Файл: Учет наличных денежных средств в кассе предприятия (Теоретические основы учета наличных денежных средств в кассе предприятия)..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.06.2023

Просмотров: 55

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В кассе предприятия денежные средства могут храниться:[20, c.10]

    • в виде наличных средств;
    • в виде денежных документов;
    • на счетах в банковских учреждениях;
    • в чековых книжках и т.д.

Учет кассовых операций в действующем плане счетов производится на счете 50 «Касса». Счет 50 «Касса» предназначается для обобщения и систематизации информации о фактическом наличии и движении денежных средств в кассах предприятия.

Если предприятие нуждается в открытии субсчетов ко счету 50 «Касса», то открыты могут быть следующие:

50-1 «Касса организации»,

50-2 «Операционная касса»,

50-3 «Денежные документы» и др.

Основные бухгалтерские проводки по учету денежных средств отражает таблица 1.[12, c.55]

На субсчете 50-1 «Касса организации» производится учет денежных средства в кассе предприятия. В том случае, если предприятие осуществляет кассовые операции с иностранной валютой, к счету 50 «Касса» открываются субсчета, позволяющие вести учёт отдельно, по каждой наличной иностранной валюте.

Субсчет 50-2 «Операционная касса» открывается организацией в случае необходимости. Например, тогда, когда предприятие имеет денежные средства в билетных кассах речных переправ, кассах портов, отделений связи вокзалов и др.

На субсчете 50-3 «Денежные документы» производится учет различных денежных документов, находящихся в кассе. Это могут быть почтовые, вексельные марки, марки госпошлины, оплаченные авиабилеты и др.

Таблица 1

Схема бухгалтерских проводок по учету денежных средств[11, c.42]

пп

Содержание операции

Дебет

Кредит

1.

Перечислены денежные средства с расчетного счета в кассу

50

51

2.

Выдана заработная плата

70

50

3.

Возвращены неиспользованные подотчетные суммы

50

71

4.

Израсходованы денежные средства на мелкие канцелярские расходы

26

50

5.

Получено за продукцию

50

90

6.

Получена выручка от реализации продукции

51

90

7

Перечислено поставщикам

60

51

8.

Перечислено кредитора

76

51

9.

Получены краткосрочные кредиты и займы.

51

66

10.

Погашены краткосрочные кредиты и займы

66

51

11.

Погашены налоги и платежи в бюджет

68

51

13.

Перечислено поставщикам за предоставленные ТМЦ

60

51

14.

Получена оплата за товары

51

62


Когда в организации имеется специальное помещение, оборудованное под кассу, в ней должен быть и сотрудник отвечающий за кассу – кассир. Он должен быть обязательно совершеннолетним, а именно старше 18 лет. Есть возможность того, чтобы в некоторых небольших организациях обязанностью кассира может быть наделен другой сотрудник (главный бухгалтер, бухгалтер и т. д.). Для такой возможности руководителем должен быть сформирован в произвольной форме и издан специальный приказ. В нем определяется ответственное лицо, которое несет на себе все обязанности кассира.

Оформление дебета счета 52 «Валютный счет» наглядно отражает рисунок 1.

Сальдо 1 - остаток денежных средств на начало периода (в валюте и в рублях)

Списание валютных средств (-).

Отправлена валюта на продажу. Дт сч. 57.

Оплачены материальные ценности (услуги), приобретенные у импортера Дт сч. 60.

Оплачены услуги по экспедированию, транспортировке грузов при осуществлении экспортно-импортных операций. Дт сч. 76.

Отражена отрицательная курсовая разница.

Дт сч. 91/2

Поступление валютных средств (+).

Поступила выручка от экспортеров. Кт сч. 62. Поступил аванс от экспортеров в счет будущих поставок. Кт сч. 62/авансы.

