Файл: Туристское ресурсоведение. Кусков.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.06.2020

Просмотров: 7146

Скачиваний: 109

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Санаторий-профилакторий – медицинское учреждение при промышленном предприятии для реабилитации и профилактики населения без отрыва от производства.

Социально-экономические ресурсы туризма – объекты и явления антропогенного характера, необходимые для наиболее эффективного и полноценного использования туристских ресурсов и развития индустрии туризма в стране или регионе.

Спортивный парк – специально организованная территория, включающая объекты и местности для тренинга и самостоятельного квалификационного туризма, а также проведения учебно-спортивных туристских мероприятий.

Степень туристской освоенности – показатель абсолютной освоенности территории, равной отношению суммарного числа мест в туристских учреждениях района к его площади (в тыс. кв. км).

Страноведение – комплексная дисциплина, которая систематизирует и обобщает разнообразные данные о природе регионов и стран мира, о расовом и национальном составе населения, укладе жизни и традициях народов, хозяйстве, особенностях культуры и социально-политической организации государств, располагающихся в пределах отдельных регионов.


Тематический парк – парк, представляющий своим посетителям широкий набор развлечений, объединенных общей темой, где главным элементом программы выступает аттракцион.

Территориальная рекреационная система – рекреационная система, у которой отношения между элементами опосредованы территорией – форма организации рекреационной деятельности на определенной территории, в рамках которой достигается максимальная взаимосвязь, пространственная и функциональная координация различных подсистем, участвующих в реализации рекреационной функции данной территории.

Территория (особо) охраняемая – пространство (акватория, территория), выделяющееся ценностью находящихся в его пределах объектов и происходящих явлений природного и антропогенного характера или положительно воздействующее на окружающее пространство.

Туристская агломерация – тип территориальной рекреационной системы, возникающей на базе крупного туристского центра с обширной площадью зоны урбанизации, поглощающей смежные населенные пункты.

Туристская база – предприятие гостиничного типа, функционирующее круглогодично или сезонно, и которое располагается в курортных зонах, в местностях с благоприятными природно-климатическими условиями, предоставляя при этом туристам различные виды обслуживания: ночлег, питание, культурно-бытовое, экскурсионное, оздоровительное и др.

Туристская емкость территории – вместимость базы ночлега (числа мест ночлега), предприятий общественного питания (число посадочных мест, выдаваемых блюд) и сопутствующей базы (число мест либо площади), определяющей максимальное число туристов, которые одновременно пользуются отдельными объектами, не вызывая уменьшения круга и уровня туристских услуг.


Туристская зона – это:

1) часть национальной территории, на которой имеется два или более центров по приему туристов не менее чем на 5000 мест проживания;

2) территория, на которой сосредоточены объекты показа, привлекающие туристов, а также другие туристские объекты (гостиницы, санатории, пансионаты).

Туристская информация – совокупность необходимых достоверных сведений, позволяющих туристу правильно ориентироваться в непривычных условиях: правила въезда в ту или иную страну и пребывания там, сведений об обычаях местного населения, религиозных обрядах, святынях, природных и культурных достопримечательностях и т. п.

Туристская инфраструктура – совокупность путей сообщения (дороги, подъездные пути, вокзалы, аэропорты, пристани и т. п.), коммуникаций (водопроводная, электрическая и газовая сети, отопление, канализация, средства связи и т. п.), туристских ресурсов, объектов туристского показа, средств размещения и питания, объектов торговли, бытового и лечебно-профилактического обслуживания, спортивных сооружений, а также других объектов, необходимых для обеспечения и развития индустрии туризма.

Туристская карта – карта, отображающая направление и условия маршрута, а также объекты, представляющие интерес для туристов (места туристского интереса).

Туристская освоенность – уровень хозяйственного потенциала туризма в процессе территориального разделения труда, а также результат процесса туристского освоения территории, характеризующий уровень насыщения данной территории видами и объектами туристской деятельности.

Туристская территория – вид комплексного туристского ресурса – географически определенное место концентрации наиболее ценных туристских ресурсов, а также объектов туристского интереса, выделяемое в составе туристского региона, с указанием в кадастрах и иных видах документации и введением режима приоритетного целевого функционирования и развития туризма.

Туристские ресурсы – это:

1) природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил (Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», 1996);

2) природно-климатические, социокультурные, исторические, архитектурные и археологические, научные и промышленные, зрелищные, культовые и иные объекты или явления, способные удовлетворить потребности человека в процессе и в целях туризма.

Туристский интерес – перспектива получения туристом объективной информации, положительных эмоций и потенциальная возможность удовлетворения планируемой потребности туриста в конкретной, частично известной туристской услуге или работе, туристском товаре и туристском продукте, основанных на определенном комплексе туристских ресурсов, выступающих в виде объектов туристского интереса.


Туристский комплекс – это:

1) градостроительное образование различного функционального профиля, состоящее из туристских объектов и учреждений, объединенных единым архитектурно-планировочным решением, общей пространственной композицией и организацией обслуживания;

2) совокупность разных по функциям туристских учреждений вместимостью более 1000 мест, объединенных одной функциональной программой (лечение, оздоровление, отдых, деловые встречи и мероприятия и т. д.).

