ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.06.2020
Просмотров: 3310
Скачиваний: 14
- необходимость учета специфики работы каждого контрагента (например, один контрагент требует одну форму заявки на бронирование, другой – другую, у бухгалтерий разных гостиниц, пансионатов разные требования по оформлению документов и т. д.);
- более высокий уровень затрат на телефонные переговоры и командировки.
Выбор схемы работы зачастую определяется положением фирмы на туристском рынке:
- если турфирма-оператор небольшая, у нее нет опыта работы в данной дестинации, то ей на начальном этапе выгоднее работать через местного оператора;
- если же фирма опытная, большая, работающая с большими потоками туристов на массовых направлениях, то, как правило, выгоднее работать по схеме прямой организации туров.
На практике туроператоры нередко сочетают обе схемы работы: приобретая, если это выгодно, базовые турпакеты не одного, а нескольких местных туроператоров в качестве основы своего турпродукта, туроператор одновременно развивает и контакты с непосредственными поставщиками услуг – средствами размещения, питания, транспортными компаниями, экскурсионными бюро и т.п. Это позволяет ему достигать большей гибкости в модернизации своего продукта, внесении в него изменений без согласований с поставщиком базового турпродукта.
Серьезной проблемой для нас, как и для всех туроператоров, реализующих путевки в определенном регионе, является тенденция принимающих туроператоров, живущих и работающих в дестинации нашего турпродукта, приблизиться непосредственно к потребителю, миную отправляющих туроператоров, то есть нас и открывая свои представительства или дочерние компании в регионе «порождающем» туристов. /Такая ситуация давно наблюдается на российском рынке, предлагающем туруслуги в Турции: в начале 1990-х годов поездки в Турцию организовывались в основном российскими операторами. Постепенно турецкие операторы начали открывать свои представительства в России и продавать туры в Турцию сами, минуя российских операторов и имея возможность предложить турпродукт по более низким ценам. Это, конечно, невыгодно российской стороне, поскольку прибыль от туризма в этом случае уходит в Турцию/.
Контрольные вопросы
1. В каких случаях работа через местную турфирму будет для туроператора целесообразнее, чем работа напрямую?
2. Какими факторами определяется выбор туроператором схему организации туров в выбранной дестинации?
2.6.2. Выбор вариантов бронирования услуг контрагентов
Поскольку мы рассматриваем технологию создания турпродукта на основе разработанного туроператором набора услуг и программы их предоставления, то есть рассматриваем пакетные турпродукты, необходимо выяснить, какими вариантами бронирования пользуются туроператоры при решении вопроса доставки туристов в дестинацию и обратно, при размещении туристов в средствах размещения, при организации трансферов, экскурсий и т. д.
Начнем с наиболее ответственного момента, связанного с размещением туристов в отелях, пансионатах, домах отдыха и т. п.
2.6.2.1 Бронирование мест в средствах размещения
На практике используется несколько вариантов получения туроператором мест в отобранных средствах размещения, причем эти варианты существенно отличаются друг от друга как по себестоимости получаемых мест, по технологии работы с данным средством размещения, так и по степени финансовых рисков, которым подвергается туроператор.
Используются следующие варианты получения мест в средствах размещения:
-
Аренда всего средства размещения /отеля, пансионата, санатория и т. п./
-
Получение блока мест на условиях договора комитмента
-
Получение блока мест на условиях договора элотмента
-
Безотзывное бронирование
-
Работа на условиях повышенной комиссии
-
Приоритетное бронирование
-
Работа по разовым заявкам
-
Аренда средства размещения
Этот вариант получения мест может осилить достаточно крупный туроператор, обладающий большими финансовыми возможностями и реальной способностью реализовать турпродукт, включающий проживание туристов в этом средстве размещения.
При этом варианте туроператор арендует средство размещения (для краткости будем называть его Отелем), то есть становится его распорядителем на определенный срок и выплачивает владельцу Отеля оговоренную сумму.
Все проблемы загрузки Отеля туроператор на срок аренды берет на себя, за что отель дает ему места с большой скидкой.
Существует целая система скидок с так называемой базовой цены услуги размещения. Это сезонные, групповые, специальные скидки. Скидка может составлять 50%-60% от базовой цены. Откуда берутся такие большие скидки? Что такое базовая цена услуги размещения? Чтобы понять все это, рассмотрим простой пример.
Есть Отель, предлагающий услугу размещения. Пусть себестоимость С1 этой услуги для Отеля, то есть полные затраты на создание и эксплуатацию одного койко-места в сутки составляет в среднем по номерам С1= 500 руб. То есть это та сумма, в которую самому Отелю обходится создание и содержание одного спального места. Отель вполне устраивает надбавка, - можно назвать ее «прибыльностью единицы продукции» - П1 = 100 руб/сутки с койко/места. Отношение прибыльности к величине себестоимости в процентах называют Нормой прибыли или Рентабельностью /в данном случае это рентабельность единицы продукции/:
R1 = (П1/С1) х 100% = (100/500) х 100% = 20%. Таким образом, если бы «кто-то» обеспечил полную загрузку Отеля, Отель этому «кому-то» продавал бы услугу размещения по 600 руб/сутки. Это продажная цена услуги отеля и одновременно себестоимость услуги для туроператора.
