Файл: Транспортный налог, его особенности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.06.2023

Просмотров: 104

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Проведение эффективной налоговой политики является одним из основных условий стабильного экономического роста субъектов России. Регионам необходимо стремиться к росту доходов бюджета для решения социально-экономических задач.

Социально-экономическое развитие регионов во многом определяется уровнем налоговых поступлений, которые в формировании доходной части региональных бюджетов составляют более 80%.При этом роль транспорта, отражающе­го деловую активность бизнеса и уровень имущественной обеспеченности физических лиц, рассматривается системообразующим самостоятельным фактором развития регио­нальной экономики, генератором инвести­ционного и инновационного спроса на това­ры и услуги.

Актуальность исследования заключается в том, что одним из важнейших направлений развития налоговой системы в нашей стране является развитие транспортного налога, который обязательно должен отвечать принципам разумности и целесообразности.

Цель нашего исследования – проанализировать состояние транспортного налога в Росси на современном этапе развития.

Для реализации цели необходимо решить ряд задач:

- раскрыть сущность и элементы транспортного налога;

- проанализировать зарубежный опыт транспортного налога и возможности его использования в России;

- выявить проблемы в области транспортного налога;

- предложить направления развития и реформирования транспортного налога в современной российской действительности.

Объектом исследования является особенности расчета и уплаты транспортного налога.

Предметом – отношения, связанные с расчетом и уплатой транспортного налога в России.

Методологической основой написанию работы послужили труды ученых экономистов, нормативные акты по транспортному налогу, периодические печатные издания, статистические материалы.

В качестве методов исследования использован системный, экономический, статистический анализ.

Структура и объем работы обусловлены логикой и результатами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

1. Особенности транспортного налога


1.1. Сущность и элементы транспортного налога

В региональных налоговых доходах транс­портный налог выступает основным источ­ником финансирования экономических и социальных программ, касающихся содер­жания, ремонта, реконструкции и строитель­ства автомобильных дорог, а также затрат на управление дорожным хозяйством. Однако дискуссии о транспортном налоге на всех уровнях продолжаются на протяжении доста­точно длительного периода, что свидетель­ствует о его несомненном финансовом и со­циальном значении.

Эксперты подчеркивают, что собирае­мость данного налога в субъектах России не превышает 40–50%, а расходы по его сбору и администрированию, по некоторым оцен­кам, превышают в два, а то и в три раза разме­ры поступлений в бюджет [32, с. 272].

Транспортный налог является региональным налогом, устанавливается НК РФ и законами субъектов РФ и обязателен к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. Значение региональных налогов в налоговой системе определяется, в первую очередь тем, что поступления от этих налогов являются значительным источником формирования доходной части региональных бюджетов, а следовательно, источником финансирования экономических и социальных программ развития регионов (по транспортному налогу – финансирование содержания, ремонта, реконструкции и строительства автомобильных дорог общего пользования, относящихся к собственности республик в составе Российской Федерации, автономных областей, автономных округов, краев, областей, а также затрат на управление дорожным хозяйством). Таким образом, важнейшим признаком транспортного налога является его «особая возмездность», выражающаяся в том, что собранные фискальные платежи должны использоваться строго по целевому назначению. Поскольку транспортные средства являются источниками повышенной опасности, то аккумулируемые платежи должны быть направлены на решение следующих задач:

- повышение качества дорожного покрытия;

- охрану окружающей среды. [4, с. 150].

Транспортный налог – это налоговые сборы, которые отчисляют владельцы автомобильного транспорта, а также владельцы водного транспорта и авиационного. Данное название появилось с 2003 года [20, c. 116].

Предшественником данного налога является дорожный налог. Он назывался так, потому что цель сборов была – поддерживать дороги в хорошем состоянии. То есть они предназначались для осуществления ремонта, проведения необходимого обустройства и модернизации дорог. С 2003 года, когда субъекты Российской Федерации получили право использовать доход с этого налога и на другие цели, его переименовали в транспортный.


Каким образом происходит расчет налога и как он оплачивается - регулируется 28 статьей налогового кодекса РФ.

В схему уплаты налога входит несколько пунктов:

1) ГИБДД передает информацию об автомобиле и его хозяине в налоговую;

2) налоговая инспекция производит расчет необходимой к оплате суммы;

3) автовладельцу отправляется через почту России налоговое уведомление;

4) владелец транспорта производит погашение налога. Главное условие – оплатить до первого числа декабря того года, что следует за отчетным годом.

Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства.

Вопросы, связанные с транспортным налогом, широко обсуждаются не только в экономической литературе, но и не оставляют равнодушными владельцев транспортных средств. В отношении транспортного налога неоднократно принимались ежегодные изменения, вносимые в налоговое законодательство Российской Федерации.

На сегодняшний день плательщиками налога являются как и физические, так и юридические лица. Платить его должны владельцы транспортных средств, за которыми в установленном порядке они зарегистрированы, будь то автомобиль, самолет или баржа, а так мало кто из организаций или физических лиц в настоящее время обходится без транспорта, то данный налог коснулся почти всех. Вопросы установления размера ставок транспортного налога, определения его налогоплательщика, величины базы налогообложения, установления льгот, оптимизации данного налога и многие другие вопросы, связанные с начислением и уплатой транспортного налога, обсуждаются постоянно с неослабевающим интересом [9, c. 636].

Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта РФ определяют ставку налога в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки его уплаты. При установлении налога законами субъектов РФ могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.

Налоговые ставки, указанные в НК РФ, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов РФ, но не более чем в десять раз. Указанное ограничение размера уменьшения налоговых ставок законами субъектов РФ не применяется в отношении автомобилей легковых с мощностью двигателя до 150 л.с. включительно. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса [1].


Рассмотрим принципы и механизмы действующего транспортного налога. В России он зависит только от мощности транспортного средства, то есть, чем больше мощность двигателя – тем больше налог.

Транспортный налог является одним из источников пополнения регионального бюджета и в соответствии с Бюджетным кодексом РФ подлежит зачислению в бюджеты субъектов РФ по нормативу 100%.

На сегодняшний день налог обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. В 99% случаев объектом налогообложения транспортным налогом в части физических лиц признаются автомобили. В отношении этой категории транспортных средств налоговая база определяется как мощность двигателя в лошадиных силах. Шкала ставок по налогу является прогрессивной и установлена в зависимости от категории и мощности транспортного средства. Конкретная налоговая ставка устанавливается законодательными органами субъектов Российской Федерации на основе базовой, определенной налоговым кодексом, и может отклоняться от последней не более чем в десять раз. Региональным законодательным органам также предоставлено право устанавливать порядок и сроки уплаты транспортного налога, налоговые льготы и основания их использования, но в пределах, определенных Налоговым кодексом Российской Федерации. Давая общую характеристику транспортного налога, следует отметить, что он является прямым, так как взимается с имущества, которым выступают зарегистрированные транспортные средства.

Основная доля налога (80%) обеспечива­ется физическими лицами, у которых в соб­ственности находится 92% транспортных средств. Однако собираемость налоговых обязательств у граждан составляет не более 83% от начисленных сумм, а у юридических лиц превышает план – 101% [33, c. 5].

Широта охвата сферы транспортного на­лога определяется достаточно значительным перечнем автомобильных, водных и воздуш­ных транспортных средств. При этом для транспортного бизнеса предусмотрены пре­ференции путем исключения из объекта на­логообложения:

– в целом транспортные средства желез­нодорожного транспорта;

– для водного транспорта – морские и реч­ные суда, осуществляющие промысел, пасса­жирские и грузовые перевозки, или зареги­стрированные в Российском международном реестре судов (далее – РМРС), а также мор­ские стационарные и плавучие платформы, морские передвижные буровые установки и буровые суда;


– для воздушного транспорта – суда, вы­полняющие перевозки грузов или пассажи­ров.

Другие изъятия связаны с социальной или государственной направленностью использо­вания транспорта и являются определенной экономией на налогах расходов региональных бюджетов: предоставленные социальными органами легковые автомобили для инвали­дов; транспортные средства федеральных органов исполнительной власти для военной и приравненной к ней службы; самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицин­ской службы.

Для целей регионального развития посла­бления имеют и сельхозпроизводители, кото­рым законодательно позволено не учитывать в налоговой базе тракторы, самоходные комбайны, специальные автомашины, ис­пользуемые для сельскохозяйственных работ или производства сельскохозяйственной продукции.

А вот для физических лиц, на которые зарегистрированы транспортные средства, на федеральном уровне предусмотрена только одна в определенном смысле льгота – на ве­сельные и моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 л. с.транспортный налог не распространяется. Все остальные средства транспорта: автомобили, мотоци­клы, мотороллеры, автобусы, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лод­ки, гидроциклы, несамоходные суда и другие автомобильные, водные и воздушные транс­портные средства – подлежат налогообложе­нию.

Таким образом, основной пресс налоговой нагрузки ложится на граждан. Предпринима­тельское сообщество уплачивает транспорт­ный налог только в случае использования транспорта не по прямому назначению, а при сдаче его в аренду налог должен начисляться, что не совсем логично с точки зрения эконо­мической целесообразности стимулирования роста транспортных услуг. Действующая фи­скальная позиция государства при аренде транспортных средств не способствует сни­жению применяемых тарифов и, как следст­вие, росту предпринимательской активности в транспортной отрасли [28, c. 158].

С государственных позиций важно заин­тересовать бизнес и физических лиц в разви­тии транспорта, предоставить сопоставимые налоговые условия для транспортных собст­венников, осуществляющих перевозки как самостоятельно, так и при сдаче этого движи­мого имущества в аренду.

Методическими рекомендациями по при­менению главы 28 «Транспортный налог» в составе водных средств, для которых нало­говая база определяется как единица транс­портного средства, однозначно определены, в частности, плавучие краны, плавучая зем­лечерпательная техника, дебаркадеры и иные плавучие сооружения, не имеющие двигате­лей для самостоятельного передвижения. Но методические рекомендации, не будем забы­вать, не имеют законодательной силы. Кроме того, такой перечень не может быть жестко закрытым, поскольку жизнь не стоит на месте, создаются новые и совершенствуются имею­щиеся технические водные средства. Поэтому необходимо внести уточнения в формулиров­ки налогового кодекса и повысить норматив­ный статус методических рекомендаций при исчислении транспортного налога.