Файл: Корпоративный инновационный проект и корпоративная ООО «Пивоваренная компания «Балтика» инновационная система.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.06.2023

Просмотров: 144

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОГО ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА И КОРПОРАТИВНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ

1.1 Анализ понятийного аппарата и структуры инновационной системы и проекта

1.2 Анализ видов инновационных систем

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРОЕКТА И ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ (НА ПРИМЕРЕ ООО «ПИВОВАРЕННАЯ КОМПАНИЯ «БАЛТИКА»)

2.1. Характеристика инновационного потенциала ООО «Пивоваренная компания «Балтика»

2.2. Структура инновационной системы ООО «Пивоваренная компания «Балтика»

2.3. Оценка эффективности инновационной системы и проекта ООО «Пивоваренная компания «Балтика»

ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПИЯТИЯ ООО «ПИВОВАРЕННАЯ КОМПАНИЯ «БАЛТИКА»

3.1. Организационные принципы формирования инновационной системы промышленного предприятия ООО «Пивоваренная компания «Балтика»

3.2. Методические рекомендации по функционированию и оценке эффективности функционирования инновационной системы ООО «Пивоваренная компания «Балтика»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Однако становится понятно, что рассмотрения только лишь примеров отечественных инновационных систем недостаточно, так как, во-первых, их мало, а во-вторых, они по своей сути являются схожими с инновационной системой ООО «Пивоваренная компания «Балтика».

Поэтому стоит обратить внимание на зарубежную практику в создании инновационных систем предприятий. Описание инновационной деятельности выбранных предприятий показано в Таблице 3.

Таблица 3.

Зарубежные предприятия

Компания

Инновационная деятельность

IBM

IBM уже 19 лет является лидером среди компаний США по числу патентов (6180 шт.). В корпорации существует отдел интеллектуальной собственности. Возврат вложений в исследование и развитие в 2011г. составил $6 млрд. Во внутренней сети существует портал CIO InnovationHub, где сотрудники компании могут в режиме реального времени обмениваться идеями об инновациях и получать отзывы коллег. Во внутренней документации прописан принцип «Каждый – инноватор», суть которого состоит в том, что IBM стремится к тому, чтобы быть площадкой для а) создания новых связей и изучения ресурсов, б) конструктивного общения, и в) действенного участия. Для укрепления связей внутри команд и между командами проводятся совместные тренинги, проходят общие собрания, ведутся коллективные блоги.

Philips

В компании Philips для инновационных проектов действует правило «Даже не начинай без…». Элементами правила являются внутрикорпоративный спонсор (источник ресурсов), четкая цель, план исполнения, вера команды в успех инновации, «сумасшедшие» профессионалы, умеющие ломать рамки и претворять инновационные идеи в жизнь и расписание проекта.

Volkswagen

В компании Volkswagen существует программа «Открытый подход к инновациям», целью которой является превращение Volkswagen в «обучающуюся» корпорацию. Суть программы состоит в том, чтобы сделать инновации рутиной, внедрив инновационные проекты в ежедневные задачи сотрудников путем уравнивания их приоритетности.

Корпорация ориентируется на долгосрочные стратегические установки и умение ее работников нестандартно подходить к вопросам. В Volkswagen есть Биржа идей, где каждый сотрудник может ставить на понравившиеся идеи, покупать идеи, комментировать чужие идеи и знакомить коллег со своими идеями. В конце периода самые дорогие идеи получают реальные ресурсы на воплощение. Так, в 2012г. 136 идей получили право быть реализованными.

BP

Доступ к инновациям через сотрудничество. Сотрудничество происходит с институтами, научными исследовательскими центрами. ВР имеет семь научных центров. Путем выявления и формирования правильного партнерства ВР может ускорить развитие технологий во всех ключевых моментах, в которыхкомпания ожидает иметь наибольшую пользу для бизнеса, партнеров и клиентов.

Coca-Cola

Основной стратегией предприятия в настоящее время является ответ на 2 вопроса: как изменить поведение потребителя так, чтобы для него стал важен вопрос об утилизации продукции и как улучшить инфраструктуру по переработке, чтобы увеличить степень утилизации? Для этого компания расширяет производство бутылок, основанное на биоматериалах, организует стратегическую группу, занимающуюся данным вопросом, сотрудничает с ведущими компаниями в сфере биотехнологий.

GSK

Объединяется в бизнес-сообщества с другими компаниями своего сектора, а также с научными лабораториями для совместного сотрудничества и достижения целей, активно использует систему открытых инноваций (краудсорсинг, совместные изобретения с потребителями).


Таким образом, какой же мы вывод можем сделать по улучшению инновационной системы промышленного предприятия?

