Файл: Количественные методы анализа и их использование для принятия управленческих решений.pdf
Добавлен: 14.06.2023
Просмотров: 288
Скачиваний: 12
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические и методические основы управленческих решений в системе менеджмента
1.1.Понятие количественных методов в управлении
1.2. Технология разработки и принятия управленческого решения
Формулировка ограничений и критериев принятия решения
Разработка альтернатив решения проблемы
Выбор (принятие) альтернативы решения
Глава 2. практические аспекты разработки управленческих решений в ООО ТД "Индустрия 21 век"
2.1 Организационно – экономическая характеристика ООО ТД "Индустрия 21 век"
Продолжение таблицы 8
3. Прямые переменные затраты, тыс. руб. |
352 388 |
549 408 |
197 020 |
55,91 |
4. Косвенные переменные затраты, тыс. руб. |
101 993 |
159 017 |
57 024 |
55,91 |
5. Прямые постоянные затраты, тыс. руб. |
30 377 |
42 905 |
12 528 |
41,2 |
6. Косвенные постоянные затраты, тыс. руб. |
36 680 |
36 680 |
- |
- |
7. Общая сумма прямых переменных и прямых постоянных затрат, тыс. руб. |
382 765 |
592 313 |
209 548 |
54,7 |
8. Промежуточная маржа п.1-п.7, тыс. руб. |
257 384 |
666 036 |
408 652 |
158,8 |
9. Промежуточная маржа в относительном выражении п.8/п.1, тыс. руб. |
0,402 |
0,529 |
0,127 |
31,6 |
10. Валовая маржа п.1- п.3- п.4, тыс. руб. |
185 768 |
549 924 |
364 156 |
196 |
11. Валовая маржа в относительном выражении п. 10 / п.1, тыс. руб. |
0,2902 |
0,4370 |
0,1468 |
50,6 |
12. Прибыль (валовая) п.1-п.2, тыс. руб. |
118 711 |
470 339 |
351 628 |
296,2 |
13. Порог безубыточности п.5/п.11, тыс. руб. |
104 676 |
98 181 |
-6495 |
-6,2 |
14. Порог рентабельности (п.5+п.6)/п.11, тыс. руб. |
231 072 |
182 117 |
-48 955 |
-21,2 |
15. Запас финансовой прочности п.1-п.14, тыс. руб. |
409 077 |
1 076 232 |
667 155 |
163,1 |
16. Запас финансовой прочности в относительном выражении п.15 /п.1, тыс. руб. |
64 |
86 |
22 |
34,3 |
17. Рентабельность продаж (по валовой прибыли) п.12/п.1, тыс. руб. |
18,5 |
37,4 |
18,9 |
102,2 |
Исходя из вышеприведенных данных проведем углубленный операционный анализ затрат предприятия до и после увеличения мощностей оборудования по производству продукции.
По данным таблицы 8. можно сделать вывод о том, что при увеличении производственных мощностей предприятия на 55,91% прирост выручки от продажи защитной продукции составит 96,6%, а прирост себестоимости продукции - 51,1%.
На 158,8% возрастет промежуточная маржа, т.е. результат от продаж после возмещения прямых переменных и прямых постоянных затрат.
Валовая маржа возрастет на 196% и ее величины будет достаточно не только на покрытие постоянных расходов, но и на формирование прибыли.
Порог безубыточности снизился на 6,2% и показывает, что при увеличении объема производства защитной продукции предприятие должно получить выручку от продаж в сумме 98 181 тыс. руб. для покрытия переменных и прямых постоянных затрат, что на 6 495 тыс. руб. меньше показателя 2015 года.
Таблица 9
Результаты проведения мероприятий по увеличению объема производства ООО ТД «Индустрия 21 век».
