Файл: lection_2 исходный турпродукт.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.06.2020

Просмотров: 3116

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Курортно-оздоровительный и лечебно-оздоровительный туризм

Не совсем удачное название (за неимением более подходящего) скрывает за собой разновидность туров, становщихся все более популярными. Их проще охарактеризовать лозунгом “Вырвись из будней”. Самыми распространенными развлекательными турами являются «туры на выходные» (week-end tour). Суть их в том, что резкая смена окружающей обстановки, пусть даже на непродолжительное время, дает мощный заряд энергии и хорошо восстанавливает силы. Основная их цель, естественно, развлечение во время туристской поездки. Экскурсии, как правило, предоставляются по минимуму. Больше внимания уделено вечерним мероприятиям развлекательного характера. К этим же турам можно отнести поездки в качестве болельщиков на соревнования, поедки на различные фестивали, праздники, посвященные каким-либо событиям, явлениям и т. п.Спортивный туризм

Спортсмены-походники далеко не всегда обращаются к услугам профессиональных организаторов путешествий, предпочитая все организовывать самостоятельно. Благодаря этому у нас в стране их часто называют «самодеятельными туристами». В то же время, есть определенный сегмент спортивно-походных туров, организуемых для широкого круга потребителей профессиональными туристскими организациями. Это пешеходные, водные, конные, велосипедные, горные, лыжные, спелео и различные тому подобные туры.

Познавательный экскурсионный туризм

Деловой туризм

Экологический туризм

Специализированный туризм

1.1.3. Туроператоры и турагенты

Формирование турпродукта

Потребление турпродукта

Таким образом, общий турпродукт данного вида – это совокупность всех услуг и частных турпродуктов, имеющихся в дестинации и соответствующих виду проектируемого турпродукта. Поскольку таких услуг и турпродуктов, как правило, намного больше, чем в исходном турпродукте, следовательно, даже по составу услуг наш будущий турпродукт может быть совсем непохож на исходный.

Для нашей последующей деятельности по созданию турпродукта важно обратить внимание на следующее: изучая любую дестинацию, мы обнаружим в ней не только большое число самостоятельных, не привязанных друг к другу, разнообразных туристских услуг, соответствующих виду проектируемого нами турпродукта, но и большое число турпродуктов, которые сформированы на основе базовых услуг самими поставщиками услуг или местными рецептивными туроператорами. Назовем их базовыми турпродуктами.

Базовый турпродукт – турпродукт, созданный на основе одной из базовых услуг самим поставщиком этой услуги или местным туроператором.

/Рецептивные туроператоры - это туроператоры, организующие прием туристов в данной дестинации, то есть комплектующие туры и программы обслуживания в месте приема и обслуживания туристов на основе прямых договоров с поставщиками услуг (средствами размещения, предприятиями питания, досугово-развлекательными учреждениями и т. д.)/.

Таким базовым турпродуктом является, например, рассмотренный выше турпродукт пансионата «Весна» /Сочи/. Этот турпродукт могут использовать как обратившиеся в пансионат туристы, так и туроператоры, для которых он может стать основой при создании своего турпродукта.

Базовые турпродукты в их товарной форме, то есть в виде базовых турпакетов, приехавший помимо турфирмы клиент может в принципе приобрести прямо на месте у его создателя. Ясно, что какие-то из этих базовых турпродуктов лягут в основу нашего будущего продукта. То есть, можно сказать, что общий турпродукт выбранного нами вида образован совокупностью выявленных нами услуг и базовых турпродуктов.

/Пример 1: На том же Черноморском побережье многие средства размещения предлагают не только услугу размещения, а целый комплекс услуг, в который в той или иной комбинации входят: размещение, питание, трансфер, бассейн, пляж, детские и спортивные площадки и т. п.

Пример 2: Если мы выбрали вид турпродукта – «Экскурсионные туры по Франции», то изучив интересующие нас основные услуги – услуги знакомства с теми или иными объектами Франции, мы обнаружим, что поставщики этих услуг – экскурсионные бюро, музеи, местные турфирмы предлагают не только услуги показа отдельных объектов, но и целые комплексы объектов показа, объединенные единой целью, темой. И каждый такой комплекс может охватывать десятки и сотни объектов показа, расположенных в разных городах и регионах и включать в себя еще и услуги размещения и питания/.



Контрольные вопросы

1. Какие вопросы решает туроператор, изучая ресурсы дестинации?

2. Как выбор услуг, существующих в дестинации, связан с выбранным для создания видом турпродукта?

3. Что такое базовые турпродукты? Какое отношение они имеют к турпродукту, который мы будем создавать в этой дестинации?

4. Чем в общем случае может отличаться общий турпродукт, выявленный нами в дестинации, от исходного продукта?


2.2.2. Уточнение вида проектируемого турпродукта и его целей

После того, как мы выявили возможности выбранной дестинации в плане создания турпродукта выбранного вида, необходимо уточнить вид выбранного нами для проектирования турпродукта, а, следовательно, и его общую цель и, соответственно, частные цели.

