Файл: lection_2 исходный турпродукт.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.06.2020

Просмотров: 3311

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Курортно-оздоровительный и лечебно-оздоровительный туризм

Не совсем удачное название (за неимением более подходящего) скрывает за собой разновидность туров, становщихся все более популярными. Их проще охарактеризовать лозунгом “Вырвись из будней”. Самыми распространенными развлекательными турами являются «туры на выходные» (week-end tour). Суть их в том, что резкая смена окружающей обстановки, пусть даже на непродолжительное время, дает мощный заряд энергии и хорошо восстанавливает силы. Основная их цель, естественно, развлечение во время туристской поездки. Экскурсии, как правило, предоставляются по минимуму. Больше внимания уделено вечерним мероприятиям развлекательного характера. К этим же турам можно отнести поездки в качестве болельщиков на соревнования, поедки на различные фестивали, праздники, посвященные каким-либо событиям, явлениям и т. п.Спортивный туризм

Спортсмены-походники далеко не всегда обращаются к услугам профессиональных организаторов путешествий, предпочитая все организовывать самостоятельно. Благодаря этому у нас в стране их часто называют «самодеятельными туристами». В то же время, есть определенный сегмент спортивно-походных туров, организуемых для широкого круга потребителей профессиональными туристскими организациями. Это пешеходные, водные, конные, велосипедные, горные, лыжные, спелео и различные тому подобные туры.

Познавательный экскурсионный туризм

Деловой туризм

Экологический туризм

Специализированный туризм

1.1.3. Туроператоры и турагенты

Формирование турпродукта

Потребление турпродукта

Только проведение всех указанных мероприятий сделает возможным превращение туристских ресурсов Красной Поляны в туристские объекты. То есть, туристские ресурсы превращаются в туристские объекты только в случае появления вокруг этих ресурсов достаточно развитой туристской индустрии. Пока всей этой инфраструктуры в районе Красной Поляны не было, ее туристские ресурсы не могли реально использоваться для создания турпродукта/.

Для создания и реализации нового для нас турпродукта нам понадобятся не только туристские ресурсы и ресурсы выбранной дестинации, но и ресурсы иного вида - свои собственные: наличие и площадь офиса, количество рабочих мест, количество сотрудников, количество телефонных линий и других средств связи, программное обеспечение, объем оборотных средств, наличие своей агентской сети и клиентской базы, наличие хороших связей с поставщиками услуг, администрацией в дестинации и т. д. и т. п./

Итак, мы должны изучить ресурсы выбранной дестинации. А какие именно? И что означают слова «в свете вида турпродукта, выбранного к проектированию»?

Слова «в свете вида турпродукта, выбранного к проектированию» означают, что из огромного многообразия ресурсов дестинации мы должны выделить ресурсы, имеющие непосредственное отношение к выбранному нами для проектирования виду турпродукта и соответствующие его исходным данным.

Последующее рассмотрение будем вести на конкретном примере. И в качестве исходного и в качестве создаваемого будем рассматривать один из турпродуктов внутреннего российского туризма как наиболее общий и наиболее сложный с точки зрения его создания.

В качестве исходного турпродукта возьмем «Семейный отдых и лечение туркласса на Черноморском побережье России». Ценовая категория: 20.000 руб/чел – 50.000 руб/чел. Диапазон продолжительности 10-12 дней. Исходные данные турпродукта, который мы выбрали для проектирования, следующие. Для проектирования выберем тот же вид турпродукта, что и исходный, в той же дестинации и в той же ценовой категории . Эта ценовая категория соответствует туристскому классу обслуживания. Из исходных данных осталось указать цели будущего турпродукта. Зададимся следующими целями: а) Общая цель: Эффективный отдых и лечение в условиях комфорта и морского климата; б) Частные цели: - туристы должны проживать в средствах размещения уровня 3*- 4*, расположенных на первой-второй линии, имеющих свою огороженную, охраняемую, озелененную территорию площадью не менее 5 Га, с детскими и спортивными площадками; - размещение туристов в 2-х – 5-ти местных номерах со всеми удобствами; - все средства размещения должны иметь пляж, оборудованный навесами, лежаками, душем, туалетом, медпунктом; - море должно быть с плавным нарастанием глубины; - питание должно быть сбалансированным и ежедневно включать свежие овощи и фрукты; в каждом средстве размещения должен быть свой диагностический и лечебный центр; - для детей должны действовать различные развивающие кружки и спортивные секции; - для детей и взрослых должны организовываться познавательные экскурсии по историческим, культурным и природным объектам; - по вечерам для детей и взрослых должны проводиться развлекательные мероприятия.


