Файл: Корпоративный инновационный проект и корпоративная ООО «Пивоваренная компания «Балтика» инновационная система.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.06.2023

Просмотров: 150

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОГО ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА И КОРПОРАТИВНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ

1.1 Анализ понятийного аппарата и структуры инновационной системы и проекта

1.2 Анализ видов инновационных систем

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРОЕКТА И ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ (НА ПРИМЕРЕ ООО «ПИВОВАРЕННАЯ КОМПАНИЯ «БАЛТИКА»)

2.1. Характеристика инновационного потенциала ООО «Пивоваренная компания «Балтика»

2.2. Структура инновационной системы ООО «Пивоваренная компания «Балтика»

2.3. Оценка эффективности инновационной системы и проекта ООО «Пивоваренная компания «Балтика»

ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПИЯТИЯ ООО «ПИВОВАРЕННАЯ КОМПАНИЯ «БАЛТИКА»

3.1. Организационные принципы формирования инновационной системы промышленного предприятия ООО «Пивоваренная компания «Балтика»

3.2. Методические рекомендации по функционированию и оценке эффективности функционирования инновационной системы ООО «Пивоваренная компания «Балтика»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время перед большинством отечественных предприятий остро стоит вопрос об организации инновационной деятельности, результаты которой позволили бы им получить конкурентные преимущества и, соответственно, улучшить свои позиции на рынке. Особенно актуальным данный вопрос стал после вступления нашей страны ВТО, когда в конкурентную борьбу на внутреннем рынке включились иностранные компании.

В современном, динамически развивающимся мире инновации являются необходимостью, фактором, повышающим конкурентоспособность предприятия и способствующим его процветанию. Ярким примером данному утверждению может послужить событие, произошедшее на рынке мотоциклов. Существуют две компании, которые признаны лидерами на данном рынке и, следовательно, являются сильными конкурентами друг для друга – компания Yamaha и компания Honda. В начале 1980-х годов первая из представленных компаний предприняла попытку атаковать вторую компанию. В ответ компания Honda не стала снижать цены на свою продукцию, как этого можно было ожидать, а избрала инновационную стратегию. В итоге, в течение 18 месяцев компания Honda выпустила 113 новых моделей мотоциклов, значительно укрепив свои позиции на рынке и оставив соперника далеко позади.

В связи с изменением поведения потребителей, с возрастанием их требовательности и разборчивости при выборе товаров и услуг, а также в связи с ситуацией, сложившейся на рынке, когда существует и продается огромное количество похожих или вовсе одинаковых товаров и услуг, даже совсем незначительное преимущество в качестве оказывается ключевым при выборе продукта или услуги потребителем. Эксперты экономически развитых стран утверждают, что при выборе именно инновационного подхода и стратегии на разработку новых товаров и услуг компания может оказаться победителем.

К вышесказанному можно добавить, что ситуация на рынке меняется крайне быстро. Любая компания, желающая оставаться привлекательной для потребителей в такой непостоянной рыночной ситуации, должна внедрять новшества, улучшать взаимоотношения с партнерами и клиентами, внимательно изучать действия конкурентов, совершенствовать методы управления персоналом, своевременно предпринимать те или иные шаги на рынке.

Для того чтобы инновационный процесс приносил предприятию прибыль, необходимо организовать правильную и эффективную инновационную систему. Чем эффективнее инновационная система предприятия, тем больше положительного эффекта от внедрения инноваций и, следовательно, тем больше экономических выгод получит само предприятие. Таким образом, можно заключить, что тема инноваций и организации эффективной инновационной системы на предприятии является острой и актуальной на сегодняшний день.


В ходе анализа литературы были изучены работы, посвященные различным сторонам предложенной тематики. Так, например, процессу формирования инновационной системы на предприятии уделяли значительное внимание Бекетов Н.В., Воробьев В.П., Платонов В.В., Рогова Е.М., Дойль П. Значительный вклад в раскрытие понятия инновационного менеджмента внес А.М. Мухамедьяров, а также авторы учебного пособия «Основы инновационного проектирования» В.А. Сергеев, Е.В. Кипчарская, Д.К. Подымало. Оценке эффективности инновационного проекта посвящали свои труды кандидат экономических наук, зав. кафедрой финансов и налоговой политики НГТУ В.А. Щербаков и начальник сектора инвестиционного кредитования и финансирования строительных проектов отдела кредитования ЦО № 139 Сбербанка России М.В. Карлей.

Также стоит отметить и западных ученых, которые сделали немалый вклад в развитие науки об открытых инновациях, которые будут рассматриваться в дальнейшем: Дж. Веста, С. Галлагера, Генри Чесбро.

В отдельную группу следует отнести те компании, которые изучали и внедряли инновационные системы и деятельность которых непосредственно базируется на функционировании их собственных инновационных систем. Речь идет о таких компаниях, как ООО «Пивоваренная компания «Балтика», ОАО АКБ «Пробизнесбанк», Сбербанк, Philips, IBM, Coca-Cola, Volkswagen, GSKи другие. На их опыте и примерах будет построена практическая и аналитическая части работы.

Итак, предметом данной работы являются методические рекомендации по формированию инновационной системы промышленного предприятия. Соответственно, анализируемым объектом является инновационная система промышленного предприятия ООО «Пивоваренная компания «Балтика».

Эффективность инновационной системы в данной работе рассматривается как сумма эффективности инновационных проектов, разработанных в рамках данной инновационной системы. Соответственно, целью работы является разработать методические рекомендации для улучшения функционирования инновационной системы, применяемой на ООО «Пивоваренная компания «Балтика».

Как будет показано во второй главе работы, методика расчета эффективности на рассматриваемом предприятии отличается от тех традиционных, обычных методик, которые применяются в повседневной практике.