В чем может быть причина и в чем суть этого уточнения?

Поясним это на уже рассматриваемом примере: турпродукт «Семейный отдых и лечение туркласса на Черноморском побережье России».

Изучив ресурсы дестинации, мы, предположим, нашли здесь большое количество готовых услуг и базовых турпродуктов, т.е. огромные возможности по организации только отдыха, и поняли, что на создание турпродукта, связанного с лечением у нас не хватит ни времени, ни собственных ресурсов. Следовательно, нам необходимо уточнить вид проектируемого турпродукта. Могут быть и какие-либо другие причины.

В приведенном примере мы можем уточнить вид проектируемого турпродукта, сформулировав его, например, так: «Семейный отдых туркласса на Черноморском побережье России».

Это уточнение очень важно в том плане, что произведя его, мы уменьшаем количество разрабатываемых разнородных элементов (отдых, лечение), но при этом можем более детально проработать одно из направлений – отдых. В этом случае мы можем уменьшить количество рассматриваемых ресурсов, можем изменить состав услуг создаваемых туров.

Конкретизировав и уточнив вид выбранного для создания турпродукта, необходимо уточнить его цели и, соответственно, характеристики целевой группы.

В разделе 1.2. мы уже говорили о целях исходного и проектируемого турпродуктов, о связи этих целей с потребностями, интересами потребителей.

Создание любого турпродукта должно начинаться с формулирования его целей. Четкая формулировка целей будущего турпродукта – важнейший фактор создания турпродукта, привлекательного для потребителей.

В каждом конкретном создаваемом турпродукте туроператор должен цели турпродукта и вытекающие из них задачи сформулировать максимально конкретно.

Поясним на примере уже уточненного турпродукта «Семейный отдых туркласса на Черноморском побережье России» и описанной целевой группы. Какие потребности этих людей могут быть связаны с данным турпродуктом? Это потребность отдохнуть в благоприятном климате, благотворно влияющем на органы дыхания и поправить свое здоровье и здоровье своих детей; потребность проживать во время отдыха в безопасных условиях в современном комфортабельном отеле или пансионате, расположенном близко от моря, желательно на первой линии, имеющем свою ухоженную территорию, свой оборудованный пляж; это потребность получать качественное питание, богатое витаминами; потребность интеллектуального развития ребенка во время отдыха; потребность увязать подходящий вариант отдыха с бюджетными возможностями семьи, купив путевки по приемлемым ценам.


Туроператор, выявив эти потребности, должен увязать их с реальными возможностями черноморского побережья России по их удовлетворению, то есть с ресурсами этой дестинации. Эта увязка осуществляется путем изучения туроператором указанных ресурсов и возможностей, после чего он может упомянутые потребности сформулировать в виде целей.

У любого турпродукта должна быть общая цель и частные цели, которые должны уточнять и максимально раскрывать общую цель. Четкая формулировка каждой частной цели создаваемого продукта дает оператору понимание задач, подсказывает, что и как делать.

В приведенном выше примере уточненного турпродукта общая цель может быть сформулирована так: «Эффективный отдых и оздоровление в условиях целебного климата и высокого комфорта». Соответствующая этой цели задача: выявить ресурсы, максимально отвечающие данной цели, и оптимально сгруппировать их в турпакеты. Пример частной цели: «Проживание туристов в современных пансионатах уровня 3* - 4*, имеющих свою ухоженную, охраняемую территорию, расположенных на первой линии и располагающих двух-четырехместными номерами со всеми удобствами». Для достижения этой цели необходимо решить задачу поиска в этой дестинации средств размещения, позволяющих достичь эту цель.

Или другая частная цель: «Качественное сбалансированное питание, богатое свежими овощами и фруктами». Для ее достижения придется договариваться с руководством отобранного средства размещения об организации именно такого питания.

Еще одна частная цель: «Интеллектуальное развитие ребенка во время отдыха с помощью развивающих кружков и т. п.». Зная ресурсы дестинации и возможности достижения этой цели, туроператор может так сформулировать задачи для достижения этой цели: «Для интеллектуального развития детей необходимо в средствах размещения организовать различные развивающие кружки /рисования, мягкой игрушки, театральный, автомодельный/, а также проводить различные викторины, фестивали, экскурсии. Для этого необходимо с помощью поставщиков услуг привлечь к этой работе преподавателей местных школ, коллективы художественной самодеятельности, экскурсионные бюро».

Такая четкая формулировка конкретной цели турпродукта и соответствующих задач подсказывает самому туроператору, что конкретно надо сделать, чтобы цель была достигнута: нужно искать средства размещения, в которых есть условия достижения этой цели, либо решать вопрос выделения помещений для кружков, закупки расходных материалов, найма педагогов-кружководов и т. п. Эти задачи туроператор может решать сам, - в том случае, если он выкупает в выбранном средстве размещения все места или значительную часть мест на весь сезон. Или же он может убедить в выгодности проведения указанных мероприятий администрацию или владельца средства размещения.