Данная дестинация включает такие крупные курорты как Сочи, Туапсе, Геленджик, Анапа и десятки небольших курортных поселков. Все указанные курорты находятся в разных климатических зонах, расположены на местности с разным рельефом, обладают самыми разными лечебными факторами и природными объектами. Здесь есть сотни санаториев, крупных пансионатов, домов отдыха, турбаз, гостиниц, тысячи небольших частных гостиниц и пансионатов, множество предприятий питания, развлекательных заведений, транспортных компаний, большое количество археологических и природных объектов.

Что значит «выделить и изучить те ресурсы, которые относятся к проектируемому виду турпродукта и соответствуют его исходным данным»?. Это означает, что нас должны интересовать разнообразные лечебные факторы (климатические особенности каждого курорта, грязи, воды, лечебные возможности санаториев лечебных центров), средства размещения туристского класса (3*- 4*), расположенные на первой-второй линии, имеющие свою территорию, свой пляж, предлагающие 2-х – 5-ти местные номера с удобствами и способные обепечить туристов качественным питанием. Кроме того, мы должны изучить средства доставки туристов в дестинацию и на тот или иной курорт, средства перемещения в дестинации (автобусы для экскурсий и групповых трансферов, легковые машины и микроавтобусы для индивидуальных трансферов), памятники истории, культуры и природные объекты, групповые формы организации экскурсий, развлечений, и т. д/.

Здесь сразу же следует заметить следующее: задача найти ресурсы, полностью соответствующие нашим исходным данным, может оказаться невыполнимой. Поэтому мы должны выработать для себя критерии отбора.

На первом этапе такими критериями являются: - соответствие отбираемых ресурсов виду проектируемого турпродукта, его общей цели и ключевым позициям исходных данных.

О соответствии отбираемых ресурсов виду проектируемого турпродукта и его общей цели мы уже сказали. А что означает «соответствие отбираемых ресурсов ключевым позициям исходных данных проектируемого турпродукта»? Это означает, что отбираемые ресурсы изначально должны обладать такими важными для целевой группы свойствами, отсутствие которых практически невозможно устранить, либо это связано с огромными затратами.

/Например: В принятых нами исходных данных проектируемого турпродукта к таким ключевым положениям можно отнести: - уровень средства размещения (в нашем примере это 3*- 4*); - расположение на первой-второй линии от пляжа; - наличие своей достаточно большой территории; - наличие собственного пляжа; - наличие собственного лечебного центра. Несоответствие средства размещения уровню 3*- 4* означает, что приведение этого средства размещения в соответствие указанному уровню потребует реконструкции зданий или их сноса и строительства новых. Тоже можно сказать про отсутстсвие собственного лечебного центра. Расположение рассматриваемого средства размещения на третьей линии и дальше означает, что это средство размещения не отвечает одному из ключевых положений исходных данных и что этот недостаток не может быть устранен в принципе. Отсутствие у средства размещения собственной территории также практически неустранимо. Именно практическая неустранимость отсутствия указанных свойств делает их ключевыми/.


А почему остальные положения исходных данных проектируемого турпродукта не являются ключевыми? Ведь отсутствие детских и спортивных площадок, необорудованный пляж, отсутствие развивающих кружков, экскурсий, соревнований, питание, не соответствующее исходным данным – все это может оттолкнуть многих потенциальных покупателей и заметно уменьшить размер целевой группы. Безусловно это так. Но создание детских и спортивных площадок при наличии собственной территории вполе возможно и не требует больших затрат. То же относится к созданию развивающих кружков, организации экскурсий и соревнований. И для того, чтобы сделать питание здоровым, сбалансированным необходимо только желание руководства средства размещения. То есть все эти недостатки устранимы и это требует сравнительно небольших средств и усилий.


