Файл: Виртуальные предприятия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.06.2023

Просмотров: 459

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Виртуальное предприятие выдвигает к сотрудникам следующие требования:

- умение четко формулировать задачи, выражать информацию. В международных организациях от сотрудников требуется знание иностранного языка;

- владение навыками письменной, электронной коммуникации;

- умение структурировать время, особенно свое;

- умение ставить цели;

- умение решать задачи нестандартно;

- ответственность сотрудника персональная, за результаты работы;

- знание правовых основ деятельности предприятия;

- поддержка корпоративной культуры предприятия;

- каждый сотрудник представляет не только группу, в которую он включен, но и всю организацию;

- способность сотрудничества персонала в виртуальной среде, обусловленная как психологическими особенностями индивидов, так и корпоративной культурой и технологиями корпоративного управления виртуальным предприятием. [2, с.180]

При отборе персонала, управленческая структура виртуального предприятия выдвигает к соискателям следующие критерии:

  1. Самомотивация;
  2. Самодисциплина;
  3. Высокие навыки в сфере применения;
  4. Подтвержденные способности;
  5. Гибкость;
  6. Инновативные способности;
  7. Высокая степень владения IT-технологиями. [2, с.181]

Персонал в виртуальном предприятии требует особого внимания: так как при выполнении работы у сотрудника отсутствует социальное окружение, то, естественно, снижается и мотивация, связанная с потребностями соучастия и признания.

Для этого менеджмент виртуального предприятия должен уделять внимание обучению и развитию профессиональных способностей сотрудников для их горизонтального продвижения, обеспечивая направленность управленческого взаимодействия и координацию. [2, с.181]

В виртуальном предприятии статус и карьерный рост имеют меньшую мотивирующую силу, так как организационная структура такого предприятия достаточно плоская, а отношения в нем скорее партнерские, чем командные.

Главным измерителем проделанной работы и приложенных усилий является денежное вознаграждение, но высоких результатов с помощью материального стимулирования не достичь, поэтому в процессе работы менеджментом предприятия осуществляется внешнее стимулирующее воздействие. [2, с.23]

Для обеспечения внимания к процессу дистанционного выполнения работы ее содержание проектируется с учетом интереса сотрудника и ответственности за результаты работы. Деятельность менеджера в таком предприятии направлена на распределение и координацию работ и своевременного повышения квалификации сотрудников.


Материальное стимулирование в виртуальном предприятии основано на следующих принципах:

  1. Открытая система вознаграждения, при которой персонал знаком с основами системы оплаты их труда, целями и задачами корпоративной системы оплаты труда;
  2. Конкурентность вознаграждения, при которой размер вознаграждения зависит от стоимости труда, виртуального авторитета сотрудника;
  3. Дифференцированность и персонифицированность систем оплаты труда;
  4. Учет внутренних индивидуальных мотиваций персонала;
  5. Наличие в системе вознаграждения как моральных, так и материальных стимулов;
  6. Классификация сотрудников на стержневых и ситуационных. Стержневым считается такой сотрудник, работа которого основана на знаниях, оценивается по результатам, а система вознаграждения основана на доверии. Оценка ситуационного сотрудника происходит с помощью поведенческих моделей, текущего и дискретного контроля. [2, с.28]

Инфраструктура виртуального предприятия должна обеспечивать выполнение четырех технологических операций:

- осуществление деятельности в виртуальном пространстве;

- максимальное использование информационных технологий;

- коммуникации виртуального предприятия мобильны;

- виртуальное рабочее место доступно сотруднику и имеет доступ в корпоративную сеть. [3, с.180]

При организации виртуальным предприятием рабочих мест организуется корпоративная сеть, имеющая в своем составе набор серверов, к которым разрешен доступ удаленным сотрудникам. Сервера подключаются к сетям связи с помощью коммуникационного оборудования – кабельных модемов или маршрутизаторов. На рис. 3 представлен образец календарного плана реализации виртуального предприятия.

Рисунок 3. - Календарный план реализации виртуального предприятия [3, с.185]

Чтобы обеспечить безопасность и исключить утечку информации, корпоративная сеть переводится в разряд сетей с ограниченным кругом пользователей.

После всех вышепоименованных мероприятий формируется концепция удаленной работы, создается программное обеспечение, обеспечивающее деятельность предприятия, апробируется виртуальный принцип работы, заключаются договора на комплексное сервисное обслуживание компьютерных систем и серверного оборудования. [3, с.182]

Таким образом, практика создания виртуальных предприятий имеет свою историю, но большинство мероприятий осуществляется владельцами таких предприятий на основании собственных представлений и опыта работы в сети. Особенности создания такого предприятия, подбор соответствующего персонала, требования, предъявляемые к виртуальным коллективам таких предприятий еще разрабатываются, но ежедневно приобретаемый опыт становится основой теоретических постулатов.


2. Особенности управления виртуальным предприятием. Риск-менеджмент

    1. 2.1 Деятельность виртуального предприятия

Рассмотренные в предыдущей главе этапы реализации и создания виртуального предприятия позволяют упростить и ускорить процесс формирования виртуального предприятия и структурировать процесс управления. На рисунке 4 представлена схема функционирования виртуального предприятия.