Пример общих и частных целей из сферы познавательного туризм: При формулировании общей цели познавательного тура важно учитывать уровень знаний потенциальных потребителей о дестинации и объектах показа. Его условно можно разделить на три уровня: первый – полное отсутствие каких-либо систематических знаний о дестинации; второй – такой уровень знаний о дестинации, при котором у человека возникает потребность уже не общего знакомства с дестинацией вообще, а более подробного ознакомления с какой-то определенной стороной жизни этой дестинации; третий уровень – характеризуется потребностью глубокого проникновения в определенную тему.

В первом случае потребности туристов ограничиваются желанием получить общее представление об интересующей их стране, городе, об истории, культуре, природе, обычаях народа. Соответственно, туроператор, создающий турпродукт для потребителей первого уровня, должен формулировать и общую цель, например: «Вся Греция: знакомство с историей, культурой, природой, традициями и обычаями народа». Частные цели: «Познакомить туристов с самыми яркими страницами истории Греции, с наиболее характерными явлениями культуры, показать некоторые уголки природы и дать общее представление о народах, населяющих Грецию, их обычаях и традициях».

Во втором случае мы должны создавать турпродукт для людей, которые не только имеют общие представления о дестинации, но и имеют уже конкретные предпочтения, связанные, например, с историей данной дестинации, либо с архитектурой, либо с искусством, природой, этнографией. Если в первом случае мы имели дело с одной целевой группой, интересующейся данной дестинацией вообще, то во втором случае мы должны создавать турпродукт для разных целевых групп, одна из которых интересуется историей, вторая архитектурой и т. д.

Соответственно каждому из выбранных направлений, формулируется общая и частные цели турпродукта. Например, общая цель: «Греция. Знакомство с культурой, пережившей тысячелетия», и частные цели: «Знакомство с великой поэзией», «Искусство драмы древней Греции», « Знакомство со скульптурой древней Греции», «Легенды и мифы древней Греции» и т. д.

Третий уровень знаний и соответствующий ему уровень потребностей туристов связан с глубокой проработкой определенных тем и то, что в турпродукте второго уровня было одной из частных целей, здесь становится общей целью, которая достигается с помощью более узких частных целей. /Например, общая цель: «Легенды и мифы древней Греции». Частные цели: «Боги древней Греции», «Герои древней Греции»...

Необходимо отметить, что к частным целям турпродуктов любого рассмотренного уровня относится и создание оптимальных условий, способствующих максимально полному погружению в тему. К таким условиям относятся:


- условия проживания: отели, удобно расположенные относительно основных тематических объектов и категория которых соответствует ценовому уровню тура,;

- условия питания, позволяющие туристам меньше отвлекаться на самостоятельное решение этого вопроса;

- построение логичного графика прохождения маршрута, сочетающего обязательные экскурсии с наличием свободного времени;

- предоставление туристам квалифицированных экскурсоводов, уровень знаний которых соответствует тематике и целям тура;

- выбор такой продолжительности тура, которая даст возможность туристам достаточно глубоко проникнуть в тему и, в то же время, не утомит их чрезмерно, повлияв на степень восприятия;

- подбор таких поставщиков услуг, уровень цен на услуги которых даст возможность предложить потребителям турпродукт с оптимальным соотношением цены и качества и, одновременно, имеющий приемлемую рентабельность для туроператора.

Таким образом, берясь за создание нового для себя турпродукта, туроператор

должен уметь правильно и точно сформулировать цели будущего турпродукта исходя из потребностей потенциальных покупателей и ресурсов выбранной дестинации.

Проведенное нами рассмотрение показывает также, что в общем случае цели нашего будущего турпродукта могут не совпадать как с целями исходного турпродукта, так и с целями турпродукта, выявленного нами в дестинации.


Контрольные вопросы

1. Что такое уточнение выбранного вида турпродукта? По каким причинам

оно просходит /Назовите несколько причин возможного уточнения/

2. Что такое цель турпродукта с точки зрения потребителя?

3. В чем для туроператора достоинства и недостатки существования базовых

турпродуктов?

4. На чем должна основываться формулировка туроператором целей

проектируемого турпродукта?

5. Зачем туроператору необходимо выявлять свойства базовых турпродуктов?

6. Что такое базовые туруслуги?

7. Для чего туроператору необходимо максимально четко и конкретно

формулировать частные цели проектируемого турпродукта?

8. Какие факторы оказывают влияние на формулировку туроператором цели создаваемого турпродукта?


Практические задания

1. Выберите какой – либо вид турпродукта. Придумайте варианты его уточнения. Назовите возможные причины уточнения вида турпродукта

2. Выберите дестинацию и изучите ее познавательные ресурсы. Сформулируйте общие и частные цели возможных в данной дестинации познавательных турпродуктов разного уровня


2.2.3. Выявление структуры общего уточненного турпродукта

Следующим этапом нашей работы должно стать определение структуры общего уточненного турпродукта. Это необходимо потому, что дает нам представление о возможной структуре нашего будущего турпродукта. Общий турпродукт включает в себя частные турпродукты.