Файл: lection_2 исходный турпродукт.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.06.2020

Просмотров: 3315

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Курортно-оздоровительный и лечебно-оздоровительный туризм

Не совсем удачное название (за неимением более подходящего) скрывает за собой разновидность туров, становщихся все более популярными. Их проще охарактеризовать лозунгом “Вырвись из будней”. Самыми распространенными развлекательными турами являются «туры на выходные» (week-end tour). Суть их в том, что резкая смена окружающей обстановки, пусть даже на непродолжительное время, дает мощный заряд энергии и хорошо восстанавливает силы. Основная их цель, естественно, развлечение во время туристской поездки. Экскурсии, как правило, предоставляются по минимуму. Больше внимания уделено вечерним мероприятиям развлекательного характера. К этим же турам можно отнести поездки в качестве болельщиков на соревнования, поедки на различные фестивали, праздники, посвященные каким-либо событиям, явлениям и т. п.Спортивный туризм

Спортсмены-походники далеко не всегда обращаются к услугам профессиональных организаторов путешествий, предпочитая все организовывать самостоятельно. Благодаря этому у нас в стране их часто называют «самодеятельными туристами». В то же время, есть определенный сегмент спортивно-походных туров, организуемых для широкого круга потребителей профессиональными туристскими организациями. Это пешеходные, водные, конные, велосипедные, горные, лыжные, спелео и различные тому подобные туры.

Познавательный экскурсионный туризм

Деловой туризм

Экологический туризм

Специализированный туризм

1.1.3. Туроператоры и турагенты

Формирование турпродукта

Потребление турпродукта

Структурирование в сфере, например, рекреационного туризма может производиться по разным критериям:

- географическому (например, страна – курортный район – отдельные курорты);

- по категорийности средств размещения (звездности) и соответственно по стоимости (например, отели 5* - стоимость туродня от 6000 руб,, отели 4* - стоимость туродня от 4500 руб., отели 3* - стоимость туродня от 3000 руб., отели 2* - стоимость туродня от 1500 руб. в день, пансионаты – стоимость туродня от 1000 руб., базы отдыха – стоимость туродня от 500 руб. в день);

- по социальной ориентированности (например, курорты или средства размещения, ориентированные на семьи с детьми, людей пенсионного возраста, школьников, молодежные группы и т. п.) с соответствующей ориентацией инфраструктуры);

- по сезонности (программы летние, межсезонные и зимние);

Подобная схема структурирования применима и в других видах туризма.

Структурирование турпродукта помогает туроператору при создании своего продукта. Структурирование турпродукта помогает покупателю ориентироваться в предлагаемых продуктах. Структурирование может производиться одновременно по нескольким критериям /Например, мы рассматриваем курорты по географическому критерию, а внутри каждого курорта - средства размещения по их категорийности/.

В нашем примере структура турпродукта «Семейный отдых на Черноморском побережье» может выглядеть следующим образом: она включает в себя следующие частные турпродукты: «Семейный отдых в Анапе», «Семейный отдых в Адлере», «Семейный отдых в Геленджике», и т. д., а также такие более мелкие частные турпродукты, как, например, «Семейный отдых в санатории Кубань» (Анапа)», «Семейный отдых в пансионате «Фея» (Анапа)», «Семейный отдых в оздоровительном комплексе «ДиЛуч» (Анапа)» и тому подобные частные турпродукты курорта Анапы. Аналогичное деление на частные турпродукты может быть произведено по любому другому курорту.


Структуру рассматриваемого турпродукта можно изобразить следующим образом:


Общий ТП данного вида

(«Семейный отдых на Черноморском побережье России»)


Частный ТП 1 Частный ТП 2

(«Отдых в Анапе») («Отдых в Адлере»)


Частный ТП 1-1 Частный ТП 1-2 Частный ТП 1-3 ……

(«Отдых в сан. «Кубань»») («Отдых в п-те «Фея»») («Отдых в ОК «ДиЛуч»»)


Рис. 1


Видим, что общий турпродукт–отдых на Черноморском побережье – формируется из частных турпродуктов – отдых на отдельных курортах. Каждый частный турпродукт – в нашем примере это отдых на конкретном курорте – формируется в свою очередь из более мелких частных продуктов, сформированных поставщиками услуг или местными туроператорами. Такие турпродукты мы назвали базовыми турпродуктами.

