Файл: Корпоративный инновационный проект и корпоративная ООО «Пивоваренная компания «Балтика» инновационная система.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.06.2023

Просмотров: 149

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОГО ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА И КОРПОРАТИВНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ

1.1 Анализ понятийного аппарата и структуры инновационной системы и проекта

1.2 Анализ видов инновационных систем

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРОЕКТА И ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ (НА ПРИМЕРЕ ООО «ПИВОВАРЕННАЯ КОМПАНИЯ «БАЛТИКА»)

2.1. Характеристика инновационного потенциала ООО «Пивоваренная компания «Балтика»

2.2. Структура инновационной системы ООО «Пивоваренная компания «Балтика»

2.3. Оценка эффективности инновационной системы и проекта ООО «Пивоваренная компания «Балтика»

ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПИЯТИЯ ООО «ПИВОВАРЕННАЯ КОМПАНИЯ «БАЛТИКА»

3.1. Организационные принципы формирования инновационной системы промышленного предприятия ООО «Пивоваренная компания «Балтика»

3.2. Методические рекомендации по функционированию и оценке эффективности функционирования инновационной системы ООО «Пивоваренная компания «Балтика»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Корпоративная культура определяет, как функционируют и взаимодействуют между собой вышеуказанные элементы. Позиция непрерывного роста, описанная выше, вдохновляет сотрудников и способствует потоку свежих идей.

Такая часть инновационной системы, как стратегическое планирование, обеспечивает связь инновационной стратегии с корпоративными задачами, стратегией и целями. Стратегия - это план, который составляет организация, чтобы получить устойчивое конкурентное преимущество. У каждого предприятия должны быть свои перспективы развития и целевая установка. В свою очередь, перспектива компании – это изначальная цель компании, которую руководство формулирует перед тем, как начать свой бизнес. Это могут быть взгляды компании на будущее качество продукции или услуги, достижение комфортных условий для работы сотрудников, увеличение финансовой мощи компании и так далее. Цель - это долгосрочная задача на определенный период. Она должна быть конкретной, реалистичной, измеряемой, привязанной к временному графику, а также достижимой. Цель помогает определить предприятию границы деятельности и дает возможность сконцентрировать стратегии. Она также помогает установить стандарт поведения для сотрудников, которые работают в организации.

Инновационный процесс определяет кто, что, когда и как должен делать на предприятии. Для быстрой и эффективной работы инновационной системы предприятия нужен правильно построенный инновационный процесс. Когда идея сгенерирована, начинается разработка концепции внедрения этой идеи в работу предприятия и формируется проект. Существуют два вида проектов, соответственно, два вида моделей по воплощению этих проектов в жизнь. Рассмотрим подробнее каждый из них. Первый вид проекта – проект постепенного совершенствования. Для его внедрения используют традиционную модель, которая состоит из последовательно сменяющих друг друга этапов: устав проекта, бизнес-план, предложение о запуске, проверка готовности и, в конце концов, выход на рынок. Второй вид проекта – проект радикальной инновации. По причине высокой неопределенности второго вида проекта используют гибкую модель внедрения проекта в деятельность предприятия. Отличие гибкой модели от традиционной состоит в том, что главные фазы процесса (разработка концепции и ее реализация) перекрывают друг друга, то есть, чтобы не упустить новую технологию, ни одну разработку не начинают ранее абсолютно необходимого момента. Данные вид проектов и модель подходят для быстро изменяющейся хозяйственной среды.


Традиционная модель

Начало проектаУтверждение концепцииВыход на рынок

Разработка концепции

Реализация

Гибкая модель

Начало проектаУтверждение концепцииВыход на рынок

Разработка концепции

Реализация

Рис. 2. Сравнение традиционной и гибкой моделей

Сотрудники являются также важной частью инновационного процесса, так как они обеспечивают инфраструктуру и внедрение инновации. Сотрудники тесно связаны с таким элементом системы, как руководство и управление. Сотрудники предприятия являются важным ресурсом. Если правильно донести до сотрудников цель деятельности предприятия, мотивировать их, то они будут ясно строить свою деятельность на предприятии и будут знать, в каком направлении им двигаться.