Задачи данной работы:

1. рассмотреть существующие методы оценок эффективности инновационных проектов;

2. охарактеризовать инновационную систему ООО «Пивоваренная компания «Балтика»;


3. описать метод оценки эффективности инновационных проектов, применяемой на ООО «Пивоваренная компания «Балтика»;

4. показать описанный метод расчета эффективности на практике;

5. дать рекомендации по улучшению функционирования рассмотренной инновационной системы.

Данная работа состоит из трех глав, теоретической, аналитической и практической. В первой главе будут даны понятие инновационной деятельности предприятия, ее значение, а также рассмотрена структура и виды инновационных систем предприятия, и современные методы оценки эффективности инновационных проектов. Во второй главе будет рассмотрена инновационная система на ООО «Пивоваренная компания «Балтика», дан пример инновационного проекта, который был разработан и воплощен в жизнь с помощью данной системы и показан способ расчета эффективности представленного проекта. В третьей же главе работы будут даны рекомендации по улучшению функционирования и оценки эффективности функционирования инновационной системы ООО «Балтика», опираясь на опыт других крупных компаний, имеющих свои инновационные системы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОГО ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА И КОРПОРАТИВНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ

1.1 Анализ понятийного аппарата и структуры инновационной системы и проекта

В соответствии с международными стандартами инновация определяется как «конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам[1]».


Инновация – это результат комплексного процесса, который включает в себя «создание, разработку, коммерческое использование и распространение нового технического или любого другого решения (новшества), удовлетворяющего конкретную общественную потребность[2]».

Инновации могут носить как радикальный, так и постепенный характер в изменениях, касающихся процессов, продуктов или стратегии предприятия. Существует множество форм и видов инноваций: технологические, социальные, инновации в бизнес-моделях, продуктовые, организационные, маркетинговые. Инновации могут возникать по двум причинам: в случае возникновения новой возможности (создание сильной позиции на рынке, создание нового бизнеса) или по необходимости (в ответ на конкурентное давление).

Внедрение инноваций на промышленных предприятиях – это один из самых эффективных способов увеличения конкурентоспособности товаров, производящихся на предприятии, поддержания и укрепления высоких темпов развития и уровня доходности предприятия.

Инновационная деятельность - это процесс, основанный на постоянном взаимодействии между различными субъектами.

Инновационная деятельность включает в себя следующие виды работ:

• связанные с созданием новшеств, такие как: экспериментальные, научно-исследовательские и прикладные;

• связанные с изобретением серийных и опытных образцов новой продукции иликакой-либо технологии;

• связанные с приготовлением процесса производства к проведению промышленных испытаний;

• связанные с сертификацией и стандартизацией инновационных продуктов;

• связанные с осуществлением анализа или организации потенциальных рынков сбыта инновационных продуктов и маркетинговых исследований;

• связанные с посреднической деятельностью различных видов;

• связанные с созданием и распространением инноваций.

Ниже приведены принципы, на основе которых осуществляется инновационная деятельность:

• Признание за наукой и инновациями ведущей роли в системе производительных сил. На сегодняшний день большинство компаний, которые являются отраслевыми лидерами в мире, вкладывают значительные средства в пионерные (фундаментальные и поисковые) исследования, НИОКР (Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы).

• Безубыточность инновационного производства: ресурсы, которые выделяют на внедрение новых технологий, оправданы только в той степени, в какой они приводят к достижению коммерческого успеха.


• Гибкость: новая идея требует создания создание под себя самостоятельной организационной структуры, которая обычно оказывается неэффективной или вообще непригодной для решения других проблем.

• Комплексность: кардинальная инновация порождает возникновение целого ряда сопутствующих ей более мелких по масштабам нововведений.

Итак, рассмотренная выше инновационная деятельность никак не может осуществляться на предприятии, на котором нет эффективной инновационной системы.

Инновационная система предприятия есть совокупность множества субъектов, мероприятий, ресурсов и институтов с причинными взаимосвязями, которые являются важными для инновационной деятельности корпорации. Элементами инновационной системы являются:

1. руководство и управление;

2. измерение;

3. персонал;

4. стратегия предприятия;

5. процесс;

6. культура предприятия.

Перейдем к анализу каждой из заявленных переменных. В первую очередь, акцентируем внимание на таком элементе, как руководство и управление.

На предприятии основным источником идей для инновационной деятельности являются высококвалифицированные работники. Однако чтобы все работники двигались в одном направлении к одной и той же цели, руководитель предприятия должен уметь сочетать руководство, основанное на мотивировании, с инструктированием и умелым управлением бизнесом. Для этого существует модель руководства «Свобода-сдерживание» (Рисунок 1), которая предполагает создание пространства для генерации идей и свободных исследований с намеренным ограничением с целью отбора и проверки конкретных идей для дальнейших исследований и разработки. Для того чтобы руководить инновациями, необходимо грамотно сформировать цели и задачи на будущее и информировать сотрудников о них. Также в задачи руководителя должно входить формирование культуры инноваций, которая характеризуется позицией непрерывного роста.

Широкий спектр мышления (мягкое руководство)

Узкий спектр мышления (жесткое руководство)

идеи

Прибыльная инновация

Рис. 1. Модель руководства «Свобода-сдерживание»

Рассмотрение общепризнанных недочетов представления инноваций на рынок показало, что именно от системы управления, принятой на предприятии, во многом зависит успех внедрения нововведений. На сегодняшний день руководителям для успешного управления бизнесом необходимо повышать уровень менеджмента управления инновациями до уровня, сравнимого с международным, путем консалтинговых услуг, образовательных систем подготовки менеджеров, семинаров и выставок.