Файл: Управление миграционными процессами (УПРАВЛЕНИЕ МИГРАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.06.2023

Просмотров: 159

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2 УПРАВЛЕНИЕ МИГРАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ МЕЖДУНАРОДНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

В настоящее время значительное число учреждений и организаций, прежде всего ООН, а также региональных группировок занимаются проблемами, связанными с миграцией населения и трудовых ресурсов. Комиссия ООН по народонаселению располагает соответствующим фондом, часть которого используется на субсидирование национальных программ в области миграции населения. Деятельность Международной организации труда (МОТ) в качестве одной из целей предусматривает регулирование миграции населения.

Ряд международных договоров, принятых ВОЗ, содержит специальные нормы, которые касаются физического состояния трудящихся-мигрантов. В конвенциях ЮНЕСКО имеются положения, касающиеся трудящихся-мигрантов и членов их семей.

Возрастает роль Международной организации по миграции (МОМ), целью которой является обеспечение упорядоченной и плановой международной миграции, ее организация, обмен опытом и информацией по указанным вопросам. [20]

Основная нагрузка ложится на Министерство иностранных дел, которая ведет непосредственную работу через представительства за рубежом.

В этом плане роль посольства и консульской службы в вопросах миграции населения очень значительна. Они играют большую роль в защите прав и интересов граждан за рубежом в процессе трудовой и иной деятельности.

Правительственная поддержка в странах назначения осуществляется через атташе по вопросам труда. Назначение атташе регулируется ст. 7–11 Венской конвенции 1961 г. о дипломатических отношениях. Атташе, являясь представителями своих департаментов или министерств, работают в качестве дипломатов под управлением главы миссии. Согласно Венской конвенции атташе и их семьи пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетом.

Атташе по вопросам труда является членом дипломатической миссии, назначается министерством или департаментом труда и отвечает за установление отношений в области труда между его страной и страной проживания. В обязанности атташе по вопросам труда входят: [21]

– защита зарубежных рабочих, находящихся под юрисдикцией его дипломатической миссии;

– принятие мер по исследованию и определению возможностей трудоустройства;

– поддержка разработки политики в области труда;

– содействие установлению хороших отношений в области труда со страной проживания.


Глава миссии несет общую ответственность за развитие уже налаженных отношений, а консульская служба отвечает за защиту своих граждан в стране проживания. Атташе по вопросам труда обладает полномочиями, которые за счет сотрудничества с другими сотрудниками консульства и дипломатами позволяют защищать граждан в области занятости в рамках юрисдикции дипломатической миссии.[22]

Первоочередной задачей атташе по вопросам труда является защита трудовых и личных прав мигранта, включая:

– поддержку его прав и достоинства как личности и как работника;

– обеспечение гарантии того, что он не подвергается эксплуатации и дискриминации;

– предоставление поддержки по всем вопросам, касающимся его контракта или занятости;

– удостоверение, что сроки и условия контракта по трудоустройству работника соответствуют законам и правилам страны проживания, а контракт является законным и справедливым;

– поддержку трудящимся-мигрантам в получении полагающихся им выплат или пособий независимо от того, должны ли они быть выплачены работодателем, вербовщиком, агентством занятости или правительством страны проживания из средств, предназначенных для этой цели;

– обеспечение защиты недокументированных мигрантов – жертв торговли людьми или незаконного вывоза – и упрощение их репатриации;

– обеспечение защиты прав и благосостояния трудящихся мигрантов-женщин, внимание к их нуждам и защита их от правонарушения и эксплуатации сексуального характера;

– предоставление консультации или информации трудовым мигрантам для решения проблем, связанных с их трудоустройством, или в случаях, когда эти проблемы отражаются на их работе. [23]

Атташе по вопросам труда служит агентом не только для защиты прав трудящихся-мигрантов, но и по поиску и развитию эффективных возможностей занятости для соотечественников. Задачи атташе в этой области следующие:

– постоянное проведение исследований тенденций рынка руда в рамках его обязанностей;

– сбор и анализ информации о ситуации в сфере занятости и других сопутствующих факторов;

– непрерывная организация тренингов или курсов повышения квалификации для членов сообщества трудящихся-мигрантов, которые входят в рамки его обязанностей;

– удостоверение специальной доверенности, подписанной работодателями принимающей страны, в которой утверждается, что их компании существуют и функционируют в стране на законных основаниях и др.


Миссия МОМ, принимает участие в заседаниях представителей агентств ООН в Кыргызстане, в работе тематических групп, в конференциях и других мероприятиях, проводимых под эгидой ООН. Основой для такого партнерства служит целый ряд программ и проектов, реализуемых МОМ в тесном сотрудничестве с рядом агентств системы ООН, аккредитованных в республике. [24]

В сферу обязанностей регионального представительства МОМ, входит осуществление деятельности. Все остальные агентства системы ООН осуществляют свою деятельность из своих головных офисов через постоянного координатора ООН.

МОМ была создана в 1951 г. и является ведущей межправительственной организацией в сфере миграции. В нее входит 116 государств, она имеет свыше 1 400 активных проектов. Деятельность МОМ посвящена поощрению гуманной упорядоченной миграции для всеобщего блага. Она обеспечивает услуги и консультации правительствам и мигрантам и поощряет международное сотрудничество по вопросам миграции.

