Файл: Туристское ресурсоведение. Кусков.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.06.2020

Просмотров: 7145

Скачиваний: 109

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В-третьих, методики страноведческого анализа отличаются большой пестротой и определенной степенью субъективизма, описательности. В частности, можно выделить два основных подхода к построению таких характеристик с точки зрения туристской составляющей. Первый подход, активно развиваемый Д. В. Севастьяновым, предполагает «вплетение» аспектов туризма во всех составляющие страноведческой характеристики. Так, при рассмотрении природы, акцент делается на рассмотрении ее как ресурса туризма, при характеристике культурно-исторического потенциала страны оговариваются возможности его использования в туризме.

Второй подход основан на выделении в структуре страноведческой характеристики самостоятельного раздела, затрагивающего вопросы развития рекреации и туризма в стране. Первый подход, по мнению автора, следует считать наиболее удачным и обоснованным, так как позволяет комплексно оценить туристские возможности страны или ее отдельного региона.

Этапы становления туристского ресурсоведения. В числе первых за разработку проблем рекреации и туризма взялся коллектив отделов физической (заведующий отделом – В. С. Преображенский) и экономической географии (заведующий отделом – А. А. Минц) Института географии Академии наук СССР. С середины 60-х гг. прошлого века ведущее положение по развитию теории рекреационной географии занимает Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова.

Активная разработка проблем туризма началась значительно позднее формирования учения о рекреационной географии и рекреационных системах. В нашей стране впервые научный интерес к туризму проявила экономическая наука. Первая публикация относится к 1965 г., в журнале «Вопросы экономики», № 4, статья «Экономика туризма», автор В. М. Кривошеев. Затем увидели свет крупные работы П. Г. Олдака, В. И. Азара, В. С. Преображенского, И. В. Зорина, Ю. А. Веденина, В. А. Квартальнова и других ученых. Но феномен рекреации в этих работах оттеснял туризм на задний план.

В. С. Преображенский, И. В. Зорин и Ю. А. Веденин работой «Географические аспекты конструирования новых типов рекреационных систем» «подключают» к проблематике туризма науку о земле. Через некоторое время географы заняли прочные позиции лидера в исследовании закономерностей индустрии туризма, выдвинувшие гипотезу о рекреационной системе и исследовавшие ее, – В. С. Преображенский, Б. Н. Лиханов, Ю. А. Веденин, Н. А. Ступина, И. В. Зорин и другие ученые Института Географии АН СССР.

Следует отметить, что термин «рекреационные ресурсы» в научный обиход вошел сравнительно недавно. Еще в 50-60-е гг. ХХ в. он в научной литературе не встречался. Очевидно, появление этого понятия следует относить к 1968-71 гг. Основные исследования в области рекреационного ресурсоведения проводили В. Б. Нефедова, В. С. Преображенский, Ю. А. Веденин, Б. Б. Родоман, А. А. Минц.


В конце 60-х – начале 70-х гг. ХХ в. произошло становление нового научного направления в рамках рекреационной географии – рекреационного ресурсоведения. Учение о рекреационных ресурсах существует уже четыре десятилетия и успешно развивается представителями целого ряда наук – географами, социологами, экономистами, экологами, психологами. В то же время, сформировавшееся за последнее десятилетие учение о туристских ресурсах, встречает весьма рациональную критику со стороны отечественных специалистов.

Критика учения о туристских ресурсах вполне объяснима. Рекреационная география и рекреалогия относятся к сформировавшимся научным направлениям, имеющим собственный терминологический аппарат, систему методов, методологию. Системной и общепризнанной науки о туризме и туристской деятельности пока нет. Учеными Российской международной академии туризма (РМАТ) в качестве обозначения науки о туризме предлагается туристика, которая пока не имеет всеобщего признания. Неразрешенным остается и вопрос соотношения понятий «рекреация» и «туризм». Однако, в свете последних лет, туризм занял прочные позиции в системе понятий и социально-экономических явлений современности, оттеснив рекреацию на задний план.

К настоящему времени в нашей стране сложились значительные научные центры, занимающиеся разработкой указанных проблем. К ним относятся: Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Институт географии РАН, Российская международная академия туризма, Смоленский гуманитарный университет, Санкт-Петербургский государственный университет, Алтайский государственный университет, Дальневосточный государственный университет, Дальневосточный государственный университет экономики и сервиса, Сочинский государственный университет туризма и курортного дела, Омский государственный институт сервиса, Ростовский государственный университет, Кубанский государственный университет, Российский НИИ природного и культурного наследия и др.

