Файл: Управление миграционными процессами (УПРАВЛЕНИЕ МИГРАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.06.2023

Просмотров: 161

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Соблюдение прав человека и гуманитарное вмешательство, с одной стороны, уважение национального суверенитета и невмешательство во внутренние дела каждой конкретной страны,с другой, - наряду с быстрым развитием новых индустриальных стран растет неравенство между странами и т.д.

Вызовы, формируемые современной миграционной ситуацией, актуализируют задачу совершенствования инструментов управления миграционными процессами на национальном, наднациональном, региональном и глобальном уровнях. Не случайно И. С. Иванов, президент Российского совета по международным делам (РСМД), министр иностранных дел России (1998-2004 гг.), отметил, что «решить миграционную проблему можно, только качественно повысив управляемость глобальной системой в целом - включая ее экономическое, экологическое, политическое и военно-стратегическое измерение. Именно эта задача, на мой взгляд, должна стать важнейшим приоритетом мировой политики на ближайшие десятилетия».[10]

Формирование миграционной политики на глобальном и наднациональном уровне предполагает систему международных договоров, соглашений и других двусторонних и многосторонних нормативно-правовых актов по регулированию межгосударственных территориальных перемещений населения, преследующих социальные, экономические, демографические, геополитические и другие цели.

Концептуальные подходы и механизмы к реализации миграционной политики выработаны во Всемирном плане действий в области народонаселения (1974 г.) и Программе действий в области народонаселения и развития (1994 г.). В числе рекомендаций в области регулирования международной миграции во Всемирном плане действий, в области народонаселения предусмотрены меры по облегчению добровольных межгосударственных миграций; двусторонние или многосторонние консультации с целью гармонизации их политики в области международной миграции; проблемы беженцев и вынужденно перемещенных лиц, в том числе их право на возвращение домой и право на имущество, должны быть урегулированы в соответствии с принципами Устава ООН, со Всеобщей декларацией прав человека и с другими международными документами; [11]

обеспечение надлежащего медицинского обслуживания и услуг социального обеспечения для мигрантов и членов их семей, гарантии их физической безопасности; меры по предотвращению дискриминация на рынке труда и в обществе, защите прав человека и борьбе с предрассудками в их отношении, устранению препятствий на пути воссоединения их семей;


возможность постоянным мигрантам сохранять свое культурное наследие, в том числе за счет использования их родного языка;

разработка национальной и международной политики, направленной на предотвращение «утечки умов»; расширение национальных гражданских прав на иммигрантов; заключение двусторонних или многосторонних соглашений, которые регулировали бы миграцию, вопросы защиты и помощи трудящимся-мигрантам, защиты интересов затронутых миграцией стран.

На Международной конференции по народонаселению в 1984 г. были уточнены общие рекомендации по разработке политики в области международной миграции. В их числе содержались следующие:

- уважение основных прав и свобод человека, к культурной идентичности всех мигрантов;

- содействие взаимной интеграции иммигрантов и населения принимающих стран;

- учет вопросов благополучия мигрантов и их семей, а также демографических последствий миграции;

- сохранение квалифицированных рабочих и специалистов, стимулирование их возвращения, в том числе путем развития благоприятной экономической среды и расширения возможностей трудоустройства;

- уравнение в правах зарегистрированных трудящихся-мигрантов с гражданами стран пребывания; содействие нормализации семейной жизни зарегистрированных трудящихся-мигрантов в принимающих странах через воссоединение семей;

- информационно-просветительские мероприятия с целью повышения осведомленности мигрантов относительно их правового положения и прав, обеспечение реалистичной оценки положения мигрантов, в том числе о наличии рабочих мест;

- уменьшение незаконного въезда, пребывания или трудоустройства нелегальных мигрантов (включая амнистии, другие программы регулирования, пограничный контроль и депортации);

- разработка законов и нормативных актов, направленных на ограничение нелегальной миграции (чтобы быть эффективными содержащиеся в них меры должны распространяться не только на нелегальных мигрантов, но и на тех лиц, которые стимулируют и содействуют нелегальной миграции);

- долгосрочное решение проблем, связанных с беженцами и перемещением беженцев, и работа в направлении устранения причин этих проблем.[12]

В Программе действий в области народонаселения и развития, принятой в 1994 г. и рассчитанной на 20 лет, международной миграции посвящена отдельная X глава. В ней, в частности, указывается, что эффективная политика в области международной миграции должна строиться с учетом ограниченных экономических возможностей принимающей страны, влияния миграции на принимающее общество и ее воздействия на страны происхождения.


Рекомендации по совершенствованию системы управления, процессами международной миграции содержатся и в решениях других всемирных конференций и саммитов, в том числе Всемирных конференций ООН по вопросам окружающей среды и развития (Рио-де-Жанейро, 1992 г.; Йоханнесбург; 2002 г.); [13]

Международной конференции по правам человека (Вена, 1993 г.);

Всемирного саммита по вопросам социального развития (Копенгаген, 1995 г.);

IV Международной конференции по проблемам женщин (Пекин, 1995 г.), Всемирной конференции по проблемам расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и нетерпимости (Дурбан, 2001 г.);

Всемирного саммита (Нью-Йорк, 2005 г.).

Еще одним важным мероприятием межправительственного характера является Бернская инициатива (2001 г.), в рамках которой была выработана Международная программа регулирования миграционных процессов. Особого упоминания заслуживают итоговые рекомендации по совершенствованию регулирования международной миграции на национальном, региональном и глобальном уровнях, подготовленные в 2003-2005 гг. под эгидой Глобальной комиссии по вопросам международной миграции .[14]

В сентябре 2006 г. в Нью-Йорке прошел первый Диалог на высшем уровне по вопросам международной миграции и развития, в ходе которого были рассмотрены многоплановые аспекты международной миграции и развития, включая обмен опытом и информацией о передовой практике в отношении возможных путей максимального увеличения связанных с международной миграцией выгод и уменьшения ее негативных последствий.