Если же Отелю придется самому продвигать свою продукцию, то есть участвовать в выставках, давать рекламу, открывать свои представительства в разных городах, то себестоимость услуги размещения составит не 500 руб/сутки, а, скажем, 1100 руб/сутки, а при той же рентабельности R1 = 20% продажная цена Ц1Б единицы услуги размещения, то есть цена койко/места в сутки составит
Ц1Б = 1100 + 1100 х 20% / 100% = 1320 руб/сутки
(220 руб/сутки – надбавка к себестоимости, т. е. прибыльность единицы продукции).
Таким образом, если Отель сам реализует свои услуги, то есть доводит их до конечного покупателя, то он будет делать это по цене 1320 руб/сутки, и если клиент сам приходит в Отель (по рекламе и т. п.), то подойдя к стойке администратора, он увидит цену 1320 руб/сутки (rack-rate, т. е. «цена у стойки»).
Эту цену Ц1Б мы и будем называть базовой ценой услуги размещения. То есть это та цена, по которой сам Отель продает услугу размещения конечному покупателю, то есть потребителю этой услуги. По каждому типу номера будет своя величина базовой цены. Видим, что затраты на продвижение своей продукции до конечного покупателя очень существенно увеличивают себестоимость единицы этой продукции (с 500 руб. до 1100 руб.). (В приведенном примере важны не сами цифры, а тот существенный скачок, который претерпевает величина себестоимости услуги размещения, если учесть все дополнительные затраты Отеля. Отель либо сам должен заниматься деятельностью по продвижению своей продукции, либо нанять кого-либо и платить ему за эту деятельность).
Итак, если, например, какой-то туроператор возьмет на себя обязанности загружать Отель в течение всего года, то есть возьмет на себя все необходимые усилия и затраты, то хозяин Отеля с выгодой для себя предоставит ему такую возможность, беря с оператора лишь по 600 руб. в сутки за койко/место.
Эта разница в цене в размере ∆Ц1Б =720 руб/сутки за койко/место и есть плата Отеля туроператору за реализацию продукции Отеля.
Реально Отель ничего не платит турфирме. Просто он продает ей свою продукцию на 720 руб/сутки за место дешевле той цены, по которой он продавал бы услугу размещения сам.
То есть Отель дает турфирме скидку со своей базовой цены. (В данном примере скидка составляет Ск = 54,5%). Ск = (∆Ц1Б / Ц1Б)×100%
Отель таким образом расплачивается с туроператором за то, что тот берет на себя все усилия и затраты, связанные с продвижением услуг Отеля и его заполнением (загрузкой).
Здесь мы подошли к одному важному моменту:
Турфирма покупает услугу размещения по 600 руб/сутки и при этом знает, что сам Отель продает эту услугу конечному потребителю по 1320 руб/сутки. Туроператору выгодно браться за продвижение услуги Отеля или создание турпродукта, включающего эту услугу, только в том случае, если его затраты на продвижение этой услуги будут настолько ниже, чем у самого Отеля, что цена этой услуги в турпакете у туроператора после добавления приемлемой для него прибыли окажется не выше, чем базовая цена самого Отеля.
Реальная возможность успешного решения этой задачи связана с тем, что у туроператора качественно иные – более высокие – возможности продвигать продукцию на рынок туруслуг, чем у Отеля.
Отель и все, кто в нем работает – это специалисты в области создания услуги размещения. Если же ставится задача продвижения и реализации продукции до уровня конечных потребителей, то Отелю понадобится целое подразделение специалистов по продвижению, что сильно повысит себестоимость продукции Отеля.
Туроператор же по природе своей деятельности постоянно занимается продвижением своей продукции. Он умеет это делать эффективно и с минимальными затратами.
Продолжая наш пример, поясним сказанное следующими цифрами. Например, себестоимость данной услуги для туроператора с учетом затрат на продвижение услуги до уровня турагентств может стать равной 800 руб/сутки за койко-место. (Имеется в виду продвижение с помощью выставок, рассылок, презентаций с целью заинтересовать турагентства). При этом туроператора вполне устроила бы норма прибыли 15%, т. е. продажная цена
Ц1 = 800 + 800 х 15% / 100% = 920 руб/сутки
То есть туроператор готов продавать размещение в этом Отеле турагентам по 920 руб/сутки за место.
Если же туроператор будет продвигать услугу Отеля до конечного потребителя самостоятельно, пусть дополнительные затраты составят 250 руб/сутки на каждое койко-место и себестоимость возрастет с 800 до 1050 руб/сутки, а продажная цена для потребителей станет равной
Ц1 = 1050 + 1050 х 15% / 100% = 1208 руб/сутки (при R1 = 15%).
