критерием «тесноты» кооперативного взаимодействия является включенность в него всех участников данного процесса. Поэтому экспериментальные исследования кооперации нередко имеют дело с оценкой вкладов участников взаимодействия и степени их включенности в него.[7,с.93]

Что касается другого типа взаимодействий - конкуренции, то здесь чаще всего оценка сконцентрирована на наиболее яркой ее форме, а именно на конфликте. При исследовании конфликта социальной психологией, в первую очередь, необходимо установление личного отношения к данной проблеме, так как конфликты выступают предметом исследования и в ряде других дисциплин: политологии, социологии.[7,с.94]

Структуру конфликта обычно описывают по-разному, но основные составляющие практически не измены. Это - позиции участников (оппонентов), конфликтная ситуация, объект, «инцидент» (пусковой механизм), развитие и разрешение конфликта. Данные элементы ведут себя по-разному в зависимости от типа конфликта. Типичные представление о том, что каждый конфликт непременно имеет отрицательное значение, опровергнуто рядом исследований. Так, в работах М. Дойча, называются две разновидности конфликтов: продуктивные и деструктивные.[8,с.83]

Деструктивный конфликт ведет к разрушению всякого взаимодействия. Данный вид конфликта нередко порождает стрессовые ситуации. Для него характерно характерное созревание, а именно увеличение количества вовлеченных участников, их конфликтных действий, рост количества отрицательных установок в адрес друг друга и резкости высказываний («экспансия» конфликта). Другой чертой является - «эскалация» конфликта, она означает наращивание напряженности. Единственный способ разрешения данного конфликта - компромисс - реализовать здесь достаточно трудно.

Продуктивный конфликт обычно возникает в том случае, когда разногласия касаются различных точек зрения на какую-либо проблему, на способы ее разрешения. Представление о двух возможных вариациях конфликтного взаимодействия дает основание для обсуждения существенной общетеоретической проблемы конфликта: пониманию его сущности как психологического явления. В самом деле: конфликт выступает в форме психологического антагонизма или это обязательно наличие конфликтных действий. Детальное описание различных конфликтов в их многообразии и сложности позволяет сделать вывод о том, что названные ранее компоненты есть обязательные признаки конфликта.[9,с.149]


При оценке всяких типов взаимодействия принципиально важна проблема содержания деятельности, в рамках которой определены те или иные формы взаимодействия. Так можно установить кооперативную форму взаимодействия не только в условиях производства, но, к примеру, и при реализации каких-либо противоправных, асоциальных поступков - совместной кражи, ограбления. Поэтому кооперация в социально-негативной деятельности не обязательно та форма, которую следует стимулировать: наоборот, деятельность, конфликтная в условиях асоциальной деятельности, может интерпретироваться положительно. Конкуренция и кооперация лишь формы «психологического рисунка» взаимодействия, содержание же и в том и в другом случае задается более широкой системой деятельности, куда конкуренция или кооперация включены. Поэтому при анализе как конкурентных, так и кооперативных форм взаимодействия непозволительно подвергать анализу их обе стороны вне общего контекста деятельности.

Экспериментальные схемы регистрации взаимодействий. Выделение двух противоположных типов взаимодействия играет некоторую позитивную роль в оценке интерактивной стороны коммуникативного акта. Тем не менее, только такой дихотомический разбор видов взаимодействия оказывается недостаточным для экспериментальной оценки. Поэтому в социальной психологии наличествуют поиски и другого рода - выделить «незначительные» типы взаимодействия, которые могли бы быть применены в эксперименте в качестве единицы наблюдения.[9,с.83]

2.2. Взаимодействие как организация совместной деятельности

Одним единственным условием, при котором данный содержательный момент может быть уловлен, является анализ взаимодействия как формы организации какой-то определенной активности людей. Общепсихологическая концепция деятельности, созданная в отечественной психологической науке, задает и в данном случае некоторые принципы для социально-психологического анализа.