По итогам Диалога было принято решение продолжить глобальное обсуждения проблем международной миграции и развития и создать Глобальный форум по проблемам международной миграции и развития (Global Forum on Migration and Development) в качестве места систематического и всеобъемлющего обсуждения проблем, связанных с международной миграцией и развитием. [15]

В октябре 2013 г. в Нью-Йорке состоялся второй Диалог на высшем уровне по вопросам международной миграции и развития. В 2007-2015 гг. прошло восемь совещаний в рамках Глобального форума по проблемам международной миграции и развития (Бельгия -2007 г., Филиппины - 2008 г., Греция - 2009 г., Мексика - 2010 г., Швейцария - 2011 г., Маврикий - 2012 г.; Швеция - 2014 г.), в которых приняли участие представители более 160 государств - членов ООН и более 45 международных организаций; в 2015 г. мероприятия Глобального форума прошли в Турции (Стамбул), в 2016 г. будут организованы в Бангладеш.


Мероприятия Глобального форума позволяют: обеспечить неформальное обсуждение специалистами и лицами, ответственными за принятие решений, актуальных вопросов совершенствования миграционной политики в интересах развития; осуществить обмен передовым опытом в этой области; выявить имеющиеся проблемы в регулировании миграционных процессов на национальном, региональном и международном уровнях; обсудить возможности для установления партнерских отношений и сотрудничества между странами, международными организациями и диаспорами по вопросам миграции и развития.

1 января 2016 г. официально вступила в силу Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, принятая мировыми лидерами под эгидой Организации Объединенных Наций. Новая Повестка - это призыв к странам начать работу над достижением целей устойчивого развития. Цели устойчивого развития, единогласно принятые всеми государствами-членами ООН в ходе исторического саммита в сентябре 2015 года, направлены на удовлетворение потребностей населения как развитых, так и развивающихся стран. Новая амбициозная Повестка дня включает в себя все три составляющих устойчивого развития - социальную, экономическую и экологическую, а также вопросы мира и справедливости. [16]

Таким образом, важнейшие инструменты государственной политики в иммиграционной сфере должны быть гибкими и вариативными, допускающими рестрикции и принуждение селективно, т.е. только к тем, кто нарушает «правила проживания», устанавливаемые законом. В этом случае основы толерантного сосуществования различных народов и культур, традиционно согласующиеся с теорией и практикой демократии и гражданского общества, не только не будут ущемлены, но могут быть творчески развиты на фоне бурно протекающих глобализационных процессов в мире.[17]

Накануне Всемирного гуманитарного саммита (май 2016 г.) и в рамках подготовки к встрече на высшем уровне по вопросам миграции в сентябре 2016 г. Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун представил доклад «В условиях безопасности и достоинства: решение проблемы перемещений больших групп беженцев и мигрантов», в котором изложены рекомендации относительно коллективных мер по обустройству и защите беженцев и мигрантов.

Он отметил, что война, нарушения прав человека, экономические потрясения, изменение климата и стихийные бедствия заставляют все большее число людей покидать свои дома. В докладе говорится, что за последние 15 лет число международных мигрантов увеличилось на 40%. Пан Ги Мун отметил, что более 60 млн человек (половина из них дети) бежали от насилия или преследований и стали теперь беженцами или внутренними переселенцами. [18]


Более 225 млн человек - это мигранты, которые покинули свои страны в поисках лучших возможностей или попросту с целью выжить. Генеральный секретарь ООН призвал страны к взаимовыручке и поддержке. В своем докладе он рекомендовал заключить «глобальный договор» об общей ответственности за прием беженцев и мигрантов.

Подчеркнув, что беженцы и мигранты вносят важный вклад в развитие принимающих их общин и помогают странам своего происхождения, Пан Ги Мун призвал принимать более решительные меры по их социальной и экономической интеграции, а политических и общественных лидеров - выступить против дискриминации и нетерпимости. «Настало время, чтобы строить мосты, а не стены, между людьми», - подвел итог Генеральный секретарь ООН .

Первый Всемирный саммит по гуманитарным вопросам прошел 23 и 24 мая 2016 г. в Стамбуле (Турция) после трех лет широкомасштабных консультаций, в которых приняло участие более 23 тыс. человек в 153 странах мира. В его рамках состоялась специальная сессия «Мигранты и оказание гуманитарной помощи». Было принято решение добиваться обязательств со стороны стран происхождения и принимающих по введению в действие соответствующих мер для более эффективной защиты и помощи уязвимым мигрантам, находящимся в затруднительном положении, в кризисных ситуациях .[19]

Запланированное на 19 сентября 2016 г. пленарное заседание высокого уровня Генеральной Ассамблеи для решения проблемы перемещений больших групп беженцев и мигрантов дает уникальную возможность для укрепления и применения существующих механизмов и для разработки принципиально новых способов решения проблемы перемещений больших групп людей. Государства-члены должны найти способы эффективного контроля своих национальных границ, обеспечивая при этом защиту прав человека всех беженцев и мигрантов. Необходимо устранить причины вынужденного перемещения людей и незаконной миграции, разработать механизмы для более эффективного и предсказуемого реагирования на ситуации перемещений больших групп людей, и признать тот вклад, который беженцы и мигранты вносят в жизнь принимающих общин.

Пан Ги Мун подчеркнул, что взаимосвязанному миру необходим такой подход к перемещению людей, который основан не на закрытии границ и криминализации, а на уважении человеческого достоинства.