МОМ работает в четырех широких областях управления миграцией:

– миграция и развитие;

– упрощение миграции;

– регулирование миграции;

– вынужденная миграция.

Комплексная деятельность включает поощрение развития международного законодательства, политические дебаты и наставления, защиту прав и здоровья мигрантов, а также гендерные аспекты миграции. [25]

Трудовая миграция является важной комплексной проблемой. Целью МОМ в области трудовой миграции является содействие разработке политических и практических решений, которые могут по отдельности и совместно принести пользу заинтересованным правительствам, мигрантам и организациям путем:

– обеспечения служб эффективной защиты и поддержки трудовых мигрантов и их семей;

– стимулирования экономического и социального развития;

– поощрения легальных форм мобильности рабочей силы как альтернативы нерегулярной миграции. [26]

Своим глобальным присутствием в странах эмиграции и иммиграции МОМ вносит порядок в действие механизмов трудовой миграции с обеих сторон, что уравновешивает различные интересы.

Программа МОМ в области трудовой миграции включает:

– наращивание потенциала правительств;

– предотъездную ориентацию мигрантов, рост уровня информированности и предоставление информации;

– содействие заключению двусторонних договоренностей в области труда и реализации программ трудовой миграции.


ВЫВОД

Предметом деятельности МОТ являются защита трудящихся-мигрантов и улучшение условий их труда. 92-я сессия Международной конференции труда в июне 2004 г. единогласно приняла документ «Резолюция и выводы по вопросу справедливого обращения с трудовыми мигрантами в глобальной экономике».

В решении отмечено, что мандат МОТ в сфере труда, а также компетентность и уникальная трехсторонняя структура организации возлагают на нее особую ответственность по отношению к трудящимся-мигрантам. МОТ может играть центральную роль в продвижении политики максимизации рисков трудовой миграции.

ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ МИГРАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ В РОССИИ

2.1. МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ МИГРАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ В РОССИИ. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Миграционные процессы влекут за собой изменения в социальной и демографической структуре российского общества. Они оказывают существенное влияние на общественное разделение и уровень оплаты труда, на рынок труда в целом, а также на уровень социальной напряженности в регионах с длительным и интенсивным притоком людей. [27]

Прежде всего, миграции оказывают большое влияние на демографические процессы. Они приводят к изменениям половозрастной и социальной структуры населения в районах, откуда мигранты уезжают и куда приезжают. [28]

В районах с оттоком, превышающим темпы воспроизводства населения, численность его сокращается, снижается рождаемость, поскольку в миграциях участвует преимущественно молодое население. Соответственно, в этих регионах увеличивается доля населения старших возрастных групп. В районах же притока мигрантов повышается доля молодых возрастов и, как правило, возрастают темпы воспроизводства населения.

Целями регулирования миграционных процессов в России являются обеспечение устойчивого социально-экономического и демографического развития страны, национальной безопасности РФ, удовлетворение потребностей растущей российской экономики в трудовых ресурсах, рациональное размещение населения на территории страны, использование интеллектуального и трудового потенциала мигрантов для достижения благополучия и процветания Российской Федерации. [29]


Регулирование миграционных процессов в России основывается на следующих принципах:

− защита прав и свобод человека на основе законности и неуклонного соблюдения норм международного права;

− защита национальных интересов и обеспечение безопасности Российской Федерации;

− сочетание интересов личности, общества и государства;

− дифференцированный подход государства к решению проблем различных категорий мигрантов.

Основными направлениями деятельности по регулированию миграционных процессов являются :

1. Создание единой системы миграционного контроля на территории России совершенствование деятельности государственных органов исполнительной власти, осуществляющих миграционного контроля на территории России, координация их взаимодействия с органами пограничного и таможенного контроля;

2. Усиление ответственности органов исполнительной власти субъектов РФ за нарушение миграционного законодательства Российской Федерации;

3. Предоставление соответствующим федеральным органам исполнительной власти иностранным

4. Реализация мер по выдворению незаконных мигрантов из Российской федерации в государства гражданской принадлежности или постоянного проживания.

Особенности развития миграционной ситуации в Российской Федерации в последнее десятилетие обусловлены политическими и социально-экономическими переменами.

Правительство России в этих условиях формирует активную миграционную политику, для осуществления которой в стране была принята «Концепция регулирования миграционных процессов в Российской Федерации». Реализация миграционной политики обеспечивается путем взаимодействия Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов РФ. Основана государственная миграционная политика на нормах международного права, положениях Конституции РФ, федеральных законах и нормативных правовых актах . [30]

На сегодняшний день построение эффективной миграционной политики – приоритет национальных проектов большинства современных государств, поскольку миграционные процессы в XX веке оказывают значительное влияние на экономические, политические и культурные институты как государств исхода мигрантов, так и принимающих государств.

Зарубежный опыт в миграционной политике стран Европейского Союза, несмотря на некоторые различия и национальные особенности, характеризуется в настоящее время следующими принципами: