Файл: Корпоративная культура в организации (Понятие корпоративная культура).pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 40
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общие понятия, функции, виды и методы корпоративной культуры.
1.1 Понятие корпоративная культура.
1.3 Виды корпоративных культур.
1.4 Методы формирования корпоративной культуры.
2. Описание деятельности компании ООО «Аметист».
2.1 Краткая характеристика действующей компании ООО «Аметист».
2.2 Корпоративная культура на примере ООО «Аметист» и ее роль в управление персоналом.
ВВЕДЕНИЕ
Практически каждый человек понимает значение термина «корпоративная культура». Но не каждый может быстро и точно объяснить, что конкретно подразумевается при его использовании. И лишь совсем немногие знают, как создавать корпоративную культуру и использовать ее для развития предприятия.
Корпоративная культура – способ конкурентной борьбы, дополнительное средство получения прибыли. Если ее не контролировать так же, как и репутацию, то корпоративная культура формируется сама - и получается нечто неуправляемое, мешающее жить и работать.
Основой жизненного принципа организации является корпоративная культура: то, ради чего люди стали одним целым - командой; то, как выстраиваются между ними отношения; какие нормы и принципы жизни и деятельности организации они считают правильными и нужными; что, лучше, а что, хуже. Все это не только различает компании, но и существенно предопределяет успех ее функционирования и выживания в дальнейшем будущем. И именно корпоративная культура определяет те правила игры, по которым живут и работают люди в любой организации.
Актуальность данной темы определяется постоянно возрастающей необходимостью развития и управляемости организации, а как следствие этого повышение эффективности ее деятельности за счет формирования и совершенствования корпоративной культуры.
Целью работы является анализ корпоративной культуры, ее влияние на эффективность деятельности персонала организации. Для достижения поставленной цели требуется решить следующие задачи:
раскрыть понятия и сущность корпоративной культуры;
определить роль корпоративной культуры в управлении персоналом
исследовать корпоративную культуру в управлении ООО «Аметист».
Предметом исследования является корпоративная культура. А объектом исследования организация ООО «Аметист».
1. Общие понятия, функции, виды и методы корпоративной культуры.
1.1 Понятие корпоративная культура.
Организация — сложная система. В ней переплетаются и уживаются интересы личности и групп, стимулы и ограничения, жесткая технология и инновации, безусловная дисциплина и свободное творчество, нормативные требования и неформальные инициативы. Организация — это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или нескольких общих целей.
Каждая организация имеет свои ценности, нормы и правила, сформированные на протяжении долгого времени, определенные накопленным опытом. Они и составляют корпоративную культуру компании.
Концепция корпоративной культуры была разработана в США в 80-е годы XX века. Связано это было с потребностью крупного и среднего бизнеса, которому потребовались новые подходы к управлению, чтобы поднять эффективность труда. В наше время очень много определений к термину корпоративная культура, ниже приведены наиболее известные:
«Корпоративная культура - это набор допущений, убеждений, ценностей и норм, которые разделяются всеми членами организации» (Д.Ньюстром, К.Дэвис).
«Корпоративная культура - это идеи, интересы и ценности, разделяемые группой. Сюда входят опыт, навыки, традиции, процессы коммуникации и принятия решений, мифы, страхи, надежды, устремления и ожидания, реально испытанные вами или вашими сотрудниками. Ваша организационная культура - это, как люди относятся к хорошо сделанной работе, а также и то, что позволяет оборудованию и персоналу работать гармонично вместе. Это клей, который держит, это масло, которое смягчает... Это то, почему люди занимаются различной работой в рамках компании. Это то, как одни части компании видят другие ее части и какие формы поведения выбирает для себя каждое из подразделений в результате этого видения. Она проявляет себя открыто в шутках и шаржах на стенах, либо держится взаперти и объявляется только своим. Это то, о чем знают все, за исключением, возможно, лишь руководителя». (Б.Феган)
«Корпоративная культура - это уникальная общая психология организации».(П. Вейл)
Культура организации предоставляет работникам как непосредственно, так и косвенно «ключи» к достижению успеха. Среди методов прямой поддержки можно назвать ориентирующее учение, формулировку политики, советы менеджеров и равных по положению коллег. Косвенная поддержка включает в себя умозаключения, сделанные на основе примеров приемлемого поведения. [5, с.84]
Таким образом, исходя из выше перечисленного, корпоративную (организационную) культуру можно определить как набор базовых ценностей, убеждений, негласных соглашений и норм, разделяемых всеми членами организации. Это своего рода система общих ценностей и предположений о том, что и как делается в фирме, которая познается по мере того как приходится сталкиваться с внешними и внутренними проблемами. Она помогает предприятию выжить, победить в конкурентной борьбе, завоевать новые рынки и успешно развиваться. Корпоративную культуру определяет формула: общие ценности - взаимовыгодные отношения и сотрудничество - добросовестное организационное поведение. [3, с. 98]
1.2 Функции корпоративной культуры.
Рис.1
1) воспроизводство лучших элементов накопленной культуры, продуцирование новых ценностей и их накопление;
2) оценочно-нормативная функция (на основе сравнения реального поведения человека, группы, корпорации с существующими нормами культурного поведения и с идеалами можно говорить о позитивных и негативных действиях, гуманных и негуманных, прогрессивных и консервативных);
3) регламентирующая и регулирующая функции, т.е. применение корпоративной культуры как индикатора и регулятора поведения работников;
4) познавательная функция (познание и усвоение корпоративной культуры, осуществляемое на стадии адаптации работника, способствует его включению в коллективную деятельность, определяет его успешность);
5) смыслообразующая функция (влияние на мировоззрение работника, превращение корпоративных ценностей в ценности личные, либо вступление в состояние конфликта;
6) коммуникационная функция (через ценности, принятые в корпорации, нормы поведения и другие элементы культуры обеспечивается взаимопонимание сотрудников и их взаимодействие;
7) функция общественной памяти, сохранения и накопления опыта корпорации;
8) рекреативная функция (восстановление духовных сил в процессе восприятия элементов культурной деятельности корпорации возможно лишь в случае высокого нравственного потенциала корпоративной культуры. [2. 11с.]