Отражена положительная курсовая разница. Кт сч. 91/1

Оборот по дебету

Оборот по кредиту

Сальдо 2 - остаток денежных средств на конец периода (в валюте и в рублях)

Рис. 1. Оформление дебета счета 52 «Валютный счет», активный кредит[20, c.10]

Прежде всего ответственное лицо (кассир) должен ознакомиться с определенным документом – нормативом. Такой норматив называется «Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации». После чего вторым шагом является расписка об ознакомлении. Пишется такая расписка в свободной форме. Затем, третьим шагом, с кассиром заключается стандартный договор о полной индивидуальной материальной ответственности. После заключения договора всеми документами, связанными с кассой, руководит ответственное лицо и единственное имеет право их подписи. Таким правом наделены только заключившие договор сотрудники и им строго запрещено передавать право подписи сторонним людям.

По отсутствию ответственного лица в связи с различными обстоятельствами (болезнью или отпуском) назначается другое ответственное лицо, которое проходит те же стандартные процедуры, что и кассир. В больших организациях бывает большой штат сотрудников и в него могут входить сразу несколько кассиров, в таком случае выбирается и назначается главный кассир. Именно он несет ответственность за работу всех своих подчиненных – кассиров.


При обстоятельствах увольнения кассира и прихода на его места другого работника производится ревизия кассы. Для данного мероприятия издается приказ руководителем. Назначается и собирается комиссия. Кассовое помещение должно быть должным образом изолированным. В сейфовом помещении должны находиться денежные ценности и иные вещи, представляющие ценность. В кассовом помещении ни одно лицо, в том числе и кассир, не имеет права хранить никакие вещи, представляющие ценность в кассовом помещении. В том случае, если проводится проверка и в ее результате выясняется, что в кассе присутствуют лишние деньги, это должным образом фиксируется, и на организацию накладывается штраф. Причина, по которой ценности находились в данном месте, не выясняются и считаются неважными. Обстоятельства могут быть самые разные, связанные или не связанные с рабочим процессом, с деятельностью организации или деятельностью сотрудников. Наказание для организации будет неминуемо.[26, c.73]

Двери должным образом должны находиться закрытыми с внутренней стороны кассиром. Кроме кассира никакие люди, не относящиеся к кассе, не имеют права входить в данное помещение. Доступ к сейфу, как и хранение ключей, может быть осуществлен только кассиром. Ключи никому не могут быть переданы. Что же касается дубликатов ключей, то они находятся только в опечатанном пакете, который опечатывает кассир, и хранятся внутри организации у руководителя.

Что касается документов, в первую очередь существуют приходный и расходный кассовые ордера, соответственно названию, эти документы фиксируют поступление либо выдачу денежных средств. Имеются две части (ордер, квитанция к нему). Обе части имеют одинаковое содержание. Данный документ заполняется бухгалтерией и на нем ставится подпись главного бухгалтера или уполномоченного руководителем на подпись лица (в случае расходного кассового ордера – еще и подпись руководителя). Это такой вид документов, в котором не допускается ни единой ошибки, в противном случае он не имеет никакой силы и должен быть аннулирован.

Данный документ должен быть зарегистрирован бухгалтерией в специальном журнале, регистрирующем приходные и расходные кассовые документы. Только после этого он будет предан в кассу.

После получения кассиром на руки приходного или расходного кассового ордера и проверки на правильность заполнения могут производиться выдача или получение денежных средств из кассы или в кассу. Все ордера должны быть зарегистрированы в кассовой книге.


Кассовая книга в любой организации может быть только одна. Ведется строго с нумерацией каждой страницы, должна быть прошнурована и обязательно опечатана. По пришествии отчетного года количество листов заверяется руководителем и главным бухгалтером, и данная книга опечатывается. Осуществление контроля правильного ведения этого документа возлагается на главного бухгалтера.[18, c.82]

Работа с наличными денежными средствами требует большой ответственности. На руководителя, главного бухгалтера и кассира возлагается выполнение строгих правил по ведению наличных расчетов, с соблюдением которой деятельность организации, связанная с наличностью, будет функционировать должным образом.[29, c.21]

В итоге следует, что в период финансово-экономической нестабильности основной проблемой для предприятий является проблема выживания и обеспечения развития. В условиях стремительного развития и применения современных технологий, усиления конкурентной борьбы, основным фактором повышения эффективности хозяйственной деятельности предприятий является создание действенной системы учета и контроля за движением денежных средств. На современном этапе развития науки о хозяйственном контроле ученые выделяют два вида контроля во внутренней среде предприятия – внутренний аудит и внутренний контроль. Значительное количество отечественных исследователей считает, что внутрихозяйственный контроль – это независимая оценка соответствия деятельности предприятия поставленной задачей. Однако Международными стандартами аудита определено, что внутренний контроль – это процесс для обеспечения достаточной уверенности в достижении целей предприятия относительно достоверности финансовой отчетности, эффективности и результативности деятельности. Законодательная база последнего периода совершенствуется в сторону усложнения и детальной регламентации кассовых процессов.

2. ПРАКТИКАОРГАНИЗАЦИИУЧЕТАКАССОВЫХОПЕРАЦИЙВООО «ДОРЖИЛСТРОЙ»

2.1. Краткая характеристика деятельности и финансово-учётная деятельность ООО «ДорЖилСтрой»

Общество с ограниченной ответственностью «ДорЖилСтрой» (ООО «ДорЖилСтрой») создано в январе 2010 года. Общество является юридическим лицом и действует на основании устава и законодательства Российской Федерации. Органами управления общества являются общее собрание учредителей.


Основным видом деятельности ООО «ДорЖилСтрой» является строительство жилых и нежилых зданий. Генеральный директор организации - Папян Ваге Юрикович. ООО «ДорЖилСтрой» находится по адресу: Москва г, ул. Коккинаки, д.8, 125319.

На сегодняшний день численность работников ООО «ДорЖилСтрой» составляет сто двенадцать человек. Основной кадровый состав работает в организации долгое время, имеет большой профессиональный опыт, постоянно совершенствуется и обучается, успешно применяя при этом новые экономические и маркетинговые технологии, разрабатывает современные управленческие решения.

Таблица 2

Воздействующие факторы на деятельность подразделений

Факторы влияющие на организационную структуру

Оценка

Благоприятные факторы

Растущий рынок
Неудовлетворенность спроса в определенных сегментах

Неблагоприятные факторы

Недозагруженность производственных мощностей других российских компаний

Сильные стороны

Хорошее положение по качеству по сравнению с другими российскими производителями. Хорошее положение по затратам

Слабые стороны

Недостаточное внимание к потребностям покупателей

Возможные пути развития

Снизить затраты для расширения рынка

Анализ движения кадров ООО «ДорЖилСтрой»за 2013 – 2015 годы отражает таблица 3.

Таблица 3

Анализ движения кадров ООО «ДорЖилСтрой»за 2013 – 2015 гг.

№ п/п

Показатели

2013

год

2014 год

2015 год

Изменения

2014 г. от

2013 г.

(+,-)

2015 г. от

2014 г.

(+,-)

1

2

3

4

5

6

7

1

Среднесписочная численность работающих, человек, в том числе

115

116

112

1

-3

2

Принято, человек

15

14

12

-1

-3

3

Выбыло человек, в том числе:

14

18

20

4

6

4

1) в связи с уходом на пенсию

2

3

3

1

1

5

2) по истечению срока трудового договора

1

2

1

1

0

6

3) в связи с сокращением

-

1

-

-

-

7

4) в связи с призывом в армию

1

1

-

0

-

8

5) в связи переводом на другое предприятие

-

1

7

-

-

9

6) по собственному желанию

8

5

5

-3

-3

10

7) в связи со смертью

-

1

1

-

-

11

8) в связи с нарушением трудовой дисциплины

1

2

1

1

0

12

9) по состоянию здоровья

1

2

2

1

1