Файл: Корпоративный инновационный проект и корпоративная ООО «Пивоваренная компания «Балтика» инновационная система.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.06.2023

Просмотров: 147

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОГО ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА И КОРПОРАТИВНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ

1.1 Анализ понятийного аппарата и структуры инновационной системы и проекта

1.2 Анализ видов инновационных систем

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРОЕКТА И ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ (НА ПРИМЕРЕ ООО «ПИВОВАРЕННАЯ КОМПАНИЯ «БАЛТИКА»)

2.1. Характеристика инновационного потенциала ООО «Пивоваренная компания «Балтика»

2.2. Структура инновационной системы ООО «Пивоваренная компания «Балтика»

2.3. Оценка эффективности инновационной системы и проекта ООО «Пивоваренная компания «Балтика»

ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПИЯТИЯ ООО «ПИВОВАРЕННАЯ КОМПАНИЯ «БАЛТИКА»

3.1. Организационные принципы формирования инновационной системы промышленного предприятия ООО «Пивоваренная компания «Балтика»

3.2. Методические рекомендации по функционированию и оценке эффективности функционирования инновационной системы ООО «Пивоваренная компания «Балтика»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРОЕКТА И ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ (НА ПРИМЕРЕ ООО «ПИВОВАРЕННАЯ КОМПАНИЯ «БАЛТИКА»)

2.1. Характеристика инновационного потенциала ООО «Пивоваренная компания «Балтика»

ООО «Пивоваренная компания «Балтика» была основана в 1990 г. На протяжении всей своей истории ООО «Балтика» показывала динамическое развитие: покупала заводы, строила «с нуля» новые объекты, расширяла сеть сбытовых подразделений. В конце 2006 года «Балтика» объединилась с тремя российскими пивоваренными компаниями – «Вена», «Пикра» и «Ярпиво». Уже в 2008 году «Балтика» стала являться значительной частью CarlsbergGroup. На сегодняшний день «Балтика» является одним из крупнейших производителей товаров народного потребления в России. Компании принадлежит десять пивоваренных заводов в России и одинпивоваренный завод в Азербайджане. Также она имеет две собственные солодовни (помещения, где выращивают и сушат зерно для солода) в Туле и Ярославле и развивает свой собственный агропроект - выращивает ячмень для производства солода с помощью сельхозпроизводителей Тульской, Воронежской, Липецкой, Курской, Пензенской, Рязанской, Тамбовской, Орловской, Челябинской, Омской и Новосибирской областей.

Проанализируем результаты проставленных оценок. В компании «Балтика» высоко развита корпоративная культура: сотрудники инициативны и заинтересованы решать трудные задачи, вводить свои инновационные идеи в функционирование компании и стремятся получить экономический эффект для организации. Однако, согласно результатам опроса, мотивация персонала не является отличной, так же как и психологический климат в организации. Последние показатели были оценены на «хорошо».

Также было отмечено, что компания не стремится в риску и поддерживает уровень страхования от многочисленных рисков на высоком уровне, поддерживая хорошие отношения с крупными фирмами и заказчиками и с органами местной власти.

По оценкам экспертов можно судить о том, что основные этапы инновационного процесса, как экспертиза проектов, сертификация продукции, информационное обеспечение инновационных разработок, изучение рынка, выпуск опытной партии, поиск возможности постановки продукции на производство, а также организация самого производства и реализация продукции, находятся на высоком уровне и постоянно совершенствуются.


Итак, инновационный потенциал ООО «Пивоваренная компания «Балтика» является достаточно высоким для того, чтобы разрабатывать и воплощать в жизнь инновационные проекты. На фоне такого потенциала компания может осуществлять активную инновационную деятельность, совершенствовать инновационную систему предприятия.

2.2. Структура инновационной системы ООО «Пивоваренная компания «Балтика»

В ООО «Пивоваренная компания «Балтика» существует полноценная инновационная система, которая включает все элементы, описанные в теоретической части, такие как: руководство и управление, измерение, персонал, стратегия предприятия, процесс и культура предприятия. Рассмотрим эту систему подробнее.

Данная система называется «ТИР» - «Твоя Идея Работает!». «ТИР» - инновационная система компании, разработанная в целях повышения эффективности, производительности, качества, снижения издержек, безопасности производства и удовлетворенности работой, нацеленная на получение экономического эффекта и мотивацию сотрудников компании.

Система была введена в компании с конца 2007 года. Всего за прошедшее время было подано более 2500 идей для проектов, экономия в денежном выражении от отобранных проектов составила более 40 000 000 рублей.

Идея для проекта – любое предложение сотрудника (группы сотрудников) компании со стоимостью реализации менее 125 тысяч рублей, поданной в рамках системы ТИР, и направленное на улучшение существующего состояния (получение экономии, повышение производительности, улучшение качества, повышение безопасности труда и улучшение социально-бытовых условий).

Условия данной системы таковы:

• Выдвигать идею для проекта может любой сотрудник компании;

• Идея по улучшению должна содержать цель (что и для чего улучшать?), решение затронутой проблемы (как улучшать?), место реализации идеи (где улучшать?);

• Идея для проекта должна быть новаторской, т.е. не повторять то, что ранее использовалось, было разработано или уже предложено другими генераторами идей;

• К идеям по улучшению не относятся указания на неполадки или необходимость ремонта (т.е. не улучшение, а восстановление старого состояния).

Система «ТИР» позволяет улучшать бизнес-процессы компании за счет реализации идей сотрудников и поощрять тех из них, кто приносит компании полезные идеи для проектов. Целью данной системы является мотивирование сотрудников к генерированию идей. Эта цель способствует достижению основной цели компании «Балтика»: достигнуть лидирующих позиций в мире, а также увеличить долю на пивном рынке России с сохранением высокихпараметров прибыльности и качества продукции.


Из данных целей система ТИР способствует осуществлению главных стратегий компании «Балтика»:

1. Фокус на построении сильных брендов, премиализации и инновациях;

2. Лидерство во всех ценовых сегментах, регионах и каналах продаж;

3. Поддержание высокого качества продукции и уровня обслуживания;

4. Постоянное развитие компетенций и повышение профессионализма сотрудников;

5. Повышение эффективности бизнес-процессов и операционное совершенствование;

6. Поиск дополнительных источников прибыльного роста:

• за счет расширения географии продаж

• за счет развития смежных направлений.

Итак, теперь предстоит выяснить, как работает данная система, и какие результаты были получены в ходе ее функционирования.

Для выдвижения идеи сотруднику необходимо заполнить шаблон (через базу данных «Идеи/Проекты» или печатный бланк). В электронном виде данный бланк выглядит следующим образом:

Рис. 5. Бланк для выдвижения идеи

Далее сотрудник должен описать идею своего проекта и направить ее на рассмотрение первого экспертного совета филиала (ПЭСФ).

ПЭСФ рассматривает данную идею и либо отклоняет ее, либо передает идею на рассмотрение первого экспертного совета Штаб-квартиры (ПЭСШК). ПЭСШК оценивает затраты на осуществление проекта, срок его окупаемости, вид расходов, а также, что немаловажно, риски, связанные с проектом. Затем опять же, либо отклоняет проект, либо отправляет его на рассмотрение во второй экспертный совет филиала (ВЭСФ). Это самый последний и самый важный этап к принятию проекта к его реализации. В состав ВЭСФ входят главный инженер, главный пивовар и заместитель директора по логистике. Возглавляет совет директор филиала. Если совет принимает решение о том, что проект следует принять, то сразу решается вопрос о том, как будет реализовываться: за счет средств филиала-инициатора или за счет средств компании в целом. Далее определяются ответственные исполнители и срок реализации проекта.

Отдельно хотелось бы обратить внимание на материальное и моральное поощрение сотрудников, чьи идеи для проекта были выбраны.

Что касается материальной стороны, то за подачу идеи дается символический подарок, например, футболка, за согласованную идею – 3-7 тыс. руб. (в зависимости от оценки главного инженера). Также выплачивается процент с экономии идеи за полгода с момента внедрения (определяется директором завода). Также инициаторы и их идеи показываются на ТВ панелях в столовых заводов. Каждый год выбираются лучшие инициаторы (по одному с каждого завода), которые приглашаются в Петербург на обед с президентом компании.


В итоге, было отправлено для проработки в рамках инновационной системы 35% от всех идей базы данных «Идеи/Проекты», реализовано за счёт средств филиала 28% от всех идей БД Идеи/Проекты и отклонено 7% от всех идей базы данных «Идеи/Проекты».

Что же дает описанная выше инновационная система? В компании стимулируется открытость к инновациям, то есть каждый сотрудник может подать свою идею в целях улучшения бизнес-процесса. Разрабатываются технологические нововведения, недоступные конкурентам: новое оборудование доступно всем компаниям, а вот улучшения рождаются внутри компании и доступны только ей. Система «ТИР» приносит дополнительные выгоды сотрудникам, филиалу и компании в целом.

Инновационная система ТИР

Компании:

  • Повышение производительности
  • Денежная экономия
  • Повышение Качества
  • Улучшение социально-бытовых условий труда
  • Повышение безопасности
  • Повышение доверия сотрудников и их заинтересованности в работе

Сотруднику:

  • Моральное поощрение
  • Причастность к великому – «Твоя Идея Работает!»
  • Денежное поощрение, подарки
  • Улучшение социально-бытовых условий труда
  • Повышение безопасности труда

Филиалу:

  • Возможность реализовать предложения, на которые ранее не выделялось средств
  • Повышение заинтересованности сотрудников в работе

Рис. 6 - Инновационная система ТИР

В целом можно сказать, что система, функционирующая на ООО «Пивоваренная компания «Балтика» сочетает в себе все элементы, которые должны присутствовать в инновационной системе. Каждый сотрудник имеет возможность выдвинуть свою идею, которая, пройдя анализ, может стать инновационным проектом. За этим процессом тщательно наблюдает руководство компании и поощряет такую активность своих сотрудников. Все реализованные проекты соответствуют стратегии компании и помогают ей в достижении ее целей. Теперь важно оценить насколько эффективно данная система функционирует. Эта оценка предоставляется в следующем параграфе.

2.3. Оценка эффективности инновационной системы и проекта ООО «Пивоваренная компания «Балтика»


Итак, еще раз уточним, что эффективность инновационной системы в данной работе будет рассчитываться как сумма эффективностей инновационных проектов. Как же рассчитывается эффективность инновационных проектов в ООО «Пивоваренная компания «Балтика»?

Для расчета эффективности все данные, необходимые для анализа, вводятся в специальную форму, которая реализована в программе Excel. Эта форма состоит из нескольких листов, каждый из которых имеет свое значение. Поговорим о том, что именно должно быть обозначено в этих листах и что конкретно каждый из них дает для понимания того, эффективен ли конкретный проект или же нет.

Первый лист называется «FrontPage». В нем отражается информация о сотруднике, ответственном за проект, о функции, которые выполняет проект, и его наименование и тип. На этой странице описывается сам проект, а также нужные инвестиции для данного проекта. На этом листе также показываются ключевые показатели, такие как, например, NPV.

На втором листе «BusinessCase»отражается наиболее подробная информация по проекту. Он состоит из следующих блоков:

• Детальное описание цели проекта;

• Причины и обоснование необходимости реализации проекта;

• Описание статей бюджета проекта;

• Описание плана реализации проекта;

• Финансовые показатели проекта;

• Воздействие на другие части бизнеса;

• Комментарии к анализу чувствительности;

• Анализ рынков, связанных с проектом.

Лист «CostSplit» обозначает даты осуществления затрат или получения экономии. Он состоит из нескольких отдельных таблиц. В таблице «CostofSales»указываются все затраты, которые возникают в процессе производства и реализации проекта. В данном случае, под производством понимается весь производственный цикл, начиная с получения материалов и заканчивая паллетированием продукции. В данном случае паллетирование – специальная технология для размещения груза, гарантирующая сохранность и надежность для каждого грузового места. К производственным затратам добавляются затраты на закупку, администрацию производства, безопасность, строительные затраты (связанные со средствами производства) и так далее.

В таблице «DistributionExpenses»указываются затраты, относящиеся к складскому хранению, транспортировке и доставке. В этой таблице в функции Distribution отражаются накладные расходы логистики, планирование транспорта, общее управление логистикой и все остальные затраты, которые с ними связаны.

В таблице «SalesExpenses»указываются затраты, относящиеся к продажам, бренд и трейд маркетингу, установке и обслуживанию разливных установок, общеуправленические затраты функции продаж.