Файл: Государственная служба в России: опыт, состояние и направления совершенствования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.06.2023

Просмотров: 54

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- определение конкретных стандартов деятельности для любой должности и меры оценки эффективности этой деятельности в должностных инструкциях государственных служащих;

- разработка процедуры оценки эффективности деятельности (периодичность, методы оценки);

- прямую оценку эффективности деятельности по избранному методу;

- разбор итогов оценки с работником;

- принятие решения по итогам оценки и документирования оценки[22].

Оценка эффективности деятельности государственных служащих основывается на принципах: учет особенностей предмета оценки (оценка не только экономической, но и социальной эффективности); установление результатов деятельности госслужащего на основании его должностных обязанностей и функций органа государственной власти; применение двусторонней шкалы оценки итогов деятельности; локальности критериев оценки эффективности деятельности; применение коэффициентов трудового вклада работников[23].

Предмет оценки – это эффективность деятельности госслужащего, которую в научной литературе классифицируют по результатов, которые достигаются в процессе этой деятельности. Существует два вида эффективности управленческой деятельности: экономическая и техническая (управленческая, организационная, функциональная)[24]. В итоге, эффективность – это как соотношение достигнутых результатов и затраченных на эти ресурсов. Следовательно, чтобы оценить эффективность, следует по заблаговременно избранным критериям и показателям дать оценку результатам (например, в частном секторе экономики -доход), затем –израсходованные на это ресурсы, а затем сравнить их. Но по деятельности государственного служащего данная схема не может полноценно применяться в связи с особенностью управленческой деятельности в публичной сфере[25].

С целью установления качества и эффективности исполнения государственной службой своих обязательств (программ, задач, мероприятий и т. д.) используются такие критерии:

- критерии расходов, - устанавливаются на основе объема финансовых, кадровых и иных ресурсов, использующихся для выполнения определенных программ или для оказания конкретных услуг (зачастую эти затраты рассчитываются при подготовке финансового обоснования и представления бюджета);

- критерии результатов / объемов работы, - определяются на основе расчета единиц продукции или предоставляемых услуг и объема рабочей нагрузки или полученных услуг;


- критерии результатов / эффективности устанавливаются на основании результатов функционирования (также качество) государственной службы;

- индикаторы эффективности / рентабельности устанавливается как пропорция - Pagebreak –числа выполненных работ или предоставленных услуг к их стоимости в денежных единицах или человеко-часах[26];

- критерии производительности – это характеристики производительности и эффективности[27].

В то же время в научной литературе в критериях социальной эффективности выделяют[28]:

1. Мотивированность решений и образ действий муниципального служащего, а также обоснованность и суть нормативных актов. Количественным проявлением этого критерия может служить число опротестований данных действий и решений в суд.

2. Прозрачность процедур утверждения решений, информационная общедоступность органа государственной власти в общем.

3. Степень соответствия направлений, сути и результативности управленческой деятельности должностных лиц тем параметрам, отмеченными в управленческом регламенте муниципального органа.

4. Придерживание законов должностного действия на муниципальной службе и в отношении потребителей государственных услуг.

5. Объем и качественная характеристика взаимоотношений гражданских служащих с гражданами и их объединениями[29].

Чтобы повысить профессиональную компетентность и ответственность государственных служащих за порученное дело во многих зарубежных странах широко используется система оценок (аттестации) исполнительной деятельности государственных служащих.

Наиболее подходящая для данного направления - это методика, которая разработана Ворониной Л.И. [30].Оценивание деловых и личностных качеств персонала Воронина Л.И. рекомендует осуществлять по критериям: трудовые качества, организаторские способности, компетентность, личностные качества, психологическая совместимость с коллективом. По своей важности эти направления неодинаковы, каждый наделяется определенной "весом".

В последнее время большое внимание направляется на повышение собственной ответственности государственных служащих за порученное дело, а это помогает понижению их отчуждения и повышению их преданности делу обслуживания общественных интересов[31]. Одновременно расширение представительства и участия социума в реализации государственных программ помогает воплощению их в жизнь. С иной стороны, информирование о государственной деятельности дает возможность вовремя принимать превентивные меры касательно ошибочных и неправильных решений и вносить нужные коррективы в осуществление государственных программ. В экспертной оценке социальной эффективности государственной службы огромное внимание уделяется сравнительному анализу основных индикаторов, на их основе устанавливаются критерии качества работы[32].


В итоге, сделаем вывод, что установление критериев оценки служебной управленческой деятельности должно основываться на таких факторах:

− качество результатов, полученных в итоге служебной деятельности. Оценить работу муниципального служащего очень часто можно с помощью критериев технической и социальной эффективности, и только, в случае, когда итог этой деятельности можно прямо количественно оценить, можно применить критерии экономической эффективности;

− оценка должностного положения муниципального служащего.

2. Практический опыт деятельности Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы

2.1. Характеристика Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы

Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы (ДЖКХиБ г. Москвы) является подведомственным Правительству Москвы отраслевым органом исполнительной власти столицы. Входит в состав Комплекса городского хозяйства.