Показатель |
Упаковочные материалы |
Расходные материалы |
Средства защиты (с учетом увеличения объема пр-ва) |
В целом по предприятию |
1. Выручка от продаж, тыс.руб. |
28 072 |
501 459 |
1 258 349 |
1 787 880 |
2. Полная себестоимость продукции, в тыс.руб. в т.ч. |
26 057 |
414 680 |
788 010 |
1 228 747 |
3. Прямые переменные затраты, тыс. руб. |
17 609 |
280 241 |
549 408 |
847 258 |
4. Косвенные переменные затраты, тыс. руб. |
5 097 |
81 112 |
159 017 |
245 226 |
5. Прямые постоянные затраты, тыс. руб. |
3 271 |
30 450 |
42 905 |
76 626 |
6. Косвенные постоянные затраты, тыс. руб. |
80 |
22 878 |
36 680 |
59 638 |
7. Общая сумма прямых переменных и прямых постоянных затрат, |
20 880 |
310 691 |
592 313 |
923 884 |
8. Промежуточная маржа п.1-п.7, тыс. руб. |
7 192 |
190 768 |
666 036 |
863 996 |
9. Промежуточная маржа в относительном выражении п.8/п.1, тыс. руб. |
0,25 |
0,38 |
0,529 |
0,4832 |
10. Валовая маржа п.1 -п.3 - п.4, тыс. руб. |
5 366 |
140 107 |
549 924 |
695 396 |
11. Валовая маржа в относительном выражении п10/п.1, тыс. руб. |
0,1912 |
0,2794 |
0,4370 |
0,3890 |
12. Прибыль (валовая) п.1-п.2, тыс. руб. |
2 015 |
86 779 |
470 339 |
559 133 |
Продолжение таблицы 9
13. Порог безубыточности п.5/п.11, тыс. руб. |
17 108 |
108 984 |
98 181 |
196 982 |
14. Порог рентабельности (п.5+п.6)/п.11, тыс. руб. |
17 526 |
190 866 |
182 117 |
350 293 |
15.Запас финансовой прочности п.1 - п.14, тыс. руб. |
10 546 |
310 593 |
1 076 232 |
1 437 587 |
16. Запас финансовой прочности в относительном выражении п.15/п.1, тыс. руб. |
37,5 |
161,9 |
86 |
80 |
17. Рентабельность продаж (по валовой прибыли) п. 12 /п.1, тыс. руб. |
7,2 |
17,3 |
37,4 |
31,3 |
Порог рентабельности снизился на 21,2% и показывает, что при увеличении объема производства средств защиты предприятие должно получить выручку от продаж в сумме 182 117 тыс. руб. для покрытия общей суммы переменных и постоянных затрат, что на 48 955 тыс. руб. меньше выручки от продаж 2015 года.
Запас финансовой прочности возрос на 667 155 тыс. руб. или 163,1% и означает, что предприятие способно выдержать 86-процентное снижение выручки от продаж продукции без серьезной угрозы для своего финансового положения.
Прибыль (валовая) предприятия увеличится на 351 628 тыс. руб. или 296,2%. Рентабельность продаж по валовой прибыли возрастет в 2 раза и составит при увеличении объема производства 37,4%.
Это означает, что на 1 рубль средств, затраченных на производство защитной продукции, предприятие получит 37,4 копейки прибыли, тогда как на начало года только 18,5, что составит 18,9 пункта.
Т.е. можно сделать вывод о том, что мероприятия по увеличению объема производства продукции дали положительный результат и позволили предприятию увеличить прибыль на 296,2%.
Сравним полученные показатели с аналогичными данными до проведения мероприятий по увеличению производственных мощностей в таблице 10.