Подобно тому, как в субъективной деятельности ее цель обнаруживается не на уровне отдельных действий, а лишь на уровне активности как таковой, в социальной психологии смысл взаимодействий обнаруживается лишь при условии участия их в некоторой совместной деятельности.[11,с.111]

Теоретическим содержанием всяких форм коллективной деятельности является обусловленное соотношение субъективных «вкладов», которые совершаются участниками.


Так одна из схем предлагает выделить три потенциальные формы, или модели:[11,с.83]

1) когда каждый участник делает свою часть общей работы автономно от других - «коллективно-индивидуальная активность»;

2) когда совместная задача реализовывается последовательно каждым участником - «коллективно-последовательная активность»;

3) когда имеет место одновременная активность каждого участника со всеми остальными - «коллективно-взаимодействующая деятельность».

Психологический рисунок взаимодействия в каждой из этих моделей типичен, и дело экспериментальных исследований установить его в каждом конкретном случае.

3. Исследование общения как взаимодействия на примере группы студентов

Актуальность изучаемой темы обусловлена тем, что далеко не все понимают, что между способностями и темпераментом существует взаимосвязь. В современных школах существует единый подход ко всем типам школьников, что не недопустимо при разных темпераментах детей, так как одни склонны к более быстрому восприятию чего-то нового, а другие напротив более медленно перерабатывают материал. Поэтому теме взаимосвязи способностей и темперамента необходимо уделить особое внимание.[5,с.163]

Гипотеза исследования: общительному индивиду не обязательно быть приятным собеседником, и напротив, индивид не очень общительный, но умеющий хорошо слушать, может быть более приятным собеседником, чем общительный, но не умеющий слушать окружающих.[5,с.223]

Цель исследования: доказать, что общительный человек, далеко не всегда является приятным собеседником.

Объектом исследования являются студенты СПбИГО в количестве 10 человек.

Предметом исследования является общение как взаимодействие.

Методы исследования: В качестве методов исследования нами были использованы: тест на общительность и методика «Приятный ли вы собеседник?».

3.1. Тест на общительность

Инструкция: Батарея теста состоит из 30 вопросов, на каждый вопрос дано три варианта ответов. Вам необходимо выбрать наиболее подходящий Вам вариант. Важно отвечать честно, не пытаясь угадать правильный ответ и подогнать свои ответы под желаемый результат. Только так можно будет получить достоверный результат тестирования. В тесте присутствует балльная система оценки (обычно да -2 балла, иногда – 1 балл, редко – 0 баллов) [6,с.73]


1.Вы общительный человек?

а) обычно да - 2, б) иногда - 1, в) редко - 0 .

2.Вам легко находить компромисс в трудных ситуациях?

а) обычно да - 2, б) иногда - 1, в) редко - 0.

3.Вы быстро можете расположить к себе людей?

а) обычно да - 2, б) иногда - 1, в) редко - 0.

4.Вы любите рассказывать о своих достижениях и победах?

а) обычно да - 2, б) иногда - 1, в) редко - 0.

5.Вы артистичны?

а) обычно да - 2, б) иногда - 1, в) редко - 0.

6.Вы оптимист?

а) обычно да - 2 , б) иногда - 1, в) редко - 0.

7.Вы легко радуетесь чужим успехам?

а) обычно да - 2, б) иногда - 1, в) редко - 0.

8.Вы обычно ярко выражаете свои эмоции?

а) обычно да - 2, б) иногда - 1, в) редко - 0.

9.Вы любите развлечения?

а) обычно да - 2, б) иногда - 1, в) редко - 0.

10.Вы любите шумные компании?

а) обычно да - 2, б) иногда - 1, в) редко - 0.

11.Вы любите рассказывать анекдоты и смешные истории?

а) обычно да - 2, б) иногда - 1, в) редко - 0.

12.Вы любите одиночество?

а) обычно да - 0, б) иногда - 1, в) редко - 2.

13.Вы любите все делать с внешним блеском?

а) обычно да - 2, б) иногда - 1, в) редко - 0.

14.Вы любите однообразную и монотонную работу?