1.3 Виды корпоративных культур.
«Культура власти» — в данной культуре организации особую роль играет лидер, его личные качества и способности. В качестве источника власти заметное место принадлежит ресурсам, находящимся в распоряжении того или иного руководителя.
«Ролевая культура» — характеризуется строгим функциональным распределением ролей и специализацией участков. Этот тип организаций функционирует на основе системы правил, процедур и стандартов деятельности, соблюдение которых должно гарантировать ее эффективность.
«Культура задачи» — данный вид культуры сориентирован, в первую очередь, на решение задач, на реализацию проектов. Эффективность деятельности организаций с такой культурой во многом определяется высоким профессионализмом сотрудников и кооперативным групповым эффектом.
«Культура личности» — организация с данным типом культуры объединяет людей не для решения каких-то задач, а для того, чтобы они могли добиваться собственных целей. [4.48с.]
1.4 Методы формирования корпоративной культуры.
Формирование корпоративной культуры - длительный и сложный процесс. Основные (первые) шаги этого процесса должны быть: определение миссии организации; определение основных базовых ценностей. И уже исходя из базовых ценностей, формулируются стандарты поведения членов организации.
К главным принципам формирования корпоративной культуры авторский коллектив настоящей книги относит следующие:
- комплексности сценарного развития компании, который выражает не только отношения между членами компании, но и представления о назначении компании в целом и ее членов, цели, характер продукции и рынок, которые определяют эффективность производственно-сбытовой деятельности;
- определения ценностей, приемлемых и желаемых для данной компании;
- соблюдения традиций, которые в значительной мере определяют характер экономической системы, стиль управления;
- отрицания силового воздействия, согласно которому нельзя искусственно насаждать слабой культуре сильную и наоборот или корректировать ее. Эффективность сильной культуры, как и слабой, зависит от конкретных условий;
- комплексной оценки, в соответствии с которым оценка воздействия культуры на эффективность функционирования компании должна базироваться на комплексном подходе. Этот принцип предусматривает не только учет способов прямого воздействия культуры на эффективность указанной системы, но и учет множества невидимых опосредованных путей влияния. [1. 77 с. ]
Исходя из вышесказанного, корпоративная культура помогает решать проблемы согласования личных целей с общей целью организации, формируя общее культурное пространство, состоя из ценности, нормы и поведенческие модели, разделяемые всеми работниками.
2. Описание деятельности компании ООО «Аметист».
2.1 Краткая характеристика действующей компании ООО «Аметист».
ООО «Аметист» московская компания, занимающиеся оптовой продажей напольных покрытий, импортируемых из Китая и Индии.
Данная компания была создана в начале 2008 года по инициативе нынешнего директора Дерипаско Александра Александровича и нескольких его товарищей, которые в дальнейшем заняли руководящие должности в организации. ООО «Аметист», коммерческая организация и поэтому главной целью ее деятельности является получение прибыли. Для достижения цели компания ставит перед собой следующие задачи:
- завоевание определенной доли рынка;
- рост организации;
- приобретение доверия клиентов.
К факторам, которые повлияли на решение создать фирму в Москве, можно отнести, прежде всего, то, что качественных и не дорогих напольных покрытий во времена создания компании не было.
Клиентами ООО «Аметист» являются, как и крупные оптовые компании, так и мелкие хозяйственные магазины и рынки.
География оказания услуг не ограничивается только Москвой, заказчиками ООО «Аметист» являются фирмы из городов: Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Пенза, Пермь, Омск, Челябинск, Краснодар, и много других городов России, а так же города Республики Беларусь. Поставки проходят в крупные известные торговле сети Леруа Мерлен, Ашан, Метро, Пятерочка, и др.
Благодаря правильным расчетам закупочных цен и прочих расходов (доставка, таможня, погрузки) окончательная продажная цена остаётся минимальной и конкурентоспособной.
Рост объемов продаж постоянно сопровождался расширением ассортимента, удешевлением товара, благодаря получению скидок за счет увеличения объема закупок у производителей в Китае и Индии.
Персонал фирмы состоит из менеджеров, специально обученных для оптовых продаж, менеджеров по закупкам, владеющих иностранным языком, управляющих, бухгалтеров, кладовщиков, грузчиков и водителей. Общая численность работающих – 20 человек.
Конкурентоспособность фирмы обеспечивается низкими внутрипроизводственными издержками вследствие использования склада в московской области, где аренда дешевле, нежели у конкурентов, владеющих складами в Москве, а также более высоким качеством готовой продукции.
На данный момент ООО «Аметист» является одним из 4 лидеров в Москве по оптовой продаже напольных покрытий.
Основными конкурентами являются следующие организации:
ООО «Балттурф», ООО «Ремелинг», ОО «Линк Групп».
Маркетинговой стратегией ООО "Аметист" является ценовая конкуренция при обеспечении разнообразных вариаций изделий. В связи с этим фирма сможет не только занять планируемую нишу на региональном рынке (войти в 3 лидеров), но и закрепиться на ней, обеспечив себе стопроцентный гарантированный сбыт.