Если проектируемый турпродукт будет реально создан в данной дестинации, то для того чтобы не утратить представление о реальном положении дел, туроператор должен проводить изучение ресурсов если не постоянно, то, по крайней мере, ежегодно. Ведь каждый год строятся новые гостиницы и пансионаты, открываются новые музеи, аквапарки, развлекательные центры, организуются новые экскурсии и, следовательно, у оператора каждый год появляется возможность модифицировать свой турпродукт, дополнить его новыми услугами, придать ему новые качества.

Как ведется изучение туристских ресурсов? Есть справочники и путеводители, есть краеведческая литература по истории того или иного района. Сейчас при наличии Интернета эта проблема решается намного проще, чем раньше: администрация каждого курорта имеет свой сайт, где можно найти информацию о климате, истории курорта, о гостиницах и пансионатах, санаториях и домах отдыха, об инфраструктуре курорта. Кроме того, необходимо личное знакомство оператора не только с руководством фирм-поставщиков услуг, администрацией города, региона, но и с теми

туристскими объектами, которые могут быть включены в общий турпродукт оператора.

Таким образом, вначале заочно, то есть по описаниям, фотографиям, по впечатлениям отдыхавших здесь людей изучаются:

- климат каждого курорта;

- природные особенности;

- лечебные факторы;

- средства доставки туристов на каждый курорт;

- коммуникации на каждом курорте,

- транспортные средства на каждом курорте и между курортами;

- средства размещения и питания;

- лечебные учреждения

- объекты досуга и развлечения;

- наличие системы экскурсионного обслуживания;

- стабильность систем водо- и энергоснабжения;

- наличие музеев, концертных залов, общегородских развлекательных мероприятий;

- наличие сопутствующих услуг /банки, пункты обмена вылюты и т. п.

Отметим, что изучение ресурсов включает не только изучение самих туруслуг (услуга размещения, услуга питания и т. д.), предлагаемых поставщиками услуг (средства размещения, предприятия питания и т. д.) или местными туроператорами, но и сбор информации о ценах на все предлагаемые ими услуги.


Здесь стоит напомнить, что рассматриваемый нами турпродукт в товарном виде, то есть в виде, предлагаемом покупателю, является пакетным и набор услуг, включаемых продавцом в такой пакет, является минимальным: элементарная базовая услуга и услуги, неотъемлемые от базовой.

Например: Рекреационный тур «Отдых в Испании». Базовая услуга – размещение. Кроме нее в турпакет включается: - виза; - страховка; - авиаперелет в дестинацию и обратно; - трансфер от аэропорта до отеля и обратно; - завтраки.

Другой пример: Экскурсионный тур «Английские сады». Базовая услуга – знакомство с садами Англии. Кроме нее в турпакет включается: - виза; - страховка; - авиаперелет в дестинацию и обратно; - размещение; - завтраки; - автобусное обслуживание.

Туроператор должен собирать информацию не только об основных услугах, которые войдут в турпакет, но и обо всех дополнительных услугах, которые турист может получить на месте за отдельную плату или они по желанию покупателя могут быть включены в турпакет. Это, как уже было отмечено ранее, связано с тем, что

нередко именно тот или иной набор дополнительных услуг часто является для туриста определяющим фактором при приобретении конкретного тура.

Главным, если не единственным отличием дополнительных услуг от услуг, называемых основными, - то, что стоимость дополнительных услуг не включается в обязательном порядке в стоимость тура. Турист может оплатить какие-то дополнительные услуги при покупке тура или сделать это уже на месте.

Результатом проведенного изучения ресурсов выбранной дестинации в свете проектируемого вида турпродукта должно явиться:

  1. Выявление общего турпродукта выбранного вида. Выявление базовых турпродуктов

  2. Уточнение выбранного вида турпродукта.