Департамент создан с целью формирования, разработки и реализации единой экономической, финансовой и технической политики города в области надёжного развития и эффективного функционирования жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы, дорожно-мостового, водопроводно-канализационного хозяйств, инженерных объектов и коммуникаций, создания, содержания и ремонта объектов озеленения, природного комплекса, за исключением лесных территорий, эффективного и экологически безопасного функционирования отрасли по сбору, транспортировке, переработке, рециклингу и обезвреживанию отходов производства и потребления, содержанию городской фауны, в том числе на основе долгосрочных и среднесрочных программ.


Также ДЖКХиБ г. Москвы проводит политику рационального использования и охраны водных объектов, находящихся в собственности города Москвы, а также в федеральной собственности и расположенных на территории города Москвы, за исключением Химкинского водохранилища[33].

Организационная структура ДЖКХиБ г. Москвы представлена на рисунке 1.

Рисунок 1. Организационная структура ДЖКХиБ г. Москвы

Эффективность деятельности ДЖКХиБ г. Москвы в значительной степени определяется качественным составом персонала, основной чертой которого является профессиональный уровень, то есть соответствие работников определенной специальности требованиям рабочих мест.

2.2. Оценка деятельности ДЖКХиБ г. Москвы

В качестве критериев оценки эффективности деятельности ДЖКХиБ г. Москвы автором выбраны следующие:

- профессиональный уровень персонала;

- удовлетворенность персонала работой в ДЖКХиБ

- качество управления ЖКХ.

Итак, для оценки профессионального уровня персонала ДЖКХиБ г. Москвы необходимо проанализировать динамику и структуру персонала (таблица 1).

Таблица 1

Показатели структуры персонала ДЖКХиБ г. Москвы[34]

Показатель

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2015 г. до 2013р., п. стр.

чел.

удельный вес

чел.

удельный вес

Среднесписочная численность персонала

699

100,0

689

100,0

686

100,0

0,0

Руководители

52

7,4

51

7,4

51

7,4

0,0

Ведущие специалисты

70

10,0

68

9,9

67

9,8

-0,2

Специалисты

382

54,6

377

54,7

375

54,7

0,0

Технический персонал

167

23,9

168

24,4

193

24,8

0,9

Обслуживающий персонал

28

4,0

25

3,6

23

3,4

-0,7


Из таблицы 1 видно, что численность работников в 2015 г. по сравнению с 2013 г. уменьшилась на 13 лиц или на 1,9 %. Уменьшение численности персонала состоялось по всем категориям, кроме технического персонала, где принято решение использовать совмещение. Численность руководителей уменьшилась на 1 лицо, ведущих специалистов - на 3 лица, специалистов - на 7 лиц, а обслуживающего персонала - на 5 лиц.

Наибольший удельный вес (54,6% занимают специалисты, который объясняется развитием производственной мощности на предприятии.

Существенных изменений в структуре персонала за исследуемый период не состоялись, удельный вес технического персонала увеличился на 0,9 пункта, а удельный вес ведущих специалистов и обслуживающих работников уменьшился соответственно на 0,9 пунктов.

Показатели движения кадров на предприятии ДЖКХиБ г. Москвы за 2013-2015 годы приведены в таблице 2.

Таблица 2

Показатели движения персонала ДЖКХиБ г. Москвы[35]

Показатели

2013г.

2014г.

2015г.

Отклонение в 2015 г. от 2013 г. +,-

Среднесписочная численность персонала

686

689

699

13

Приняты работники

11

18

17

6

Выбыло работников

8

8

15

7

из них по собственному желанию и нарушением трудовой дисциплины

6

5

10

4

Коэффициент принятия

0,016

0,026

0,024

0,008

Коэффициент выбытия

0,012

0,012

0,021

0,010

Коэффициент текучести кадров

0,009

0,007

0,014

0,006

Проанализировав данные табл. 2, можно сделать выводы о том, что рост коэффициента интенсивности оборота за наймом в 2015 г. сравнительно с 2013 г. на 0,008 пунктов, за выбытием на 0,01 пунктов и рост коэффициента текучести кадров на 0,006 пунктов за этот же период говорит о росте текучести персонала ДЖКХиБ г. Москвы.

К числу основных причин текучести кадров в 2014-2015 гг. в ДЖКХиБ г. Москвы специалист по персоналу относит недовольство размером заработной платы и социально-психологическим климатом.

Таким образом, анализируя численность и структуру персонала ДЖКХиБ г. Москвы за 2013-2015 годы следует заметить, что численность персонала за последние три года увеличилась на 13 человек или на 1,9% и составила в 2015 году 699 чел., из которых 52 чел. - руководители и специалисты. Коэффициенты обращения по принятию, выбытию и постоянству персонала имеют позитивную динамику. Все это свидетельствует о достаточно успешной кадровой политике на предприятии. Но все же на протяжении трех лет из предприятия, несмотря оптимальные условия работы, ушли 21 чел. основного персонала. Поэтому в рамках исследуемой темы убеждаемся в необходимости оценки удовлетворенности персонала работой в исследуемой организации.