В познавательном туризме логично использовать структурирование турпродуктов по тематике туров. Возьмем в качестве примера вид турпродукта: «Экскурсионные туры в Греции». Целевая группа: люди среднего класса, интересующиеся историей, культурой, природой, обычаями разных стран и народов. Общий турпродукт в этом случае можно назвать «Греция: история, культура, этнография». Частными турпродуктами могут быть тематические экскурсионные туры: «Легенды и мифы древней Греции», «Греческая Атлантида», «Мифы и реальность Греции», «Боги древней Греции», «Обычаи греческого народа» и т. д.


Каждый из этих частных турпродуктов может включать несколько более мелких частных турпродуктов – тематические экскурсии, входящие в состав экскурсионных туров. Например, экскурсионный тур «Боги древней Греции» может включать тематические экскурсии: «Происхождение греческих богов», «Культ Аполлона в древней Греции», «Артемида в жизни древних греков», «Тайны царства Аида» и т. п.

Таких частных турпродуктов может быть очень много.

Необходимо отметить, что когда мы рассматриваем любую действующую дестинацию и изучаем ее ресурсы, то мы, по существу, выявляем базовые услуги и базовые турпродукты, созданные в этой дестинации, на основе которых какие-то туроператоры уже создали, а мы собираемся создавать свой турпродукт.

Поэтому на практике любой туроператор, собирающийся создавать свой турпродукт в данной дестинации, сталкивается с большим количеством созданных здесь самими поставщиками услуг базовых турпродуктов, и зачастую он формирует свой турпродукт исходя не из множества разрозненных услуг, а исходя из уже имеющихся неких комплексов услуг, - комплексов, сформированных самими поставщиками услуг или местными туроператорами.

Этим реальность отличается от тех умозрительных схем создания турпродукта, которые описаны во многих книгах по туроперейтингу и технологии турбизнеса.

То есть на практике мы всегда сталкиваемся в дестинации с уже существующим базовым турпродуктом, с которым, - хотим мы этого или нет, - нам приходится считаться и опираться на него в своей деятельности.

Безусловно, наличие базовых турпродуктов зачастую облегчает работу туроператора, так как он оперирует уже готовыми комплексами услуг и работает с меньшим количеством поставщиков. Но в случаях, когда имеющийся у поставщика базовый турпродукт не соответствует представлению туроператора о необходимом наборе услуг или их качестве, у него возникают значительные сложности, так как уговорить поставщика переделать готовый продукт бывает сложнее, чем сформировать такой продукт с «нуля».

Особенно актуально эта проблема стоит в рекреационном туризме, где подавляющее число поставщиков услуги размещения – гостиницы, пансионаты, санатории, дома отдыха, турбазы, кемпинги – предлагают не услугу размещения в чистом виде, а готовый набор услуг, то есть базовый турпродукт.

И здесь мы часто сталкиваемся с необходимостью доработки, изменения этого базового продукта. А поскольку речь идет о доработке или изменении чужого продукта, поставщик которого может просто не согласиться с внесением изменений, эта задача может оказаться для нас неразрешимой, и придется либо опираться на предложенный базовый продукт, отказавшись от идеи его доработки, либо отказываться от сотрудничества с этим поставщиком.

Проще дело обстоит в познавательном туризме. Там услуга показа объектов, как правило, не связана жестко с другими услугами и формирование набора как объектов показа, так и гостиниц определяется самим оператором. Хотя и здесь местные поставщики экскурсионных услуг предлагают, по существу, готовые туры по той или иной тематике, но как правило, это туры малой продолжительности – от 1 до 3 дней, которые также можно рассматривать как базовые турпродукты.