Турагентствам, которые находятся в регионах, то есть гораздо ближе к потенциальному потребителю услуг Отеля, чем туроператор, понадобится меньше затрат на продвижение услуги Отеля до конечного потребителя – скажем, не 250 руб., а 100 руб/сутки на койко-место. То есть, если турагент покупает у оператора услугу размещения по 920 руб/сутки и затрачивает дополнительно 100 руб/сутки, то для него себестоимость услуги станет равна С1 = 1020 руб/сутки за место. Делая приемлемую для себя надбавку, турагент мог бы реализлвывать услугу размещения данного Отеля. Например, при надбавке в 15%, цена этой услуги конечному покупателю будет
Ц1 = 1020 + 1020 х 15% / 100% = 1173 руб/сутки за место.
На практике процесс ценообразования в цепочке Отель-Туроператор-Турагент-Потребитель несколько выглядит несколько иначе. Если туроператор берет на себя проблему загрузки Отеля, он стремится к тому, чтобы конечная цена услуги размещения была одинаковой у всех его агентов. Для этого туроператор сам устанавливает эту конечную цену и продает туруслугу своим агентам по цене, например, 1173 руб/сутки за место, которая включает комиссию, то есть вознаграждение турагента. Для разных агентов в зависимости от оговоренных условий их сотрудничества с туроператором, определяемым объемом приобретаемых услуг, устанавливается та или иная величина комиссии. Но продажная цена неизменна, то есть все турагенты обязаны продавать эту услугу по указанной цене.
В этом случае для турагентов, получающих максимальную комиссию, формула цены выглядит таким образом:
Ц1 = 920 + 920 х 27,5% / 100% = 920 + 253 = 1173 руб/сутки за место.
То есть турагенту, реализующему данную услугу по 1173 руб/сутки за место, оператор выплачивает комиссию 253 рубля/сутки за место /Это, как легко убедиться, составляет 21,57% от продажной цены услуги/. Турагент часть получаемой суммы тратит на продвижение и реализацию услуги Отеля, а оставшаяся часть составляет его прибыль. При этом туроператор получает желаемые 920 руб/сутки за место.
Вспомним, что, если сам Отель доводит свою продукцию до конечного потребителя, цена услуги размещения равна 1320 руб/сутки. При разделении труда между участниками процесса эта цена снизилась на величину
∆Ц1 = (1320 – 1173) руб/сутки/к/м = 147 руб/сутки за койко-место.
Итак, пройдя по цепочке Отель --- Туроператор --- Турагентство --- Покупатель, услуга размещения получила цену 1173 руб/сутки вместо цены 1320 руб/сутки, по которой Отель сам продает услугу конечному покупателю.
Если учесть, что и Отель и туроператор и турагентство получают от своей деятельности прибыль, то есть их устраивают условия работы по этой схеме, и покупатель, приобретая услугу размещения не в Отеле, а у турагентства, выигрывает 147 руб/сутки с места, то есть его нахождение в этой цепочке также экономически выгодно, то можно сделать вывод, что цепочка Отель – Туроператор – Турагент - Покупатель жизнеспособна и устойчива, и покупателю не только крайне сложно в организационном плане, обходя турагента и туроператора, выходить напрямую на Отель, но, как видим, это покупателю еще и экономически невыгодно. Поскольку ему выгоднее купить услугу размещения у турагента, он именно так и сделает.
Мы рассмотрели вариант, когда туроператор загружает все места в Отеле и получает при этом скидку 54,5%. Это по сути и есть аренда отеля туроператором.
Отметим, что рассмотренный вариант загрузки Отеля через туроператора применяется, во-первых, отелями с большим количеством номеров, и, во-вторых, отелями, которые используются как средства размещения в массовых турпродуктах.
При рассмотрении следующих вариантов получения мест в средствах размещения мы будем отталкиваться от указанной базовой цены Ц1Б = 1320 руб/сутки/койко/место.
Рассматривая вариант аренды, отметим «плюсы» и «минусы» этого варианта получения мест туроператором.
Плюсы:
1. Туроператор получает Отель в свое полное пользование на определенный период, оговоренный договором, и сам определяет цены на все услуги, порядок приема туристов и загрузки Отеля.
2. «Свой отель» в рекламе оператора создает ему благоприятный имидж и способствует реализации турпродукта
3. В этом варианте туроператор может рассчитывать на максимальные скидки со стороны хозяина Отеля, то есть на максимально экономически выгодные условия получения мест.
4. Выгодные условия получения мест позволят оператору решать такие задачи, как продажа своего турпродукта, связанного с этим Отелем, по минимальным для отелей такого уровня ценам и, тем самым, усиление своих позиции на рынке; получение максимальной прибыли путем оптимизации затрат на продвижение и