Сравнение результатов до и после проведения мероприятий по увеличению объема выпуска продукции ООО ТД «Индустрия 21 век»
Показатель |
До проведения мероприятий |
После проведения мероприятий |
Изменения |
||
Абсолют. тыс.руб. |
Относит. % |
||||
1. Выручка от продаж, тыс.руб. |
1 169 680 |
1 787 880 |
618 200 |
52,9 |
|
2. Полная себестоимость продукции, тыс. руб., в т.ч. |
962 175 |
1 228 747 |
266 572 |
27,7 |
|
3. Прямые переменные затраты, тыс. руб. |
650 238 |
847 258 |
197 020 |
30,3 |
|
4. Косвенные переменные затраты, тыс. руб. |
188 202 |
245 226 |
57 024 |
30,3 |
|
5. Прямые постоянные затраты, тыс. руб. |
64 098 |
76 626 |
12 528 |
19,5 |
|
6. Косвенные постоянные затраты, тыс. руб. |
59 638 |
59 638 |
- |
- |
|
7. Общая сумма прямых переменных и прямых постоянных затрат, тыс. руб. |
714 336 |
923 884 |
209 548 |
29,3 |
|
8. Промежуточная маржа п.1-п.7, тыс. руб. |
455 344 |
863 996 |
408 652 |
89,7 |
|
9. Промежуточная маржа в относительном выражении п.8/п.1, тыс. руб. |
0,3893 |
0,4832 |
0,0939 |
24,1 |
|
10. Валовая маржа п.1 - п.3 - п.4, тыс. руб. |
331 240 |
695 396 |
364 156 |
109,9 |
|
11. Валовая маржа в относительном выражении п. 10 / п.1, тыс. руб. |
0,2832 |
0,3890 |
0,1058 |
37,3 |
|
12. Прибыль (валовая) п.1-п.2, тыс. руб. |
207 505 |
559 133 |
351 628 |
169,5 |
|
13. Порог безубыточности п.5/п.11, тыс. руб. |
226 335 |
- 196 982 |
- 29 353 |
-12,9 |
|
14. Порог рентабельности (п.5+п.6) / п. 11, тыс. руб. |
436 921 |
350 293 |
-86 628 |
-19,8 |
|
15. Запас финансовой прочности п.1-п.14, тыс. руб. |
732 759 |
1 437 587 |
704 848 |
96,2 |
|
16. Запас финансовой прочности в относительном выражении п. 15 / п.1, тыс. руб. |
63 |
80 |
17 |
26,9 |
|
17. Рентабельность продаж (по валовой прибыли) п.12 / п.1, тыс. руб. |
17, |
31,3 |
13.5 |
75,8 |
По данным таблицы 10 можно сделать вывод о том, что при увеличении производственной мощности для выпуска продукции на 55,91%, прирост общей выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг составит 52,9%, а прирост себестоимости продукции - 27,7%.
На 89,7 % возрастет промежуточная маржа, т.е. результат от продаж после возмещения прямых переменных и прямых постоянных затрат.
Валовая маржа возрастет на 109,9 % и ее величины будет достаточно нетолько на покрытие постоянных расходов, но и на формирование прибыли.
Порог безубыточности снизится на 12,9% и показывает, что при увеличении объема производства предприятие должно получить выручку от продаж в сумме 196 982 тыс.руб. для покрытия переменных и прямых постоянных затрат, что на 29 353 тыс.руб. меньше показателя 2015 года.
Порог рентабельности снизился на 19,8 % и показывает, что при увеличении объема производства предприятие должно получить выручку от продаж в сумме 350 293 тыс.руб. для покрытия общей суммы переменных и постоянных затрат, что на 86 628 тыс.руб. меньше выручки от продаж 2015 года.
Запас финансовой прочности возрос на 704 848 тыс. руб. или 96,2 % и означает, что предприятие способно выдержать 80-процентное снижение общей выручки от продаж продукции без серьезной угрозы для своего финансового положения.
Прибыль (валовая) предприятия увеличится на 559 133 тыс. руб. или 169,5, %.
Рентабельность продаж по валовой прибыли возрастет в 1,7 раза и составит при увеличении объема производства 31,3%. Это означает, что на 1 рубль затраченных средств предприятие получит 31,3 копейки прибыли, тогда как на начало года получало только 17,8 копеек прибыли, что составляет 13,5 пункта. Т.е. можно сделать вывод о том, что мероприятия по увеличению объема производства продукции дадут положительный результат и позволят предприятию увеличить прибыль на 169,5%.