а) нет - 2, б) иногда - 1, в)обычно да - 0.

15.Вы любите давать советы?

а) обычно да - 2, б) иногда - 1, в)редко - 0.

16.Вы любите публично выступать?

а) обычно да - 2, б)иногда - 1, в)редко - 0.

17.Вы умеете убеждать и уговаривать?

а) обычно да - 2, б)иногда - 1, в)редко - 0.

18.Вы любите высказывать свое мнение?

а)обычно да - 2, б)иногда - 1, в)редко - 0.

19.Вы в равной степени можете руководить и подчиняться?

а) обычно да - 2, б)иногда - 1, в)редко - 0.

20.Вы любите быть в центре внимания?

а) обычно да - 2, б)иногда - 1, в)редко - 0.

21.Вы любите престижные знакомства?

а)обычно да - 2, б)иногда - 1, в)редко - 0.

22.Вы стараетесь задействовать в своих делах как можно больше людей?

а)обычно да - 2, б)иногда - 1, в)редко - 0.

23.Вы любите приключения?

а)обычно да - 2, б)иногда - 1, в)редко - 0.

24.Вы любите путешествия?

а)обычно да - 2, б)иногда - 1, в)редко - 0.

25.Вы любите участвовать в художественной самодеятельности?

а) обычно да - 2, б)иногда - 1, в)редко - 0.

26.Вы любите организовывать совещания, собрания?

а) обычно да - 2, б)иногда - 1, в)редко - 0.

27.Вы считаете, что взаимоотношения в коллективе должны быть неформальными?

а) обычно да - 2, б) иногда - 1, в)редко - 0.

28.Вы любите поручения, которые необходимо выполнять с фантазией?

а) обычно да - 2, б)иногда - 1, в)редко - 0.

29.Вы любите творческий процесс в работе?

а) обычно да - 2, б)иногда - 1, в)редко - 0.

30.Вы легко переключаетесь с одной идеи на другую?


а)обычно да - 2, б)иногда - 1, в)редко - 0.

Обработка результатов[6,с.284]

№ вопроса

1-ый исп.

2-ой исп.

3-ий исп.

4-ый испыт.

5-ый испыт.

6-ой испыт.

7-ой испыт.

8-ой испыт.

9-ый испыт.

10-ый испыт.

1

а

а

б

а

б

в

а

б

б

в

2

б

в

а

а

б

в

а

б

а

а

3

а

а

б

б

а

в

а

б

в

а

4

б

б

в

а

а

б

в

б

а

а

5

б

в

б

а

в

б

а

б

а

в

6

а

а

б

а

а

б

а

б

а

в

7

б

а

а

в

а

б

а

а

в

б

8

а

б

б

в

б

б

а

в

б

в

9

а

а

б

б

в

б

а

а

б

б

10

б

а

в

в

б

б

а

б

а

в

11

а

а

б

б

в

а

б

в

в

б

12

в

в

б

б

в

в

б

б

в

в

13

а

а

б

а

б

а

в

б

а

а

14

а

б

б

а

а

б

б

а

б

б

15

а

в

в

б

а

б

в

в

а

б

16

б

в

в

б

в

в

б

в

б

в

17

б

а

а

б

в

а

б

а

б

в

18

а

б

а

а

б

б

в

б

в

а

19

в

в

б

в

а

а

в

б

б

б

20

а

а

б

в

б

а

а

б

б

в

21

а

а

б

б

а

б

а

а

б

а

22

а

в

в

б

б

в

а

б

б

в

23

а

б

б

а

в

в

а

б

в

б

24

б

б

а

в

а

б

б

а

в

б

25

б

а

а

б

в

б

а

в

б

в

26

а

а

б

в

б

а

в

б

в

в

27

а

а

б

а

а

а

б

а

а

а

28

б

б

а

в

в

а

а

б

б

в

29

а

а

а

б

а

б

б

б

а

б

30

а

а

б

в

а

а

б

а

б

в

Итого баллов

48

41

33

31

35

34

39

33

33

25