Последний, но не по значимости, элемент инновационной системы предприятия является измерение. Измерениеобеспечивает выбор направлений инноваций и контроль их осуществления.

Для адаптации инновационных решений очень важно проводить различные виды измерений: проводить маркетинговые исследования с целью выявить потребительские предпочтения и проанализировать изменения на рынке продукции, осуществлять социологические опросы работников, разрабатывать индивидуальную политику предприятия на рынке, проводить сегментацию рынка, находить для компании ту нишу, которую она будет занимать на рынке, определять потенциал развития предприятия.

Также с помощью различных методов измерения можно снизить уровень риска инноваций, например, путем сбора различной информации и разработки предварительных мероприятий, которые позволяют постепенно и последовательно совершать действия, направленные на снижение риска до минимальных значений.

Правильно созданная система сбора и анализа информации позволяет определить или спрогнозировать результат от внедрения новшеств. Руководство предприятия должно уделять особое внимание грамотной организации системы внутренней и внешней коммуникации. Такая система – это компас, определяющий и показывающий нужное направление, необходимый компонент, влияющий на конкурентоспособность предприятия, так как только с помощью четко отлаженных механизмов принятия решений станет возможно определить, разработать, внедрить и получить ожидаемый результат.

Итак, рассмотрев структуру, характерную для инновационной системы предприятия, перейдем к анализу видов инновационных систем, который будет важен для дальнейшего анализа.


1.2 Анализ видов инновационных систем

Безусловно, классификаций инновационных систем может быть очень большое количество. Однако в данной работе нам необходимо разграничить инновационные системы на два вида: закрытого и открытого типа. В данной главе мы рассмотрим по порядку каждый из них, затем сравним основные принципы этих двух типов и, наконец, сделаем вывод, какой же тип инновационных систем лучше.

С двадцатого века по всему миру был распространен закрытый тип инновационных систем. Закрытый тип означает, что компания использует только свои собственные источники, то есть, собственные НИОКР. Компания создает свой отдел, который занимается исключительно разработкой собственных проектов. Зачастую такой отдел лишь создает идею проекта и осуществляет его первичную проработку, а в дальнейшем передают начатый проект другим подразделениям компании, которые занимаются разработками. Разработчики в качестве исходного сырья для своего продукта используют результаты исследований. Данную функцию выполняют инженеры, которые создают на основе исследовательских идей товары и услуги готовые для продажи конечному потребителю. Схема, по которой работает закрытая инновационная система, показана на Рисунке 3.

Рис. 3. Схема закрытой инновационной системы

Как видно на схеме, все исследовательские проекты, созданные в инновационном отделе, проходят через многочисленные этапы отбора, и те проекты, которые остались в итоге, уже выходят на рынок.

Логика «закрытых» инноваций сводится к тому, что полученная бизнесом прибыль инвестируется в НИОКР. Эти работы, в свою очередь, должны привести к новым фундаментальным технологическим прорывам. Новые технологии позволят создать новые продукты с уникальными характеристиками, и это приведет к росту продаж и новым прибылям.

Однако в силу изменений в экономике, так и с развитием новых информационно-коммуникационных возможностей концепция закрытых инновационных систем стала устаревать. Этому способствовало множество факторов: снижение доходов от новых продуктов (из-за снижения их жизненного цикла), соответственно, увеличение расходов компаний на разработку новых продуктов, увеличение мобильности опытных людей, развитие венчурного финансирования, нарастание международной конкуренции. Также имеется набор и других причин устаревания закрытых инновационных систем. Например, потеря того набора идей, которые появились, но пока не нашли применения в компании; прямая зависимость ценности идеи или новой технологии от типа используемой бизнес-модели компании; и так далее.