Однако серьезных научных школ и направлений в области туристского ресурсоведения так и не возникло. Наиболее значимые исследования в области туристского ресурсоведения проводятся в настоящее время Ю. А. Ведениным, Е. В. Колотовой, Т. А. Ирисовой, И. В. Зориным, В. И. Преловским, А. Б. Косолаповым, Е. Ю. Колбовским, Н. С. Мироненко, Д. В. Севастьяновым, А. И. Зыряновым и другими специалистами. В последние годы активно подключаются к разработке проблем туристского ресурсоведения преподаватели и научные сотрудники туристских кафедр и отделений многих вузов страны. Наиболее активно работают в этом направлении специалисты из Санкт-Петербурга, Калининграда, Владивостока, Москвы, Новосибирска, Улан-Удэ, Хабаровска, Томска, Барнаула, Петрозаводска, Саратова и др.


Исходя из результатов собственных исследований и работ отечественных и зарубежных специалистов, можно определить туристское ресурсоведение как важный научно-прикладной раздел географии туризма и комплексного страноведения, в сфере интересов которого находятся вопросы концептуализации, изучения и комплексной оценки туристских ресурсов отдельных территорий. Следует признать, что туристское ресурсоведение является важнейшей составной частью рекреационного ресурсоведения, так как автор придерживается точки зрения, согласно которой туризм является составным элементом рекреации.

Туристское ресурсоведение имеет тесные связи с такими научными направлениями как природопользование, социология, философия, география, экономика, математика, курортология, психология, культурология, экология и др. Особые вопросы туристского ресурсоведения соприкасаются с рядом разделов медицинских и юридических наук.


1.2. Предмет, задачи и значение туристского ресурсоведения


Развитие туристского бизнеса осуществляется при наличии основных составляющих: капитала, технологии, трудовых, природных и культурно-исторических ресурсов туризма. Недостаточно иметь капитал, купить технологию, нанять высокопрофессиональные кадры и заниматься туризмом. Для этого необходимо выбрать место, где имеются туристские ресурсы. Если в пределах какой-либо территории нет туристских ресурсов, то в силах человека их создать. Практика последних лет демонстрирует создание искусственных ресурсов туризма – крупных тематических парков, туристских комплексов, аттракционов.

Туристские ресурсы определяют формирование туристского бизнеса в том или ином регионе и рассматриваются как один из важнейших факторов развития туризма, как основа для планирования производства туристского продукта. Именно специфика туристских ресурсов региона определяет особенности и структуру регионального туристского продукта. Туристские ресурсы определяют специфику развития туризма в регионе, формирование приоритетных направлений инвестиционной политики. Кроме того, туристские ресурсы обладают районообразующей ролью, так как на основе наличия и разнообразия туристских ресурсов выделяются туристские районы и зоны, планируются и открываются новые туристские маршруты.

Будущие специалисты в сфере туризма должны иметь представление о содержании, структуре и роли туристских ресурсов в развитии регионального туризма, владеть основными методами оценки туристских ресурсов, которая необходима для управления использованием природных и культурно-исторических ресурсов и охраны окружающей среды.

Представление о ценности территории как перспективном месте туризма традиционно связывали с богатством природы, ее разнообразием, с культурно-историческим наследием, в качестве которого рассматривались, прежде всего, памятники архитектуры, исторические города, достопримечательные места и т. д. В рамках рекреационной географии всегда особое место занимала тема туристского ресурсоведения. Много научных работ в 1970-е гг. было посвящено оценке туристских и рекреационных ресурсов. При этом обсуждались самые разнообразные аспекты этой проблемы, прежде всего методология и методы оценки качества ресурсов, измерение степени устойчивости и методы расчета максимальных и оптимальных нагрузок на природные и историко-культурные комплексы4.


В связи с этим важность изучения учебной дисциплины «Туристское ресурсоведение» представляется несомненной. В нашей стране сложились три подхода к преподаванию дисциплины «Туристское ресурсоведение» («Туристские ресурсы») – теоретико-методологический, прикладной (оценочный), описательный. В рамках теоретико-методологического подхода в качестве основного содержания учебного курса выступают два главных вопроса: а) концептуализация понятия «туристские ресурсы» и понятийно-терминологического аппарата дисциплины и б) изучение основных методов оценки туристских ресурсов.

