Добавлен: 14.06.2023
Просмотров: 386
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Возможности применения курьерской доставки
1.1. Структура курьерской доставки
1.2. Аутсорсинг в доставке курьером товаров
Глава 2. Перспективы развития курьерской доставки в интернет-сегменте
2.1. Рыночные условия интернет-магазинов доставки
2.2. Формирование устойчивости компании при дистанционной торговле
Рисунок А.2 – Модель AS-IS подпроцесса «Регистрация заказа»
Подпроцесс «Прием груза у отправителя» начинается с того, что курьер прибывает к отправителю и производит замер габаритов груза и его взвешивание. После этого он вносит данные параметры в товарно-транспортную накладную (ТТН) и рассчитывает фактическую стоимость заказа и осуществляет прием платежа. Модель подпроцесса «Прием груза у отправителя» представлена на рисунке А.3.
Рисунок А.3 – Модель AS-IS подпроцесса «Прием груза у отправителя»
Рассмотрим подпроцесс «Составление путевого листа». Диспетчер, просматривая «Журнал учета заказов», отбирает заказы на текущую дату и сортирует их по районам города. Затем он вручную составляет наиболее удобный для доставки маршрут по каждому району. Модель подпроцесса «Составление путевого листа» представлена на рисунке А.4.
Рисунок А.4 – Модель AS-IS подпроцесса «Составление путевого листа»
В данной работе в качестве метода оценки стоимостных затрат был выбран функционально-стоимостной анализ. Функционально-стоимостной анализ представляет собой метод системного исследования различных объектов, который основан на выявлении функций этих объектов в более общей системе, а также на поиске наиболее дешевых способов выполнения главных и необходимых функций этих объектов. Этот метод направлен на обеспечение потребительских свойств объектов и минимальных затрат на их проявление на всех этапах бизнес-процесса [4].
Для проведения стоимостного анализа текущих процессов в курьерской службе необходимо выделить затраты, возникающие в ходе деятельности предприятия. Выделенные затраты представлены в таблице 4.
Таблица 4 – Классификация затрат курьерской службы
Постоянные |
Прямые:
|
Косвенные:
|
Переменные |
Прямые:
|
Косвенные:
|
Для оценки данных затрат были выделены следующие функции:
- регистрация заказа;
- забор/доставка груза;
- взаимодействие со складом;
- составление путевого листа.
Отнесение переменных затрат на выделенные функции представлено в таблице 5.
Таблица 5 – Отнесение переменных затрат на функции
Функция |
Вид затрат |
Регистрация заказа |
Электроэнергия |
Канцелярия |
|
Забор/доставка груза |
Обслуживание автомобиля |
Взаимодействие со складом |
Обслуживание автомобиля |
Электроэнергия |
|
Канцелярия |
|
Составление путевого листа |
Электроэнергия |
Канцелярия |
Для того, чтобы определить сколько конкретно тратит предприятие по каждому виду переменных затрат на выполнение каждой функции, воспользуемся формулой (1):
где – переменные затраты на функцию k,
– затраты на операцию j, выполняемые в рамках функции k,
– тариф на операцию j.
Тогда воспользовавшись формулой (1) получаем следующие результаты вычислений, представленные в таблице 6.
Таблица 6 – Переменные затраты
Функции |
Переменные затраты, на ед |
Суммарные переменные затраты, руб. |
|
Вид затрат |
Тариф |
||
Регистрация заказа |
Электроэнергия |
3,5 |
1 050 |
Канцелярия |
20 |
6 000 |
|
Забор/доставка груза |
Обслуживание автомобиля |
100 |
30 000 |
Взаимодействие со складом |
Обслуживание автомобиля |
100 |
30 000 |
Электроэнергия |
3,5 |
1 050 |
|
Канцелярия |
20 |
6 000 |
|
Составление путевого листа |
Электроэнергия |
3,5 |
1 050 |
Канцелярия |
20 |
6 000 |
Отнесение постоянных затрат на функции представлено в таблице 7.
Таблица 7 – Отнесение постоянных затрат на функции
Функция |
Вид затрат |
Регистрация заказа |
З/П рабочих |
Мобильная связь |
|
Коммунальные платежи |
|
З/П АУП |
|
Аренда офиса |
|
Забор/доставка груза |
З/П рабочих |
Амортизация основных средств |
|
Мобильная связь |
|
З/П АУП |
|
Взаимодействие со складом |
З/П рабочих |
Амортизация основных средств |
|
Коммунальные платежи |
|
З/П АУП |
|
Аренда склада |
|
Составление путевого листа |
З/П рабочих |
Коммунальные платежи |
|
З/П АУП |
|
Аренда офиса |
Для того, чтобы определить сколько конкретно тратит предприятие по каждому виду постоянных затрат на выполнение каждой функции, воспользуемся формулой (2):
где – постоянные затраты вида s,затрачиваемые при выполнении функции k ,
– суммарные постоянные затраты вида s,
– критерий распределения постоянных затрат вида s.
Суммарные постоянные затраты на рассматриваемом предприятии по видам затрат в месяц составляют: з/п рабочих – 80000 руб., амортизация основных средств – 5000 руб., мобильная связь – 1200 руб., коммунальные платежи – 7000 руб., з/п АУП – 20000 руб., аренда склада – 40000 руб., аренда офиса – 30000 руб.
Тогда определив критерии распределения постоянных затрат по функциям и произведя расчет по формуле (2) получаем следующий результат, представленный в таблице 8.