Эти причины привели к созданию и распространению в итоге открытых инновационных систем. В рамках данных систем компания использует как внутренние источники, так и внешние. Компания вовлекает людей со стороны для того, чтобы они предлагали свои идеи, делали замечания к уже существующим разработкам, чтобы в итоге улучшить конечный продукт.

На Рисунке 4 показана схема работы открытых инновационных систем.

Рис. 4. Схема функционирования открытой инновационной системы

Дж. Вест и С. Галлагер определили четыре основных стратегии открытых инноваций:

1. Организация процесса исследований и разработок путем объединения в общий фонд.

2. Разработка отдельных компонентов инновационного продукта отдельными компаниями.

3. Свободная продажа разработок широкого применения, которые можно использовать для создания различных инновационных продуктов

4. Значительное сокращение уровня бюрократии принятия решений в области инновационной деятельности в крупных фирмах.

Таким образом, закрытые и открытые системы основываются на разных принципах, которые отражены в Таблице 1.

Таблица 1

Сравнение принципов открытых и закрытых инновационных систем

Среда компании

Функциональная область компании

Принципы закрытых инноваций

Принципы открытых инноваций

Внутренняя

Управление персоналом

Все талантливые и квалифицированные специалисты данной области работают на нашу компанию

Не все талантливые и квалифицированные специалисты данной области работают на нашу компанию. Наша компания должна сотрудничать со специалистами не только нашей компании, но и за ее пределами

Управление НИОКР

Для получения прибыли от НИОКР нам необходимо самим сделать открытие, разработать его до стадии продукта и довести до конечного результата

Собственные НИОКР создают часть ценности, значительную часть ценности продукта создают внешние НИОКР

Управление конкурентоспособностью

Сделав открытие своими силами, наша компания сможет первая выйти на рынок

Совершенно нет необходимости делать открытие своими силами для того, чтобы от него получать прибыль

Компания, выходящая первой с какой-либо инновацией, выигрывает

Наиболее важным вопросом является создание более совершенной модели бизнеса, нежели выход компании первой на рынок


Таблица 1 (продолжение).

Лишь при условии, что компания создаст большую часть лучших идей в отрасли, она выиграет

Лишь при условии, что компания воспользуется как внутренними, так и внешними идеями, она выиграет

Управление интеллектуальной собственностью

Контроль собственной интеллектуальной собственности; конкурирующие фирмы не должны воспользоваться ее идеями для собственной выгоды

Компания должна получать доход от использования другими компаниями своей интеллектуальной собственности, а также приобретать интеллектуальную собственность других компаний, в случае, когда она соответствует ее собственной бизнес-модели

Внешняя

Управление отношениями с внешним окружением

Взаимодействие происходитпо большей части с крупными научно-исследовательскими лабораториями

Взаимодействие происходит с группами потребителей и поставщиков, конкурирующими фирмами и т.д.

Итак, какие же инновационные системы дают большую выгоду предприятию: закрытые или открытые?

По мнению ученого Г. Чесбро[3], российским компаниям стоит придерживаться концепции открытых инновационных систем. По его убеждению, крупного успеха на глобальном рынке могут добиться только компанией с открытой инновационной системой. Другими словами, никакие даже самые передовые технологии не в состоянии обеспечить длительного успеха. На рынке конкурируют не продукты и технологии, на рынке конкурируют организации. Продукт, предлагаемый конченому потребителю — это лишь «видимая часть айсберга», своеобразный материально-вещественный «след» определенных процессов, происходивших в определенных компаниях.

Таким образом, компаниям следует отходить от старых принципов инновационных систем закрытого типа и двигаться в направлении развития систем открытого типа.

Однако каким же образом измерить эффективность функционирования инновационной системы в целом? Для этого существуют различные методики оценки эффективности инновационных систем, которые будут описаны в следующем параграфе.