Итак, изучив ресурсы дестинации в свете выбранного вида турпродукта, мы выявляем структуру общего турпродукта и те частные турпродукты, которые существуют в данной дестинации.


Контрольные вопросы

1. Для чего туроператор структурирует выявленный в дестинации общий турпродукт?

2. Какая услуга является базовой в следующих видах туризма: - лечебный; - событийный; - конгрессный; - деревенский; - круизный; - паломнический

2.2.4. Выявление свойств и целей частных турпродуктов

Следующим этапом изучения и анализа ресурсов дестинации должно стать четкое определение свойств и конкретных целей выявленных здесь частных турпродуктов. Напомним, что базовые турпродукты относятся к частным турпродуктам.

Изучив все ресурсы и имея подробную информацию о каждом частном турпродукте, мы можем четко описать свойства каждого такого продукта.

Например: Свойства общего выявленного и уточненного нами турпродукта «Отдых на Черноморском побережье России» на основе полученной нами информации можно сформулировать так: «Отдых в условиях благотворного морского климата и высокого комфорта». По первому частному продукту «Семейный отдых в Анапе» его свойства можно сформулировать так: «Сухой климат Анапы, особо благотворно влияющий на дыхательную систему. Песчаные пляжи, теплое море с плавным нарастанием глубины. Комфортабельные, безопасные условия проживания и отдыха, многочисленные развлечения для детей и взрослых».

Как видим, у частного турпродукта свойства формулируются более конкретно и четко, чем у общего.

Еще конкретнее могут и должны формулироваться свойства и, соответственно, цели базовых турпродуктов, то есть продуктов, привязанных к конкретным базовым услугам. В нашем примере это услуга размещения. Для базового турпродукта «Семейный отдых в пансионате «Фея» (Анапа)» его свойства могут быть сформулированы, например, так: а) «Современный пансионат на берегу моря в элитном районе Джемете»; б) «Есть все условия для комфортабельного отдыха и оздоровления взрослых с детьми, страдающими астмой и другими заболеваниями дыхательных путей, а также заболеваниями опорно-двигательного аппарата: одно -двухкомнатные номера со всеми удобствами, включая кондиционер и балкон, песчаный пляж, море с плавным нарастанием глубины, сухой степной климат, благоприятно действующий на людей, страдающих, кожными заболеваниями и заболеваниями дыхательных путей и опорно-двигательного аппарата; в) Условия для познавательного развивающего досуга детей: детские площадки, детская игровая комната с воспитателем, театральный, кукольный кружки, кружок рисования, концерты для детей, конкурсы, экскурсии; г) Собственная охраняемая территория.

Выявление и четкая формулировка этих свойств базового турпродукта позволяют сформулировать те реальные цели, которые могут быть достигнуты потребителем данного турпродукта.


В примере с пансионатом «Фея» эти цели: 1) Комфортабельный и безопасный отдых в современном пансионате, расположенном на берегу моря; 2) Проживание в номерах со всеми удобствами; 2) Возможность оздоровления взрослых и детей, страдающих кожными и легочными заболеваниями;3)Возможность интеллектуального развития детей с помощью различных кружков, концертов, конкурсов.

Как видим, если свойства и цели общего – регионального, городского турпродуктов – формулируются достаточно обобщенно, - в силу того, что каждый из них включает множество турпродуктов с различными свойствами, то свойства и цели каждого базового турпродукта должны формулироваться совершенно конкретно и точно.

Отметим, что свойства созданного кем-либо турпродукта не всегда позволяют четко сформулировать общую цель этого продукта. /Например, если создатель данного турпродукта в процессе работы не использовал научно обоснованные принципы и правила создания турпродукта и включил в его состав все, что, как говорится, попало под руку, этот продукт будет обладать хаотично смешанными свойствами, то и цель такого продукта будет, например, типа «Посмотреть все, что попадется под руку»/.

Устроит ли такой продукт потребителя, - это вопрос.

Изучив ресурсы каждого курорта, мы можем выявить и сформулировать реальные свойства и цели всех частных и, в том числе, базовых турпродуктов.