Таблица 8 – Постоянные затраты
Функция |
Вид затрат |
Сs |
Krk |
Cks |
Регистрация заказа |
З/П рабочих |
80 000 |
3 |
24 000,00 |
Мобильная связь |
1 200 |
2 |
800,00 |
|
Коммунальные платежи |
7 000 |
2 |
2 333,33 |
|
З/П АУП |
20 000 |
4 |
8 000,00 |
|
Аренда офиса |
30 000 |
2 |
20 000,00 |
|
Забор/доставка груза |
З/П рабочих |
80 000 |
4 |
32 000,00 |
Амортизация основных средств |
5 000 |
2 |
3 333,33 |
|
Мобильная связь |
1 200 |
1 |
400,00 |
|
З/П АУП |
20 000 |
2 |
4 000,00 |
|
Взаимодействие со складом |
З/П рабочих |
80 000 |
1 |
8 000,00 |
Амортизация основных средств |
5 000 |
1 |
1 666,67 |
|
Коммунальные платежи |
7 000 |
3 |
3 500,00 |
|
З/П АУП |
20 000 |
1 |
2 000,00 |
|
Аренда склада |
40 000 |
1 |
40 000,00 |
|
Составление путевого листа |
З/П рабочих |
80 000 |
2 |
16 000,00 |
Коммунальные платежи |
7 000 |
1 |
1 166,67 |
|
З/П АУП |
20 000 |
3 |
6 000,00 |
|
Аренда офиса |
30 000 |
1 |
10 000,00 |
Суммарные затраты по каждой из функций представлены в таблице 9.
Таблица 9 – Суммарные затраты по функциям
Функция |
Суммарные переменные затраты |
Суммарные постоянные затраты |
Суммарные затраты |
Регистрация заказа |
7 050,00 |
55 133,33 |
62 183,33 |
Забор/доставка груза |
30 000,00 |
39 733,33 |
69 733,33 |
Взаимодействие со складом |
37 050,00 |
55 166,67 |
92 216,67 |
Составление путевого листа |
7 050,00 |
33 166,67 |
40 216,67 |
Итого |
264 350,00 |
||
Стоимость одного заказа |
881,17 |
Проанализировав модель AS-IS можно сделать вывод о том, что бизнес-процесс курьерской доставки является не достаточно эффективным, так как в виду отсутствия автоматизации вся работа с документооборотом выполняется вручную, составленные вручную путевые листы содержат в себе неоптимальные маршруты доставки груза.
2.2. Формирование устойчивости компании при дистанционной торговле
Для оптимизации бизнес-процесса курьерской доставки на предприятии предлагается внедрить АИС, автоматизирующую часть работы связанной с введением документооборота, а также составляющую оптимальные маршруты для доставки грузов на основе задачи коммивояжера. Внедряемая АИС будет выполнять все функции диспетчера, поэтому предлагается упразднить данную должность – подобная мера позволит снизить стоимостные затраты на выполнение бизнес-процесса курьерской доставки.
Бизнес-процесс курьерской доставки в модели TO-BE, так же как и в модели AS-IS, состоит из шести подпроцессов: регистрация заказа, прием груза у отправителя, прием груза на склад и его сортировка, составление путевого листа, загрузка машины, доставка груза получателю; и трех работ: составление предварительной ТТН, отправка платежных документов бухгалтеру и выбор курьера. Отличие состоит в том, что вместо дорожки «диспетчер» появилась дорожка «АИС», так же появился новый объект данных такой, как база данных. Модель данного бизнес-процесса представлена на рисунке Б.1.
Рисунок Б.1 – Модель TO-BE бизнес-процесса курьерской доставки
Для того чтобы лучше понять специфику улучшенного бизнес-процесса курьерской доставки, рассмотрим более подробно каждый из его подпроцессов.
Подпроцесс «Регистрация заявки» в модели TO-BE является полностью автоматизированным: отправитель на сайте компании выбирает тип груза, выбирает время и адреса забора и доставки груза, и на основе этих данных АИС рассчитывает предварительную стоимость заказа. Если отправителя устраивает данная стоимость, то АИС регистрирует данный заказ в своей базе данных. Модель данного подпроцесса представлена на рисунке Б.2.
Рисунок Б.2 – Модель TO-BE подпроцесса «Регистрация заказа»
Подпроцесс «Прием груза у отправителя» является частично автоматизированным. Как и в модели AS-IS, курьер прибывает к отправителю и производит измерение веса и объема груза. Далее он вносит полученные данные через приложение на корпоративном планшетном компьютере в АИС, которая рассчитывает фактическую стоимость заказа. После этого курьер вносит сведения о грузе (вес, объем, стоимость доставки) в твердую копию ТТН и передает ее отправителю. Далее производится прием платежа посредством либо наличного, либо безналичного расчета, и отправителю на руки выдается квитанция. Модель данного подпроцесса представлена на рисунке Б.3.
Рисунок Б.3 – Модель TO-BE подпроцесса «Прием груза у отправителя»
Подпроцесс «Составление путевого листа» инициирует сотрудник курьерского отдела, когда вводит в АИС дату на которую нужно составить данный документ. АИС проверяет, есть ли заказы на выбранную дату, и если они есть, то отбирает заказы на данную дату, затем сортирует их по районам города и на основе задачи коммивояжёра составляет оптимальный маршрут для доставки почтовых отправлений. Модель данного подпроцесса представлена на рисунке Б.4.
Рисунок Б.4 – Модель TO-BE подпроцесса «Составление путевого листа»
Для проведения стоимостного анализа бизнес-процесса курьерской доставки модели TO-BE необходимо выделить затраты, возникающие в ходе деятельности предприятия после внедрения автоматизации. Выделенные затраты представлены в таблице 10.
Таблица107 – Классификация затрат курьерской службы