Туристский лагерь – специализированное туристское предприятие, предназначенное для активного отдыха на природной среде.

Туристский маршрут это:

1) географически определенная, привязанная к данной местности и особенным объектам и описанная с различной степенью детальности, трасса похода, путешествия;

2) путь, который пересекает определенное географическое пространство и имеет специфику дорог, учреждений, находящихся по пути следования, туристских достопримечательностей;

3) заранее спланированный путь перемещения туристов по географическим точкам в течение определенного периода времени с целью получения предусмотренных программой обслуживания и дополнительных туристско-экскурсионных услуг.

Туристский микрорайон – совокупность туристских учреждений и различных сопутствующих отраслей, расположенных на компактной территории и связанных между собой системой инженерного и бытового обеспечения с централизацией и кооперированием обслуживающих подразделений.

Туристский объект – особое градостроительное образование, ориентированное на предоставление туристам заданного объема услуг и реализацию специализированных туристских программ.

Туристский потенциал – это:

1) совокупность природных, культурно-исторических и социально-экономических предпосылок для организации туристской деятельности на определенной территории;

2) совокупность приуроченных к данному объекту (территории) природных и рукотворных тел и явлений, а также условий, возможностей и средств, пригодных для формирования туристского продукта и осуществления соответствующих туров, экскурсий, программ.

Туристский район – территория, обладающая определенными признаками аттрактивности и обеспеченная туристской инфраструктурой и системой организации туризма. Туристские районы отличаются следующими признаками: а) время возникновения, исторические особенности формирования; б) природные, историко-культурные, населенческие и социально-экономические предпосылки формирования; в) уровень развития туристской инфраструктуры; г) туристская специализация.

Туристский регион – это:

1) место, располагающее туристскими сооружениями и услугами, которые выбирает турист или группа туристов и которые продаются производителем услуг;

2) отдельная территориальная единица, основанная на общности природных, культурных и историко-архитектурных ресурсов, объединенная общей туристской инфраструктурой и воспринимаемая в виде целостного объекта;


3) территория, располагающая объектами туристского интереса и предлагающая определенный набор услуг, необходимых для удовлетворения потребностей туристов.

Туристский центр – местность, располагающая помимо туристских ресурсов соответствующей инфраструктурой (транспорт, предприятия размещения, питания, сервисного обслуживания, развлечения) для обслуживания значительных туристских контингентов, а также привлекающая туристов в силу наличия специфических туристских ресурсов, удобств транспортно-географического положения и доступной для туриста информации о нем.

Туристское впечатление комплекс эмоций, в общем случае положительных, и душевного и физического состояния туриста, возникший или достигнутый им в результате потребления туристских услуг (работ), приобретения туристских товаров, потребления туристского продукта.

Туристское качество – интегральная совокупность ряда количественных и качественных характеристик определенной территории, позволяющих сделать вывод о ее туристской привлекательности, а также степени обеспеченности туристскими ресурсами и инфраструктурой.

Туристское пространство – это:

1) совокупность регионов: а) в которых формируется спрос на туристские продукты; б) в которых удовлетворяется спрос; в) выполняющих роль связующего звена между ними;

2) расположение туристских ресурсов, объектов и комплексов, а также результатов деятельности туристов в пространстве, подчиняющееся основным географическим закономерностям;

3) экономическое пространство, характеризующееся множеством объектов и субъектов деятельности, специализирующихся на туризме и рекреации.

Туристское районирование – процесс расчленения территории, при котором районы идентифицируются по наличию у них особых признаков и выделяются туристские районы, отличающиеся друг от друга по набору и степени выраженности признаков.

Туристское ресурсоведение – важный научно-прикладной раздел географии туризма и комплексного страноведения, в сфере интересов которого находятся вопросы концептуализации, изучения и комплексной оценки туристских ресурсов отдельных территорий.

Туристско-рекреационный комплекс – сложное хозяйство, куда входят лечебные и оздоровительные учреждения, обслуживающие предприятия и сопутствующие отрасли (предприятия торговли и питания, бытовые, культурные и спортивные учреждения, экскурсионные объекты, транспортная сеть, сувенирное производство и др.).


Центр туризма город, местность или объект, где на базе туристских ресурсов создан комплекс туристско-экскурсионного обслуживания.

Центр туристского интереса – ограниченная территория, обладающая свойствами привлекать и удерживать туристов и имеющая все условия, в том числе инфраструктуру, различного вида услуги для удовлетворения потребностей туристов.



Экологическая деревня – специально организованная территория, обеспечивающая отдых в естественной среде с использованием традиционных для страны средств размещения и питания, а также натуральное поведение туристов, наблюдение за домашними животными и другие элементы агротуристского комплекса.

Эстетическая оценка ландшафта – определение размера и интенсивности положительных эмоций, оказывающих благоприятное воздействие на самочувствие человека, в ходе формирования представлений об окружающей людей природной среде разными социальными, имущественными, национальными и региональными группами населения.