Рисунок 4. – Схема функционирования виртуального предприятия [3, с.185]

Виртуальное предприятие в своей структуре имеет три части, взаимно дополняющие и обеспечивающие друг друга:

- орган-координатор, представляющий реальную часть проекта. В его компетенции разработка институций для предприятия, поиск клиентов и анализ их запросов, синтез товарно-производственных решений на основании этих запросов, регламентация и корректировка деятельности предприятий, входящих в виртуальное предприятие, управление ресурсами этих предприятий;

- подразделения, функционирующие на основе виртуальных взаимоотношений – виртуальная часть проекта. Составляют эти подразделения носители специфических знаний. В их компетенции разработка новых продуктов, принятых к производству на основании запросов потребителей;

- сфера аутсорсинга, которая обеспечивает выполнение работ на договорной основе в рамках своих компетенций. [5, с.106]

Виртуальная деятельность предприятия предполагает и наличие законодательной базы, например, законодательно закреплена электронная подпись. Договора в электронной форме регулируются законодательством, подразумевающим и разъясняющим порядок заключения таких договоров с помощью электронных средств связи, их юридическую силу, правовой статус.

Однако требуется и совершенствование законодательства в этой сфере, особенно это необходимо для непосредственных исполнителей – сотрудников виртуального предприятия. Именно виртуальность отношений «работодатель-наемный работник» позволяет недобросовестному работодателю игнорировать нормы трудового права, что ущемляет права персонала. [11, с.134]


Таким образом, виртуальные предприятия являются полноправными экономическими субъектами, законодателем регламентируется их деятельность и специфические особенности.

    1. 2.2 Риск-менеджмент для виртуальных предприятий

Рост конкуренции на рынке, дифференциация выпускаемой продукции, стремление к удовлетворению индивидуальных потребностей потребителя, повышение требований к качеству товаров и снижение их цены являются современными тенденциями в мировой экономике. [2, с.218]

Информационные технологии стали локомотивом современного мирового хозяйства и способствовали появлению инновационных форм и методов ведения бизнеса. Именно такой инновационной формой стали виртуальные предприятия.

Создать виртуальное предприятие можно путем объединения ресурсов ряда экономических агентов (предприятий). Преимущества виртуального предприятия состоят в:

  1. Широком охвате рынка;
  2. Комплексном решении задач и проблем;
  3. Возможности перехода виртуального предприятия в фактический вид;
  4. Снижении материальных затрат;
  5. Возможности создания и эксплуатации инноваций в своей деятельности в сжатые сроки и меньших капиталовложениях. [7, с.188]

Виртуальное предприятие, становясь экономическим агентом, подвержено рисковым ситуациям, как и любая фирма. Практика управления виртуальным предприятием выделяет ряд рисков, характерных для виртуального предприятия:

- отсутствие возможности прямого управления (сильной иерархии);

- опасность потери интеллектуальных разработок и информации на всех уровнях деятельности предприятия;

- осуществление деятельности при нечетких договорных условиях;

- возможность разрушения функциональных связей абсолютно немотивированно;

- усложнение дистанционного взаимодействия;

- наличие сбоев и задержек при передаче информации в информационном пространстве интернета;

- текучесть кадров. [2, с.218]

Особенностью виртуального предприятия является возможность разделения рисков между участниками, что представляет его преимущество. Причинами рисков в системе виртуального ведения бизнеса является несовпадение принципов корпоративного управления участников виртуального предприятия, целей и задач ведения бизнеса и финансовых циклов компаний-участников.

Существующий риск и неизбежные в связи с этим потери – финансовые, материальные предопределят создание механизма, который минимизирует потери при принятии и реализации управленческих решений. Именно риск-менеджмент является таким механизмом, особой системой управления риском и экономическими отношениями, которые возникают в процессе управления.


Правильное использование стратегии и тактики управления в риск-менеджменте позволяет обратить риски в свою пользу, либо максимально минимизировать убытки. [6, с.107]

Система управления рисками предполагает выделение основных этапов риск-менеджмента с определением объектов, подвергаемых риску, это, как правило:

- человек (персонал, руководитель, контрагенты);

- имущество (информация, нематериальные активы);

- имущественный интерес (прибыльность, рентабельность, финансовая устойчивость). [2, с.23]

При разработке системы управления рисками на предприятии определяется орган управления рисками, который состоит в финансовой системе предприятия.

Система управления рисками оценивает цели, к которым стремится предприятие, чтобы их учесть, либо скорректировать в процессе разработки программы управления рисками.

На следующем этапе система управления осуществляет целенаправленный сбор и систематизацию текущей информации для оценки основных параметров деятельности предприятия в условиях риска и неопределенности. [4, с.211]

После прохождения вышеперечисленных этапов происходит идентификация рисков, которым подвергается и может быть подвержено предприятие, распределение их по степени значимости.

На этапе качественного анализа рисков выявляются причины и источники риска, этапы и работы, выполнение которых вызывает риск, то есть устанавливаются потенциальные зоны риска, выявляются практические выгоды от этих зон и возможные негативные последствия при реализации решений, содержащих риск.

Затем проводится количественный анализ, при котором происходит численное определение отдельных рисков, рисков проекта или управленческого решения в целом (н.: метод Монте Карло). [4, с.212]

На заключительном этапе выбираются приемы и способы снижения рисков. При воздействии на виртуальное предприятие внешних и внутренних факторов риска возможно использование различных способов минимизации риска:

  1. Уклонение, этот способ предназначен для управленцев, действующих наверняка. Формами уклонения являются отказ от ненадежных партнеров, отказ от рисковых проектов, увольнение некомпетентных работников;
  2. Локализация рисков, используется при осуществленной четкой идентификации рисков и источников их возникновения;
  3. Диверсификация рисков состоит в распределении общего риска между участниками;
  4. Компенсация рисков предполагает создание механизма предупреждения опасности. [2, с.219]