Во-первых, для улучшения собственной инновационной системы, ООО «Пивоваренной компании «Балтика» необходимо придерживаться принципа открытых инноваций. Примером для этого может служить рассмотренная компании Coca-ColaиGSK: развит такой элемент инновационной системы, как стратегия, то есть компания в своей деятельности, в своих разработках опирается на опыт компаний из своего сектора, сотрудничая с ними. Поэтому стоит отметить то, чтоООО «Балтика», являясь значительной частью CarlsbergGroup, должна продолжать активно сотрудничать с членами этой группы, разрабатывать совместные проекты. Возможно, ООО «Пивоваренной компании «Балтика» стоит попробовать создать такую же базу «Идеи/Проекты», но только для потребителей.

Также необходимо расширять свой научный агропроект, строить новые солодовни, сотрудничать с научными исследовательскими центрами, связанными со сферой производства пивоваренного ячменя, хмеля, солода и пивобезалкогольной отрасли, участвовать в программах по развитию этой сферы производства.

Стоит отметить, что в самом инновационном отделе ООО «Пивоваренной компании «Балтика» положительные сдвиги в указанных направлениях уже появляются. В частности, планируется интеграция с компаниями CarlsbergGroup через Базу идей (по примеру компании Volkswagen), что поможет распространению лучших уже существующих проектов, а также создание так называемого «Облака идей», откуда руководители будут брать идеи, предложенные сотрудниками, согласно классификатору идей (как в компании IBM).

Таким образом, если ООО «Балтика» будет осуществлять изменения в указанных направлениях, особенно развивать такой элемент как стратегия, то компания добьется положительного синергетического эффекта от внедрения идей в рамках своей инновационной системы.

3.2. Методические рекомендации по функционированию и оценке эффективности функционирования инновационной системы ООО «Пивоваренная компания «Балтика»


Для того чтобы дать рекомендации по функционированию и оценке эффективности функционирования инновационной системы ООО «Пивоваренная компания «Балтика», автором данной работы был проведен SWOT-анализ изучаемой инновационной системы. Полученные результаты представлены ниже в Таблице 4.

Таблица 4.

SWOT-анализ инновационной системы

Strengths

Weaknesses

  • Доступность участия в программе каждому
  • Улучшение условий труда
  • Повышение производительности
  • Повышение заинтересованности сотрудников в работе
  • Связь программы со стратегией компании (больше определенности в планировании)
  • Слишком сложная иерархия отбирающих комиссий (3 слоя) для слишком мелких проектов (до 125 т.р.). Для сравнения, в самом большом банке Швеции SvenskaHandelsbanken со штабом в 100 тыс. человек три уровня иерархии на весь банк, т.е. на низшем уровне иерархии босс моего босса – глава компании.
  • Сложный и длительный анализ предложений уменьшает получаемую от них прибыль (т.к. сам по себе стоит человеко-часов)
  • Малозначительные поощрения
  • Отклонение идей может негативно повлиять на мотивацию сотрудника
  • Прогноз выгоды от предложения может оказаться неточным и привести к убыткам
  • Нет обоснования потолка стоимости проекта. Возможно, проект дороже 125 т.р. мог бы принести еще большие выгоды компании.

Opportunities

Threats

  • Проведение конкурса инновационных проектов, где компания может выиграть и получить денежное вознаграждение
  • Слияние Базы Идеи/Проекты ООО «Балтики» с проектной базой CarlsbergGroup и, в дальнейшем, переформирование Базы Идеи/Проекты в «Облако идей»
  • Ухудшение ситуации на рынке может привести к невозможности поддерживания программы (из-за связанных с ней денежных и временных затрат)
  • Взлом электронной базы данных и копирование лучших идей конкурентами

Из вышеприведенного анализа автором работы были даны краткие рекомендации по улучшению по функционированию и оценке эффективности функционирования инновационной системы ООО «Пивоваренная компания «Балтика». Они приведены в Таблице 5.

Таблица 5.

Выводы из SWOT-анализа

SO-анализ (Использование преимуществ компании для освоения возможностей)

WO-анализ

(преодоление недостатков для использования возможностей)

  • После победы на конкурсе интерес к программе как у менеджмента, так и у сотрудников возрастет
  • Увеличение поощрения за принятые идеи после победы на конкурсе
  • Выделение дополнительных средств на программу и увеличение потолка стоимости проектов после победы на конкурсе

ST-анализ (использование преимуществ для устранения угроз)

WT-анализ (преодоление недостатков для нивелирования угроз)

  • Можно направить программу конкретно на улучшение информационной безопасности
  • Улучшенные условия труда, сэкономленные финансы и высокая мотивация помогут лучше пережить кризисные периоды
  • Увеличение заинтересованности программы в рамках поиска выхода из кризиса в кризисные периоды
  • Большая готовность к изменениям, чем у конкурентов без инновационных систем
  • Упрощение иерархии позволит сократить расходы на программу и не отказываться от нее в периоды жесткой экономии
  • Сворованная конкурентами идея может оказаться убыточной, а прогноз по ней неверным
  • Вовлеченность высшего руководства в программу снижает риск атаки на базу данных, т.к. информация, к которой имеет доступ высший менеджмент компании, априори должна быть лучше защищена.
  • При ухудшении рыночной ситуации и закрытия программы исчезнет фактор отрицательной мотивации для сотрудников, чьи идеи не были приняты.