  3. Определение структуры общего уточненного турпродукта;

  4. Четкое определение свойств и, насколько это возможно, целей частных турпродуктов



Контрольные вопросы

1. Что такое туристские ресурсы данной дестинации?

2. Чем туристские ресурсы отличаются от туристских объектов?

3. Какие виды ресурсов требуются туроператору для создания турпродукта?

4. Какие виды услуг, как правило, являются дополнительными?

5. Какова роль дополнительных услуг в выборе покупателем того или иного турпродукта?

6. Как часто туроператор должен изучать ресурсы дестинации и для чего это необходимо?

Практические задания

1. Выберите интересную с вашей точки зрения дестинацию, соберите информацию о ее ресурсах и выявите отдельно туристские ресурсы и туристские объекты.

2. Выберите конкретную целевую группу, например, родители с детьми, покупающую турпродукты в ценовой категории от 50.000 руб/чел до 100.000 руб/чел и желающую отдохнуть в выбранной вами дестинации. Найдите по туристской рекламе средства размещения, наиболее соответствующие этой целевой группе.



    1. Свойства и цели выявленного в дестинации турпродукта


2.2.1. Общий и частные турпродукты. Базовые турпродукты

Изучив ресурсы дестинации в свете выбранного вида турпродукта, мы выбранную оболочку – вид проектируемого турпродукта – заполнили реальными услугами, относящимися к этому виду, то есть, по существу, мы выявили в данной дестинации общий турпродукт, относящийся к выбранному для проектирования виду турпродукта.

/ Поскольку в качестве примера мы выбрали для проектирования турпродукт «Семейный отдых и лечение туркласса на Черноморском побережье России», то после изучения выбранной дестинации в общий выявленный турпродукт этого вида войдут услуги, отвечающие туристскому классу обслуживания и общей цели: «Эффективный отдых и лечение в условиях комфорта и морского климата/.

Выявленный турпродукт мы назвали термином «общий». Этот термин означает, что выявленный турпродукт как совокупность туруслуг, включает в себя все услуги в данной дестинации, относящиеся к выбранному для проектирования виду турпродукта,. /Когда мы говорим «все услуги», то подразумеваем, разумеется, те, которые нам удалось выявить. Возможно, какая-то часть таких услуг оказалась нами не выявлена/.

Еще во время изучения конкретных туров, вошедших в исходный турпродукт, мы зафиксировали множество разных услуг. Мы знаем, что любой, даже крупный оператор, создавая в данной дестинации турпродукт, способен задействовать лишь ограниченную часть имеющихся здесь ресурсов. Очевидно, что общее количество услуг, имеющихся в дестинации и соответствующих выбранному нами виду турпродукта, намного больше, чем в исходном продукте. Теперь изучив дестинацию, мы выявляем все это многообразие услуг, способных составить наш будущий турпродукт.

Если мы не собираемся копировать исходный турпродукт, а будем создавать свой – пусть даже и аналогичный исходному, нам потребуется информация обо всех выявленных нами ресурсах дестинации, которые в достаточной степени могут подойти нам для создания продукта с выбранными исходными данными.

Термин «общий турпродукт» также означает, что в составе этого продукта могут находиться более мелкие по своему составу, частные турпродукты, но четко определить их все, дав им четкие названия, отражающие суть каждого из них, мы сможем только теперь после изучения ресурсов дестинации.

/Пример: Изучив Черноморское побережье, мы выявили не только общий турпродукт – «Семейный отдых и лечение туркласса на Черноморском побережье России», но и более мелкие, частные продукты: «Семейный отдых и лечение туркласса в Сочи», «....в Геленджике», «...в Анапе». Еще более мелкие, частные продукты: «Семейный отдых и лечение туркласса в санатории «Кубань»/Анапа/», «Семейный отдых и лечение туркласса в оздоровительном комплексе «Горизонт»/Геленджик»/ и т. д. Небольшую часть этих частных продуктов мы узнали, изучая исходный турпродукт, а большая часть выявляется в процессе изучения ресурсов дестинации/.