Мероприятия по изменению ассортиментной политики предприятия
По изложенным выше данным углубленного операционного анализа можно сделать вывод о том, что наиболее прибыльным и рентабельным для предприятия является производство расходных материалов и средств защиты. В тоже время производство упаковки не является в равной степени прибыльным для предприятия, т.к. производство этого вида продукции, исходя из данных приведенных в таблице 30 имеет самый низкий запас финансовой прочности (37,5%) и самую низкую долю валовой маржи, равную 0,1912.
Предположим, что предприятие принимает решение о нецелесообразности производства упаковки и исключает данный вид продукции из производства. При этом постоянные расходы, приходившиеся на долю упаковки, должны быть распределены между двумя оставшимися видами продукции, либо перенесены целиком на один вид продукции.
В то же время производственные линии, выпускающие упаковочные материалы в результате изменения ассортимента освобождаются и могут быть использованы для производства более рентабельной продукции, например, средств защиты, при условии, что не потребует дополнительных вложений в оборудование.
Для определения рациональности отказа от производства упаковочных материалов и загрузки освободившихся производственных мощностей выпуском средств защиты , т.е. исходя из данных таблицы 30. можно сделать вывод о том, что при отказе от производства упаковки и переходе данного оборудования на производство средств защиты все показатели анализа демонстрируют целесообразность принятия такого решения.
В частности, выручка от продаж защитной продукции на 86 831 тыс. руб. или 309,3% выше выручки от продажи упаковки, себестоимость проданной продукции выше на 65 226 тыс.руб. или на 250,3%.
Операционный анализ при изменении ассортиментной политики ООО « Индустрия 21 век».
Показатель |
Упаковочные материалы |
Средства защиты |
Изменения |
|
Абсолют. тыс.руб. |
Относит. % |
|||
1. Объем реализации продукции, тыс.руб. |
9 680 110 |
9 680 110 |
- |
- |
2. Цена реализации, руб. |
2,9 |
11,87 |
||
3. Выручка от продаж, тыс.руб. |
28 072 |
114 903 |
86 831 |
309,3 |
4. Полная себестоимость продукции, в т.ч. |
26 057 |
91 283 |
65 226 |
250,3 |
5. Прямые переменные затраты, тыс. руб. |
17 609 |
65 883 |
48 274 |
274,1 |
6. Косвенные переменные затраты, тыс. руб. |
5 097 |
22 049 |
16 952 |
332,6 |
7. Прямые постоянные затраты, тыс. руб. |
3 271 |
3 271 |
- |
- |
8. Косвенные постоянные затраты, тыс. руб. |
80 |
80 |
- |
- |
9. Общая сумма прямых переменных и прямых постоянных затрат, тыс. руб. |
20 880 |
69 154 |
48 274 |
231,2 |
10. Промежуточная маржа п.3 - п.9, тыс. руб. |
7 192 |
45 749 |
38 557 |
536,1 |
11. Промежуточная маржа в относительном выражении п.10/п.3, тыс. руб. |
0,25 |
0,39 |
0,14 |
56 |
12. Валовая маржа п.3 - п.5 - п.6, тыс. руб. |
5 366 |
26 971 |
21 605 |
402,6 |
13. Валовая маржа в относительном выражении п. 12 / п.3, тыс. руб. |
0,1912 |
0,2347 |
0,0435 |
22,7 |
14. Прибыль (валовая) п.3 - п.4, тыс. руб. |
2 015 |
23 620 |
21 605 |
1 072,2 |
15. Порог безубыточности п.7/п.13, тыс. руб. |
17 108 |
13 937 |
-3 171 |
-18,5 |
16. Порог рентабельности (п.7+п.8)/п. 13, тыс. руб. |
17 526 |
14 278 |
-3 248 |
-18,5 |
17. Запас финансовой прочности п.3 -п. 16, тыс. руб. |
10 546 |
100 625 |
90 079 |
854,2 |
16. Запас финансовой прочности в относительном выражении п. 17 / п.3, тыс. руб. |
37,5 |
87,5 |
50 |
133,3 |
17. Рентабельность продаж (по валовой прибыли) п. 14 / п.3. тыс. руб. |
7,2 |
20,5 |
13,3 |
184,7 |