Таким образом, можно резюмировать, что для улучшения функционирования своей инновационной системы ООО «Пивоваренной компании «Балтика» необходимоулучшить факторы мотивации для участия сотрудников в создании проектов, так как на сегодняшний момент эти факторы слабы и недостаточно влияют на сотрудников. К примеру, на сегодняшний момент в инновационном отделе ООО «Балтика» создают новую балльную систему для повышения мотивации сотрудников.

Также как уже было сказано раньше, в первом параграфе, планируется изменить интерфейс базы данных Идеи/Проекты, сделать его похожим на интерфейс программы CarlsbergGroup и создать так называемое «Облако идей».

Вместе с тем, компании необходимо обратить внимание на безопасность своей системы, упрощение иерархии системыи вовлеченность сотрудников в функционирование инновационной системы.

Таким образом, инновационная система ООО «Пивоваренная компания «Балтика» имеет свои недостатки, которые необходимо исправлять для улучшения функционирования инновационной системы, и, следовательно, увеличения синергетического эффекта от ее существования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, в данной работе была проанализирована такая актуальная тема, как инновации и инновационная система предприятия. Для успешного функционирования любому предприятию, компании необходимо создать эффективную инновационную систему, с помощью которой будет построен весь инновационный процесс на предприятии. Если инновационная система функционирует правильно и эффективно, то предприятие получает экономическую прибыль и повышает уровень своей конкурентоспособности. Поэтому так важно знать методы, с помощью которых можно оценить действительную эффективность инновационной системы. В данной работе, эффективность инновационной системы складывается из суммы эффективности инновационных проектов, которые порождает данная система. Следовательно, были рассмотрены способы и методы оценки эффективности инновационного проекта.

Такие методы были приведены в двух первых главах данной работы. В первой главе были предложены те методы, которые рекомендуют Методические рекомендации по оценке проектов и их отбору для финансирования, а во второй главе – та методика оценки эффективности инновационных проектов, которая используется на ООО «Пивоваренная компания «Балтика».

По мнению автора, она является достаточно содержательной и объемной, так как включает в себя расчет таких важных показателей, как NPV, индекс рентабельности и внутренняя норма доходности, которые были рассмотрены в первой главе. Также хотелось бы отметить, что данная методика оценки эффективности инновационного проекта охватывает множество дополнительных полезных показателей, которые в дальнейшем компания может использовать в своих расчетах, например, такой показатель, как EBIT. Также еще одной важной положительной стороной методики является ее систематизированность. Эта сторона позволяет оперативно высчитывать эффективность инновационного проекта, а значит, и быстро оценивать эффективность инновационной системы.


В заключительной, третьей главе были даны рекомендации по улучшению инновационной системы в целом, основываясь на опыте, прежде всего, зарубежных компаний, а также был проведен SWOT-анализ для рекомендаций по улучшению функционирования и оценке эффективности функционирования инновационной системы ООО «Пивоваренная компания «Балтика». В результате, основными рекомендациями являются: соблюдение парадигмы открытых инноваций, сотрудничество как с компаниями CarlsbergGroup, так и с научно-исследовательскими лабораториями, развитие собственных агропроектов, повышение мотивации сотрудников к поддержанию существующей инновационной системы, и, наконец, поддержание уровня безопасности базы данных Идеи/Проекты на высоком уровне.

В заключении можно подвести итоги по результатам, которые были достигнуты в данной выпускной квалификационной работе:

1. Были рассмотрены существующие методы оценок эффективности инновационных проектов, одобренные Методическими рекомендациями по оценке проектов;

2. Была проанализирована инновационная система на ООО «Пивоваренная компания «Балтика»;

3. Был описан метод оценки эффективности инновационных проектов, применяемой на ООО «Пивоваренная компания «Балтика» и с помощью этого метода была оценена эффективность инновационного проекта предприятия:

4. Были даны рекомендации по улучшению функционирования и оценке эффективности функционирования рассмотренной инновационной системы.

Таким образом, можно заключить, что цель выпускной квалификационной работы была достигнута. Поставленные задачи были выполнены, методика оценки конкурентоспособности инновационных проектов на ООО «Пивоваренная компания «Балтика» проанализирована, показана на примере, а рекомендации, необходимые для улучшения функционирования инновационной системы приведены.

Дальнейшая развитие данной тематики возможно в направлении совершенствования оценки эффективности функционирования инновационной системы промышленного предприятия. Представляется, что для полного учета всех факторов, влияющих на работу инновационной системы, необходимо использовать не только уже посчитанные стандартные показатели по проекту, как NPV, IRRи PI, но стоит рассмотреть полный синергетический эффект от ее функционирования. Таким образом, проделанная работа послужит основой для дальнейших исследований на тему оценки эффективности функционирования инновационной системы путем расчета синергетического эффекта.