Теперь должно быть понятно, почему в рассматриваемом примере семейного отдыха на Черноморском побережье России нельзя было раньше четко определить частные и, в том числе, базовые турпродукты, четко сформулировать их свойства и цели: это можно сделать только на основе детальной информации об оздоровительных и лечебных возможностях каждого курорта, каждого средства размещения. Получить эту информацию можно только изучив ресурсы дестинации.

Выявив реальные свойства базовых услуг и турпродуктов, мы сможем понять, какие потребности нашей целевой группы и в какой степени могут удовлетворить эти услуги и турпродукты.


Контрольные вопросы

1.Для чего туроператор должен выявлять реальные свойства частных турпродуктов выбранной дестинации?

2. Почему у общего турпродукта свойства и цели не могут быть сформулированы также четко, как у частного продукта?


Практичекие задания

1. Выберите турпродукт какой-либо турфирмы и изучите его свойства. Сформулируйте все цели, которые может достичь потребитель этого продукта

2.3. Идеальный турпродукт. Оптимальный турпродукт

Изучив ресурсы выбранной дестинации, мы выявили базовые услуги и турпродукты, соответствующие виду турпродукта, выбранного к проектированию, выявили их свойства и цели, которым они служат, и, соответственно, потребности туристов, которые могут быть удовлетворены этими услугами и турпродуктами. Именно на основе базовых услуг и турпродуктов мы можем создавать свой турпродукт.


Следующим шагом должно стать сопоставление выявленных свойств базовых продуктов с выявленными нами ранее потребностями и предпочтениями потребителей исходного турпродукта, поскольку именно этих потребителей мы предполагаем вовлечь в целевую группу нашего будущего продукта. Это сопоставление позволит понять, какие потребности и предпочтения членов нашей целевой группы и в какой степени способен удовлетворить каждый базовый турпродукт или туруслуга и, соответственно, понять, что надо изменить в том или ином базовом продукте, чтобы он максимально удовлетворял указанные потребности.

Такая постановка задачи предполагает, что в сознании членов нашей целевой группы существует некий набор потребностей, которые они в идеале хотели бы удовлетворить. Для удовлетворения этого идеального набора потребностей и предпочтений потребовался бы некий набор услуг и программ их предоставления, который можно назвать идеальным турпродуктом для данной целевой группы.

То есть каждому виду турпродукта соответствует свой общий набор потребностей, присущих людям, интересующимся этим видом продукта и, соответственно, свой набор услуг и программ их предоставления, способный полностью удовлетворить все эти потребности. Этот набор мы и назвали идеальным турпродуктом для данной целевой группы.

В рассматриваемом примере общему турпродукту «Семейный отдых туркласса на Черноморском побережье России» может соответствовать, например, такой общий набор потребностей:

1) Отдых в современном пансионате, расположенном на первой-второй линии, имеющем огороженную, охраняемую территорию;

2) Проживание в одно-двух-четырех местных номерах со всеми удобствами;

3) Качественное питание, богатое свежими овощами и фруктами, молочными продуктами;

4) Собственный песчаный или галечный пляж, оборудованный навесами, лежаками, душем, туалетом, медпунктом, спасательным постом, баром;

5) Море с плавным нарастанием глубины;

6) Наличие детских игровых комнат с воспитателями;

7) Наличие детских игровых площадок и физкультурных тренеров;

8) Наличие педагогов, психологов, аниматоров, услугами которых можно воспользоваться и которые реализуют в пансионате познавательные, развивающие программы для детей;

9) Наличие детского физиотерапевта, занимающегося проведением общеоздоровительных мероприятий для детей, имеющих проблемы кожи, опорно-двигательного аппарата, дыхательных путей, жедудочно-кишечного тракта и т. п.;

10) Наличие закрытого бассейна на случай холодной погоды;

11) Наличие фитнес-клуба, аквапарка, проката велосипедов и автомобилей;

12) Наличие ночного клуба, ресторанов и баров;

13) Наличие у пансионата своей большой территории, озелененной, с большим количеством цветов, местами отдыха, спортивными площадками;