Описательный подход предполагает построение учебного курса «Туристское ресурсоведение» на основе описания туристских ресурсов отдельных стран и регионов мира. Данный подход, по мнению автора, в современных условиях неприемлем, так как важнее научиться самостоятельно оценивать туристские ресурсы, нежели «выуживать» их описания из словарей, путеводителей, справочников. Древние восточные мудрецы говорили, что голодного человека надо научить пользоваться удочкой, а не накормить рыбой.

Прикладной (оценочный) подход основан на практическом применении существующих методов оценки туристских ресурсов в отношении конкретных территорий. Этот подход обособленно реализуется крайне редко. Наиболее оптимальным вариантом его реализации является комбинирование с теоретико-методологическим подходом, так как курс туристского ресурсоведения в обязательном порядке должен завершаться разделом, где студенты будут изучать и оценивать туристские ресурсы региона своего проживания – то есть будут применять полученные знания на практике.

Итак, наш учебник, как вы уже догадались, написан в русле теоретико-методологического подхода. Это объясняется целым рядом причин. Во-первых, описательный подход, рассмотренный нами выше, наиболее успешно реализуется в родственных учебных дисциплинах, таких как «География туризма», «Туристское регионоведение», «Туристское страноведение». Во-вторых, автор сознательно опустил прикладной аспект, так как посчитал нецелесообразным рассмотрение практики применения различных методов оценки туристских ресурсов к условиям отдельно взятого региона или страны. Предполагается, что теоретико-методологический аппарат учебника позволит студентам самостоятельно оценить туристские ресурсы своего региона в рамках практических и семинарских занятий, используя при этом задания, приведенные после каждой главы.

Оптимальным мы считаем построение учебной дисциплины на основе сочетания теоретико-методологического и оценочного подходов с обязательным использованием описательных методов в качестве иллюстративного материала. Наиболее значимым считаем изучение содержания основных методов оценки туристских ресурсов и возможностей их практического применения в условиях как своего региона, так и других территорий, в том числе и зарубежных.


Дисциплина дает представление об основных концепциях и понятиях географии туризма и туристского ресурсоведения, а также о важнейших и современных способах оценки туристских возможностей отдельных территорий для их дальнейшего использования и развития как туристских регионов. Особое внимание отводится авторским методикам оценки природных, культурно-исторических и социально-экономических ресурсов туризма. Приводится также и обзор основных методов оценки иных категорий рекреационных и туристских территорий – культурных ландшафтов, историко-культурных и ландшафтных комплексов, особо охраняемых природных территорий (ООПТ) и др.

Целью учебного курса «Туристское ресурсоведение» является выделение и характеристика основных разновидностей туристских ресурсов, а также рассмотрение, оценка и особенности практического применения существующих методик их оценивания.

Для реализации поставленной цели в процессе изучения дисциплины предусматривается решение ряда задач. К основным задачам туристского ресурсоведения можно отнести следующие:

  1. Определение содержания учебной дисциплины «Туристское ресурсоведение».

  2. Раскрытие базисных положений и операционализация основных понятий, терминов и категорий дисциплины.

  3. Выявление системы показателей и критериев количественной и качественной оценки туристского потенциала территорий.

  4. Характеристика основных видов туристских ресурсов, а также выделение и изучение их важнейших свойств.

  5. Анализ методов оценки природных, культурно-исторических и социально-экономических ресурсов туризма.

  6. Выделение важнейших особенностей пространственной организации туристских ресурсов.

  7. Рассмотрение основных аспектов экологии и охраны туристских ресурсов.

В любом регионе, поселении, уголке природы может быть создан полноценный туристский ресурс. Это существенным образом меняет стратегию развития туристской отрасли и значительно расширяет роль географии. Главная задача туристского ресурсоведения заключается сейчас не только в том, чтобы найти и оценить новые ресурсы в местах, до сих пор не освоенных туристской отраслью, а обогатить туристский потенциал уже освоенных мест, обустроенных туристскими учреждениями, доступными для потенциальных туристов5.

Выделенные задачи дисциплины определяют и ее структуру, которую составляют следующие разделы:

  • Теоретические основы туристского ресурсоведения.

  • Туристский потенциал территории.

  • Туристские ресурсы как важнейшая составная часть туристского потенциала.

  • Природные туристские ресурсы и их оценка.

  • Культурно-исторические ресурсы туризма и их оценка.

  • Социально-экономические ресурсы туризма и их оценка.

  • Пространственная организация туристских ресурсов.

  • Экология и охрана туристских ресурсов.